Просмотр содержимого документа
««Современные методы и формы работы с родителями в соответствии с ФГОС»»
План самообразования
старшего воспитателя
Радаевой Е.М.
МБДОУ №40 г.Миасс
Тема: «Современные методы и формы работы с родителями в соответствии с ФГОС»
2022-2023 уч.г.
Актуальность
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога.
Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Задачи: Для педагога
• Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
• Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
• Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
• Систематизировать уже известные формы и методы и применять новые формы работы с родителями, а затем отобрать наиболее эффективные.
Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-выступление на педсоветах, в творческих группах через взаимодействие воспитателей с родителями, посредством сети Интернет.
Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста. Консультации для педагогов по выбранной теме.
Изучение методической литературы, работа с картотекой методического кабинета и ее обновление, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
Принципы технологии взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.
4. Хорошая подготовка
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Сентябрь
1)Общее родительское собрание
Повестка:
основные направления работы ДОУ на 2021 – 2022 учебный год
выбрать и утвердить состав родительского комитета
2) Анкетирование, изучение семей воспитанников.
3) Заседание родительского комитета
участие родителей в субботнике по уборке территории
4)Проведение родительских собраний «Возрастные особенности детей», «Ознакомление родителей с направлениями работы на новый учебный год» (годовые задач, направления работы)
Октябрь
Приглашение учителя начальных классов на собрание в подготовительную группу (цель: помочь понять возрастные особенности детей на данном этапе, дать рекомендации по подготовке детей к школьному обучению).
Оформление папок передвижек «Светофорчик»
Ноябрь
Организация экскурсии по интересным и примечательным местам нашего города
Анкетирование для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей
Подготовка групповых мероприятий ко дню матери
Создание фотоколлажей по ПДД «На улицах нашего города»
Декабрь
Подготовка к новогодним утренникам
Проведение родительских собраний
Конкурс «Символ года - ёлочная игрушка»
Анкетирование «Что должен знать ребёнок о безопасности» (на родительском собрании)
Январь
Проведение родительских собраний в подготовительных группах «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Оформление информационного стенда «ЗОЖ»
Консультация для родителей «Если хочешь быть здоров»
Тематический вечер с родителями «Зимние посиделки» (клуб по интересам, мастер-класс)
Февраль
1. Конкурс чтецов «Мой папа самый сильный»
2. «Папа, мама, я спортивная семья» - спортивный досуг
3. «Вот как мы умеем» (младшие группы)
«Папа и я большие друзья» (средний возраст)
«Буду в армии служить, буду Родину любить» - муз.праздники
Март
Праздничный концерт для мам и бабушек
Родительский проект «Наши руки не для скуки»
Показ совместной образовательной деятельности по экспериментированию для родителей
Пополнение методического кабинета материалами по работе с родителями (консультации, наглядный материал, для оформления родительских уголков)
Апрель
Проведение итоговых открытых мероприятий.
Цель: познакомить родителей с итогами работы за год.
Совместные субботники по благоустройству территории
Общее родительское собрание
Тема: «Итоги года»
Подготовка ДОУ к летнему оздоровительному периоду
Анкетирование родителей
Изготовление памяток для родителей «Читаем дома»
Конкурс «Самый космический костюм»
Май
Итоговые родительские собрания
Консультация «Как правильно использовать летний отдых»
Акция «Зелёная весна 2023»
Изготовление макетов «Спасибо деду за Победу»
Пересмотрены принципы и условия участия родителей в образовательной деятельности, перестроены формы работы детского сада с родителями согласно требованиям ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: – создавались условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– обеспечивалась поддержка родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;
– налаживалось взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- родители вовлекались в создание условий для развития детей в группе и на участке МДОУ.
С целью оказания помощи педагогам МДОУ:
- проведен цикл лекций для воспитателей по взаимодействию с семьями воспитанников.
Результативность
Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие.
Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
Педагоги стали инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.
Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания.
Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.
При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
2.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // СПС Консультант Плюс.
3.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС Консультант Плюс.
4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // СПС Консультант Плюс.
5. Арнаутов, Е.П. Педагог и семья . – 3-е изд. - М.: Карапуз, 2010. – 254 с.
6. Бочкарева, О. И. Взаимодействие ДОО и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
7. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: Учитель, 2008. – 111 с.
8. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128 с.
9. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход . М.: ТЦ «Сфера», 2012.- 144 с.
10. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2008. – 224 с.
11. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 242 с.
12. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: Педагогика, 2009. – 209 с.
13. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
14. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 204 с.
15. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. Мн.: Лексис, 2007. – 68 с.
16. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОО и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 188 с.
17. Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль, ИПК «Индиго», 2014