Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность, условия для ее создания.»
Автор
воспитательВахрушева Елена Юрьевна
г. Ижевск
МБДОУ № 257
Индустриального района
для разностороннего развития личности ребенка
для формирования знаний ребенка, его социального опыта
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
"Предметы оперирования"
"Игрушки-персонажи"
"Маркеры (знаки) игрового пространства"
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
Полифункциональный материал
Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Традиционно он обозначается как полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители).
Особенности создания условий для сюжетно –ролевой игры в младшей группы
Игрушки-предметы оперирования обрастают большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие)
Игрушки-маркеры условного пространства сохраняют свои характеристики. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов).
Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события.
Полифункциональные материалы те же. Большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства .
Семья
Фотография
Фотография
Сделать столько слайдов, сколько есть сюжетов.
Фотография
13
Особенности создания условий для сюжетно- ролевой игры в средней группе
Игрушки- предметы оперирования становятся все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности
Игрушки- маркеры условного пространства претерпевают изменения в 2 направлениях:
- изменение в сторону большей реалистичности и уменьшения в размерах
- изменение крупных прототипических маркеров в сторону предметов,
все более прототипических, не имеющих определенной тематической нагрузки
Игрушки – персонажи приобретают больше реалистических черт, уменьшаются в размерах
Полифункциональные материалы представлены крупными объемными набивными модулями, крупным строительным материалом.
Шоферы
Фотография
В детской поликлинике
Фотография
Фотография
Фотография
Особенности создания условий для сюжетно- ролевой игры в старшей и подготовительной группе
Игрушки-предметы оперирования изменяются в 2 направлениях:
- усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию
- игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие осуществлять действия приближающиеся к реальному
Игрушки-маркеры условного пространства претерпевают изменения в 2 направлениях:
- изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров
- изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности
Игрушки- персонажи выступают в 2 видах:
- меняются в направлении еще большей реалистичности
- большое значение приобретают крайне условные игрушки
Полифункциональные материалы для данного возраста остаются примерно такими же, как и в средней группе