Организация дидактических игр в младшем дошкольном возрасте
Организация дидактических игр в младшем дошкольном возрасте
Дидактические игры можно отнести к организованной детской деятельности, так как они обычно осуществляются под непосредственным руководством или при участии взрослого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация дидактических игр в младшем дошкольном возрасте»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК»
МО ЯСНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Особенности организации дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
Выполнила: воспитатель
Кучербаева А.М.
Ясный 2017 г.
В развитии, обучении и воспитании детей особое значение имеют дидактические игры (как разновидность игр с правилами). Они мотивируют интерес к решению интеллектуальных задач, способствуют развитию произвольного внимания, которые являются важными факторами успешного обучения в будущем.
Дидактические игры можно отнести к организованной детской деятельности, так как они обычно осуществляются под непосредственным руководством или при участии взрослого. Их непременным условием являются созданные взрослыми правила, которые четко регламентируют действия детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях. Они, в частности, определяют:
- определенное количество игровых материалов;
- очередность действий игроков;
- объем игровых действий каждого участника.
Особенностью дидактических игр является то, что их с дидактической целью специально разрабатывают, создают и организуют взрослые, поэтому дидактическую игру следует считать одной из форм учебно - развивающего воздействия педагога на ребенка. Она может пригодиться во время усвоения детьми любых программных материалов и проводится в ходе специально организованной педагогом деятельности. Дидактическая игра может быть элементом различных занятий, прогулки, а также самостоятельным видом деятельности.
Дидактическая игра - это игровая деятельность, в которой дети действуют по определенным правилам и используют полученные знания. Она позволяет создавать условия для разностороннего применения этих знаний, активизации умственной деятельности детей и при этом остается для них интересной и близкой игрой.
Для того чтобы дидактическая игра достигла своей цели, все ее структурные части должны выполнить свои функции.
Задача в дидактической игре должна заинтересовывать детей, привлекать их внимание, чтобы они с желанием брались за ее решение. Решение задачи должно требовать определенных умственных усилий, которые обеспечивают детям чувство интеллектуального удовлетворения и радости.
Игровые действия - существенная часть дидактической игры. В дидактической игре игровые действия определяют и организуют поведение каждого ребенка. Игровые действия должны отвечать двум основным требованиям:
- быть направлены на решение задачи и таким образом реализовать учебную цель игры;
- быть увлекательными до конца игры, чтобы дети чувствовали, что они играют, а не учатся.
Правила являются необходимой частью дидактической игры. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Выполнение правил требует от игроков волевых усилий и дисциплинированности. Поэтому важно, чтобы правила дидактических игр соответствовали возрастным особенностям детей. Правила дидактической игры не только организуют игровые действия в целях игры, но, благодаря своему особому характеру, часто повышают заинтересованность детей и привлекательность действий в игре.
Эффективной можно считать ту дидактическую игру, которая, с одной стороны, возбуждает интерес детей и стимулирует игровую деятельность, с другой - в полном объеме обеспечивает достижение предусмотренной дидактической цели.
Организуя дидактические игры для младших дошкольников, воспитатель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности детей. Ведь в группе нередко находятся дети с разным уровнем знаний и умственных способностей.
При выборе игры необходимо учитывать возрастные особенности детей и уровень их подготовленности. Игра должна быть доступной, но не слишком легкой. Выполнение простых игровых задач возможно и заинтересует детей, но не принесет желаемого интеллектуального удовольствия. Важно учитывать и материальное оснащение группы. Ведь недостаточное количество игрушек и различных дидактических материалов сужает возможности выбора игры, замедляет решение задач, а иногда нарушает ход игры.
Выбрав игру, воспитатель приступает к ее непосредственному проведению. В работе с младшими дошкольниками очень важно не превратить дидактическую игру в сухое дидактическое упражнение или в стихийные неорганизованные действия детей. Для этого: воспитатель должен четко объяснить правила игры, убедиться в том, что дети их хорошо поняли и запомнили, постоянно возбуждать и поддерживать их интерес к игре, при необходимости и самому становиться участником. Важно побудить детей к активности и самостоятельности, способствовать их объединению и самоорганизации.
Ценность дидактической игры в том, что играя ребенок действует активно, раскованно, игра захватывает его чувства, интеллект, воображение. Игра возбуждает живую мысль, дает радость достижения цели, самостоятельного умственного усилия, осознание преодоления трудностей. Игры, проведенные именно так, становятся желаемыми для детей.