kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»»







ДОКЛАД

по дисциплине: «Современные технологии познавательного развития дошкольников»

на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»






Подготовила:

Воспитатель МБДОУ № 106

Завгородняя Е.Г.





























«Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Современные исследователи (А.И. Иванова И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и другие) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода, организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

ГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Важность рассматриваемой проблемы стало основанием для определения темы моего опыта работы «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Цель опыта работы

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи опыта работы

1. Создать условия для поддержания исследовательской активности детей; изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности.

2. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

5. Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.

Концептуальные и теоретические основы опыта.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические материалы могут применять в работе воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Свою работу я начала с изучения научно - методической литературы по данной теме, создания условий для развития познавательной активности детей, учитывая возрастные особенности детей, подборе материалов для уголка экспериментирования.

Изучая работы известных педагогов, О.В. Дыбина, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой понимаешь, что исследовательская деятельность детей - это процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Технологичность опыта

Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:

- Организовала предметно - развивающую среду.

- Составила перспективный план работы по организации исследовательской деятельности детей с использованием метода экспериментирования. Планирование включило в себя проведение опытов по изучению свойств воды, опытов по изучению свойств воздуха, опытов по изучению свойств песка, глины, почвы. Метод экспериментирования включал различные виды познавательной, экспериментальной, творческой и продуктивной деятельности детей.

- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.

Структура проведения эксперимента:

1. Постановка проблемы;

2. Поиск путей решения проблемы;

3. Проведение наблюдения;

4. Обсуждение увиденных результатов;

5. Формулировка выводов.

Форма работы с детьми: групповая, подгрупповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые, наглядные, словесные.

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.

Опыты и эксперименты проводились как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Провожу с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую занятия-тренинги, предложенные А. И. Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.

С детьми были проведены занятия «Взаимодействия воды и снега», «Предметы из стекла и металла», «Эксперименты с водой», «Маленькие исследователи», «Волшебник - воздух», «Почему растаяла Снегурочка?», «В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича». Для самостоятельной деятельности детей создан уголок экспериментирования (детская лаборатория), имеется картотека опытов. Разработаны карточки-схемы по проведению опытов, а также правила поведения в уголке экспериментирования.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса у детей реализовывался в разных формах. Родители прослушали беседу «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», посетили открытое занятие по теме «Волшебная соль». В информационном уголке оформлены консультация «Опыты. Играем дома», буклет «Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка», «Экспериментируем вместе с детьми», «Экспериментируем в домашних условиях». Родители стали активными участниками и помощниками в организации детского экспериментирования.

Для повышения своей профессиональной компетентности использовала методическую тему по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста». Опыт своей профессиональной деятельности представила на педсовете МДОУ № 106 на тему «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ».

Продуманная организация обучения, специальных наблюдений, исследований, экспериментирования, позволяет дошкольнику удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Результативность опыта

Дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Дети с удовольствием экспериментировали, занимались поисковой деятельностью. У детей все чаще стали появляется вопросы - гипотезы, выражающие предположения, собственные теории по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности, что свидетельствовало об их «интеллектуальных интересах».

Дети стали проявлять желание экспериментировать дома, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.

Трудности и проблемы работы заключаются:

  • В отсутствии оборудования для проведения опытов;

  • В учете интересов и познавательных способностей детей;

  • В нежелании некоторых детей заниматься экспериментированием.

Пути преодоления трудностей:

  • принятие и использование опыта каждого ребенка по экспериментированию, стимулирование познавательной активности детей;

  • дать возможность детям проявлять инициативу в экспериментальной деятельности, проводить опыты самостоятельно под руководством воспитателя;

  • создание для каждого ребенка «ситуации успеха», одобрение действий ребенка в экспериментальной деятельности.

Перспективность внедрения опыта.

  • Внедрять опыт работы на базе МДОУ № 106, а также использовать родителями в условиях семейного воспитания.

