План урока по физике для учащихся 7 класса
Дата проведения: 12.11.2015 года
Тема урока: «Расчет массы и объёма тела по его плотности».
Нетрудно нам решать задачи,
Несложно опыт проводить
И жить не можем мы иначе,
Скучно без физики нам жить.
Цели урока
Цели обучения:
добиться усвоения понятия «плотность тела»;
отработать навыки установления связей между массой, объемом тела и плотностью тела.
Цели развития:
развитие умений и навыков оперировать понятием «плотность тела» при решении различного вида задач;
развитие общеучебных умений оформлять решение, делать выводы;
развитие умений пользоваться измерительными приборами;
развитие умений действовать самостоятельно при выполнении экспериментальных заданий.
Цели воспитания:
воспитание аккуратности, последовательности в действиях, наблюдательности, культуры речи, умения четко выражать свою мысль.
Тип урока: урок решения задач.
Оборудование и оснащение урока:
доска, компьютер, компьютерная презентация, учебник, бруски одинакового объёма, ученическая линейка, раздаточный материал, виртуальная лабораторная работа.
План урока:
Этап
Время (мин)
Приемы и методы
I. Повторение
10
Фронтальный опрос, записи на доске.
II. Решение задач
32
Записи на доске и в тетрадях, решение задач и их обсуждение. Работа в парах, индивидуальная и самостоятельная работа. Частично-поисковый, проблемный, экспериментальный, наглядный методы.
III. Подведение итогов. Домашнее задание.
3
Ответы на вопросы.
Запись задания на доске и в дневниках.
Ход урока:
I этап:
1. Ребята, я знаю, что многие из Вас любят отгадывать загадки. Давайте сделаем это вместе с Вами:
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
- Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа)
Все мы с Вами твёрдо знаем,
Что линейкой измеряем
Мы у куба высоту, ширину
Ну, и длину.
Подскажите, что за связь
Существует между ними?
- Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа)
2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить?
3. Какой буквой она обозначается?
4. По какой формуле вычисляется?
Единицы измерения массы, объема, плотности?
5. Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V, ρ?
6. Каков физический смысл плотности?
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3 (или 1 см3).
Пример: плотность воды равна 1000 кг/м3 или 1 г/см3.
Это означает, что 1 м3 воды имеет массу 1000 кг.
Или 1 см3 воды имеет массу 1 г.
Вывод:
1) Тела, имеющие одинаковые объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.
2) Тела с одинаковыми массами, изготовленные из разных веществ, имеют разные объёмы.
Плотность вещества показывает, какова масса единицы объёма вещества.
II этап:
- Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо.
1. Как из формулы плотности вещества найти массу или объём тела? (предлагаются версии ответа). Этому мы с Вами и посвятим наш урок.
2. Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока (учащиеся предлагают формулировку с фиксированием её на доске и в тетрадях).
3. Записать с помощью магического треугольника формулу плотности и вывести расчётные формулы массы и объёма тела.
Вы на уроке всё поймёте,
Когда задачки разберёте.
Начнём мы с простенькой пока,
Нетрудной для ученика.
Выразите в СИ.
4,5 т =… кг
500 г = …кг
150000 мг = …кг
Ответ: (4500 кг; 0,5 кг; 0,15 кг).
Задача1: В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объём этой гири 0,2 м3. Вычислите плотность цирковой гири.
Вторую мы немножко усложним.
Анализ сделаем и быстро разрешим.
Задача 2: (на основе использования литературных персонжей)
Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 2 литра? в 1л=1дм3=0,001м3 =1000литров
Задача 3: (экспериментальная)
Определить массу бруска, зная породу дерева, из которого он изготовлен.
Для решения данной задачи предлагается карточка – инструкция:
1. Измерьте размеры бруска - его ширину, длину и высоту (переведите все измерения в см) и запишите: а = см; в = см; с = см.
2. Вычислите объём бруска: V=______ см3.
3. Зная плотность (см. таблицу в учебнике), вычислите массу бруска: m = ______________кг.
Фамилия__________________
Четвёртая задачка – это да!
Её решите все Вы без труда!
Задача 4: (экспериментальная, с использованием фрагмента виртуальной лабораторной работы «Измерение плотности твёрдого тела»).
Вычислить объём второго тела, считая, что оно изготовлено из стали, выполнив для этого необходимые измерения.
Экология, друзья, важная наука
Без неё нельзя прожить, вот такая штука!
Задача 5: (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).
Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.
Задача 6: (творческое задание)
Какова связь между мышками, изображёнными на рисунке и хозяйственным мылом? (предлагаются варианты ответов).
Мыши любят употреблять в пищу хозяйственное мыло. Какова же плотность уже не существующего мыла? (Дома вычислить плотность мыла, выполнив для этого дополнительные измерения).
III этап:
Рефлексия
Оцените по 5-бальной шкале, в какой степени вы владеете умением решать задачи. Для этого используйте следующие критерии:
Я умею делать краткую запись условия задачи
Я умею записывать единицы измерения и переводить их в систему СИ
Я могу обосновать выбор физических формул для решения задачи
Я умею выводить расчетную формулу и решать задачу в общем виде
Я умею проверять правильность решения через числовой расчёт и математическими операциями с единицами измерения
(Каждому ученику раздается таблица для заполнения)
Рефлексия этапа урока:
Учитель: Чему вы научились на этом этапе урока? Какие трудности у вас ещё возникают?
Ученики: мы научились вычислять, без оборудования массу, объём тела.
Учитель: посмотрите на ваши оценочные листы и скажите, достигли ли вы поставленной цели? Какие трудности у вас ещё возникают? С чем это связано? Как вы их будете решать? Оцените себя. (беседа с обучающимися)
Итоги урока. Домашнее задание.
– Какое понятие мы повторяли и закрепляли на уроке?
– Что можно найти, если известна плотность вещества?
Запись домашнего задания: § 22, творческое задание: определить плотность мыла.
если у вас остались затруднения при решении задач на расчет массы и объёма тела по его плотности, тогда упр. 8(1,2)
Резерв времени:
Задача на повторение:
Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объёмом 15 см3?
Список использованной литературы:
1. Пёрышкин А.В. Физика – 7. М.: Издательский дом «Дрофа», 2003.
2. Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология.7 -9 классы: - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7 кл. – М.: Просвещение, 2011
Задача 3: (экспериментальная)
Определить массу бруска, зная породу дерева, из которого он изготовлен.
Для решения данной задачи предлагается карточка – инструкция:
1. Измерьте размеры бруска - его ширину, длину и высоту (переведите все измерения в см) и запишите: а = см; в = см; с = см.
2. Вычислите объём бруска: V=______ см3.
3. Зная плотность (см. таблицу в учебнике), вычислите массу бруска: m = ______________кг.
Фамилия__________________
Оцените по 5-бальной шкале, в какой степени вы владеете умением решать задачи. Для этого используйте следующие критерии:
Я умею делать краткую запись условия задачи
Я умею записывать единицы измерения и переводить их в систему СИ
Я могу обосновать выбор физических формул для решения задачи
Я умею выводить расчетную формулу и решать задачу в общем виде
Я умею проверять правильность решения через числовой расчёт и математическими операциями с единицами измерения
Оцените по 5-бальной шкале, в какой степени вы владеете умением решать задачи. Для этого используйте следующие критерии:
Я умею делать краткую запись условия задачи
Я умею записывать единицы измерения и переводить их в систему СИ
Я могу обосновать выбор физических формул для решения задачи
Я умею выводить расчетную формулу и решать задачу в общем виде
Я умею проверять правильность решения через числовой расчёт и математическими операциями с единицами измерения