Просмотр содержимого документа
«Кукла в жизни ребенка»
«Кукла в
жизни ребёнка»
(консультация для педагогов)
Домашева Светлана Александровна,
старший воспитатель,
ГБДОУ детского сада № 45
Невского района Санкт-Петербурга
История появления и
развития кукол
Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.
Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. К началу 19 века кукла стала детской игрушкой.
Кукла – это отвлечённое изображение человека.
На территории России куклы как игрушки существовали издавна.
В княжескую эпоху положение женщины в крестьянских феодальных семьях, её обязанности и домашние занятия обусловили приверженность девочек к играм в хозяйство. Главной их игрушкой была кукла – хозяйка из дерева, глины, теста или тряпья.
Очевидно, тогда же повсеместно появились различные торсы с приставными руками и ногами, рассчитанные на одевание.
В 17 веке игрушечное дело достигло наибольших высот. Оно ещё не знало иностранной конкуренции. Куклы изображали людей в простейших жизненных сценах.
Пробудить интерес девочек не только к материнству и роли хозяйки дома, но и этикету светской жизни – воспитательный идеал того времени. Куклы с восковыми головками конца 18 века русской работы, изображающие дам в пышных кринолинах, не уступали французским в изысканных туалетах, но не имели ничего общего с народной игрушкой России.
В конце 18 века появились условия для развития керамической игрушки – открылись фарфоровые заводы. Фабричные куклы, фигурки из фаянса получили поистине массовое изготовление и распространение. Они производились в невиданном для того времени масштабе – десятками тысяч.
Народные куклы всегда отображали образ взрослой женщины.
Позже народные куклы начали утрачивать свою индивидуальность и наивную непосредственность.
Условный белый грунт лица заменился розовым, вместо орнаментальной росписи волос вводились парики, головы увеличивались, туловище укорачивалось, кукла лишалась своих классических пропорций.
Куклы подразделились на 3 сорта. У самых дешёвых одежда не снималась, делалась на клею. Куклы более высокого сорта были с фарфоровой либо с мастичной головкой. Самые искусные мастерицы изготавливали высшие сорта кукол «бебе» с одеждой тонкой работы из батиста с кружевами. По типажу большинство кукол сохраняли прежний облик взрослых нарядно одетых дам.
Педагоги прошлого, подразделяли игры девочек с куклой на три категории: игры матерей, принцесс и кухарок.
После революции 1917 года куклы в локонах и нарядных платьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени».
В первые десятилетия 20 века некоторые педагоги признавали куклу вредной игрушкой. Играя в куклы, дети, считали педагоги, копируют отрицательные черты быта (пьянство, битьё детей, брань, сплетни и т.д.). Кукла, объявленная вредной игрушкой, была отобрана у детей и изгнана из детских садов.
Но были и сторонники куклы. Они отмечали, что кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая – такая, которую трудно испортить, изуродовать, которую ребёнок мог бы купать, одевать, раздевать, обучаясь тем самым застёгивать пуговицы и завязывать тесемки.
В 60-80-е годы у советских кукол была универсальная внешность, детали, акцентирующие телесность, отсутствовали, простота конструкции стимулировала активность и воображение ребёнка, что давало возможность вкладывать в куклу разные характеры.
Современные куклы
Кукла Барби
Кукла Барби – символ 20 века, самая продаваемая и самая интернациональная.
Кукла Bratz
Bratz («избалованные дети») – это забавные куколки с большими головами и огромными глазами.
Пупс My Real Baby
Интерактивный пупс My Real Baby («Мой настоящий малыш») реагирует на действия ребёнка, на то, как с ним обращаются, издаёт звуки.
Пупс My Dream Baby
Пупс My Dream Baby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте.
Классификации кукол
Литературовед, историк культуры, академик Ю.М. Лотман предлагал такую типологию
1. Куклы – игрушки (куклы для игры), выполняющие активную функцию:
Театральная кукла;
Обрядовая кукла;
Кукла для шествий (огромная кукла);
Утилитарная кукла (куклы – погремушки, баба на чайник и т.д.);
Телекуклы.
2. Куклы – модели ( для украшения, упражнений), играющие пассивную роль:
Пугало;
Восковая кукла;
Манекен;
Сувенирные куклы;
Салонные куклы;
Музейные и коллекционные куклы.
Искусствовед, автор книг об истории театра кукол Б.П. Голдовский разделил куклы на 4 вида: обрядовые, потешные, декоративные, игровые.
Педагог Г. Тамбовская выделяет следующие типы кукол:
Куклы, изображающие ребёнка , взрослого, персонажи литературных героев и сказок;
Национальные куклы в этнографических и исторических костюмах;
Театральные куклы .
Доктор психологических наук В.С. Мухина предложила свою классификацию:
Традиционная, «прекрасная» кукла . Кукла с большими глазами, обрамленными длинными ресницами, у неё короткий носик, маленький яркий рот, роскошные волосы.
Характерная кукла (кукла – мальчик или кукла – девочка). В ней выражены определённые человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д.
Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику.
Педагогические и
психологические требования
к кукле
Кукла должна отражать обобщённый, жизненно-правдивый образ ребёнка, убедительный и доступный восприятию детей определённого возраста.
Кукла должна быть симпатичной, красивой, но без ложной миловидности и красивости, присущей некоторым зарубежным образцам.
Кукла должна быть подлинно художественной игрушкой.
Кукла должна воспитывать оптимистическое отношение детей к действительности, своим эмоциональным содержанием будить мысли, чувства прекрасного. Она должна радовать, забавлять ребёнка и в то же время учить чему-нибудь полезному, жизненно необходимому.
Положительное влияние
куклы на формирование
личности ребёнка
1. Кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство.
2. Кукла для ребёнка – не только дочка или сынок, но и партнёр по общению в игре.
3. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку.
4. Кукла – заместитель идеального друга.
5. Кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребёнка.
6. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества.
7. Кукла – посредник между взрослыми и ребёнком.
Негативное влияние
куклы на формирование
личности ребёнка
Дорогие нарядные куклы, которых детям не разрешают раздевать, формируют у детей высокомерие, хвастовство, завистливость.
Кукла ограничивает интересы девочек узким кругом вопросов семьи и материнства.
Играя в куклы, дети могут копировать отрицательные черты быть (пьянство, битьё детей, брань, сплетни и т.д.).
Заводные куклы, являясь развлечением для детей, оказывают двоякое влияние на личность ребёнка: с одной стороны, они развивают познавательный интерес, забавляют малышей, с другой – формируют пассивность, затрудняют развитие фантазии, не способствуют развитию игры.
Особенности развития
Игровой деятельности
С куклой
1-й год
В игре с куклой преобладают предметные игры . Это ориентировочная манипулятивная, порой непроизвольная деятельность ребёнка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла – предмет действия: ребёнок подползает, берёт, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10-15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см.
2-й год
Ребёнок продолжает манипулировать куклой , но может производить с ней действия по показу взрослых.
3-й год
Дальнейшее развитее игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни . Сначала ребёнок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу.
Ребёнок превращает куклу в живое существо. Сознательно дети начинают играть с куклой с 1,5 лет.
Рекомендуется иметь 1-2 куклы. Небольшие куклы должны быть из прочных мягких материалов размером 25-35 см.
Возможно введение звуковых приборов и неподвижно вставленных глаз. Для дидактических занятий рекомендуется кукла размером 60 см. По виду куклы должны изображать ребёнка.
4-6 лет
Игра в данной возрастной группе – ведущая деятельность ребёнка. Она формирует характер. Кукла становится любимой игрушкой. Значительно развивается ролевая игра. Как правило, сюжетами игр с куклами становятся такие:
Школа для кукол.
Путешествие с куклой.
Уход за куклой (кормление, укладывание спать, прогулка).
Чтение книг куклам, рассматривание картинок.
День рождения куклы.
кукла заболела.
Литература
Е.Ю. Морозова «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании»