kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Два брата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сказка Е.Л. Шварца «Два брата».

Цели:

1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки, определять тему.

2.Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма урока: творческая литературная мастерская.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

- Совсем недавно, 3 марта в Детской библиотеке проходил конкурс чтецов. От нашего класса в нем принимала участие Рыбина Дарья. Она читала стихотворение под названием Татьяны Кузовлевой.  Давайте послушаем.

 (Даша Рыбина  читает стихотворение «Семья»)

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоем, мы – семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнскою силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

 (Т. Кузовлева)

- Как вы думаете, как называется это стихотворение? (Семья)

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(о родном доме, о своих близких, о семье)

- Так что же такое семья? (ответы детей)

- А теперь проверим наши предположения. Как мы это сделаем?

 (Обратимся за помощью к словарю)

Семья  (по Ушакову) - группа  людей, состоящая из близких родственников,  живущих вместе.

- А самое главное, мы будем говорить о взаимоотношениях в семье.

- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это  самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.

- А как называется наука, занимающаяся родословием?

 (Генеалогия. Генеалогический – значит родословный )

- Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е. поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи. Мы тоже составляли генеалогическое древо и некоторые из них представлены на доске.

2.  Игра

А сейчас для того, чтобы узнать о вас и ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те,…”

• У кого есть старший брат.

• У кого есть младшая сестра.

• У кого бабушка и дедушка живут  в деревне.

• У кого бабушка и дедушка живут в городе.

• У кого дальние родственники живут в России.

• У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.

• У кого есть двоюродный брат

• У кого есть двоюродная сестра

• У кого есть сын или дочь

- Ну, вот мы вспомнили своих близких и дальних родственников.

- А теперь мы поговорим о взаимоотношениях в семье. Всегда и все происходит гладко при общении вас с вашими братьями и сестрами, мамами и папами, бабушками и дедушками?

(Нет, не всегда… Случаются ссоры, конфликты, непонимание, обиды….)

- А как вы думаете, как избежать конфликтов?

( Надо уметь слушать, принимать чужое мнение, думать о других…)

- Верно, поэтому темой нашего урока   я предлагаю взять  слова

Думай и о других, не только о себе  (русская народная поговорка)

- Как вы  понимаете эти слова?

2.  Проверка домашнего задания (представление самостоятельной работы)

- Вы готовили сообщения о жизни и творчестве  писателя Е.Л. Шварца:

Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство  провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета.

В печати впервые выступил в 1923 г. Сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.

В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского.

Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьеса «Красная шапочка»,  «Снежная королева»,  «Тень»).

В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу «Дракон».

 По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и многие другие.

Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде.

-Что – же писал Шварц для детей?

( Сказки)

- Сегодня мы  познакомимся со сказкой Е. Шварца. Но прежде вспомните ранее прочитанную сказку по опорным словам

Старший,

младший,

Искать большего счастья - малое потерять,

 Волков бояться, в лес не ходить,

Под лежачий камень вода не течет

-( Это сказка Льва Толстого «Два брата»)

- Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное

Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретились они через много лет и увидели, что каждый из них счастлив по-своему. У каждого человека в жизни свой путь.

-Чем закончился спор двух братьев?

( Каждый из братьев остался при своем мнении)  

- Верно, сказка Е. Шварца носит такое же название

-  Как она называется? 

(ДВА БРАТА)

3.  Постановка целей урока

- А теперь вспомните и назовите еще раз тему нашего урока, на материале какого произведения мы будем раскрывать эту тему?

(Думай о себе, а не только о других, сказка Е. Шварца«Два брата»)

-Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

(Выяснить, как строятся взаимоотношения в семье,

Познакомиться с произведением,

 учиться задавать вопросы по прочитанному тексту

учиться выражать свои мысли,

 развивать устную речь

расширять и обогащать словарный запас

научиться находить в тексте необходимую информацию…)

-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, творческим, полезным.)

-Чтобы получился хороший творческий урок, какие качества мы должны проявить?

(Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.)

4. Стадия «Осмысление».

  Работа с текстом до чтения (На экране: иллюстрация, название сказки, автор)

– Сегодня нас ждет встреча с произведением  Е. Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

( О братьях…)

- Как вы думаете, похожи ли эти сказки?

( Да, т.к. говориться в них будет о братьях…)

- А как вы сможете проверить свои предположения?

 (Прочитать текст)

5. Работа с текстом во время чтения.

- Откройте стр.62, мы начнём знакомиться с произведением (чтение  1 абзаца вслух)

Вопросы к 1 абзацу:

- Можно ли начало сказки назвать сказочным?

Чтение со 2 абзаца до слов «Смотри же!» (Самостоятельно про себя)

- Что веселило лесничего и что огорчало? Ответьте предложениями  из текста.

-Что заставило Старшего дать честное слово? (очень хотел елку…)

Чтение стр. 63 по стр.64 первый абзац  (Вслух Ермаков, Рыбина, Дронова, Пчелкина…)

–Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? ( Он любил покой …)

Чтение 1 части до конца (по стр 65) (чтение по предложению, работа в паре)

- Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему? Охарактеризуйте Старшего брата.

6. Работа в группах

-  Сейчас вам предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группе

-Сейчас вы в группах  прочитаете 2 главу. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам, «по цепочке»…).

 Во время чтения вы будете сразу выполнять следующую работу:

Группа 1

Составит толковый словарик части 2.

Группа 2

Задаст  вопросы по тексту (не менее 6-7)

Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Обещание Старшего.

Старший в ледяном лесу.

- Поднимаем руку, когда задание будет выполнено

7. Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения 2 главы:

-Что нового узнали о Старшем? Изменилось ли ваше мнение о нём?

 (Старший очень любил покой, был жестоким…)

- Как автор относится к Старшему брату? (осуждает его…)

- Красив ли ледяной лес? ( Да, очень красив…)

- Что сказочного, а что реального в сказке? (Реально - братья, ссоры, отъезд родителей, страшный темный лес… Сказочно- быстро добрался, ледяной лес…)

8. Проверка выполненных заданий в группах

Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Обещание Старшего.

Старший в ледяном лесу.

  1. Семья лесничего.
  2. Обещание Старшего.
  3. Отъезд родителей в город.
  4. Ссора братьев.
  5. Брат пропал бесследно.
  6. Возвращение родителей.
  7. Дальше и дальше от дома
  8. Старший в ледяном лесу.

Группа 2

 Вопросы по тексту (не менее 6-7)

-Почему старший жалел брата? (вспомнил, как он радовался, какой он беззащитный)

- Почему старшему становилось жутко в лесу? (кругом были большие деревья, темно…)

- Почему Старший остановился? ( удивился, что добрался так быстро)

- Сколько времени нужно, чтобы добраться от дома до гор? (7 недель езды)

- За сколько добрался мальчик? ( за ночь)

- Среди каких деревьев очутился мальчик? (прозрачных)

- Почему растаяла веточка в руках у мальчика? (она была изо льда)

Группа 1

Составит толковый словарик части 2.

Изредка - иногда, не часто

Жутко – очень страшно

Рассвело – взошло солнце

Бубенчики – металлическая погремушка в виде полого шарика с кусочками металла внутри

Очутился, очутиться  – попасть куда- либо

Басом, бас  – самый низкий мужской голос

Насквозь - напролет, навылет

9. Домашнее задание

Группа 1

Придумает свою версию финала сказки.

Группа 2

Составит описание реального и ледяного леса.

Группа 3

Найдёт в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовит чтение

9. Рефлексия

- Достигли мы поставленных целей?

 (Да, мы учились выражать свои мысли.       

Учились понимать текст

Учились задавать вопросы)

-А все ли мы узнали о взаимоотношениях братьев? (Нет)

- А почему? ( Не дочитали сказку до конца)

-  Верно. А как же дальше будут развиваться взаимоотношения братьев, чем же на самом деле закончится сказка, по замыслу автора, мы узнаем на следующем уроке.

- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Два брата»

Тема урока: Сказка Е.Л. Шварца «Два брата».


Цели:

1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки, определять тему.

2.Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма урока: творческая литературная мастерская.


Ход урока

  1. Актуализация знаний

- Совсем недавно, 3 марта в Детской библиотеке проходил конкурс чтецов. От нашего класса в нем принимала участие Рыбина Дарья. Она читала стихотворение под названием Татьяны Кузовлевой. Давайте послушаем.

