Просмотр содержимого документа
«Формы работы с родителями (в соответствии с ФГОС)»
Формы работы с родителями
в дошкольном учреждении
( в соответствии с требованиями ФГОС )
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Задачами детского сада являются:
установление единства в воспитании детей,
педагогическое просвещение родителей,
изучение и распространение передового опыта семейного воспитания,
ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,
привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание
Материнская школа - это последовательность и сумма знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот
Ян Амос Коменский
Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями.
А. С. Макаренко считал, что: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должны быть детский сад и школа как представительницы государственного воспитания. Детский сад и школа должны руководить семьей".
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таким образом, родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы делятся на групповые и индивидуальные, а так же на:
Традиционные
Нетрадиционные
Родительские собрания,
Семинары и консультации ,
Наглядный материал,
Посещение на дому,
День открытых дверей
Анкетирование
Родительские конференции и т.д.
Конкурсы и проекты
Родительские тренинги,
Дискуссии,
Психологические разминки,
Круглые столы,
Практикум,
Родительские вечера, ринги…
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Информационно-аналитические
Познавательные
Досуговые
Наглядно-информационные
Информационно-аналитическая форма работы с родителяминаправлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений
«ПОЧТА ДОВЕРИЯ»
Познавательная формазнакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания в виде круглого стола, вечер вопросов и ответов, «душевный разговор», читательская конференция, родительский клуб
Заседание "Школа молодых родителей»
Собрание родителей с приглашением специалистов
Досуговая формадля установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми совместные досуги-КВН, ток-шоу, «мастер-класс», праздники, экскурсии, прогулки, участие в выставках, конкурсах, акциях, «семейная мастерская»
Конкурс «Лучшая новогодняя поделка»
Выставка из природного материала
Портфолио «Моей семьи»
Совместные праздники
Наглядно-информационная используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками выпуск газет, копилка добрых дел,
групповые альбомы, родительские уголки
Папка - передвижка
Консультациядляродителей
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм
взаимодействия ДОУ с семьей
Работа проводилась в 3 этапа :
Констатирующий,
Формирующий,
Контрольный
В период констатирующего этапа работа велась с сентября 2013 года по декабрь этого же года. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
Анкета Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наше детское дошкольное учреждение. Мы хотим, что бы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
Ф.И.О. родителей_________________________________________________ Имя ребенка, возраст _____________________________________________
Есть ли еще дети в семье, их возраст. 1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания?
Да Нет Иногда 2. Читаете ли Вы книги по педагогической литературе? Да Нет Иногда 3. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
Взаимоотношения между детьми
Взаимоотношения между детьми и родителями
Организация здорового образа жизни ребенка
Приобщение к культурным ценностям
Другое
4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
На занятиях, в игровых формах
На родительских собраниях
На родительских конференциях
В индивидуальных беседах со специалистами
Другое
5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка? Да Нет Иногда
6. Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Семья
Государство
Социальная среда
Воспитатели (МДОУ)
7. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
Да Нет Затрудняюсь ответить 8. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
Да Да, но нет времени совсем Нет Иногда 9. Какому направлению воспитания Вашего ребенка Вы отдаете предпочтение? (можно выбрать 2 направления)
* Спортивно-оздоровительное * Экологическое
*Умелые руки * Нравственно-этическое
*Музыкальное *Танцевально-пластическое
*Театрализовано-речевое *Другое _______________
10. Хотели бы Вы вести кружковую работу?
Да Да, но нет времени совсем Нет
11. Какой кружок Вы могли бы вести в группе?
*Юный спортсмен *Хоровой*Танца и пластики *Умелые руки*Юннаты *Художественная лепка*Музыкальный *Этикет*Юный художник *Другое
Спасибо!
Второй, формирующий этап эксперимента проходил с декабря 2013 г. по апрель 2014г
Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители .
1. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?
2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?
3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?
4. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?
5.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?
6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?
7. Как он выполняет свои обязанности по дому?
8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?
9. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?
Заседание «Семейный досуг»
Клуб "Счастливая семья"
Выпуск стенгазет «Вот мы какие!»
Конкурс «Портфолио моей семьи»
Выставка семейных альбомов
Семейный праздник
"Тропинка к счастливой семье"
На последнем контрольном этапе, который проходил в период с апреля по май 2014 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
Сравнительный анализ анкеты
Следите ли вы за статьями в журналах, программами на телевидении по вопросам воспитания?
да
иногда
27,5%
10,4%
нет
62%
62,1%
Читаете ли Вы книги по педагогической литературе?
3,5 %
да
34,5%
иногда
17,4%
41,3%
нет
31 %
41,3%
Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
58,6%
10,4%
Взаимоотношения между детьми
Взаимоотношения между детьми и родителями
17,2%
48,3%
Организация здорового образа жизни
6,9%
17,2%
Приобщение к культ. ценностям
27,5%
Другое
13,8%
6,9%
3,5%
13,8%
В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
44,9%
На занятиях, в игровых формах
31%
На родительских собраниях
34,6%
На родительских конференциях
34,6%
В инд. беседах со специалистами
3,4%
24,2%
31 %
20,6%
Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
20,6 %
Семья
62%
Государство
6,9 %
Социальная среда
72,4%
Воспитатели (МДОБУ)
6,9 %
3,5 %
24,2%
3,5 %
Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашейгруппы?
20,6%
Да
Да, но нет времени
27,5 %
10,4%
Иногда
44,8 %
34,6%
Нет
10,4%
27,5%
Хотели бы Вы вести кружковую работу?
31%
13,8%
Да
27,5%
Да, но нет времени
6,9%
Нет
34,5%
65,6%
31%
34,5%
Таким образом ,
использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями
Советы, которые помогут активизировать участие родителей
Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
Будьте терпеливыми к ним.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
Поддерживайте тесные контакты.
Высказывайте свою признательность им.
Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Обучайтесь навыкам сотрудничества.
Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.