Просмотр содержимого документа
«Формирование экологическоЙ КУЛЬТУРЫ детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Формирование экологическоЙ КУЛЬТУРЫ детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Выполнила воспитатель Щелкунова А.Н.
« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого- педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова,П.Г.Саморукова,С.Н.Николаевой,Н.А.Рыжовой, А. В. Староверова и др.)
Проблема
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и обучения в дошкольном детстве. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема становится особенно актуальной.
Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:
«Не навреди»;
«Познавая, не разрушай»;
«Не бери у природы больше, чем необходимо»;
«Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
Что ты хочешь сделать?
Зачем тебе это нужно?
Кто (что) при этом приобретет, а кто (что) потеряет?»
«Подумай о последствиях»
Цель:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Задачи экологического воспитания:
Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы через игровую деятельность
Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать чувства бережного отношения к природе.
Экологические игры
- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Условия подбора экологических игр
- Игры должны быть выбраны с учетом законов развития детей и проблемы экологического образования, которые могут быть решены в этом возрастном уровне.
- Игра должна давать ребенку возможность применить на практике уже полученные экологические знания и поощрять освоение новых знаний.
- Содержание игры не должны вступать в противоречие с экологическими знаниями, генерируемые в ходе других мероприятий.
- Игровая деятельность должна быть организованна в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют не только решить проблему экологического образования, но также обеспечить решения общих проблем воспитания и развития ребенка.
По специфическим характеристикам выделяют
Творческиеигры
Игры с правилами
Сюжетно ролевые
Театрализованные
Дидактические игры
Подвижные игры
Экологические произведение
Театрализованная деятельность
Подвижные игры
По Тематическому распределению содержания:
Игры на тему «Живая природа »
Игры на тему «Неживая природа»
По форме организации и мере регламентации выделяют:
Совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
Самостоятельную игровую деятельность ребёнка
Экологическая Дидактическая игра
Структура проведения экологической дидактической игры:
Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.
Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка.
Игровые действия – основа игры . Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов (результат ) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее.
Виды дидактических игр:
Экологические дидактические игры в младшей группе
Экологические дидактические игры в средней группе
Экологические дидактические игры в СТАРШЕЙ И подготовительной группе