Просмотр содержимого документа
«Лексическое развитие детей дошкольного возраста»
Слово – это основная лексическая единица, выражающая понятие.
Работа над словарем оказывает развивающее воздействие на речь дошкольника, если она не ограничивается только расширением словаря, а включает углубленное понимание смысла слов.
Активный словарь- это слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет.
Пассивный словарь- слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет либо потому, что не возникали соответствующие ситуации, либо из-за низкого «тонуса» этого слова.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного и культурного развития человека.
Обогащение словаря детей
Закрепление и уточнение словаря
Активизация словаря детей
Устранение нелитературных слов
Особенности освоения детьми лексики, в словарной работе выделяют несколько направлений :
1. Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия.
2. Освоение содержания слова на уровне его значения.
3. Усвоения слова как единицы языка на уровне смысла.
Словарная работа в детском саду – это
- закономерноерасширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов
- активизация словаря в различных видах деятельности ребенка.
Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
Общение со взрослыми и сверстниками.
Речь взрослых.
Наблюдения за окружающей действительностью.
Игровая деятельность детей.
Художественная литература.
На втором и третьем году жизни ребенок осваивает:
названия тех предметов, с которыми сталкивается часто в детском саду и дома, с которыми действует ( имена существительные)
названия действий с предметами, некоторых трудовых действий, собственных действий (убрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.).(глаголы)
названия некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.) -прилагательные
—имена близких людей (родственников, воспитателя, няни, музыкального руководителя).(имена собственные)
Словарь ребенка до трех лет растет интенсивно, за счет узнавания новых слов. С трех лет начинается процесс овладения различными способами слово- и формообразования (словотворчество).
(«красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»)
Словотворчество является одним из самых ярких лексических явлений в речевом развитии ребенка-дошкольника , составляя одну из важных особенностей развития речи ребенка.
На четвертом году жизни словарь наполняется бытовыми предметами.
Дети учатся различать материалы, качества и свойства, цвет; воспитывается умение ориентироваться во времени и пространстве, используя соответствующий словарь.
Детей учат отличать сходные предметы по существенным признакам отличия.
Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети4-го года жизниучатся:
— активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.),
- слова, обозначающие качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают);
называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);
— активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы : названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);
— активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения , бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.
На пятом году жизни происходит введение в словарь ребенка всех доступных для его восприятия предметов, материалов, их особенностей и способов сенсорного обследования.
К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные.
Дети старшего дошкольного возраста свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
Развивается смысловая сторона речи : появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Ведущим содержанием словарной работы в старшей и подготовительной группах является освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения через:
Умение сравнивать предметы, находить существенные признаки , объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания.
Понимание причины объединения в одну группу предметов — посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др.
В подготовительной группе — через овладение операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков : посуда — кухонная, столовая, чайная', одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.
Общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность).
Дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат.
Фольклор (наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, легко усваивается язык, лексика).
Литературные произведения (поэтические и прозаические), несущие в себе правильные лексические эталоны, отличающиеся яркостью, образностью, выразительностью и одновременно доступностью и понятностью своего сюжета.
Чтение обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения
Дидактические игры и лексические упражнения:
игры с предметами
Игры с игрушками. Дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?»
словесные игры («Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше») и др.
настольные печатные игры (лото и парные картинки). Подбор картинок по общему признаку (н-р, «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Наблюдения и экскурсии (за природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игровой деятельностью детей и т.д.)
Наблюдения и экскурсии имеют в своей основе принципы наглядности и активности, удовлетворяющие познавательные потребности дошкольника.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать ( в процессе экспериментальной деятельности).
В дошкольном возрасте ребенок должен овладевать таким словарем, чтобы содержательно общаться со сверстниками и взрослыми, активно включаться в разнообразную деятельность, успешно в дальнейшем обучаться в школе, понимать и любить литературу.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}