(Даша Рыбина читает стихотворение «Семья»)


На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоем, мы – семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнскою силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

(Т. Кузовлева)

- Как вы думаете, как называется это стихотворение? (Семья)

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(о родном доме, о своих близких, о семье)

- Так что же такое семья? (ответы детей)

- А теперь проверим наши предположения. Как мы это сделаем?

(Обратимся за помощью к словарю)


Семья (по Ушакову) - группа людей, состоящая из близких родственников, живущих вместе .


- А самое главное, мы будем говорить о взаимоотношениях в семье.

- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки...


- А как называется наука, занимающаяся родословием?

(Генеалогия. Генеалогический – значит родословный )

- Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е. поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи. Мы тоже составляли генеалогическое древо и некоторые из них представлены на доске.


2. Игра

А сейчас для того, чтобы узнать о вас и ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те,…”

• У кого есть старший брат.

• У кого есть младшая сестра.

• У кого бабушка и дедушка живут в деревне .

• У кого бабушка и дедушка живут в городе.

• У кого дальние родственники живут в России.

• У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.

• У кого есть двоюродный брат

• У кого есть двоюродная сестра

• У кого есть сын или дочь


- Ну, вот мы вспомнили своих близких и дальних родственников.

- А теперь мы поговорим о взаимоотношениях в семье. Всегда и все происходит гладко при общении вас с вашими братьями и сестрами, мамами и папами, бабушками и дедушками?

(Нет, не всегда… Случаются ссоры, конфликты, непонимание, обиды….)

- А как вы думаете, как избежать конфликтов?

( Надо уметь слушать, принимать чужое мнение, думать о других…)

- Верно, поэтому темой нашего урока я предлагаю взять слова

Думай и о других, не только о себе (русская народная поговорка)

- Как вы понимаете эти слова?


2. Проверка домашнего задания (представление самостоятельной работы)

- Вы готовили сообщения о жизни и творчестве писателя Е.Л. Шварца:


Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета.


В печати впервые выступил в 1923 г. Сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.


В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского.

Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьеса «Красная шапочка», «Снежная королева», «Тень»).

В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу «Дракон».

По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и многие другие.

Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде.


-Что – же писал Шварц для детей?

( Сказки)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой Е. Шварца. Но прежде вспомните ранее прочитанную сказку по опорным словам

Старший,

младший,

Искать большего счастья - малое потерять,

Волков бояться, в лес не ходить,

Под лежачий камень вода не течет

-( Это сказка Льва Толстого «Два брата»)

- Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное


Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретились они через много лет и увидели, что каждый из них счастлив по-своему. У каждого человека в жизни свой путь.


-Чем закончился спор двух братьев?

( Каждый из братьев остался при своем мнении)

- Верно, сказка Е. Шварца носит такое же название

- Как она называется?

(ДВА БРАТА)


3. Постановка целей урока

- А теперь вспомните и назовите еще раз тему нашего урока, на материале какого произведения мы будем раскрывать эту тему?

(Думай о себе, а не только о других, сказка Е. Шварца«Два брата»)

-Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

(Выяснить, как строятся взаимоотношения в семье,

Познакомиться с произведением,

учиться задавать вопросы по прочитанному тексту

учиться выражать свои мысли,

развивать устную речь

расширять и обогащать словарный запас

научиться находить в тексте необходимую информацию…)


-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, творческим, полезным.)

-Чтобы получился хороший творческий урок, какие качества мы должны проявить?

(Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.)


4. Стадия «Осмысление».

Работа с текстом до чтения (На экране: иллюстрация, название сказки, автор)

– Сегодня нас ждет встреча с произведением Е. Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

( О братьях…)


- Как вы думаете, похожи ли эти сказки?

( Да, т.к. говориться в них будет о братьях…)

- А как вы сможете проверить свои предположения?

(Прочитать текст)


5. Работа с текстом во время чтения.

- Откройте стр.62 , мы начнём знакомиться с произведением (чтение 1 абзаца вслух)

Вопросы к 1 абзацу:

- Можно ли начало сказки назвать сказочным?


Чтение со 2 абзаца до слов «Смотри же!» (Самостоятельно про себя)

- Что веселило лесничего и что огорчало? Ответьте предложениями из текста.

-Что заставило Старшего дать честное слово? (очень хотел елку…)

Чтение стр. 63 по стр.64 первый абзац (Вслух Ермаков, Рыбина, Дронова, Пчелкина…)

–Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? ( Он любил покой …)

Чтение 1 части до конца (по стр 65) (чтение по предложению, работа в паре)

- Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему? Охарактеризуйте Старшего брата.


6. Работа в группах

- Сейчас вам предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группе

-Сейчас вы в группах прочитаете 2 главу. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам, «по цепочке»…).

Во время чтения вы будете сразу выполнять следующую работу:


Группа 1

Составит толковый словарик части 2.



Группа 2

Задаст вопросы по тексту (не менее 6-7)



Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.


Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Обещание Старшего.

Старший в ледяном лесу.


- Поднимаем руку, когда задание будет выполнено


7. Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения 2 главы:

-Что нового узнали о Старшем? Изменилось ли ваше мнение о нём?

(Старший очень любил покой, был жестоким…)

- Как автор относится к Старшему брату? (осуждает его…)

- Красив ли ледяной лес? ( Да, очень красив…)

- Что сказочного, а что реального в сказке? (Реально - братья, ссоры, отъезд родителей, страшный темный лес… Сказочно- быстро добрался, ледяной лес…)


8. Проверка выполненных заданий в группах

Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.


Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Обещание Старшего.

Старший в ледяном лесу.


  1. Семья лесничего.

  2. Обещание Старшего.

  3. Отъезд родителей в город.

  4. Ссора братьев.

  5. Брат пропал бесследно.

  6. Возвращение родителей.

  7. Дальше и дальше от дома

  8. Старший в ледяном лесу.


Группа 2

Вопросы по тексту (не менее 6-7)



-Почему старший жалел брата? (вспомнил, как он радовался, какой он беззащитный)

- Почему старшему становилось жутко в лесу? (кругом были большие деревья, темно…)

- Почему Старший остановился? ( удивился, что добрался так быстро)

- Сколько времени нужно, чтобы добраться от дома до гор? (7 недель езды)

- За сколько добрался мальчик? ( за ночь)

- Среди каких деревьев очутился мальчик? (прозрачных)

- Почему растаяла веточка в руках у мальчика? (она была изо льда)



Группа 1

Составит толковый словарик части 2.



Изредка - иногда, не часто

Жутко – очень страшно

Рассвело – взошло солнце

Бубенчики – металлическая погремушка в виде полого шарика с кусочками металла внутри

Очутился, очутиться – попасть куда- либо

Басом, бас – самый низкий мужской голос

Насквозь - напролет, навылет


9. Домашнее задание

Группа 1

Придумает свою версию финала сказки.

Группа 2

Составит описание реального и ледяного леса.

Группа 3

Найдёт в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовит чтение


9. Рефлексия

- Достигли мы поставленных целей?

(Да, мы учились выражать свои мысли.

Учились понимать текст

Учились задавать вопросы)

-А все ли мы узнали о взаимоотношениях братьев? (Нет)

- А почему? ( Не дочитали сказку до конца)

- Верно. А как же дальше будут развиваться взаимоотношения братьев, чем же на самом деле закончится сказка, по замыслу автора, мы узнаем на следующем уроке.


- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?


Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…


- Спасибо за работу. Урок окончен.

Два брата

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: "Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

- Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Тогда старший сказал:

- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.

Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, - разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.

Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.

Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

А младший сказал:

- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

- И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".

А меньшой сказал:

- А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

- Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

- Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Два брата

Автор: Читаева Наталья Николаевна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 310025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Е.Шварц "Два брата" "
    ["seo_title"] => string(20) "ie-shvarts-dva-brata"
    ["file_id"] => string(6) "193500"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427643439"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация к уроку по литературному чтению Е.Шварц «Два брата». "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-k-uroku-po-litieraturnomu-chtieniiu-ie-shvarts-dva-brata"
    ["file_id"] => string(6) "199205"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428523418"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок литературного чтения по произведению Толстого "Два брата" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieraturnogho-chtieniia-po-proizviedieniiu-tolstogho-dva-brata"
    ["file_id"] => string(6) "104335"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402683776"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Л.Н.Толстой.Сказка "Два брата" "
    ["seo_title"] => string(28) "l-n-tolstoi-skazka-dva-brata"
    ["file_id"] => string(6) "138004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417456904"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок литературного чтения.Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата». "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieraturnogho-chtieniia-tiema-mudrost-skazki-ievghieniia-shvartsa-dva-brata"
    ["file_id"] => string(6) "183462"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425885527"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства