Программа элективного курса "Юный исследователь" 5 класс
Программа элективного курса "Юный исследователь" 5 класс
Данная программа будет полезна учителям биологии. Основная цель курса: научить пятиклассников правильно оформлять рефераты, исследовательские проекты. Учащиеся знакомятся с окружающим миром своей малой родины и методами её познания.
В связи с экологическим направлением школы экологическое воспитание на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
-Создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений во внеурочной деятельности.
- Изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.
- оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ по биологии и последующей их защите на научно-практических конференциях различного уровня.
ЗАДАЧИ курса:
Актуализация биологических и экологических знаний о живых объектах и методах познания
Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований
Развитие исследовательских навыков, формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций
Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Юный исследователь" 5 класс »
х. Шебалин
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В. И. Фомичёва»
Утверждаю
Директор МБОУ «Шебалинская СОШ им. В. И. Фомичёва»
Приказ от _____________ №_____
________________/Зайцев В. Н./
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
для 5 класса основного общего образования
количество часов: 35
учитель: Крылова Ольга Викторовна
Программа разработана на основе: Примерной программы общеобразовательных учреждений: Исследовательская и проектная деятельность. М.: Просвещение, 2014г.;
2014/2015 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса «Юный исследователь» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. МО РФ 2004г.;
Примерной программы общеобразовательных учреждений: Исследовательская и проектная деятельность.. Иванов А. В., М.: Просвещение, 2014г.;
Авторской программы элективных курсов для 5 классов. Мониторинг окружающей среды / Мансурова С. В., Шклярова О. А., М.: «5 за знания», 2012г.;
Учебного плана на 2014-2015 учебный год.
В связи с экологическим направлением школы экологическое воспитание на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
-Создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений во внеурочной деятельности.
- Изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.
- оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ по биологии и последующей их защите на научно-практических конференциях различного уровня.
ЗАДАЧИ курса:
Актуализация биологических и экологических знаний о живых объектах и методах познания
Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований
Развитие исследовательских навыков, формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций
Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе.
Раздел II. Общая характеристика учебного курса
При составлении рабочей программы элективного курса «Юный исследователь» был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса экологии.
Направление: естественно-математическое
профиль: экология
Программа является одним из этапов экологического образования, практикуемого в МБОУ «Шебалдинская СОШ им. В. И. Фомичёва».
Актуальность элективного курса:
Одной из основных задач современного образования сводится к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития и совершенствования его исследовательских способностей.
Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с учителем.
Основная идея программы- знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов естественных наук. После прохождения курса «Юный исследователь» увлечённым биологией учащимся предоставляется возможность стать в дальнейшем участниками полевого (экологического) практикума, и тем самым продолжить своё экологическое образование. Обучающиеся не только развивают навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, но и обучаются простейшим методам исследовательской деятельности.
Программа состоит из нескольких блоков, посвящённых:
-изучению некоторых методов полевых исследований, постановки экспериментов
-простейшему мониторингу окружающей среды
-методам ведения опытнической работы
-методам микроскопирования
- методам гербаризации, монтировки насекомых и оформления коллекций
Отличительной особенностью содержания рабочей программы от авторской является то, что позволяет обучающимся «погрузиться» в самостоятельную исследовательскую практику, научиться выявлять проблемное поле, самостоятельно его исследовать и оценивать результаты исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в результате изучения курса обучающийся научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа, интерпретации и использования информации;
- выбора форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях в мире и стране;
- осуществления учебных исследований и проектов.
Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе реализации программы:
1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
2. Применение полученных знаний для определения порядка действий в конкретных ситуациях.
3. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.
5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
6. Участие в проектной деятельности.
7. Овладение приёмами исследовательской деятельности.
8. Формулирование полученных результатов.
9. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.
10. Владение основными видами публичных выступлений.
В рамках освоения содержания программы обучающиеся принимают участие в различных интеллектуально-творческих мероприятиях: в олимпиадах; проводят учебные исследования и представляют их на научно-практических конференциях; в социально значимых проектах, гражданских инициативах; выполнять творческие задания конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).
В основе элективного курса :
- реализация деятельностного подхода (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач, проектную деятельность на занятии и за его пределами, социальную практику);
- продуктивное обучение (обучающиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно продуцируют их, выполняют различные творческие задания как индивидуально, так и в парах или в группах);
- изменение системы взаимоотношений между учителем и обучающимися (переход от субъект-объектных к субъект-субъектным взаимоотношениям);
- обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения. В основе проведения занятий методы и формы эвристической технологии обучения. При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации, а затем - формам и методам обучения, потом- содержанию учебного материала. Такой подход усиливает личностную направленность обучения.
Методика работы предполагает изучение фактического материала, текстов источников, а далее творческую работу обучающихся. В процессе обучения используются активные методы: имитационные и неимитационные.
Неимитационные: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, конференции - помогают формировать умения анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения.
Имитационные: игровые (деловые и ситуационно-ролевые игры) и неигровые (решение производственных задач, анализ конкретных и случайных ситуаций) - способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать и делать мысленный выбор, моделировать поведение. С помощью деловых и ролевых игр создаются стимулы для изучения предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям. Игровой аспект и связанная с ним эмоциональная вовлеченность в занятия помогают школьникам долго помнить весь пройденный материал; ролевая методика вдохновляет учеников на активное участие в жизни общества в дальнейшем.
Используемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).
Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).
Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).
Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, на воспитание доминанты саморазвития личности).
Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).
Среди наиболее значимых стратегий обучения детей на современном этапе выделяется “исследовательское обучение”. Главная особенность данного подхода – опора на своеобразие каждого ребёнка. Опираясь на такие качества учащихся как высокое концентрирование внимания, способность к длительной работе в выбранном направлении и целеустремлённость к максимально высокому уровню результатов деятельности, учитель, заинтересованный в развитии личности каждого учащегося, может предоставить ему возможность самореализации через исследовательскую деятельность по предмету. Исследовательское обучение придаёт познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для написания экологических исследовательских работ
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных творческих исследовательских проектов и работ , идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Практическая значимость программы элективного курса состоит в том, что разработана методическая система обучения для развития навыков исследовательской работы учащихся на начальном этапе среднего звена.
Программа способствует формированию умения оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий
Данный элективный курс углубляет содержание раздела курса «Природоведение», использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и математики. Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. В завершении курса учащимся предлагается выполнить исследовательскую или творческую работу.
Элективный курс включает материал, в процессе изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся понять роль экологии среди других наук о природе, её значение для человечества.
Рабочая программа элективного курса «Юный исследователь» учитывает региональные особенности Ростовской области. С этой целью необходимо привлекать к учебным занятиям публикации из районной газеты «Восход», статистические данные и материалы местного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Раздел III. Место учебного курса в учебном плане
Место элективного курса «Юный исследователь» в системе проектно-исследовательской экологической работы в школе: курс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с учителем.
В связи с усилением эколого-биологического просвещения учащихся 5 класса и экологического направления школы в Учебном плане школы на 2014-2015 учебный год запланирован 1 час (35 часов) элективного курса «Юный исследователь» как компонент образовательного учреждения.
Рабочая программа элективного курса «Юный исследователь» по факту рассчитана на 34 часа в связи с тем, что 1 час выпадает на календарно-праздничный день– 23.02.2015г. Этот час будет представлен в виде блоковой подачи –02.03.2015г.
Раздел IV.Содержание учебного предмета
Обоснование выбора рабочей программы с учётом особенностей классов:
Рабочая программа элективного курса «Юный исследователь» составлена с учётом особенностей коллективов обучающихся 5 класса. Это в основном дети со средним уровнем способностей.
Содержание
Количество часов по примерной программе
Количество часов согласно рабочей программе
1.Введение
1
1
2.Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период
2
2
3.Осеннее обследование пришкольного парка (4 ч)
4
4
4.Изучение биоценоза р. Кара-Сал
4
4
5.Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация
7
7
6.Микроскопирование
5
5
7.Микроскопирование разных групп организмов
2
2
8.Экологический мониторинг села и жилого помещения
3
3
9.Методика постановки биологических экспериментов
7
7
Количество часов по разделам в рабочей программе элективного курса «Юный исследователь» в 5 классе, по сравнению с авторской, совпадает в полном объёме.
Перечень лабораторных и практических работ
№ четверти
Тема лабораторной, практической работы
тема экскурсии
1
Практическая работа №1 «Осенние явления в природе»
Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений»
Экскурсия №2 «Осенние явления в жизни растений»
Экскурсия №3 «Осенние явления в жизни птиц»
2
Практическая работа №2 «Экологический мониторинг почв и воды»
Экскурсия № 4 на водоём «Определение органолептических свойств воды р. Кара-Сал»
Экскурсия № 5 на водоём «Методы, используемые для отбора проб планктона, бентоса»
«Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период»
зачёт
2.
«Изучение биоценоза р. Кара-Сал»
зачёт
3.
«Микроскопирование»
зачёт
4.
«Экологический мониторинг»
зачёт
Раздел V. Тематическое планирование
Раздел программы
основное содержание по темам
основные виды деятельности
1.Введение
Одежда для полевой работы. Движение в группе.
Знать особенности строения цветка люцерны, опыления их пчёлами. Суточные ритмы активности насекомых. Знать отличительные признаки растений различных ярусов изучаемого БГЦ. Распознавать наиболее распространенных насекомых своей местности по повреждениям. Взрослые стадии без определителя. Знать названия осёдлых птиц, уметь различать их по голосам и оперению. Знать отличительные признаки растений различных ярусов изучаемого БГЦ. Знать видовое разнообразие растений р. Кара- Сал. Трофические цепи Разнообразие моллюсков и водорослей р. Кара-Сал. Уметь определять органолептические свойства воды. Определять по полевым определителям водных беспозвоночных, уметь пользоваться простейшим полевым оборудованием.
Знать основные биоиндикаторы воды, почвы, воздуха. Уметь приготавливать временный препарат кожицы лука, срез листа, стебля, корня. Уметь по отличительным признакам распознавать препараты грибов.
Выполнять временный препарат соскоба с коры дерева и цветочного горшка, находить клетки водорослей
2.Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период
Размер выборки, количество повторностей, контроль. Биометрические показатели
Оформление дневника наблюдений
3.Осеннее обследование пришкольного парка (4 ч)
Видовое разнообразие растений в парке. Видовой состав насекомых. Характер повреждений листовой пластинки разными видами вредителей
Видовой состав птиц. Их приспособление к среде обитания
4.Изучение биоценоза р. Кара-Сал
БГЦ. Цепи питания Знать распространённые в данной местности виды водных растений и беспозвоночных Знать простейшие методы отбора проб планктона, бентоса. Методы отбора проб воды. Схема отбора проб
5.Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация
Экологический мониторинг воды, почвы, воздуха. Биоиндикаторы
Мониторинг парка. Трофические цепи. Знать простейшие методы отбора проб планктона, бентоса, давать им характеристику. Лихеноиндикация Экологический мониторинг воды
6.Микроскопирование
Устройство микроскопа. Уметь пользоваться лабораторным оборудованием. Последовательность приготовления микропрепарата
Зачем окрашивают микропрепараты. Метод чёрного поля, микроскопирование с иммерсионным маслом. Биологический рисунок. Правила оформления рабочей тетради
7.Микроскопирование разных групп организмов
Отличительные признаки шляпочных грибов от плесневых. Размножение водорослей. уметь настраивать микроскоп для работы, рассматривать готовые микропрепараты
Биологический эксперимент. Методика гербаризации. Значение коллекций насекомых. Охрана редких видов. Фотопериодизм. Энтомофаги. Стадии развития насекомых. Знать основные отличительные признаки различных видов растений, насекомых
Универсальные учебные действия
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций..
Раздел VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Авторская программа элективного курса «Мониторинг окружающей среды» для 5 класса /Мансурова С. В., Шклярова О. А. – Москва, «5 за знания», 2012 г.;
Экранно-звуковые пособия:
CD «Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-6 классы». – Волгоград, Учитель, 2014.
«Лабораторный практикум. Биология 5-11 класс» (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2014.
Лаборатории:
I.Классификация и систематика;
II.Клетка;
III.Экосистемы.
ЭОР Единой коллекции. Природоведение 5 класс
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Список научно-методической литературы
Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокам-экскурсиям, М.: НЦ ЭНАС, 2002
Корнелио М. П. школьный атлас определитель бабочек, М: Просвещение 2009
Плавильщиков Н. И. Краткий определитель наиболее распространённых насекомых европейской части России
Свиридов П. В. экология: учебно-практическое пособие, Волгоград: Перемена, 1998
Периодические издания:
- «Учительская газета»,
-«Первое сентября»,
-«Практика административной работы в школе»,
- «Практические советы учителю»,
- «Планета знаний»
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Центр образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
2. Педсовет: http://pedsovet.org/
3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www1.ege.edu.ru/
4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/
5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
7. Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
8. Учеба.RU: http://www.ucheba.ru/ege/
9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km-school.ru/company/companies.asp
Раздел VII. Результаты освоения элективного курса «Юный исследователь» в 5 классе:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Юный исследователь»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
Диагностический инструментарий: - создание «портфеля достижений ребенка» по курсу: результаты исследовательской деятельности и другие дополнительные материалы, созданные самими детьми (тесты, схемы, таблицы, списки Интернет-сайтов, других источников информации, которые использовались для самостоятельной работы). Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения; - оценивание теоретических знаний (понятия, факты, явления, процессы и т.д.): тестирование, устный и письменный опросы; - оценивание проекта, выполненного группой обучающихся и индивидуально; - самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий.
Виды контроля: обсуждение результатов визуальных наблюдений и исследований отчёты по лабораторным, практическим занятиям и экскурсиям, групповые работы, самостоятельная разработка и постановка опытов, проекты
Формы проведения занятий: обучающие семинары, экскурсии, практические занятия, работа с интернет - ресурсами, работа в библиотеках, круглый стол, индивидуальные занятия.
Предполагается использовать следующие методы контроля за усвоением знаний: фронтальный опрос и взаимоопрос, проверочные работы, диктанты, практические работы, защита исследовательских и проектных работ.
Итоговый контроль проводить в форме зачетов (по окончанию четверти). Необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий.
Особенности исследования:
– Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.
– Выходит за рамки школьного курса.
– По тематике находится на стыке различных областей знаний.
– Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому её необходимо выбрать самому ученику
Исходя из поставленных целей и задач, возрастных возможностей учащихся 5 класса, необходимо учитывать при оценке результатов образовательной деятельности по следующим критериям:
-правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
-степень сформированности интеллектуальных и экологических знаний и умений;
-самостоятельность ответа;
-речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Эти критерии включают в себя такие важные пункты:
- правильность определения цели опыта и исследования;
-полнота раскрытия содержания предложенного к ответу материала в объеме курса;
-для доказательства использованы различные умения, правильно выбранные методики опытов, исследований, обоснованные выводы.
-логичность и научная грамотность в оформлении результатов, опытов, исследований.
Ожидаемые результаты
получение представлений об использовании экологических знаний в различных областях человеческих знаний;
развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и классификации информации по выбранной теме;
составление реферата и устного доклада по составленному реферату;