kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование на тему "Одаренный ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из постоянно дискутирующих вопросов, касающихся проблемы одаренных детей,  является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". В исследовании рассматривается понятие "одаренность", виды одаренности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование на тему "Одаренный ребенок"»

Одаренный ребенок Шарипова Ольга Васильевна Педагог высшей категории

Одаренный ребенок

Шарипова Ольга Васильевна

Педагог высшей категории

Понятие одаренности:

Понятие одаренности:

  • Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Одаренность - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
  • Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
  • Одаренность - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
Одаренный ребенок - - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренный ребенок -

- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.   Два аспекта поведения одаренного ребенка:

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Два аспекта поведения одаренного ребенка:

  • Инструментальный - характеризует способы его деятельности
  • Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:   1. Наличие специфических стратегий деятельности . Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.  Для поведения одаренного ребенка характерно главным образом новаторство , как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • 1. Наличие специфических стратегий деятельности . Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.

Для поведения одаренного ребенка характерно главным образом новаторство , как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
  • 2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность знаний , умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, способность в сложном видеть простое, а в простом – сложное. 4. Особый тип обучаемости . Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
  • 3. Высокая структурированность знаний , умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, способность в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
  • 4. Особый тип обучаемости . Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  • 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
3. Повышенная познавательная потребность , любознательность. 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 5. Высокая критичность к результатам собственного труда , склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
  • 3. Повышенная познавательная потребность , любознательность.
  • 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  • 5. Высокая критичность к результатам собственного труда , склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Виды одаренности

Виды одаренности

Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие: 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики 2.Степень сформированности. 3.Форма проявлений. 4. Широта проявлений в различных видах деятельности. 5. Особенности возрастного развития.

Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

одаренность в ремеслах  спортивная организационная одаренность. одаренность в ремеслах  спортивная организационная одаренность. интеллектуальная одаренность различных видов интеллектуальная одаренность различных видов  сценическая литературно-поэтическая изобразительная  музыкальная одаренность.  сценическая литературно-поэтическая изобразительная  музыкальная одаренность.
  • одаренность в ремеслах спортивная организационная одаренность.
  • одаренность в ремеслах
  • спортивная
  • организационная одаренность.
  • интеллектуальная одаренность различных видов
  • интеллектуальная одаренность различных видов
  • сценическая литературно-поэтическая изобразительная музыкальная одаренность.
  • сценическая
  • литературно-поэтическая
  • изобразительная
  • музыкальная одаренность.

К основным видам деятельности относятся:

практическая

теоретическая (познавательная)

художественно-эстетическая

лидерская аттрактивная одаренность лидерская аттрактивная одаренность одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям
  • лидерская аттрактивная одаренность
  • лидерская
  • аттрактивная одаренность
  • одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям
  • одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям

коммуникативная

духовно-ценностная

По критерию “степень сформированности одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность. Актуальная одаренность - Потенциальная одаренность

По критерию “степень сформированности одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность -

Потенциальная одаренность

  • это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
  • это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
  • - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
  • - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию “форма проявления” можно говорить о:

По критерию “форма проявления” можно говорить о:

  • явной (Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.)
  • скрытой одаренности (проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме)
По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. общая (умственная) обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) специальная одаренность

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить:

  • Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
  • Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

общая

(умственная)

  • обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.)
  • обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.)

специальная одаренность

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: ранняя Поздняя одаренность

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать:

ранняя

Поздняя

одаренность

Принципы и методы выявления одаренных детей:

Принципы и методы выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
использование тренинговых методов , в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.; подключение к оценке одаренного ребенка экспертов : специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;  оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;  преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики,
  • использование тренинговых методов , в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов : специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
  • оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
  • преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Факторы, влияющие на развитие одаренности: Семья одаренного ребенка одаренность Неравномерность возрастного развития одаренных детей Личность одаренного ребенка Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Факторы, влияющие на развитие одаренности:

Семья одаренного ребенка

одаренность

Неравномерность возрастного развития одаренных детей

Личность одаренного ребенка

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Проблемы одаренных детей :  Наиболее часто встречаются проблемы:

Проблемы одаренных детей :

Наиболее часто встречаются проблемы:

  • - общения, социального поведения,
  • - дислексия - слабое развитие речи
  • - эмоционального развития,
  • - дисинхронизация развития
  • - физического развития,
  • - саморегуляции,
  • - отсутствие творческих проявлений,
  • - трудность профессиональной ориентации,
  • - дезадаптации
В процессе обучения и построения своей деятельности педагог:

В процессе обучения и построения своей деятельности педагог:

  • разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе, классе;
  • предоставляет детям обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность;
  • способствует формированию положительной самооценки ребенка;
  • уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения;
  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение к индивидуальности ребенка.
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследование на тему "Одаренный ребенок"

Автор: Шарипова Ольга Васильевна

Дата: 10.10.2018

Номер свидетельства: 480192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Проявление одаренности и методы диагностики школьников"
    ["seo_title"] => string(55) "proiavlieniieodariennostiimietodydiaghnostikishkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "276990"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452827551"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Менторство как форма работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(50) "mientorstvo-kak-forma-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "114465"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411500111"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация  "Роль социальных факторов в развитии одаренности у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-rol-sotsial-nykh-faktorov-v-razvitii-odariennosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "214469"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432311008"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мастер-класс "Одаренные дети" "
    ["seo_title"] => string(31) "mastier-klass-odariennyie-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "116652"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412570656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства