kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексическое развитие детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

žСлово – это основная лексическая единица, выражающая понятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексическое развитие детей дошкольного возраста»

Слово  – это основная лексическая единица, выражающая понятие.  Работа над словарем оказывает развивающее воздействие на речь дошкольника, если она не ограничивается только расширением словаря, а включает углубленное понимание смысла слов.
  • Слово – это основная лексическая единица, выражающая понятие.
  • Работа над словарем оказывает развивающее воздействие на речь дошкольника, если она не ограничивается только расширением словаря, а включает углубленное понимание смысла слов.
Активный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. Пассивный словарь - слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет либо потому, что не возникали соответствующие ситуации, либо из-за низкого «тонуса» этого слова.
  • Активный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет.
  • Пассивный словарь - слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет либо потому, что не возникали соответствующие ситуации, либо из-за низкого «тонуса» этого слова.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного и культурного развития человека.
  • Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного и культурного развития человека.
Обогащение словаря детей  Закрепление и уточнение словаря  Активизация словаря детей  Устранение нелитературных слов
  • Обогащение словаря детей

  • Закрепление и уточнение словаря

  • Активизация словаря детей

  • Устранение нелитературных слов
Особенности освоения детьми лексики, в словарной работе выделяют несколько направлений :  1. Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия.  2. Освоение содержания слова на уровне его значения.  3. Усвоения слова как единицы языка на уровне смысла.

Особенности освоения детьми лексики, в словарной работе выделяют несколько направлений :

1. Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия.

2. Освоение содержания слова на уровне его значения.

3. Усвоения слова как единицы языка на уровне смысла.

Словарная работа в детском саду – это - закономерное  расширение активного словаря  детей за счет незнакомых или трудных для них слов - активизация словаря в различных видах деятельности ребенка.  Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей
  • Словарная работа в детском саду – это

- закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов

- активизация словаря в различных видах деятельности ребенка.

  • Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
Общение со взрослыми и сверстниками.  Речь взрослых.  Наблюдения за окружающей действительностью.  Игровая деятельность детей.  Художественная литература.
  • Общение со взрослыми и сверстниками.

  • Речь взрослых.

  • Наблюдения за окружающей действительностью.

  • Игровая деятельность детей.

  • Художественная литература.

На втором и третьем году жизни ребенок осваивает:  названия тех предметов, с которыми сталкивается часто в детском саду и дома, с которыми действует ( имена существительные) названия действий с предметами, некоторых трудовых действий, собственных действий (убрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.). (глаголы) названия некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.) - прилагательные — имена близких людей (родственников, воспитателя, няни, музыкального руководителя).( имена собственные)
  • На втором и третьем году жизни ребенок осваивает:
  • названия тех предметов, с которыми сталкивается часто в детском саду и дома, с которыми действует ( имена существительные)
  • названия действий с предметами, некоторых трудовых действий, собственных действий (убрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.). (глаголы)
  • названия некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.) - прилагательные
  • имена близких людей (родственников, воспитателя, няни, музыкального руководителя).( имена собственные)
Словарь ребенка до трех лет растет интенсивно, за счет узнавания новых слов. С трех лет начинается процесс овладения различными способами слово- и формообразования (словотворчество).  («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»)   Словотворчество является одним из самых ярких лексических явлений в речевом развитии ребенка-дошкольника , составляя одну из важных особенностей развития речи ребенка.
  • Словарь ребенка до трех лет растет интенсивно, за счет узнавания новых слов. С трех лет начинается процесс овладения различными способами слово- и формообразования (словотворчество).

(«красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»)

  • Словотворчество является одним из самых ярких лексических явлений в речевом развитии ребенка-дошкольника , составляя одну из важных особенностей развития речи ребенка.
На четвертом году жизни словарь наполняется бытовыми предметами.  Дети учатся различать материалы, качества и свойства, цвет; воспитывается умение ориентироваться во времени и пространстве, используя соответствующий словарь.  Детей учат отличать сходные предметы по существенным признакам отличия.
  • На четвертом году жизни словарь наполняется бытовыми предметами.
  • Дети учатся различать материалы, качества и свойства, цвет; воспитывается умение ориентироваться во времени и пространстве, используя соответствующий словарь.
  • Детей учат отличать сходные предметы по существенным признакам отличия.
Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети 4-го года жизни учатся:

Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети 4-го года жизни учатся:

  • — активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.),
  • - слова, обозначающие качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают);
  • называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);
  • — активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы : названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);
  • — активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения , бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.
На пятом году жизни происходит введение в словарь ребенка всех доступных для его восприятия предметов, материалов, их особенностей и способов сенсорного обследования. К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные.
  • На пятом году жизни происходит введение в словарь ребенка всех доступных для его восприятия предметов, материалов, их особенностей и способов сенсорного обследования.
  • К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные.
Дети старшего дошкольного возраста свободно пользуются обобщающими  словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.  Развивается смысловая сторона речи : появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
  • Дети старшего дошкольного возраста свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
  • Развивается смысловая сторона речи : появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Ведущим содержанием словарной работы в старшей и подготовительной группах является освоение детьми осознанного использования слов , обозначающих видовые и родовые обобщения через: Умение сравнивать предметы, находить существенные признаки , объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания. Понимание причины объединения в одну группу предметов — посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др. В подготовительной группе — через овладение операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков
  • Ведущим содержанием словарной работы в старшей и подготовительной группах является освоение детьми осознанного использования слов , обозначающих видовые и родовые обобщения через:
  • Умение сравнивать предметы, находить существенные признаки , объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания.
  • Понимание причины объединения в одну группу предметов — посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др.
  • В подготовительной группе — через овладение операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков : посуда — кухонная, столовая, чайная', одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.
Общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность).  Дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат.  Фольклор (наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, легко усваивается язык, лексика).
  • Общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность).

Дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат.

  • Фольклор (наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, легко усваивается язык, лексика).
Литературные произведения (поэтические и прозаические), несущие в себе правильные лексические эталоны, отличающиеся яркостью, образностью, выразительностью и одновременно доступностью и понятностью своего сюжета.
  • Литературные произведения (поэтические и прозаические), несущие в себе правильные лексические эталоны, отличающиеся яркостью, образностью, выразительностью и одновременно доступностью и понятностью своего сюжета.

Чтение обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения

Дидактические игры и лексические упражнения:  игры с предметами    Игры с игрушками. Дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.  Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?»

Дидактические игры и лексические упражнения:

  • игры с предметами

Игры с игрушками. Дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?»

словесные игры  («Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше») и др.  настольные печатные игры  (лото и парные картинки). Подбор картинок по общему признаку (н-р, «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»  Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
  • словесные игры («Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше») и др.
  • настольные печатные игры (лото и парные картинки). Подбор картинок по общему признаку (н-р, «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Наблюдения и экскурсии  (за природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игровой деятельностью детей и т.д.) Наблюдения и экскурсии имеют в своей основе принципы наглядности и активности, удовлетворяющие познавательные потребности дошкольника.
  • Наблюдения и экскурсии (за природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игровой деятельностью детей и т.д.)
  • Наблюдения и экскурсии имеют в своей основе принципы наглядности и активности, удовлетворяющие познавательные потребности дошкольника.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать ( в процессе экспериментальной деятельности ).

В дошкольном возрасте ребенок должен овладевать таким словарем, чтобы содержательно общаться со сверстниками и взрослыми, активно включаться в разнообразную деятельность, успешно в дальнейшем обучаться в школе, понимать и любить литературу.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладевать таким словарем, чтобы содержательно общаться со сверстниками и взрослыми, активно включаться в разнообразную деятельность, успешно в дальнейшем обучаться в школе, понимать и любить литературу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексическое развитие детей дошкольного возраста

Автор: Фёдорова Галина Васильевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_i"
    ["file_id"] => string(6) "351284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_1"
    ["file_id"] => string(6) "351285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных  форм и методов  обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "201612"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429094294"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_riechi_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_posriedstvom_didaktichieskikh_"
    ["file_id"] => string(6) "381406"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484846299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства