Просмотр содержимого документа
«Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №13 «Солнышко»
Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Консультацию подготовила
старший воспитатель-Хрякова Л.Н.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Цель и задачи прогулки
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательному, речевому, физическому художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки предусматривается интеграция образовательных областей:
Такимобразом , правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Задачи образовательной области
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие физических качеств
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Накопление и обогащение двигательного опыта детей
Решаются через
Развитие основных движений
Подвижные игры
Задачи образовательной области
«СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие игровой деятельности детей.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Развитие трудовой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Решаются
Трудовые поручения
Наблюдения
Подвижные игры.
Самостоятельная игровая деятельность
Задачи образовательной области
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Формирование элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
Решаются в ходе:
подвижных игр с детьми
трудовых поручений
ознакомления с трудом взрослых
наблюдений
экспериментирования с предметами окружающего мира
целевых прогулок
самостоятельной игровой деятельности
Задачи образовательной области
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
1. развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций.
2.развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
3.Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Решаются
Организованная игровая деятельность :
1. Конструирование
(Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
2.Художественно-изобразительная деятельность (Рисование палочкой, на песке, снегу.)
3. Музыка . (Развитие творчества:
песенного, музыкально-игрового, танцевального)
Самостоятельная игровая деятельность
Наблюдения
1.Восприятие мира
природы (всматриваться,
замечать красоту природы.)
2.Эстетическое восприятие
социального мира
(труд человека)
Построение педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей напрогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее .
Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько).
ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Продолжительность прогулки определяется организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Перед выходом на прогулку работники Детского сада, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка Детского сада. В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
Запрещается: - оставлять детей одних, без присмотра работников Детского сада.
Требования к организации и проведению прогулки .
в соответствии с п. 3 СанПин 2.4.1.3049-13
Требования к подготовке и возвращению с прогулки.
Подготовка и возвращение с прогулки:
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по
подгруппам:
- воспитатель выводит в приемную одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу
следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя
заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста
закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала Детского сада согласно приказу заведующего Детского сада;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй
подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания. Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Помощник воспитателя забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.
Требования к содержанию прогулок на участке Детского сада.
Структурные компоненты прогулки
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Трудовая деятельность.
Разнообразные наблюдения.
Двигательная активность .
Индивидуальная
работа.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и до 25 минут для старших дошкольников и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Наблюдения – основной метод обучения.
Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
Объекты наблюдений
Труд взрослых
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи)
Живая природа: растения и животные
Виды наблюдения
Длительные
организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Кратковременные
организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления
Основные движения и подвижные игры.
Расширяется двигательный опыт детей
Совершенствуются навыки в основных движениях
Развиваются физические качества
Формируются самостоятельность и активность
Положительные взаимоотношения со сверстниками
Подвижная игра
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
Младший возраст – 6-10 минут
Старший возраст –
10-15 минут
Трудовые поручения.
Формы организации труда
Индивидуальныетрудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд
Работа в подгруппах
дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Организация индивидуальной работы.
В соответствии с планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью заранее подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
Самостоятельная игровая деятельность.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если есть воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.