- знакомство с величиной «Объём» и единицами измерения объема;
- совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.
2). Развивающие:
- формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение);
- формирование навыков познавательной деятельности.
3). Воспитательные:
- формирование навыков умения общаться;
- формирование навыка дискуссии;
- воспитание интереса к предмету;
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Педагогические задачи: помочь усвоить представление об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
Планируемые результаты образования:
Предметные:знают способы измерения объема и единицы измерения; умеют выражать результаты измерения объема числом.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: работая по предложенному плану, используют необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные: могут построить логическую цепь рассуждений при решении математических выражений.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют использовать речь для регуляции своих действий.
Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями.
Оборудование, обеспечение:
· учебник Т.Е. Демидова и др. «Математика для 1 класса, часть 3»;
· сосуды с водой для измерения вместимости: кувшины разной формы (во всех налито по 1 л воды);
· мерки для измерения: стакан – 200г, банка – 0,5л, стакан гранёный – 200г, баночка – 110г.;
· пустые трёхлитровые банки для каждой группы (для сливания жидкости во время измерения), литровая мерка и литровая банка;
-к неизвестному числу прибавили 6 и получили 10. Чему равно неизвестное число?
- из числа 9 вычли неизвестное число и получили 6. Чему равно неизвестное число?
- на сколько 3 меньше 8?
- на сколько 3 больше 0?
- найдите сумму чисел 5 и 5;
- найдите разность чисел 9 и 2.
Взаимопроверка.
Самооценка:
- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
Парная работа.
-У вас на парте лежит карточка со схемами к задачам, подберите схемы и решите задачи.
а) На одном кусте распустилось 4 розы, а на другом - 5 роз. На сколько меньше распустилось роз на первом кусте, чем на втором? (1)
б) В одном доме 6 квартир, а в другом - на 3 квартиры больше. Сколько квартир во втором доме? (9)
в) Летом засолили 7 кг грибов, это на 3 кг больше, чем засушили. Сколько килограммов грибов засушили? (4)
г) Папа с сыном пололи грядки. Папа прополол 6 грядок, а сын - 2 грядки. Сколько всего грядок пропололи отец с сыном? (8)
Проверка.
Найти схему на доске, устно назвать решение, вид задачи.
Самооценка:
- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
III. Физкультминутка.
(На развитие право- и левополушарного мышнения)
IV.Подготовка к введению новых знаний, формулирование проблемы, планирование.
- Что такое величина?
- Какие величины вы знаете?
- Почему длина является величиной?
- Является ли величиной сантиметр? Почему?
- Какие единицы измерения длины вы знаете?
- Почему масса является величиной?
На доске слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём;
- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.
Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.
2. Длина, сантиметр, линейка.
( Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.
Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.)
- Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе?(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)
- Какая тема сегодняшнего урока? (Объём.)
Давайте вместе спланируем свою деятельность:
1. Что такое "объем".
2. Можно ли сравнить объем
3. Как измерить объем.
4. Каковы единицы измерения объема.
- Чем мы сейчас занимались?
(Планировали свою деятельность)
IV.Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона
1.(Слайд №) - Посмотрите и скажите, в какой из этих предметов войдет больше воды? (В графин.) Да, правильно, это хорошо видно. Сегодня на урок я принесла стакан и бокал. А как вы думаете, в какой из этих сосудов войдет больше воды? Как это проверить?
(Дети должны догадаться наполнить сосуд до краев, и перелить всю воду в другой сосуд.)
Решая эту задачу, чем мы заинтересовались?
- Интересовал нас цвет, размер, форма сосудов? Имела значение масса, материал, из которого сделаны сосуды?
- А что же было для нас важным?(Больше или меньше поместится в них воды)
- Связан ли ответ на этот вопрос с каким-нибудь свойством предметов? Как называется это свойство? Правильно,вместимость сосудов в математике называют «объёмом». Повторим вместе, что нас интересовало.
Назовите предметы, которые отличаются друг от друга по объёму.
На рисунке изображены бочонок и ведерко. Катя измерила объём бочонка вёдрами, и у нее получилось, что в бочонке умещается 5 вёдер.
Получается, что объём можно измерить, а раз так, то чем является объём? (Это величина.)
Вова этот же бочонок измерил банкой. У него получилось, что бочонок равен 10 банка. Получается, что 10 банок = 5 вёдрам? Но 5 меньше 10. У бочонка изменился объём? Нет ли здесь ошибки?
- Давайте проведем эксперимент: каждая группа получает стакан с водой и второй стаканчик - пустой. Во всех стаканах одинаковый объём жидкости. Измерьте, сколько мерок воды помещается в стакане. (Заслушиваю результаты измерения.)
- Почему так получилось, у всех разное число? (Разные мерки.)
- Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … воды, а другой – получилось … воды.
- Петя просит вас выполнить задание (№5,с.5): сравнить объём двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую - 2 бутылки. Можно ли выполнить это задание? В каком случае его можно выполнить?
- Выполните теперь здание Пети (№6, с.5). Вы выполнили задание Пети? Почему.
- Люди договорились и выбрали одну из одиниц измерения объёма -
литр. Вот она хорошо нам всем знакомая литровая банка.
Где вы уже встречались с этой единицей измерения ? ( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра, молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином)
V. Применение нового знания. 5. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
- выполнить задания на новый способ действия.
Самостоятельная работа с самопроверкой (с.5, №7).
Цель:
- проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном.
Самостоятельная работа
Проверка.
Самоанализ.
Если останется время - интересная информация:
Тело человека на две трети состоит из жидкости;
Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)
– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
VI. Рефлексия в учебной деятельности:
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
Список использованной литературы
1. Моя математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях.,Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др., М.: Балласс 2012г.
2. Дидактический материал» к учебнику"Математика", 1-й класс, Козлова С.А., Рубин А.Г М.: Балласс 2012г.
3.Козлова С.А., Кремлева И.И., Рубин А.Г. Моя математика. 1-й класс: Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е перераб. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. - 288 с. (Образовательная система «Школа 2100») – ISBN 5-85939-504-3 (Баласс), ISBN 5-98167-040-Х (Изд. Дом РАО).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/
2 http:// www.school2100.ru
3. http://window.edu.ru
4. www.edu.ru
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Величина. Объём. Литр.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №70
г. Липецка
ВЕЛИЧИНА. ОБЪЁМ. ЛИТР.
(урок математики в 1 А классе,
образовательная система «Школа 2100»)
подготовила:
учитель начальных классов
высшей категории
Рогачева Лидия Федоровна
г. Липецк
2013 год
Урок математики в 1 А классе
по теме «Величина. Объём. Литр».
Образовательная система «Школа 2100»
Цели:
1). Образовательные:
- знакомство с величиной «Объём» и единицами измерения объема;
- совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.
2). Развивающие:
- формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение);
- формирование навыков познавательной деятельности.
3). Воспитательные:
- формирование навыков умения общаться;
- формирование навыка дискуссии;
- воспитание интереса к предмету;
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Педагогические задачи: помочь усвоить представление об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
Планируемые результаты образования:
Предметные:знают способы измерения объема и единицы измерения; умеют выражать результаты измерения объема числом.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: работая по предложенному плану, используют необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные: могут построить логическую цепь рассуждений при решении математических выражений.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют использовать речь для регуляции своих действий.
Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями.
Оборудование, обеспечение:
учебник Т.Е. Демидова и др. «Математика для 1 класса, часть 3»;
сосуды с водой для измерения вместимости: кувшины разной формы (во всех налито по 1 л воды);
мерки для измерения: стакан – 200г, банка – 0,5л, стакан гранёный – 200г, баночка – 110г.;
пустые трёхлитровые банки для каждой группы (для сливания жидкости во время измерения), литровая мерка и литровая банка;
карточки для самостоятельной работы;
презентация, медиапроектор, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры. шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, первый класс!
II. Устный счёт.
Математический диктант
- 5 увеличить на 4? (9)
- 10 уменьшить на 6? (4)
- это число является предыдущим для числа 5 (4)
- это число является последующим для числа 6 (7)
- чьи это соседи: 4 и 6? (5)
-к неизвестному числу прибавили 6 и получили 10. Чему равно неизвестное число?
- из числа 9 вычли неизвестное число и получили 6. Чему равно неизвестное число?
- на сколько 3 меньше 8?
- на сколько 3 больше 0?
- найдите сумму чисел 5 и 5;
- найдите разность чисел 9 и 2.
Взаимопроверка.
Самооценка:
- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
Парная работа.
-У вас на парте лежит карточка со схемами к задачам, подберите схемы и решите задачи.
а) На одном кусте распустилось 4 розы, а на другом - 5 роз. На сколько меньше распустилось роз на первом кусте, чем на втором? (1)
б) В одном доме 6 квартир, а в другом - на 3 квартиры больше. Сколько квартир во втором доме? (9)
в) Летом засолили 7 кг грибов, это на 3 кг больше, чем засушили. Сколько килограммов грибов засушили? (4)
г) Папа с сыном пололи грядки. Папа прополол 6 грядок, а сын - 2 грядки. Сколько всего грядок пропололи отец с сыном? (8)
Проверка.
Найти схему на доске, устно назвать решение, вид задачи.
Самооценка:
- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
III. Физкультминутка.
(На развитие право- и левополушарного мышнения)
IV.Подготовка к введению новых знаний, формулирование проблемы, планирование.
- Что такое величина?
- Какие величины вы знаете?
- Почему длина является величиной?
- Является ли величиной сантиметр? Почему?
- Какие единицы измерения длины вы знаете?
- Почему масса является величиной?
На доске слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём;
- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.
Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.
2. Длина, сантиметр, линейка.
( Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.
Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.)
- Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе?(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)
- Какая тема сегодняшнего урока? (Объём.)
Давайте вместе спланируем свою деятельность:
1. Что такое "объем".
2. Можно ли сравнить объем
3. Как измерить объем.
4. Каковы единицы измерения объема.
- Чем мы сейчас занимались?
(Планировали свою деятельность)
IV.Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона
1.(Слайд №) - Посмотрите и скажите, в какой из этих предметов войдет больше воды? (В графин.) Да, правильно, это хорошо видно. Сегодня на урок я принесла стакан и бокал. А как вы думаете, в какой из этих сосудов войдет больше воды? Как это проверить?
(Дети должны догадаться наполнить сосуд до краев, и перелить всю воду в другой сосуд.)
Решая эту задачу, чем мы заинтересовались?
- Интересовал нас цвет, размер, форма сосудов? Имела значение масса, материал, из которого сделаны сосуды?
- А что же было для нас важным?(Больше или меньше поместится в них воды)
- Связан ли ответ на этот вопрос с каким-нибудь свойством предметов? Как называется это свойство? Правильно,вместимость сосудов в математике называют «объёмом». Повторим вместе, что нас интересовало.
Назовите предметы , которые отличаются друг от друга по объёму.
На рисунке изображены бочонок и ведерко. Катя измерила объём бочонка вёдрами, и у нее получилось, что в бочонке умещается 5 вёдер.
Получается, что объём можно измерить, а раз так, то чем является объём? (Это величина.)
Вова этот же бочонок измерил банкой. У него получилось, что бочонок равен 10 банка. Получается, что 10 банок = 5 вёдрам? Но 5 меньше 10. У бочонка изменился объём? Нет ли здесь ошибки?
- Давайте проведем эксперимент: каждая группа получает стакан с водой и второй стаканчик - пустой. Во всех стаканах одинаковый объём жидкости. Измерьте, сколько мерок воды помещается в стакане. (Заслушиваю результаты измерения.)
- Почему так получилось, у всех разное число? (Разные мерки.)
- Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … воды, а другой – получилось … воды.
- Петя просит вас выполнить задание (№5,с.5): сравнить объём двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую - 2 бутылки. Можно ли выполнить это задание? В каком случае его можно выполнить?
- Выполните теперь здание Пети (№6, с.5). Вы выполнили задание Пети? Почему.
- Люди договорились и выбрали одну из одиниц измерения объёма -
литр. Вот она хорошо нам всем знакомая литровая банка.
Где вы уже встречались с этой единицей измерения ? ( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра, молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином)
V. Применение нового знания. 5. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
- выполнить задания на новый способ действия.
Самостоятельная работа с самопроверкой (с.5, №7).
Цель:
- проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном.
Самостоятельная работа
Проверка.
Самоанализ.
Если останется время - интересная информация:
Тело человека на две трети состоит из жидкости;
Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)
– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
VI. Рефлексия в учебной деятельности:
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
Список использованной литературы
1. Моя математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. ,Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др., М.: Балласс 2012г.
2. Дидактический материал» к учебнику"Математика", 1-й класс, Козлова С.А., Рубин А.Г М.: Балласс 2012г.
3.Козлова С.А., Кремлева И.И., Рубин А.Г. Моя математика. 1-й класс: Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е перераб. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. - 288 с. (Образовательная система «Школа 2100») – ISBN 5-85939-504-3 (Баласс), ISBN 5-98167-040-Х (Изд. Дом РАО).