Просмотр содержимого документа
«Концепция дошкольного образования в рамках законов РК »
«Концепция дошкольного образования в рамках законов РК»
Выполнила: Романевич Т.Ф.
Закон "Об образовании Республики Казахстан" от 27 июля 2007 года № 319-III
Статья 1. Основные понятия, используемые внастоящем Законе
45) государственный образовательный заказ - финансируемый государством объем услуг по дошкольному воспитанию и обучению, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных работников и специалистов для обеспечения потребностей экономики, воспроизводства квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества, а также по учебно-методическому обеспечению системы образования;
46) учебная программа - программа, определяющая по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению;
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области образования
1. Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
47) учебный план - документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля;
50) аттестация педагогических работников - процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;
Статья 9. Язык обучения и воспитания
1. Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о языках.
Статья 10. Понятие системы образования
Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих: 1) государственных общеобязательных стандартов образования и образовательных учебных программ, обеспечивающих преемственность уровней образования; 2) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов, реализующих образовательные программы;
Статья 12. Уровни образования
Система образования в Республике Казахстан на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает следующие уровни образования: 1) дошкольное воспитание и обучение; 2) начальное образование; 3) основное среднее образование; 4) среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование); 5) послесреднее образование; 6) высшее образование; 7) послевузовское образование.
Статья 13. Понятие содержания образования
Содержание образования - это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности. Содержание образования определяется образовательными учебными программами, которые разрабатываются на основе государственных общеобязательных стандартов образования.
Статья 15. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения
1. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения разрабатываются на основе государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Статья 28. Организация учебного и воспитательного процесса
1. Учебный и воспитательный процесс в организациях образования осуществляется в соответствии с рабочими учебными программами и рабочими учебными планами.
2. Основой организации учебного и воспитательного процесса являются планирование и учет учебной и воспитательной работы, осуществляемой организацией образования.
Статья 30. Дошкольное воспитание и обучение
1. Дошкольное воспитание детей с одного года до пяти лет осуществляется в семье и (или) дошкольных организациях.
2. Местные исполнительные органы организуют семье и дошкольным организациям необходимую методическую и консультативную помощь.
3. Дошкольное обучение осуществляется с пяти лет в виде предшкольной подготовки детей к обучению в школе. Предшкольная подготовка обязательна и осуществляется в семье, дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
Статья 50. Статус педагогического работника
1. К педагогическим работникам относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а также в других организациях, реализующих образовательные программы. Педагогические работники государственных организаций образования являются гражданскими служащими.
2. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности.
Государственный общеобязательный стандартдошкольного воспитания и обучения
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080
В соответствии с подпунктом 24) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ : 1. Утвердить прилагаемые: 1) государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения;
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». В Стандарте применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
9) организованная учебная деятельность – один из видов деятельности, организованный педагогом и направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для применения знаний на практике; 10) типовой учебный план – основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных заведений (организаций дошкольного образования).
2. Дошкольные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) настоящим государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения; 2) типовыми учебными планами; 3) другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики Казахстан в области дошкольного воспитания и обучения .
3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения:
1) определяет содержание дошкольного воспитания и обучения; содержание предметно-развивающей среды дошкольных организаций; 2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, к уровню подготовки воспитанников и обучающихся, к педагогам организаций дошкольного воспитания и обучения; к организации учебно-воспитательного процесса.
7. Содержание дошкольного воспитания и обучения включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».
8. Содержание образовательных областей реализуется через организованную учебную деятельность, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.
9. Образовательная область «Здоровье»
Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Здоровье»: 1) физическая культура; 2) основы безопасного поведения, валеология.
10. Образовательная область «Коммуникация»
Цель: воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными средствами. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»: 1) развитие речи; 2) художественная литература; 3) основы грамоты и письма; 4) государственный, русский и другие языки.
11. Образовательная область «Познание»
Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Познание»: 1) сенсорика; 2) формирование элементарных математических представлений; 3) конструирование; 4) основы экологии; 5) ознакомление с окружающим миром.
12. Образовательная область «Творчество»
Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса ребенка, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Творчество»: 1) рисование; 2) лепка; 3) аппликация; 4) музыка.
13. Образовательная область «Социум»
Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, воспитание любви к Родине, уважения к старшим. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Социум»: 1) самопознание; 2) ознакомление с окружающим миром; 3) экология; 4) художественная литература.
18. Сформированные базовые компетентности ребенка задают модель выпускника дошкольной организации:
1) физически развитый; 2) любознательный; 3) активный; 4) эмоционально отзывчивый; 5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 7) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.
Проект перехода на 12-летнюю систему образования
Образовательная практика Казахстана направлена на интеграцию в мировое образовательное пространство, так как для достижения 4-го уровня Европейской рамки квалификаций приемлема 12-летняя система образования.
В странах, подписавших Декларацию Европейского Совета, а их 136, используется 12-летняя система обучения. В 1997 году Казахстан подписал Лиссабонскую Конвенцию о присоединении ко всемирному образовательному пространству. Кроме того, Казахстан является участником международных документов в области образования и защиты прав ребенка: Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Болонская Декларация, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека.
Цель 12-летней системы обучения
это повышение конкурентоспособности образования, развитие качественного образования, вхождение в ряд конкурентоспособных, лидирующих стран, формирование творческой, мобильной, успешной, физически и духовно развитой личности, создание здоровой образовательной среды для развития ребенка, а также создание новой национальной образовательной системы, переходящей с принципа «знание на всю жизнь» на принцип «знание в течение всей жизни».
Уровни 12 летнего образования
1 уровень – начальное образование (1–4 классы), продолжительность обучения составляет 4 года;
2 уровень – базовое среднее образование (5–10 классы), продолжительность обучения составляет 6 лет;
3 уровень – профильное образование (11–12 классы), продолжительность обучения составляет 2 года.
Комплексная подготовительная работа по переходу на модель 12-летнего образования будет завершена к 2015 году с вовлечением в программы 12-летнего образования 1, 5 и 11 классов общеобразовательных школ.
Предполагается следующая схема:
1 класс — будет обучаться по 12-летней программе;
5 класс — будет обучаться по 12-летней программе;
10 класс перейдёт в 11 класс и будет обучаться по 12-летней программе.
Важным считается, сокращение учебного года с 34 до 32 недель, что дает возможность внедрения новых технологий обучения, обеспечения личностно-ориентированного подхода каждому ребенку, решения проблем сохранения здоровья, устранения физических и психических нагрузок.
Новая модель образовательного процесса 12-летней школы изменяет и цели деятельности учителя:
- проектирование целей конкретного учебного процесса с ориентацией на достижение результатов;
- регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися;
- создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся (достижение зон ближайшего развития);
- создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций у школьников.
Другими становятся и цели учащихся:
- усвоение умений, способов, приемов деятельности как составных частей учебных и социальных компетенций;
- использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала).