kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кукла в жизни ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукла самая древнейшая из всех игрушек - появилась почти одновременно с появлением человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кукла в жизни ребенка»

«Кукла в жизни ребёнка» (консультация для педагогов)  Домашева Светлана Александровна, старший воспитатель, ГБДОУ детского сада № 45 Невского района Санкт-Петербурга

«Кукла в

жизни ребёнка»

(консультация для педагогов)

Домашева Светлана Александровна,

старший воспитатель,

ГБДОУ детского сада № 45

Невского района Санкт-Петербурга

История появления и развития кукол Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции. Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. К началу 19 века кукла стала детской игрушкой. Кукла – это отвлечённое изображение человека. На территории России куклы как игрушки существовали издавна. В княжескую эпоху положение женщины в крестьянских феодальных семьях, её обязанности и домашние занятия обусловили приверженность девочек к играм в хозяйство. Главной их игрушкой была кукла – хозяйка из дерева, глины, теста или тряпья.

История появления и

развития кукол

Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. К началу 19 века кукла стала детской игрушкой.

Кукла – это отвлечённое изображение человека.

На территории России куклы как игрушки существовали издавна.

В княжескую эпоху положение женщины в крестьянских феодальных семьях, её обязанности и домашние занятия обусловили приверженность девочек к играм в хозяйство. Главной их игрушкой была кукла – хозяйка из дерева, глины, теста или тряпья.

Очевидно, тогда же повсеместно появились различные торсы с приставными руками и ногами, рассчитанные на одевание.

В 17 веке игрушечное дело достигло наибольших высот. Оно ещё не знало иностранной конкуренции. Куклы изображали людей в простейших жизненных сценах.

Пробудить интерес девочек не только к материнству и роли хозяйки дома, но и этикету светской жизни – воспитательный идеал того времени. Куклы с восковыми головками конца 18 века русской работы, изображающие дам в пышных кринолинах, не уступали французским в изысканных туалетах, но не имели ничего общего с народной игрушкой России.

В конце 18 века появились условия для развития керамической игрушки – открылись фарфоровые заводы. Фабричные куклы, фигурки из фаянса получили поистине массовое изготовление и распространение. Они производились в невиданном для того времени масштабе – десятками тысяч.

Народные куклы всегда отображали образ взрослой женщины.

Позже народные куклы начали утрачивать свою индивидуальность и наивную непосредственность.

Условный белый грунт лица заменился розовым, вместо орнаментальной росписи волос вводились парики, головы увеличивались, туловище укорачивалось, кукла лишалась своих классических пропорций.

Куклы подразделились на 3 сорта. У самых дешёвых одежда не снималась, делалась на клею. Куклы более высокого сорта были с фарфоровой либо с мастичной головкой. Самые искусные мастерицы изготавливали высшие сорта кукол «бебе» с одеждой тонкой работы из батиста с кружевами. По типажу большинство кукол сохраняли прежний облик взрослых нарядно одетых дам.

Педагоги прошлого, подразделяли игры девочек с куклой на три категории: игры матерей, принцесс и кухарок.

После революции 1917 года куклы в локонах и нарядных платьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени».

В первые десятилетия 20 века некоторые педагоги признавали куклу вредной игрушкой. Играя в куклы, дети, считали педагоги, копируют отрицательные черты быта (пьянство, битьё детей, брань, сплетни и т.д.). Кукла, объявленная вредной игрушкой, была отобрана у детей и изгнана из детских садов.

Но были и сторонники куклы. Они отмечали, что кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая – такая, которую трудно испортить, изуродовать, которую ребёнок мог бы купать, одевать, раздевать, обучаясь тем самым застёгивать пуговицы и завязывать тесемки.

В 60-80-е годы у советских кукол была универсальная внешность, детали, акцентирующие телесность, отсутствовали, простота конструкции стимулировала активность и воображение ребёнка, что давало возможность вкладывать в куклу разные характеры.

Современные куклы

Современные куклы

Кукла Барби Кукла Барби – символ 20 века, самая продаваемая и самая интернациональная.

Кукла Барби

Кукла Барби – символ 20 века, самая продаваемая и самая интернациональная.

Кукла Bratz Bratz («избалованные дети») – это забавные куколки с большими головами и огромными глазами.

Кукла Bratz

Bratz («избалованные дети») – это забавные куколки с большими головами и огромными глазами.

Пупс My Real Baby Интерактивный пупс My Real Baby («Мой настоящий малыш») реагирует на действия ребёнка, на то, как с ним обращаются, издаёт звуки.

Пупс My Real Baby

Интерактивный пупс My Real Baby («Мой настоящий малыш») реагирует на действия ребёнка, на то, как с ним обращаются, издаёт звуки.

Пупс My Dream Baby Пупс My Dream Baby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте.

Пупс My Dream Baby

Пупс My Dream Baby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте.

Классификации кукол Литературовед, историк культуры, академик Ю.М. Лотман предлагал такую типологию 1. Куклы – игрушки (куклы для игры), выполняющие активную функцию: Театральная кукла; Обрядовая кукла; Кукла для шествий (огромная кукла); Утилитарная кукла (куклы – погремушки, баба на чайник и т.д.); Телекуклы. 2. Куклы – модели ( для украшения, упражнений), играющие пассивную роль: Пугало; Восковая кукла; Манекен; Сувенирные куклы; Салонные куклы; Музейные и коллекционные куклы. Искусствовед, автор книг об истории театра кукол Б.П. Голдовский разделил куклы на 4 вида: обрядовые, потешные, декоративные, игровые.

Классификации кукол

Литературовед, историк культуры, академик Ю.М. Лотман предлагал такую типологию

1. Куклы – игрушки (куклы для игры), выполняющие активную функцию:

  • Театральная кукла;
  • Обрядовая кукла;
  • Кукла для шествий (огромная кукла);
  • Утилитарная кукла (куклы – погремушки, баба на чайник и т.д.);
  • Телекуклы.

2. Куклы – модели ( для украшения, упражнений), играющие пассивную роль:

  • Пугало;
  • Восковая кукла;
  • Манекен;
  • Сувенирные куклы;
  • Салонные куклы;
  • Музейные и коллекционные куклы.

Искусствовед, автор книг об истории театра кукол Б.П. Голдовский разделил куклы на 4 вида: обрядовые, потешные, декоративные, игровые.

Педагог Г. Тамбовская выделяет следующие типы кукол: Куклы, изображающие ребёнка , взрослого, персонажи литературных героев и сказок; Национальные куклы в этнографических и исторических костюмах; Театральные куклы . Доктор психологических наук В.С. Мухина предложила свою классификацию:

Педагог Г. Тамбовская выделяет следующие типы кукол:

  • Куклы, изображающие ребёнка , взрослого, персонажи литературных героев и сказок;
  • Национальные куклы в этнографических и исторических костюмах;
  • Театральные куклы .

Доктор психологических наук В.С. Мухина предложила свою классификацию:

  • Традиционная, «прекрасная» кукла . Кукла с большими глазами, обрамленными длинными ресницами, у неё короткий носик, маленький яркий рот, роскошные волосы.
  • Характерная кукла (кукла – мальчик или кукла – девочка). В ней выражены определённые человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д.
  • Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику.
Педагогические и психологические требования к кукле

Педагогические и

психологические требования

к кукле

  • Кукла должна отражать обобщённый, жизненно-правдивый образ ребёнка, убедительный и доступный восприятию детей определённого возраста.
  • Кукла должна быть симпатичной, красивой, но без ложной миловидности и красивости, присущей некоторым зарубежным образцам.
  • Кукла должна быть подлинно художественной игрушкой.
  • Кукла должна воспитывать оптимистическое отношение детей к действительности, своим эмоциональным содержанием будить мысли, чувства прекрасного. Она должна радовать, забавлять ребёнка и в то же время учить чему-нибудь полезному, жизненно необходимому.
Положительное влияние куклы на формирование личности ребёнка 1. Кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство. 2. Кукла для ребёнка – не только дочка или сынок, но и партнёр по общению в игре. 3. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку. 4. Кукла – заместитель идеального друга. 5. Кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребёнка. 6. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества. 7. Кукла – посредник между взрослыми и ребёнком.

Положительное влияние

куклы на формирование

личности ребёнка

1. Кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство.

2. Кукла для ребёнка – не только дочка или сынок, но и партнёр по общению в игре.

3. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку.

4. Кукла – заместитель идеального друга.

5. Кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребёнка.

6. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества.

7. Кукла – посредник между взрослыми и ребёнком.

Негативное влияние куклы на формирование личности ребёнка

Негативное влияние

куклы на формирование

личности ребёнка

  • Дорогие нарядные куклы, которых детям не разрешают раздевать, формируют у детей высокомерие, хвастовство, завистливость.
  • Кукла ограничивает интересы девочек узким кругом вопросов семьи и материнства.
  • Играя в куклы, дети могут копировать отрицательные черты быть (пьянство, битьё детей, брань, сплетни и т.д.).
  • Заводные куклы, являясь развлечением для детей, оказывают двоякое влияние на личность ребёнка: с одной стороны, они развивают познавательный интерес, забавляют малышей, с другой – формируют пассивность, затрудняют развитие фантазии, не способствуют развитию игры.
Особенности развития Игровой деятельности С куклой  1-й год В игре с куклой преобладают предметные игры . Это ориентировочная манипулятивная, порой непроизвольная деятельность ребёнка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла – предмет действия: ребёнок подползает, берёт, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10-15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см. 2-й год Ребёнок продолжает манипулировать куклой , но может производить с ней действия по показу взрослых.

Особенности развития

Игровой деятельности

С куклой

1-й год

В игре с куклой преобладают предметные игры . Это ориентировочная манипулятивная, порой непроизвольная деятельность ребёнка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла – предмет действия: ребёнок подползает, берёт, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10-15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см.

2-й год

Ребёнок продолжает манипулировать куклой , но может производить с ней действия по показу взрослых.

3-й год Дальнейшее развитее игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни . Сначала ребёнок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребёнок превращает куклу в живое существо. Сознательно дети начинают играть с куклой с 1,5 лет. Рекомендуется иметь 1-2 куклы. Небольшие куклы должны быть из прочных мягких материалов размером 25-35 см. Возможно введение звуковых приборов и неподвижно вставленных глаз. Для дидактических занятий рекомендуется кукла размером 60 см. По виду куклы должны изображать ребёнка.

3-й год

Дальнейшее развитее игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни . Сначала ребёнок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу.

Ребёнок превращает куклу в живое существо. Сознательно дети начинают играть с куклой с 1,5 лет.

Рекомендуется иметь 1-2 куклы. Небольшие куклы должны быть из прочных мягких материалов размером 25-35 см.

Возможно введение звуковых приборов и неподвижно вставленных глаз. Для дидактических занятий рекомендуется кукла размером 60 см. По виду куклы должны изображать ребёнка.

4-6 лет Игра в данной возрастной группе – ведущая деятельность ребёнка. Она формирует характер. Кукла становится любимой игрушкой. Значительно развивается ролевая игра. Как правило, сюжетами игр с куклами становятся такие:

4-6 лет

Игра в данной возрастной группе – ведущая деятельность ребёнка. Она формирует характер. Кукла становится любимой игрушкой. Значительно развивается ролевая игра. Как правило, сюжетами игр с куклами становятся такие:

  • Школа для кукол.
  • Путешествие с куклой.
  • Уход за куклой (кормление, укладывание спать, прогулка).
  • Чтение книг куклам, рассматривание картинок.
  • День рождения куклы.
  • кукла заболела.
Литература Е.Ю. Морозова «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Методическое пособие 2011 г.

Литература

Е.Ю. Морозова «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании»

Методическое пособие 2011 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кукла в жизни ребенка

Автор: Домашева Светлана Александровна

Дата: 08.05.2022

Номер свидетельства: 606345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Игрушка в жизни ребенка младшего возраста"
    ["seo_title"] => string(44) "igrushka_v_zhizni_rebenka_mladshego_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "655233"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1724349941"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка"."
    ["seo_title"] => string(73) "doklad-na-tiemu-istoriia-i-nasliediie-russkogho-naroda-v-zhizni-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "318409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460569323"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "игра в жизни ребенка"
    ["seo_title"] => string(21) "ighravzhizniriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "316864"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460191761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект совместного семинара-практикума для родителей и детей на тему: "Народная кукла своими руками""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiektsovmiestnoghosieminarapraktikumadliaroditielieiidietieinatiemunarodnaiakuklasvoimirukami"
    ["file_id"] => string(6) "282668"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453722409"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока-рассуждения на тему: "Что в сердце нашем самое святое?" (по рассказу Е.Носова "Кукла") "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-rassuzhdieniia-na-tiemu-chto-v-sierdtsie-nashiem-samoie-sviatoie-po-rasskazu-ie-nosova-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "185478"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426182714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства