kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».»

Консультация:  «Формирование экологической культуры  у детей дошкольного возраста через  дидактические игры».   Составил: Семёнова Елена Васильевна

Консультация: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Составил: Семёнова Елена Васильевна

«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

  • Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить.

  • Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
  • У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
  • Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам  природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.
  • Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается  от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.
  • Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
  • И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
  • Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемыми играми являются экологические игры.
Экологические игры  - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.  Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.  Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является

Экологические игры  - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является

  • Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
  • Задачи:
  • 1.       Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
  • 2.       Развитие способностей детей к познанию мира природы.
  • 3.       Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
  • 4.       Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
  •  
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее).  Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр.  Для наглядности предоставляю таблицу:   Природный мир Живая природа Неживая природа Человек Животные Объекты Явления Растения Агрегатные состояния

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее). Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр. Для наглядности предоставляю таблицу:

Природный мир

Живая природа

Неживая природа

Человек

Животные

Объекты

Явления

Растения

Агрегатные состояния

Раздел «Живая природа». Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы. Задачи:  1.       Формировать у детей представления о том, что животные и растения живут, не изолировано, а в сообществах (лес, луг, водоёмы и так далее); о разнообразии животных и растений на Земле. 2.       Развивать у детей представления о сходстве и различии объектов живой природы (людей, животных, растений), находить общие закономерности построения и развития организмов. 3.       Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека, формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. 4.       Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
  • Раздел «Живая природа».
  • Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы.
  • Задачи: 
  • 1.       Формировать у детей представления о том, что животные и растения живут, не изолировано, а в сообществах (лес, луг, водоёмы и так далее); о разнообразии животных и растений на Земле.
  • 2.       Развивать у детей представления о сходстве и различии объектов живой природы (людей, животных, растений), находить общие закономерности построения и развития организмов.
  • 3.       Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека, формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
  • 4.       Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Раздел «Неживая природа». Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия. Задачи: 1.       Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура. 2.       Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов. 3.       Развивать способность эстетической оценки окружающей природы. 4.       Воспитывать бережное отношение к компонентам неживой природы
  • Раздел «Неживая природа».
  • Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
  • Задачи:
  • 1.       Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.
  • 2.       Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
  • 3.       Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
  • 4.       Воспитывать бережное отношение к компонентам неживой природы
I. Принципы: 1.      Научность . 2.      Доступность . 3.      Гуманистичность . 4.      Прогностичность . 5.      Деятельность . 6.      Интеграция . 7.      Целостность . 8.      Конструктивизм . 9.      Регионализм . 10.  Системность . 11.  Преемственность .
  • I. Принципы:
  • 1.      Научность .
  • 2.      Доступность .
  • 3.      Гуманистичность .
  • 4.      Прогностичность .
  • 5.      Деятельность .
  • 6.      Интеграция .
  • 7.      Целостность .
  • 8.      Конструктивизм .
  • 9.      Регионализм .
  • 10.  Системность .
  • 11.  Преемственность .
II. Методы: Наглядный.
  • II. Методы:
  • Наглядный.

2.Словесный.

3.Практический.

III. Технология

III. Технология

  • Технология  эколого-педагогической работы с детьми  дошкольного возраста, содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, заключается в следующем: • ориентировке на широкое использование непосредственного природного     окружения дошкольников, развивающей экологической среды, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и живыми организмами, с которыми они находятся в контакте в повседневной жизни; • организации регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);
  • • широком использовании специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленного знакомства детей с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого её познания и творческого отражения;
  • • совместной творческой деятельности воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами; • систематического ознакомления детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по, выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы; •регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах; • оптимального соотношения и сочетания педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
  •          Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая
V. Виды дидактических игр

V. Виды дидактических игр

  • 1.        Игры-путешествия.
  • 2.        Игры поручения.
  • 3. Игры-предложения.
  • 4. Игры-загадки.
  • 5. Игры-беседы.
VI. Структура проведения дидактической игры

VI. Структура проведения дидактической игры

  • 1.      Дидактическая задача  определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.
  • 2.      Игровая задача:  осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
  • 3.      Игровые действия –  основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
  • 4.      Правила игры.  С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
  • 5.      Подведение итогов (результат) –  проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения
VII. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания

VII. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания

  • 1.     Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
  • 2.     Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  • 3.     Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры.
  • 4.     Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
  • 5.     Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  • 6.     Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания
Помимо этого  роль  педагога состоит и в том,  чтобы в игре :   

Помимо этого  роль  педагога состоит и в том, чтобы в игре :   

  • - продолжать обучение;
  • - развивать творческое воображение и фантазию;
  • - расширять представления об окружающей природе;
  • - способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.
Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы:  :

Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы: :

  • доступность,
  •   повторяемость,
  •   постепенность выполнения заданий.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией:

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией:

  •   а) формулировка цели игры.
  •   б) определение количества играющих.
  •   в) подбор дидактических материалов.
  •   г) учёт временного фактора.
  •   е) подведение итогов.
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенова Елена Васильевна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 393796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_formirovanie_ekologicheskoi_kultury_u_detei_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "475842"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534306017"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Консультация для родителей на тему: « Формирование нравственно-патриотических чувств  у дошкольников в процессе знакомства с родным городом"
    ["seo_title"] => string(134) "konsultatsiiadliaroditielieinatiemuformirovaniienravstviennopatriotichieskikhchuvstvudoshkolnikovvprotsiessieznakomstvasrodnymghorodom"
    ["file_id"] => string(6) "291874"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455195538"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "экологическое воспитание детей "
    ["seo_title"] => string(37) "ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "237181"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444241614"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "«Игровые формы работы с детьми по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»."
    ["seo_title"] => string(80) "igrovye_formy_raboty_s_detmi_po_formirovaniiu_osnov_bezopasnogo_povedeniia_v_byt"
    ["file_id"] => string(6) "556692"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1598793003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства