Цель занятия: способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с понятием «объем», измерение объема с помощью условной мерки.
Программное содержание:
1) закрепить представления о сравнении по объему с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объема от величины мерки;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;
6) воспитывать у детей математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов.
Оборудование:проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением малышей из цветочного города, , наборы разрезных домино для работы в парах, раздаточный материал на каждого ребенка: картинка-схема «Угадай, что в посылке», презентация: видеописьма от Пилюлькина, «Что изменилось?»; банки с крупой (рис и пшено), мерные стаканчики, ложка для измерения, сосуды с жидкостью двух цветов (желтого и красного цвета), круги двух цветов.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Чтоб злодеев побеждать Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно!
2. Затруднение в игровой ситуации.
- Сегодня я к вам пришла с посылкой. Как вы думаете, кто нам её доставил? (Почтальон). Хотите узнать, от кого эта посылка? Вам надо прочитать загадку и отгадать ее, тогда вы узнаете от кого он. (Загадка написана на посылке, ребенок ее читает, все остальные отгадывают ее)
Этот очень-очень важный
Он с касторкою отважно, на болезнь бросается
Всех лечить старается ( доктор Пилюлькин)
- Как вы думаете, что в посылке? (предположения детей). Чтобы узнать, что там, предлагаю вам сыграть в игру «ДА-Нет».
- Это придумал человек или создано природой?
- предмет маленький по величине?
- форма круглая или квадратная?
- прозрачный или темный?
- где используют этот предмет?
этот предмет помогает измерять сыпучие или жидкие вещества
Что же находится в ларце? (Стаканчик)
Воспитатель достает Мерный стаканчик и диск.
Мотивирование к деятельности.
В-Ль: Ребята, нам доктор Пилюлькин прислал еще и видеописьмо. Давайте посмотрим, что в нем. (показ видеозаписи.)
Доктор Пилюлькин:
Приезжайте в Занзибар,
В Калахари и Сахару
На горе Фернандо - По
Где гуляет Гиппо - по
По широкой Лимпопо.
Помогите мне скорей
Излечить больных зверей.
- Поможем доктору Пилюлькину излечить больных зверей ?
Открытие новых знаний.
4. Целевая установка.
- Путь нас ждет далекий, поэтомупрежде мы должны с вами подкрепиться.
1) «Сварим кашу»
В: Я предлагаю сварить сытную кашу «Дружба», для этого нам надо взять равное по объему количество рисовой и пшенной каши.
- Посмотрите на стол. Что вы видите в банках?
- В одной - рисовая крупа, в другой- пшенная.
5. Создание проблемной ситуации. Проектирование решений проблемной ситуации.
- Как вы думаете какой крупы больше: риса или пшена? (поровну)
- Как это проверить? (измерить)
-Что необходимо для измерения?
- Надо выбрать мерку.
- Чем мы раньше измеряли? Можно ли объем крупы измерить полоской или квадратиком? Почему нельзя? Чем можно измерить объем крупы?
- Стаканом или ложкой.
6. Выполнение действий
- Дети которые хотят измерить пшенную кашу подходят к столу с цифрой 1, а те дети, которые хотят измерить рисовую подходят к столу с цифрой 2. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем отмечать результат на доске при помощи кружков. Измерять надо то тех пор, пока не будет измерена вся крупа, причем для точности результата необходимо крупу наполнять до самых краев мерки.
Пшенная крупа. Чем вы будете измерять? Стаканом. Чем будет служить стакан? – Меркой. (дети приступают к измерению объема)
- Сколько стаканов у нас получилось? (2 стакана)
Рисовая крупа. Чем вы ее будете измерять? Ложкой. Какая у вас мерка? Ложка. (дети приступают к измерению объема)
Необходимо подчеркивать, что измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.
- Сколько у вас ложек получилось? (10 ложек)
7. Анализ деятельности детей.
- При помощи чего мы измеряли крупу? При помощи мерки.
- На глаз вы определили, что в банках одинаковое количество крупы. А при измерении получилось разное. Почему? Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: чем больше мерка, тем меньше количество раз ее надо использовать для измерения объема, и наоборот.
- Смогли ли мы достигнуть нашей цели и набрать равное количество крупы? Нет
- Почему? Объясните? (потому что при сравнении, чтобы получить точный результат надо использовать одинаковую мерку)
-Давайте возьмём рис и пшено одинаковыми мерками( 2 мерки риса и 2 мерки пшена). сыпем в одну кастрюлю, добавим немного волшебства и отправим кашу вариться.
Физкультминутка про кашу
- Молодцы! А теперь я предлагаю отправиться в путь.
- Вот только как мы туда попадём, на чём будем добираться (ответы детей)
- У нас есть волшебный , математический парашют, летим на нём!( дети берутся за края парашюта . счёт прямой до 9)
- Ну вот мы и на месте. Давайте посмотрим , что для нас приготовил доктор Пилюлькин .
8. Актуализация знаний детей.
9. Включение нового в систему знаний.
5) «Поможем доктору Пилюлькину»
- Доктор Пилюлькин собравшись ехать, заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом – лекарство для компрессов. Известно, лекарство для компрессов пить нельзя. А кувшины перепутали, и доктор не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.
Дети высказывают свое мнение. Педагог опытным путем показывает непригодность некоторых способов («на глаз» сравнить нельзя, т.к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т.п.) Вместе с педагогом дети решают: надо измерить жидкость условной меркой причем одинаковой и сравнить результаты измерения. Подбирая мерку, договариваются о полноте, ставится тазик, куда будет сливаться измеренная вода. Вот для чего нам выслал Пилюлькин мерный стаканчик.
Одни дети измеряют жидкость желтого цвета, а другие розового. В ходе измерения дети выкладывают фишки на доску. В конце измерения дети сравнивают свои результаты. Выясняют: розовая жидкость микстура, т.к. ее меньше, а желтая жидкость – лекарство для компрессов, т.к. ее больше.
Вывод: чтобы сравнить объем двух сосудов надо при измерении использовать одинаковую мерку.
10. Актуализация знаний детей.
- Мы с вами помогли вылечить всех малышей Цветочного города, а что нужно принимать, чтобы не болеть? (Витамины).
6. «Состав числа»
- Давайте вспомним сколько малышей должен был вылечить доктор Пилюлькин? (9) Угостим всех малышей витаминами?
- У вас есть карточки – домино с «витаминками», составьте пару так, чтобы сумма была равна 9 и подберите к ним выражения.
2+7 4+5 6+3 5+4 3+6 1+8
- Молодцы, все малыши остались довольны.
Мы помогли Пилюлькину ,и нам пора возвращаться в детский сад. , где наш волшебный парашют ( обратный счёт от 9 до 1).
Вот мы и снова в детском саду. Посмотрите у меня есть необычный кубик с его помощью мы вспомним, что нового вы узнали.
7) Подведение итогов. Рефлексия «Кубик Блума».
Объясни: что необходимо для точного измерения объема? (единая условная мерка)
Предложи: куда мы можем отправиться в путешествие в следующий раз?
Придумай: Почему у нас всё получилось»?
Назови: с помощью чего мы производили измерение жидких и сыпучих веществ?
Поделись: какое задание тебе больше всего понравилось?
Тебе понравилось помогать доктору Пилюлькину ? Почему?