kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена вопросу формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41 «Почемучка» комбинированного вида»









Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений





Методическая разработка








Составитель:

Свиридова Диана Анатольевна

Воспитатель первой категории






Юрга

2016

Составитель: Д.А. Свиридова , воспитатель МБДОУ №41 г. Юрга





















Данная методическая разработка посвящена вопросу формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений» раскрывает основы формирования словаря у дошкольников, особенность дидактических игр и их значение в развитии ребенка.

В разработке предложен примерный календарный план работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений.

Предложенный материал может быть рекомендован для практического применения педагогам ДОУ, занимающимся вопросами развития коммуникативных навыков дошкольников.

Оглавление



Введение 4

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста 7

1.1 Сущность, задачи и содержание работы по лексическому развитию дошкольников 7

1.2. Методы и приемы словарной работы 10

1.3. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников 11

Глава 2. Формирования словаря дошкольников в процессе дидактических игр и лексических упражнений 15

2.1. Интеграция словарной работы в педагогическом процессе 15

2.2.Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста 17

2.3. Развитие словаря у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений 21

Заключение 28

Список литературы 30

Приложение 32





Введение


Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, побуждая к действию. Через речь совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время актуальной является проблема развития речи.В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать ,что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. В связи с этим особую значимость приобретает выявление причин, препятствующих полноценной подготовке детей к обучению в школе. Одной из таких причин является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Т.А.Ладыженская, А.А.Леонтьев, М.Р.Львов, М.С.Соловейчик, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, В.И.Яшина и др.) показали, что ведущим направлением совершенствования процесса обучения речи является коммуникативный подход, в ходе которого происходит формирование умений, необходимых в жизненной речевой практике. В работах Т.В.Ахутиной, Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна и других освещены структура речевой деятельности и механизмы порождения речи.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Бедность словарного запаса затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное лексическое развитие – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным словарным запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Практика показала, что воспитанники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на занятиях.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

В связи с этим актуальным является изучение методов эффективно влияющих на формирование словаря дошкольников.

Цель разработки – раскрытие и научное обоснование успешности применения дидактических игр и пальчиковых упражнений для совершенствования лексической стороны речи.

Задачи:

  • определить теоретические основы формирования словаря дошкольников;

  • изучить особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста;

  • разработать комплекс дидактических игр и лексических упражнений по закреплению и активизации словаря дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста



1.1 Сущность, задачи и содержание работы по лексическому развитию дошкольников



Лексическое развитие дошкольников – это планомерное расширение активного словаря ребенка за счет незнакомых или трудных для него слов. В дошкольном детстве ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря дошкольников как одну из важнейших задач развития речи.

Использование языка как средства общения связано прежде всего со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы - слова.

Слово – это воспроизводимая лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение или заключенный в нем смысл; звуковой состав слова; его морфологическую структуру.[4, с.105].

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Исследования в области лингвистики и психологии оказали влияние на разработку содержания и методики словарной работы (М.М.Алексеева [1], В.И.Логинова, А.М.Бородич [4], Ф.А.Сохин и др.). В.И.Логиновой сформулированы требования к организации и методике словарной работы:

  • единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления);

  • целенаправленная организация речевой и познавательной активности дошкольников в процессе занятия;

  • наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности;

  • единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи словарной работы в дошкольном учреждении:

  1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Словарь дошкольников обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности.

  2. Закрепление и уточнение словаря.

Дошкольники в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится, прежде всего, к трудным для них словам: собирательным («мебель», «посуда» и т.д.) и отвлеченным («тишина», «доброта» и т.д.) существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской» и т.д.), а также к словам, сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор» и пр.).

  1. Активизация словаря.

Различают активный и пассивный словарь.

Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сознательно употребляет в речи

Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет.

Активизировать детский словарь – значит научить дошкольников осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

  1. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все задачи словарной работы взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Содержание словарной работы в ДОУ определяется программой развития и воспитания.

Таким образом, на современном этапе развития педагогической науки отмечается большой интерес к вопросу развития словаря дошкольников. Словарная работа в дошкольном учреждении направлена на расширение словарного запаса, уточнение значений слов, активное употребление их ребенком в речевой практике. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.



1.2. Методы и приемы словарной работы



Словарная работа осуществляется с помощью различных методов.

Методы накопления содержания детской речи:

    1. непосредственное ознакомление с окружающим и обогащения словаря:

  • рассматривание и обследование предметов,

  • наблюдение,

  • осмотры помещения детского сада,

  • целевые прогулки и экскурсии;

    1. опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря:

  • рассматривание картин с малознакомым содержанием,

  • чтение художественных произведений,

  • показ кино- и видеофильмов,

  • просмотр телепередач

Методы закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, чтение художественных произведений. Распространенным методом словарной работы являются дидактические игры.

Таким образом, в словарной работе выделяют методы направленные на накопление содержания детской речи, закрепление и активизацию словаря.


1.3. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников


Дидактическими называют игры с правилами, которые создаются взрослыми в целях воспитания и развития детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не проявляется открыто, оно реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую развивающую (дидактическую) задачу, игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры. Она воплощается в содержании игры и реализуется с помощью игровых действий. Например, в играх ставятся такие развивающие задачи:

  • научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»),

  • уточнить представления о столовой посуде («Кукла обедает») или одежде («Кукла идет на прогулку») и т.п.

Для детей дидактическая задача формулируется как игровая.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Они меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей; определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность; регулируют отношения между играющими. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия; ограничивающие двигательную активность детей (закрыть глаза, держать игрушку только в правой руке). Соблюдение правил в игре требует от детей контроля за своим поведением, умения обращаться со сверстниками, определенных усилий воли.

Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Развивающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и задачу.

Ребенка привлекает в игре не дидактическая задача, которая в ней заложена, а возможность выполнить игровые действия, выиграть. Активное участие и выигрыш в игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые определяются ее развивающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные [2 – стр.13].

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит подбор картинок по парам. Сначала детям предлагают из множества картинок найти пары совершенно одинаковых (две варежки, два яблока). Затем задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, а другая – грузовая).

Игры на запоминание состава, количества и расположения картинок направлены на закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение связно рассказать о тех изменениях, которые произошли с картинками.

Дидактические игры с наглядным материалом знакомят детей со свойствами предметов и их признаками, закрепляют знания о цвете, пространстве, времени, счете.

Например, игра «Чудесный мешочек» может служить методом активизации словаря у детей младших групп. Согласно методике игры дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества.

В игре «Угадай, что изменилось?» активизируются существительные, числительные, прилагательные, наречия, предлоги. Например, карандаши были в коробке, теперь на коробке; были две длинные ленты, теперь одна длинная, одна короткая.

Основное дидактическое правило игр с куклой – закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.

В младшей группе игры со словом направлены на уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщающих значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов.

Кроме дидактических игр используются пальчиковые и лексические упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимы, паронимы, фразеологические средства языка. Лексические упражнения знакомят дошкольников со смысловой стороной слова, содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

В отличие от дидактических игр лексические упражнения не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами.

В методической литературе подробно освещены упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым), на подбор слов, обозначающих время («Когда это бывает?). Для активизации глаголов применяется упражнение «Кто что делает?» (повар варит, печет, жарит; врач – лечит, ставит градусник, осматривает).

При руководстве играми детей 3-4 лет педагогу необходимо знать, что решение развивающей задачи в дидактической игре требует от ребенка большой устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Поэтому важным условием обучения детей является его занимательность, то есть использование разнообразных игровых приемов, ярких, интересных игрушек, повышающих интерес ребенка к игре. В ходе игры педагог обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов.

Таким образом, дидактические игры различаются по задачам, содержанию, оформлению. В практике детских садов широко распространены игры, направленные на формирование словаря дошкольников.



Глава 2. Формирования словаря дошкольников в процессе дидактических игр и лексических упражнений



2.1. Интеграция словарной работы в педагогическом процессе



Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ), – принцип интеграции образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» предусматривает не только развитие компонентов речи (развитие словаря, воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, связной речи), но и навыков речевого общения, и реализуется посредством интеграции по задачам и содержанию со всеми образовательными областями (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).

С учетом требований ФГТ к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игры, и необходимости многократного повторения материала, применение дидактических игр и лексических упражнений считаю эффективным методом формирования словаря дошкольников.

Процесс формирования словаря дошкольников строится с учетом следующих дидактических принципов.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей – работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной позиции, с привлечением наглядных средств обучения.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода -

предполагает развитие речи у детей как средства коммуникации в процессе общения в разных видах деятельности.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи - освоение ребенком лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, связной речи – это взаимосвязанные части процесса овладения системой языка.

Принцип наглядности – наличие наглядного материала является основой познавательно-речевого развития дошкольников.

Принцип обеспечения активной речевой практики – необходимо создавать условия для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.

Таким образом, обогащение словарного запаса дошкольников происходит в процессе организации различных видов детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей.



2.2.Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста



Цель экспериментального исследования – раскрыть и научно обосновать возможности применения дидактических игр и лексических упражнений для формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 2015-2016 учебного года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 «Почемучка» комбинированного вида» г. Юрга. В нем участвовало 15 детей 5-6 лет (приложение 1).

Для обследования словаря детей было использовано задание №1 «Словарь» из методики комплексных речевых занятий, разработанных в лаборатории развития речи Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования под руководством О.С. Ушаковой (приложение 2).

Обследование производилось по следующим критериям:

  • Умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кукла) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»;

  • Умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (красивая) и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?»;

  • Умение называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»;

  • Умение употреблять обобщающие слова («одежда», «игрушки»).

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам).

3 балла – ребенок самостоятельно дает точный и правильный ответ;

2 балла – ребенок допускает незначительные неточности, отвечает по наводящим вопросам и уточнениям взрослого;

1 балл – ребенок не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Результаты экспериментального исследования звукопроизношения детей были распределены по уровням (приложение 3):

высокий уровень – 22-27 баллов;

средний уровень – 17-21 баллов;

ниже среднего – 9-16 баллов.

Систематизация материала, полученного в результате обследования, позволила определить уровни развития словаря детей младшего дошкольного возраста, которые представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Уровень развития словаря детей дошкольного возраста в сентябре 2015г.

60% детей (Альмира С., Ильнара С., Арина Д., Денис Ш., Матвей Р., Лера К ., Лиза А., Рита Ш., Милена В.) показали средний уровень развития словаря. Эти дети допускают незначительные неточности при употреблении слов, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?», могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; неточно употребляют в речи обобщающие слова.

У 40% детей (Коваленко И., Игорь Р., Матвей П., Лера П., Максим Г.,Артем Т.) уровень развития словаря ниже среднего. Эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания. Они затрудняются в обозначении признака и качества предмета. Они не могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также не употребляют в речи обобщающие слова.

Обследование уровня развития словаря в конце учебного года показало, что в результате проведенной работы динамику в развитии лексической стороны речи показывают большинство детей, участвующих в эксперименте (приложение 4). Распределение результатов обследования развития словаря детей младшего дошкольного возраста в конце учебного года представлено в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Уровень развития словаря

детей дошкольного возраста в мае 2016г.

60% детей (9 детей) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также свободно употребляют в речи обобщающие слова.

33% (5 детей) детей показали средний уровень развития словаря – эти дети допускают незначительные неточности при употреблении слов, обозначающие предмет, могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.

7% (1 ребенок) по-прежнему затрудняется в обозначении признака и качества предмета, в подборе глаголов и обобщающих слов, демонстрирует непонимание задания.

Диагностика уровня развития словаря

детей дошкольного возраста в 2015-2016 учебном году

Анализ результатов диагностики позволяет сделать следующие выводы:

  1. На современном этапе проблема формирования словаря детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам ДОУ творчески подходить к решению данной проблемы.



  1. Анализ показателей диагностики развития словаря детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что применение дидактических игр и лексических упражнений с целью лексического развития дошкольников эффективно и дает положительные результаты.



  1. У воспитанников дошкольного возраста значительно вырос уровень развития словаря, а именно дети могут самостоятельно или с небольшой помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, признаки и свойства предмета, действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, а также подбирать обобщающие слова.



  1. В течение года систематизированной работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста высокий уровень вырос на 60%, средний снизился на 27%, уровень ниже среднего стал ниже на 33%.



Таким образом, работа, направленная на лексическое развитие, помогает ребенку расширить свой словарный запас, развивает коммуникативные навыки. следовательно, работа, проводимая в рамках темы «дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников» эффективна.



2.3. Развитие словаря у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений



Работа строилась с учетом принципа индивидуального и дифференцированного подхода к детям и начального уровня их лексического развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Игры по формированию словаря дошкольников проводятся в совместной подгрупповой и индивидуальной форме, являются частью непосредственно образовательной деятельности.

Работа по активизации словаря ведется в трех направлениях:

  • расширение словаря существительных, точное их употребление, понимание и применение обобщающих слов;

  • активизация словаря прилагательных, формирование умения обозначать словом признаки и качества предметов;

  • активизация глаголов.

Практический материал подбирался с учетом лексических тем и оформлен в виде примерного календарного плана проведения дидактических игр и лексических упражнений (см. таблицу 1)

Таблица 1

Примерное планирование дидактических игр, направленных на формирование словаря дошкольников

Месяц

Лексическая тема

Словарный материал

Дидактические игры

Сентябрь

Игрушки

Машина, кукла, кубик, пирамида, мяч, ведро, совок.

Деревянный, железный, резиновый, большой, маленький, мягкий, пушистый, бумажный.

Играть, катать, строить, складывать, собирать, качать, одевать, возить.

«Покажи правильно»

«Какая игрушка»

«Назови ласково»

«Чудесный мешочек»

Овощи


Огурец, помидор, укроп, перец, морковь, свекла, картофель, капуста, редис, лук, чеснок, огурчик, укропчик, перчик и т.д.

Зеленый, красный, желтый, круглый, овальный, хрустящий, сочный, сладкий, горький.

Сеять, сажать, рыхлить, копать, поливать, собирать, срывать, полоть, мыть, резать, солить, варить.

«Урожай Петрушки»

«Скажи ласково»

«Чудесный мешочек»

«Помоги Копатычу собрать урожай»

«Магазин»

«Покажи правильно»


Октябрь

Фрукты

Яблоко-яблочко, груша-грушка, лимон- лимончик, апельсин-апельсинчик, банан,

Сладкий, круглый, сочный, румяный, кислый.

Срывать, мыть, варить.

«Любимый сок»

«Горький-сладкий»

«Назови ласково»

Ягоды, грибы


Малина, земляника, смородина, клубника, мухомор, боровик, опенок.

Красная, сладкая, кислая, черная, маленькая, большая, круглая, съедобный, ядовитый и т.д.

Собирать, искать, варить, мыть.

«Любимый сок»

«Что в корзине»

«Чудесный мешочек»

Ноябрь

Дикие животные

Заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж.

Белый, серый, рыжая, пушистый, длинный, короткий, лисий, заячий и т.д.

Бегает, прыгает, охотится, рыщет, спит, ходит.

«Чьи детки»

«Какой зверь?»

«Назови ласково»

«Кто что ест»

«Помоги животным найти свои хвосты»

Осень

Лист, ветер, дождь, листопад.

Осенний, пасмурный, дождливый, холодный.

Дует, льет, падает.

«Назови ласково»

«Скажи наоборот»

«Какой, какая, какие»

Декабрь

Мебель

Стул, стол, шкаф, полочка, кровать, диван, кресло.

Деревянный, железный, стеклянный, большой, мягкий, твердый.

Ставить, двигать, переносить, мыть, поднимать.

«Какой стол?»

«Скажи ласково»

«Найди и покажи»

«Устроим кукле комнату»

Одежда

Юбка, платье, кофта, рубашка, брюки, шорты, футболка, носки и т.д.

Синий, красный, желтый, зеленый, белый, теплый, пушистый, шерстяной, красивый, новый.

Надевать, снимать, складывать, вешать, стирать, гладить, носить, шить.

«Оденем куклу на прогулку»

«Найди и покажи»

«Кукла Катя проснулась»

«Помоги Незнайке найти вещи»

«Профессии. Швея»

Январь

Домашние животные

Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, коза, овца.

Белая, черная, рыжая, пятнистая, пушистая, ласковая, злая.

Лакает, ловит, сторожит, спит, грызет, жует, мычит, хрюкает, лает, мяукает.

«Кто как говорит?»

«У кого кто»

«Назови ласково»

«Чья мама?»

«Найди в лесу домашних животных»

Зима

Мороз, снег, лед, узор, снежинка, снеговик.

Снежный, белый, морозный, скользкий, холодный, зимний.

Дует, падает, тает, скользит

«Какой, какая, какие»

«Назови ласково»

«Скажи наоборот»

Февраль

Посуда

Тарелка, чайник, кастрюля, чашка, кружка, сковорода, терка, ложка, нож, половник, сахарница, хлебница.

Стеклянный, металлический, деревянный, прозрачный, блестящий.

Наливать, мыть, вытирать, резать, помешивать, разбить.

«Накроем стол к чаю»

«Чего не стало»

«Что для чего»

«Что нужно повару для работы»

Транспорт

Машина, автобус, самолет, паровоз, пароход, грузовик.

Большая, маленькая, грузовая, быстрая, железная, стеклянная.

Едет, стоит, тормозит, сигналит.

«Чудесная коробка»

«Что нужно шоферу для работы»

«Покажи правильно»

«Гараж»

Март

Птицы

Петух, курица, цыпленок, гусь, гусенок, утка, утенок, воробей, синица, сорока

Большой, маленький, желтый, голосистый.

Кудахчет, кукарекает, крякает, плавает, гребет, щиплет, шипит.

«Кто живет во дворе»

«Назови ласково»


Продукты питания

Хлеб, молоко, кефир, рыба, мясо и т.д.

Мягкий, свежий, вкусный, полезный, молочный, рыбный, мясной, хлебный, Покупать, продавать, взвешивать.

«Магазин»

«Назови ласково»

Апрель

Весна

Ручеек, цветок, трава, облако.

Солнечный, облачный, весенний, теплый, цветущий.

Тает, растет, цветет, течет.

«Назови ласково»

«Скажи наоборот»

Деревья

Береза, осина, сосна, ель, куст, пень.

Высокий, низкий, толстый, старый.

Растет, качается, рубит, сажает.

«Назови ласково»

«С чьей ветки детки?»

Май

Обувь

Туфли, ботинки, сапоги, валенки, тапочки, сандалии.

Кожаные, резиновые, новые, красивые, красные, белые

Надевать, снимать, чистить.

«Назови ласково»

«Найди и покажи»

Лето

Цветок, листья, ветки, трава, куст.

Красивый, цветущий, зеленый, солнечный, летний.

Цвести, растет, качается



Важным условием развития детей является использование разнообразных ярких, интересных игр повышающих интерес ребенка к знаниям, а также сочетание в игре умственной задачи с активными действиями самого ребенка. Помимо хорошо известных и практикуемых в дошкольных учреждениях игр, в работе применялись авторские игры.

Так, например, в игре «Что нужно повару для работы» (приложение 5) детям предлагается назвать предметы, которые необходимы повару в работе, определить лишний предмет и закрыть его. Таким образом, эта игра позволяет активизировать словарь по лексической теме «Посуда», знакомит дошкольников с профессией повара, способствует развитию внимания и логического мышления.

Игра «Помоги животным найти свои хвосты» (приложение 6) закрепляет представления детей о внешнем виде диких животных, активизирует словарь по лексической теме «Дикие животные», формирует умение подбирать притяжательные прилагательные, развивает сенсорное восприятие, связную речь. Педагог предлагает детям назвать животных, выясняет, чьи хвосты висят на дереве и какого цвета ленту нужно потянуть, чтобы снять с дерева, например, лисий хвост.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

Считая, что учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будут использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства, создала авторские мультимедийные игры «Помоги Копатычу собрать урожай», «Найди в лесу домашних животных», «Профессии».

Включение элементов загадочности (исчезновение или перемещение предмета) повышает занимательность таких игр. В результате активно пополняется словарный запас, развивается воображение, логическое мышление, мелкая моторика рук.

Таким, образом, работа по формированию словаря детей дошкольного возраста проводилась с использованием традиционных дидактических игр и лексических упражнений, авторских игр. Практический материал подбирался с учетом лексических тем и оформлен в виде примерного календарного плана.



Заключение


Своевременное развитие словаря имеет исключительное значение в развитии ребенка. Бедность словаря затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

На современном этапе развития педагогической науки отмечается большой интерес к вопросу развития словаря дошкольников. Словарная работа в дошкольном учреждении направлена на расширение лексического запаса, уточнение значений слов, активное употребление их ребенком в речевой практике. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении.

Представленный в методической разработке материал является обобщением опыта работы по лексическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Методическая разработка «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений » раскрывает основы формирования словаря у дошкольников, особенность дидактических игр и их значение в развитии ребенка.

Для комплексного исследования проблемы развития словаря дошкольников посредством дидактических игр и лексических упражнений были использованы следующие методы: теоретический анализ формирования словаря детей дошкольного возраста, анализ литературных источников, изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста, составление перспективного плана работы.

Работа по формированию словаря детей дошкольного возраста проводилась с использованием традиционных дидактических игр и лексических упражнений, авторских игр. Практический материал подбирался с учетом лексических тем и оформлен в виде примерного календарного плана.

Результаты работы показывают, что у детей наблюдается положительная динамика в лексическом развитии, что подтверждают результаты диагностирования детей.

У воспитанников дошкольного возраста значительно вырос уровень развития словаря, а именно дети могут самостоятельно или с небольшой помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, признаки и свойства предмета, действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, а также подбирать обобщающие слова.

Таким образом, работа, направленная на лексическое развитие, помогает ребенку расширить свой словарный запас, развивает коммуникативные навыки. Следовательно, работа, проводимая в рамках темы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников» эффективна.

Предложенный материал может быть рекомендован для практического применения педагогам ДОУ, занимающимся вопросами развития коммуникативных навыков дошкольников.



Список литературы



  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений/М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000.- 400с.

  2. Бондаренко, А.К Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. Сада / А.К Бондаренко -2-е изд., дораб., -М. : Просвещение, 1991. – 160с.

  3. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / А.К Бондаренко. -М. : Просвещение, 1974. – 96с.

  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А.М.Бородич. – 2-е изд.,– М.: Просвещение, 1981. – С.128 – 153.

  5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст]: Пособие для воспитателя дет сада./ В.В Гербова. – 2-е изд. испр. и доп.,– М.: Просвещение, 1983. – 144с.

  6. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст]:/ М.М.Кольцова.- 2-е изд., перераб. и доп.,- М.: Сов. Россия, 1979. – 192с.

  7. Максаков, А.И. Учите, играя [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ А.И.Максаков, Г.А.Тумакова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. -144с.

  8. Развитие речи детей [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ под ред. Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. – С.49-89.

  9. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А.Стародубова.– 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.159-178.

  10. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]:/ В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994. – 344с.

  11. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: Программа и конспекты. Книга для воспитателей дет. сада./ О.С.Ушакова, А.Г.Арушаева. А.И Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина; под ред. О.С Ушаковой.- М.: Просвещение, 1993.-271с.

  12. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]:/ О.С.Ушакова – М.: Просвещение, 2001. – С.99-122.

  13. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]: из опыта работы / Г.С.Швайко; под ред. В.В.Гербовой. – 2-е изд испр., - М.: Просвещение, 1988. – 64с.

Приложение 1

Сведения о детях,

принимавших участие в экспериментальной работе

№ п/п

Имя ребенка

Дата рождения

Альмира С.

16.01 2010

Ильнара С.

16.01 2010

Арина Д.

22.01 2010

Денис Ш.

16.12.2009

Лера П.

09.07.2010

Лера К.

28.12.2010

Лиза А.

14.03.2008

Рита Ш.

28.05.2010

Милена В.

12.09. 2010

Игорь К.

20.10. 2009

Игорь Р.

17.10 2010

Ярослав П.

02.04.2010

Матвей Р.

21.05.2010

Максим Г.

15.08.2010

Артем Т.

01.09.2010



Приложение 2

Методика изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста О.С.Ушаковой



Цель – изучение особенностей развития словаря детей.

Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); отдельные предметы одежды, мебели).

Содержание диагностического задания и критерии оценки.

Задание 1. Кукла

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

  1. Называет имя в предложении («Я хочу назвать ее Марина») – 3 балла

  2. Дает имя (одним словом) – 2 балла.

  3. Не дает имя (повторяет слово «кукла») – 1 балл.

2. Скажи, какая Марина?

  1. Называет два слова и более («красивая, нарядная») – 3 балла.

  2. Называет одно слово («хорошая») – 2 балла.

  3. Не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла») – 1 балл.

3. Что на ней (Марине) надето?

  1. Самостоятельно называет более двух предметов одежды («в зеленом платье, белых носочках») – 3 балла.

  2. С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи... .» («Это - носочки, это – платье») – 2 балла;

  3. Показывает предметы одежды, но не называет – 1 балл.

4. Как назвать одним словом? (платье, носки, это ...?);

  1. Называет обобщающие слова («одежда», «вещи») – 3 балла;

  2. Называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта…) – 2 балла;

  3. повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки) – 1 балл

5. Какая одежда надета на Марине?

1) называет более двух слов (рубашка, майка, брюки) – 3 балла;

  1. называет два предмета одежды («сарафан», «майка») – 2 балла;

  1. называет только одно слово(«платье»; или перечисляет
    обувь («тапочки, туфли») – 1 балл.

6. Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею).

  1. ребенок называет все действия – 3 балла;

  2. называет два действия («встала, подняла руку») – 2 балла;

  3. называет одно слово – действие («стоит» или «сидит») - 1 балл.

7. Что можно делать с куклой?

  1. более двух действий («укладывать спать, качать ее, играть») – 3 балла;

  2. называет два действия («катать в коляске», «кормить куклу») – 2 балла;

  3. одно слово («играть») – 1 балл.

8. Попроси Марину вежливо, чтоб она встала, села.

  1. использование прямой речи и вежливых форм («Марина, встань, пожалуйста») – 3 балла;

  2. название двух глаголов в повелительной форме («встань, сядь»)– 2 балла;

  3. название действий не в требуемой форме («встать, сесть») – 1 балл.

9. Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть ... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть).

  1. ребенок заканчивает все предложения – 3 балла;

  2. заканчивает два предложения – 2 балла;

  3. называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу) – 1 балл.

Приложение 4

Дидактическая игра «Что нужно повару для работы»

Задачи: формировать представление о профессии повара, активизировать словаря по теме «Посуда», развивать внимание, логическое мышление.















Приложение 6

Дидактическая игра «Помоги животным найти свои хвосты»

Задачи: закрепить представления детей о внешнем виде диких животных, знание основных цветов, активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные», развивать умение подбирать притяжательные прилагательные.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Свиридова Диана Анатольевна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Обобщение педагогического опыта работы по созданию речевого центра в старшей группе ДОО"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_po_sozdaniiu_rechevogo_tsentra_v_star"
    ["file_id"] => string(6) "572063"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612196017"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»"
    ["seo_title"] => string(68) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_obogashchaem_slovar_doshkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "576165"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616350214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства