Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Подготовила Сундукова Л.Н.
Студентка ДПМНО-12с
Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать”.
Рене Декарт
“
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Основными целями технологии РКМЧП являются :
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Начиная работать по технологии РКМ, воспитатель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие условия:
быть терпимыми к неопределённости
положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)
понимание того, что существует определённый риск, т.к используются другие формы работы, меняются роли
Технологический алгоритм занятия
1 стадия
3 стадия
Вызов
2стадия
Рефлексия
Осмысление
актуализация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к получению новой
информации;
постановка учеником собственных целей обучения
получение новой информации;
корректировка учеником поставленных целей обучения
размышление,
рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения
Стадия (фаза) Вызов
Возможные приемы и методы
составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Стадия(фаза) Осмысление содержания
методы активного чтения: маркировка с использованием значков «+», «-», «7» (по мере чтения, их ставят на полях справа);
поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах
Стадия(фаза) Рефлексия (reflection)
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации.
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
ответы на поставленные вопросы.
организация устных и письменных круглых столов.
организация различных видов дискуссий
написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе) .
исследования по отдельным вопросам темы и Т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.
Шесть типов мышления
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример.
При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:
1. Презентация состоит только из текста и картинок.
2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.
3. Чем больше текста, тем лучше.
4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.
5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.
6. Презентация может носить обучающий характер.
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
"Дерево предсказаний "
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. Правила работы с данным приемом таковы: " ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. " ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено). "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему. не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом
Кластеры (автор Гудлат)
Кластеры выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?