Статья посвящена созданию коррекционно-развивающих условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников в дошкольном образовательном учреждении.
Описаны игровые технологии, успешно применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи учителем-дефектологом в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Ключевые слова: дети - инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нарушения, отклонения развития, особые образовательные потребности, помощь, индивидуальные особенности, особые образовательные потребности, коррекционно-развивающая работа.
Актуальность. На современном этапе развития российского образования, в период модернизации его нормативно-правовой базы и широкого распространения инклюзии, приоритетной задачей является создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями развития. Особенно актуальной эта задача становится в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО, далее по тексту Стандарт). Так как Стандарт во многом направлен на создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в соответствии с их особыми образовательными потребностями [5; 6; 13].
Особые образовательные потребности - это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. Психолого-педагогическое вмешательство в раннем дошкольном периоде позволяет в значительной мере помочь детям в преодолении трудностей в развитии.
В течение столетий по поводу идей и теории Ф. Фребеля о воспитании человека исследователи высказывали часто противоположные точки зрения, критикуя или поддерживая различные постулаты. Несомненной заслугой Ф. Фребеля признается то, что он «первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их стремления, взглянул на детскую жизнь как на жизнь относительно полную, законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые» [13, с. 497], поскольку в игре «сразу, в смутном единстве проявляются все инстинкты» [3, с. 104]. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
На наш взгляд, одним из основных средств, формирующих личность любого ребенка, источником получения знаний и социального опыта в первую очередь является предметно-пространственная среда детского сада. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
У детей с проблемами в развитии имеющих физические и (или) психические недостатки, часто влекут за собой отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера отклонения, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Таким образом, важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому применяемые методы и технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога учитывают специфику воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Комплексное воздействие коррекционно-развивающей деятельности прежде всего направленно на сенсорно-моторное развитие. То есть ребенок познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и других особенностях окружающих его предметов, развивает речь, которой уделяется огромное внимание, а именно, активизации речевых зон коры головного мозга, развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения. Формирование необходимых знаний об окружающей среде и о мире в целом, приобретение практических навыков имеет очень важное место в социализации воспитанников с нарушениями в развитии, а именно застегивание пуговиц, застежек, замочек, шнурование шнурков, и т.д.
Основные методы и технологии коррекционно-развивающих воздействий, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, которые применяет учитель-дефектолог в нашем учреждении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация игрового пространства детей с ОВЗ»»
«Организация игрового пространства детей с ОВЗ»
Статья посвящена созданию коррекционно-развивающих условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников в дошкольном образовательном учреждении.
Описаны игровые технологии, успешно применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи учителем-дефектологом в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Ключевые слова: дети - инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нарушения, отклонения развития, особые образовательные потребности, помощь, индивидуальные особенности, особые образовательные потребности, коррекционно-развивающая работа.
Актуальность. На современном этапе развития российского образования, в период модернизации его нормативно-правовой базы и широкого распространения инклюзии, приоритетной задачей является создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями развития. Особенно актуальной эта задача становится в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО, далее по тексту Стандарт). Так как Стандарт во многом направлен на создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в соответствии с их особыми образовательными потребностями [5; 6; 13].
Особые образовательные потребности - это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. Психолого-педагогическое вмешательство в раннем дошкольном периоде позволяет в значительной мере помочь детям в преодолении трудностей в развитии.
В течение столетий по поводу идей и теории Ф. Фребеля о воспитании человека исследователи высказывали часто противоположные точки зрения, критикуя или поддерживая различные постулаты. Несомненной заслугой Ф. Фребеля признается то, что он «первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их стремления, взглянул на детскую жизнь как на жизнь относительно полную, законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые» [13, с. 497], поскольку в игре «сразу, в смутном единстве проявляются все инстинкты» [3, с. 104]. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
На наш взгляд, одним из основных средств, формирующих личность любого ребенка, источником получения знаний и социального опыта в первую очередь является предметно-пространственная среда детского сада. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
У детей с проблемами в развитии имеющих физические и (или) психические недостатки, часто влекут за собой отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера отклонения, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Таким образом, важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому применяемые методы и технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога учитывают специфику воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Комплексное воздействие коррекционно-развивающей деятельности прежде всего направленно на сенсорно-моторное развитие. То есть ребенок познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и других особенностях окружающих его предметов, развивает речь, которой уделяется огромное внимание, а именно, активизации речевых зон коры головного мозга, развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения. Формирование необходимых знаний об окружающей среде и о мире в целом, приобретение практических навыков имеет очень важное место в социализации воспитанников с нарушениями в развитии, а именно застегивание пуговиц, застежек, замочек, шнурование шнурков, и т.д.
Основные методы и технологии коррекционно-развивающих воздействий, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, которые применяет учитель-дефектолог в нашем учреждении.