Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Юный исследователь»»
Педагогический проект «Юный исследователь»
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрело развитие творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формированию экологической культуры. «Новый человек» должен быстро решать качественно сложные задачи, уметь видеть и решать проблему, предлагая творческие варианты. Эти и другие задачи может решить человек, обладающий исследовательской компетенцией.
В ходе своей работы выделяю три основных элемента исследовательской компетенции обучающегося, выражающихся в следующих способностях:
выделение цели деятельности;
определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий;
рефлексия, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью).
Формирование всех этих элементов успешно осуществляется в ходе реализации программы дополнительного образования «Юный исследователь», нацеленной на совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества.
Программа «Юный исследователь»
Тип программы — обучающая, развивающая.
Направление деятельности: формирование компетентности воспитанников в области исследовательской деятельности как способе понимания окружающей действительности.
Уровень освоения — 2 года.
Возрасной диапазон — учащиеся старшего школьного возраста.
Цель программы:формирование компетентности воспитанников в области исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.
Программа решает ряд образовательный, воспитательных и развивающих задач:
представить возможность осознать каждому обучающемуся свою значимость, свою принадлежность к большой науке;
ознакомить с методами научной и творческой работы;
развить познавательный интерес, любознательность;
обучить общаться со сверстниками и единомышленниками;
сформировать навыки дискуссии в процессе участия в научных экспериментах и исследованиях.
Актуальность.
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:
видеть проблему;
самостоятельно ставить задачи;
работать с литературными источниками;
планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
коммуникативные: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Практическая значимость научно-исследовательской деятельности
формирование у обучающихся ноосферного мышления видения окружающей действительности;
создание оптимальных условий для интеллектуальнго, творческого и личностного развития воспитанников;
интеграция знаний дисциплин естественно-научного цикла для создания целлостности восприятия картины мира;
поддержание на высоком уровне самомотивации обучающихся.
Этапы реализации програмы
I этап. Информационно-аналитический.
Анализ проблемы;
Изучение методических материалов и современных педагогических технологий.
II этап. Практическая реализация программы.
Анкетирование учащихся с целью определения мотивации занятия научно-исследовательской деятельностью.
Освоение методики, сбор информации по литературным источникам.
Подготовка и проведение полевых исследований.
Камеральная обработка полевых данных.
III этап. Написание научно-исследовательской работы.
IV этап. Оформление работы в Microsoft Word. Подготовка схем, таблиц, иллюстраций, презентаций.