Тема моего самообразования: «Формирование игровой компетентности дошкольника через игровую деятельность»
Слайд 2. Как сказал Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Слайд 3. На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день актуальным является вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие из этого — вопрос о повышении игровой компетентности воспитателя и дошкольников.
Слайд 4. ФГОС помогает найти уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, обучение и развитие через игру научат ребёнка умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.
Слайд 5. Непринуждённо, но в естественных жизненных ситуациях ребёнок научится читать, считать, овладеет навыками безопасного поведения в быту, получит базис личной культуры. Слайд 6. Удовлетворяется потребность ребенка к активной деятельности, игра повышает настроение, а значит укрепляет иммунитет.
Слайд 7. В настоящее время лозунги такие как «Учи — играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении дощкольников» кажутся нам понятными и очевидными. Однако на практике обстоит совсем по-другому, мы, педагоги, зачастую вводим в стандартные занятия детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что тем самым используем игру в качестве формы организации занятий.
Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей: дети не умеют самостоятельно организовывать предметно-игровую среду, развивать сюжет игры и наполнять его смыслом, устанавливать отношения с партнером по игре, у большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. Ведь именно в игре формируются эти качества, складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.
Слайд 8. Главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.
Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней.
Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей.
И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей.
Педагог должен уметь планировать деятельность, направленную на развитие ребёнка, а так же использовать специальные подходы в своей работе. Современный воспитатель должен уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка.
Слайд 9. Первоначально мною были поставлены следующие задачи:
- создание полноценной предметно-развивающей среды в группе для развития игровой деятельности детей;
- формирование у детей умения совместно строить и творчески развивать сюжет игры;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях: со сверстниками, педагогами, родителями, другими окружающими людьми;
- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) средствами человеческого общения.
Слайд 10,11,12. По данной теме была составлена программа деятельности по самообразованию на 2014-2015 уч.г.
Методическая работа ведется в нескольких направлениях:
- обеспечивается методическими материалами и пособиями педагогический процесс;
- организована специальная, предметная игровая среда с учетом возрастных особенностей детей;
- по мере необходимости меняется и дополняется оборудование и материалы для игры;
-создана картотека подвижных, сюжетно-ролевых, развивающих игр для решения конкретных практических задач;
- ведется целенаправленная работа с семьей, через различные мероприятия и индивидуальные консультации для создания опыта совместных действий ребенка с родителями;
- принимается активное участие в работе методических объединений для педагогов, обмен педагогическим опытом.
Я стараюсь повышать свою игровую компетентность разными способами: это и чтение педагогической литературы, использую материалы из интернета: разработала перспективное планирование игровой деятельности по теме «Зимующие птицы», составила картотеку подвижных игр для своей группы.
Слайд 13. В индивидуальных встречах родители знакомятся с результатами диагностики, им предлагаются семейные игры, для обогащения опыта ребенка в общении с родителями, сближающие их друг с другом, обсуждается роль родителей в организации игры.
Слайд 14. В своей работе я стараюсь выстроить игровую деятельность в течение дня так, чтобы в ней решались все образовательные и воспитательные задачи на данный день, согласно тематики.
Слайд 15. Для успешного формирования игровых умений детей в группе организована предметно-игровая среда, включающая в себя:
Слайд 16. - настольно-печатные игры;
Слайд 17. - кукольный уголок;
Слайд 18. - уголок с атрибутами для сюжетно-ролевых игр;
Слайд 19. - строительные комплекты;
- мобильные тематические наборы («семейные» персонажи, кукольная мебель, машинки, домики и пр.), которое ребенок может взять в любое удобное для себя место;
Слайд 20. - спортивный инвентарь для подвижных игр;
Слайд 21. - музыкальные игрушки;
Слайд 22. - театрализованный уголок;
- предметы-заместители и т.д.
Слайд 23. Есть необходимые условия для игр и на прогулке.
Работа ведется с постепенным усложнением сюжета игры и введения новых сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту.
Слайд 24. Мы стараемся играть с детьми в различные игры на протяжении всего дня. Это, конечно, интересно, но и не совсем легко, так как нужно умело отслеживать каждого ребёнка в игровой деятельности и с каждым решить поставленные задачи.
Педагог не может заниматься развитием детей, если сам не развивается.
Поэтому мне хочется вам пожелать, дорогие коллеги творческих успехов!