  • Формы работы по экспериментированию можно использовать в кружковой деятельности, ООД, свободное от занятий время. Исходя из опыта работы, мною были проведены консультации для воспитателей по организации экспериментирования в ДОУ, проведено открытое занятие для родителей.

  • В дальнейшей работе можно наметить следующие перспективы:

пополнить лабораторию опытов новым оборудованием при взаимодействии с родителями.





















Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей.

Задачи: Образовательные: - Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений. - Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая. Развивающие: - Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы, делать самостоятельные выводы и умозаключения. - Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. - Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение и рассматривание книги К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Ход занятия: Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы узнать много нового, нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите, сегодня к нам пришёл гость. Это Мишка.

Он хочет загадать для вас загадку.

«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, журчит. Что это? » О чём эта загадка? (ответы детей). Ребята, Мишка предлагает вам вместе с ним поиграть, и узнать, что же такое вода. Так что же такое вода? Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить.

Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно она льётся. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течёт не прерываясь. Значит вода какая? Правильно она жидкая (закрепляет с детьми).

Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камушки?

Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная (закрепляет с детьми). Ребята вот у меня в стаканчике вода, а это что? (краски) Как вы думаете, что произойдёт с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим.

(Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает, предлагает детям сделать тоже самое).

Что произошло с водой? Правильно она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешайте. Возьмите ложечку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий). Подойдите ко мне. Я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте ложечкой воду, какой вкус у воды? (кислая). Значит, мы можем по желанию изменять вкус воды.

Физкультминутка.

Итак, мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные ёмкости.

Вода – бесцветная. Не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода – безвкусная. Не имеет вкуса. Но вкус воды можно изменить.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете почему? Для чего нам нужна вода? (ответы детей).

(пить, готовить еду, поливать растения, стирать бельё, мыть посуду, овощи и фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т. д.)

А кто ещё нуждается в воде? (животные, рыбы, растения, и т. д.)

Д/игра «Кому нужна вода? » (проводиться на ковре)

Посмотрите это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода (дети выбирают и раскладывают картинки).

Ребята, так кому же нужна вода? Правильно всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (ответы детей)

Да вода нужна всему живому на Земле. Без воды всё живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (не засорять водоемы, закрывать кран с водой). Вот сколько интересного о воде мы узнали вместе с Мишкой.

«Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем… Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. Без воды нам не умыться. Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить. Вы её в пруду найдёте И в сыром лесном болоте, Нам сопутствует всегда Наша спутница – вода! »

Ну вот, Мишке пора домой. Мишка надеется, что вы будете всегда беречь воду.

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности (игры – эксперименты) во второй младшей группе «Волшебница – вода».

Цель: Создать условия для познавательной активности детей в совместной образовательной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи: Образовательные. Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет. Развивающие. Развивать познавательную активность дошкольников в опытнической деятельности. Обогащать и активизировать словарный запас детей словами: жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается. Упражнять в четком произношении звуков. Закреплять название цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к воде. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Материал: игрушка (по выбору детей), мелкие игрушки из киндер- сюрпризов, гуашь, стаканы, тряпочки; водные раскраски.

Организационная часть: Воспитатель: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!» Солнце встало - Хватит спать, Хватить спать, Пора вставать! (С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым). - Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку.

Здравствуй, Солнышко! - Здравствуйте гости!

Слышится звук леса (дети отгадывают, что это за звук) Воспитатель: Молодцы! Правильно – это лес (картинка леса) А кого в лесу можно встретить? А вы были в лесу? (ответы детей) Воспитатель: Ребята! А на чём можно поехать в лес? (Ответы в детей) (После ответов картинки с транспортом) - Как назвать одним словом автобус, поезд, самолёт? - Правильно ребята – это транспорт. Сегодня я приглашаю вас отправиться в гости к лесным жителям. На чём бы вы хотели поехать? А к кому вы хотите попасть в гости? (Воспитатель проводит речевую игру с названием транспорта по ЗКР).

«Поезд» Едет поезд ду-ду-ду. Я иду-иду-иду. А колёсики стучат Так-так-так. Во время поездки воспитатель читает: Белые деревья, белые дома! По дорожкам белым к нам пришла зима. - Ехали, мы ехали и наконец, приехали. Основная часть.

- А вот и Зайчик-Любознайчик встречает нас. - Ребята, поздоровайтесь с зайчиком. - Зайчик-Любознайчик хочет вам загадать загадку: Не умыться, не напиться, Листику не распуститься, Вот поэтому всегда, Всем везде нужна …(вода) - Правильно! - Зайчик очень любит играть с водичкой и приглашает нас поиграть. Игра «Прятки». - Сейчас его подружка водичка спрячет от вас игрушку, а вы попробуйте её найти. 1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать (дети закрывают глаза, педагог опускает в стакан игрушку) 1,2,3,4,5 – можно глазки открывать.

- Ребята, где спряталась игрушка? (в стаканчике) - Зайчик очень удивился и спрашивает вас, почему вы так быстро её нашли? Почему Дима? Миша? - Правильно, ребята, вы сказали. Игрушку видно. - Водичка не смогла спрятать предмет, потому что чистая вода прозрачная. - Давайте вместе скажем «прозрачная». А теперь скажи Вика, Женя, Витя. - Как вы думаете, какого цвета вода? - На самом деле вода не имеет цвета, она бесцветная. Давайте вместе скажем «бесцветная». - Ребята, а какой должна быть вода, чтобы игрушка спряталась? (тёмная) - Правильно. Игра «Цветная водичка» Воспитатель: Ребята, хотите показать фокус зайчику, как настоящие волшебники? - Закройте крышками свои стаканчики. - Смотрите, сейчас начнётся волшебство (дети трясут стаканчики по показу воспитателя).

Воспитатель: - Дима, какая вода получилась в твоём стаканчике? - А у тебя Миша? Женя? - Ребята, посмотрите, у нас получилась цветная вода. - Какая вода у нас получилась. Давайте, вместе скажем «цветная». - А давайте-ка, теперь мы пригласим Зайчика-Любознайчика поиграть. Игра «Спрячь игрушку». - Зайчик, где игрушки? - Ребята, наш Зайчик-Любознайчик не может найти игрушки и спрашивает: куда вы их спрятали? - Вика, куда ты спрятала игрушку? А ты, Данил? - Зайчику непонятно, почему же их не видно? Расскажите ему, ребята. - Правильно, мы подкрасили воду, и она стала цветная. - Какая вода стала? Давайте вместе скажем «цветная». - В этом стакане вода прозрачная и игрушку видно. А в другом – цветная, поэтому игрушку не видно. - Ребята, Зайчик-Любознайчик говорит вам спасибо, за то, что вы научили его различать бесцветную и цветную воду и зовёт вас поиграть с цветной водичкой. Игра «Перелей водичку» Возьмите 1 стаканчик с цветной водичкой и 1 пустой стаканчик. Посмотрите, вода льётся, переливается, проливается. Ребята, что делает вода? (льётся, переливается)

А почему вода льётся, переливается? Да потому что она жидкая. Давайте вместе скажем «жидкая». А теперь поставьте стаканчики на поднос и посмотрите, как много получилось на нашем столе разноцветных лужиц. Но их легко можно вытереть тряпочкой, потому что вода хорошо впитывается. Возьмите тряпочки, и протрите стол от лужиц.

- Ребята, пора возвращаться в детский сад. На прощанье Зайчик-Любознайчик дарит нам волшебные раскраски. Попрощаемся с Зайчиком-Любознайчиком. А теперь садитесь в вагончики и поехали «у-у-у-у». Подведение итогов. Вот мы и приехали в детский сад. Вам понравилось в гостях у зайчика? Что мы делали в гостях у Зайчика-Любознайчика? Ребята, а раскраски нам Зайчик подарил необычные, водные. Картинки в них волшебные. Хотите их раскрасить? А поможет нам в этом волшебница-вода.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник – воздух»

Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей.

Задачи: Образовательные: Помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый. Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования. Развивать представления детей о свойствах воздуха. Развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра. Оборудование: 2 шара воздушных, разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный); ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки, шары по количеству детей; колпак; альбомные листы, цветные карандаши.

Предварительная работа: подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух». Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Ход занятия: Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришла Маша. Воспитатель: Ребята, что принесла нам Маша? (Маша принесла шарики). А шарики какие? (обследования шариков детьми: по цвету и объёму). Маша пришла грустная к нам, она не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у нее один шарик большой, весёлый, а второй – маленький и грустный. Как Вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Машу. Покажем ей, какой у неё большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у неё маленький шарик (щёчки втянуть). Ребята, почему Маша опять грустная? (Ей нужно помочь) Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым? Дети: Шарик надо надуть (добиваться полного ответа детей). Воспитатель: Вот, видишь Маша, какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай.

Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух) Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)

Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)

А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (Дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей) Дети: Комочек упал (другие варианты). Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.

Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!

Физминутка «Превращение»

Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро. Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза) А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет) Если вы его не видите, значит, он какой? Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый).

Воспитатель: Вот Маша говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Маша, увидеть волшебника. А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?

Воспитатель: Давайте пройдёмся, может, увидим воздух (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Маша говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух).

Опыт: пустой стакан опустить в таз с водой так, чтобы он начал заполняться водой. Воспитатель: Что увидели в воде? (Пузырьки) Ребята, эти пузырьки и есть воздух. Вывод: в стакане был воздух.

Воспитатель: Ребята, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)

Давайте, ребята, для Маши нарисуем пузырьки, которые видели в воде. Присаживайтесь за стол, где вам удобно и нарисуйте в ваших стаканчиках пузырьки. (Уточнить у кого, какого цвета пузыри. Дети дарят рисунки Маше).

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Да ребята, воздух нам нужен, чтобы дышать. А вот, Маша говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Маше, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)

Ребята, что скажите? Права ли была Маша? (нет)

Вывод: без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?

Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.

Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось помочь Маше. Как нам ей помочь, кто помнит? (Надо надуть шарик)

Представьте, что у нас в руках шарик, и мы его надуваем. Вдыхаем воздух через носик и выдыхаем в шарик. Давайте ещё раз, только я надуваю настоящий шарик, а вы представьте себе, что надуваете его.

Ребята, Маша говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнала много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем шарики. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают шары).



Приложение 2

1 блок занятий: экспериментирование с песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. „Песочный конус“

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Эксперимент 2. „Свойства мокрого песка“

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Эксперимент 3. „Где вода?“

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.

2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не „невидимка“, а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. „Поиск воздуха“

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. „Живая змейка“

Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к.ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Эксперимент 3. „Реактивный шарик“

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.







Список литературы

  1. Закон «Об образовании» ДНР (постановление Народного Совета ДНР № 1-233111-НС от 19.06.2015 г.)

  2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 04.04.2018 г. № 287)

  1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.,/ приказ МОН ДНР № 409 от 18.08.2015г.)

  1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

  1. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. — 2003. -№3. — С.4-12.

  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.

  4. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. — 2006. — №8. — С.60-64.

  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2002.

  6. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект».

  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Завгородняя Елена Геннадьевна

Дата: 07.06.2023

Номер свидетельства: 633265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Опыт работы по теме «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_po_teme_ispolzovanie_metoda_eksperimentirovaniia_dlia_razvitiia_pozn"
    ["file_id"] => string(6) "605756"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1650948427"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) ""Активизация познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через организацию игр-экспериментов" "
    ["seo_title"] => string(152) "aktivizatsiia-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-ighr-ekspierimientov"
    ["file_id"] => string(6) "207855"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430665750"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(164) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obiektam-prirody-chieriez-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "192431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427458972"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства