Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование»
Детскоеэкспериментирование.
Воспитатель ГБДОУ №37
Кострицкая Ирина Владимировна
С-Петербург.
Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
Детское экспериментирование —
Подвижный и активный ребенок дошкольного возраста в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. Почему дует ветер? Отчего предметы падают вниз, а не вверх? Почему лед твердый, а вода – нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.
С какого возраста предполагается начинать игры- экспериментирования в детском саду?
Со второй группы раннего возраста (2– 3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В младшей группе (3– 4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Цели игры-экспериментирования:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший
искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Объекты детского экспериментирования
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
ЖИВАЯ ПРИРОДА
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
«Волшебный магнит»
«Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические
предметы, даже через стекло и воду.
«Дружба красок»
«Дружба красок»
1. Берем три банки гуаши (красный. , желтый, синий)
2. Берем три стакана с водой.
3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый.
4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.
5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?
«Тонет - не тонет»
«Тонет - не тонет»
Вид деятельности – Эксперимент: Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.
Цель занятия: Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку. Учить делать выводы.
Материалы и оборудование: Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные и железные предметы, магнит.
«Воздух. Что в пакете?»
«Воздух. Что в пакете?»
Вид деятельности – Эксперимент: Пакет пустой и наполненный воздухом. Наличие воздуха вокруг. Как его обнаружить и поймать?
Цель занятия: Обнаружение воздуха в окружающем. Обратить внимание детей на свойства воздуха - прозрачны, невидимый, легкий, холодный и теплый. Жизненная важность воздуха для всего живого.
Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги.
«Черный ящик»
«Черный ящик»
Вид деятельности – Эксперимент: Научить определять тактильно температуру воды и предметов.
Цель занятия: Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов тактильно (металлические-холодные, деревянные-теплые).
Материалы и оборудование: Предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, черный ящик.
Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента: — дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания — идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации — развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы — происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.