Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект " Юный исследователь "»
«Юный исследователь».
МАДОУ «Детский сад № 227
Воспитатели:
Банина Е.Н
Гаврильчик Ю.А
Педагоги нашего детского сада большое внимание уделяют познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагоги совместно с родителями и детьми готовят исследовательские краткосрочные проекты, направленные на развитие у детей старшей и подготовительной группы познавательных интересов, содействуют формированию интереса и увлеченности проектной деятельностью. Темы для проектов выбирают сами дети. Далее ребенок презентует свой исследовательский проект перед ребятами своей группы, а затем выступает перед детьми других групп.
В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.
Главная особенность исследовательского обучения активация образовательной деятельности детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Большое количество материалов ориентировано на изучению живой и неживой природы, человека. Многие проекты имеют чётко выраженную экологическую направленность.
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности.
Цель:
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний.
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.
Выделяют несколько этапов исследовательского проекта. Исследовательский проект с детьми дошкольного возраста осуществляется поэтапно — 5 этапов.
На I этапе выбирается тема проекта. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:
Тема должна быть интересна детям.
Тема должна быть актуальна и полезна участникам исследования.
Тема должна быть оригинальна (элемент неожиданности, необычности).
Работа по этой теме могла бы быть выполнена относительно быстро.
Должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Далее педагог помогает ребенку обозначить проблему, которую необходимо будет решить в процессе работы над проектом. Необходимо учесть наличие необходимых для ее решения средств и материалов, возможность проведения исследование ребенком или группой детей с помощью взрослого и получение результата.
На II этапе необходимо выдвинуть гипотезу, которую нужно будет подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Гипотеза (предположения) может начинаться со слов:
может быть
предположим
допустим
возможно
что если…
На III этапе дети занимаются поиском и сбором информации. В этом им помогают, конечно же, взрослые — педагоги и родители, другие члены семьи.
Следует отметить, что в ходе организации проектной исследовательской деятельности детей большое значение имеет тесное взаимодействие с родителями. Они наряду с воспитателем, помогают своему ребенку определиться с темой исследования и выдвинуть гипотезу, сопровождать его на каждом этапе реализации исследовательского проекта. Педагоги заранее посвящают родителей в предстоящую работу и рассказывают об ожидаемых результатах.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю».
То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.