Просмотр содержимого документа
«Детский мюзикл в ДОУ»
Центр мониторинга и сопровождения образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Рязани
"Детский сад № 130" «Белоснежка»
Методическая площадка
для музыкальных руководителей ДОУ
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством театрализованной деятельности в процессе
реализации ФГОС ДО.
Детский мюзикл
«Стрекоза и муравей».
Музыкальный руководитель
Шабанова А.А.
СЛАЙД 1
Постановка музыкального спектакля с детьми — дело непростое и требует хорошей подготовки самого педагога. Это гораздо сложнее, чем подготовка какого-либо праздника или досуга. Однако полученные результаты с лихвой оправдывают все трудности подготовки, так как в отличие от других форм, музыкальный спектакль дает и детям и педагогу возможность получать удовольствие и радость не только в результате работы, но и в процессе подготовки. Во многом это связано с тем, что для постановки спектакля мы выбираем какую-либо сказку.
СЛАЙД 2
Музыкальная сказка — это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, содержание и смысл которых усиливаются музыкальным сопровождением. Первые представления о мире, , о взаимоотношениях людей, о Добре и Зле — всё это из сказок. Слушая сказки, дети воображают себя Героями, Победителями, Принцессами. Они мечтают о том, какими умными, справедливыми, удачливыми, красивыми и счастливыми они будут, когда вырастут. Для ребенка-дошкольника исполнение роли в музыкальной сказке — это Чудо, сделанное своими руками.
СЛАЙД 3
Этапы работы над постановкой сказки
В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений разных видов искусств, как музыкального, так и словесного и изобразительного.
Работа над музыкальной сказкой включает в себя не только музыкальную деятельность. Развивается речь ребенка, егопознавательную активность, обогащается опыт коммуникативных навыков. В процессе репетиций и постановки происходит интенсивное эмоциональное развитие ребенка, так как яркая образная сказочная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. При подготовке костюмов и декораций у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивается умение передавать в художественной деятельности образы героев сказки, сказочных построек. Но самое главное, сказка помогает ребенку научиться воспринимать музыку.
Из опыта могу предложить следующую последовательность этапов подготовки.
I. Предварительный этап:
1. Выбор музыкальной сказки.
2. Знакомство детей со сказкой.
3. Распределение ролей.
II. Подготовительный этап:
1. Разучивание сказки.
2. Подбор и создание костюмов и декораций.
3. Подготовка фонограммы (если есть необходимость).
III. Заключительный этап:
1. Спектакли для детей и педагогов.
2. Спектакли для родителей.
3. Спектакли для детей младшего возраста.
СЛАЙД 4
Выбор музыкальной сказки
Чтобы выбрать сказку для детского исполнения необходимо учитывать следующие факторы:
1. Выбор сюжета — простая, понятная для детей, интересная история, знакомая народная сказка или литературное произведение (например, «Муха-Цокотуха» муз. М. Красева, «Гуси-лебеди» муз. С.Бодренкова).
2. Выбор музыки — мелодичная, выразительная, яркая. Вокальные партии легко запоминающиеся.
3. Выбор текста сказки — как в стихах, так и в прозе. Особенно внимательно следует отнестись к стихотворным текстам. Важно, чтобы это были литературно грамотные, образные, легкие для произношения и запоминания стихи.
4. И, наконец, самое главное — уровень сложностимузыкальной сказки должен соответствовать уровню музыкального и речевого развития детей.
СЛАЙД 5
Знакомство со сказкой
Знакомить детей с выбранной сказкой можно следующим образом:
-исполнить всю сказку целиком выразительно и ярко, если она не очень длинная;
-увлекательно пересказать всю сказочную историю своими словами, проиллюстрировать её музыкальными номерами, передающими содержание сказки и характеры героев,
Задача педагога — сделать исполнение настолько ярким, интересным, чтобы у детей появилось желание в этом участвовать, поиграть в это.
СЛАЙД 6
Распределение ролей
Как правило, роли главных героев — самые объемные по содержанию, сложные в вокальном отношении, разнообразные по эмоциональной окрашенности. Эти роли желательно предлагать детям, обладающим развитыми музыкальным слухом и чувством ритма, достаточным певческим диапазоном, хорошей памятью, выразительной речью, артистическими способностями и желанием выступать. Главные действующие лица играют с начала до конца сказки, что нелегко, даже при наличии всех талантов.
Необходимо принимать во внимание желание ребёнка сыграть главную роль. Если у него есть хоть малейший шанс справиться с этой задачей, нужно пойти ему навстречу и приступить к работе над понравившейся ролью. Случается, что в процессе подготовки сказки дети сами понимают, что переоценили свои силы. В этой ситуации они иногда легко, а иногда и с сожалением, расстаются с мечтой. Но, к счастью, бывает и обратное: для того, чтобы стать «артистом», выступать, ребенок включает все свои внутренние резервы, прилагает очень большое старание, делает над собой усилие и не только овладевает ролью, но и с помощью этого решает многие личностные проблемы.
Из опыта работы можно порекомендовать педагогу каждую главную роль разучивать с несколькими детьми.
СЛАЙД 6
Герои второго плана обычно появляются в какой-то части спектакля и действуют непродолжительное время. Эти роли дети выбирают себе сами. Если ребенок сомневается, педагог может помочь ему с выбором, принимая во внимание характер, темперамент ребенка, его способности и особенности.
В процессе работы над сказкой у некоторых детей появляется желание сыграть еще какого-то персонажа. В таком случае ребенок может освоить еще одну роль.
СЛАЙД 7
Особого внимания требует подготовка отрицательных персонажей. Дошкольникам бывает сложно отделить роль от личности. Не всем хочется «превращаться» в Бабу Ягу, Паука или злого волка. Предлагая эти роли, важно дать понять детям, что данные персонажи имеют очень большое значение, что без этих героев сказка не состоится.
В массовых сценах, хорах участвуют все дети — и главные герои, и герои второго плана.
Подобный подход позволяет каждому ребенку участвовать в спектакле в том или ином качестве несколько раз. За счет этого успешно решается и проблема взаимозаменяемости.
СЛАЙД 8
Работа над сказкой
Работа над сказкой (разучивание сказки) происходит на индивидуальных, фронтальных и тематических занятиях.
На индивидуальных занятиях дети разучивают сольные партии, дуэты. Все диалоги на начальном этапе каждый ребенок разучивает с педагогом, исполняющим роль партнера. Когда ребёнок в основном запомнил свою роль, он начинает взаимодействовать с другим персонажем-ребенком.
В этот же период на групповых фронтальных занятиях часть времени отдается для разучивания хоров, танцев, массовых сцен.
Таким образом, музыкальная сказка готовится фрагментарно с нескольких точек.
Когда выучены все главные партии, дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера, диалоги, и дети уверенно владеют музыкальными партиями и текстом, наступает пора построения сцен.
СЛАЙД 9
На этом этапе самой удобной формой работы являются тематические занятия, полностью посвященные созданию сказки.
Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Группы формируются из детей, играющих главные роли, участвующих в какой-то одной или двух сценах и т.д. Фрагменты сказки постепенно укрупняются.
На занятиях ребенок учится взаимодействовать не с другим ребенком, а с персонажем. Если отсутствует постоянный исполнитель роли, его может заменить ребенок-доброволец или педагог.
Целиком сказка складывается, когда дети чувствуют себя уверенно во всех сценах. Проиграть ее на занятии от начала до конца очень важно для каждого артиста. Детям это необходимо для того, чтобы знать, где и в какой момент нужно что-то делать, рассчитать свои силы — физические и эмоциональные.
Длится детский спектакль от 10 до 35 минут.
СЛАЙД 10
Оформление спектакля
Костюмы
Учитывая, что в спектакле участвуют все дети, при создании костюмов важно придерживаться следующих принципов: простота, лёгкость, удобство, соответствие образу. В практике нашей работы предпочтение отдается атрибутам и дополнениям к обычной одежде ребенка. Но используется и полный костюм.
СЛАЙД 11
Декорации
Декорации задают общую атмосферу спектакля, «превращают» привычный зал в «сказочное пространство».
Основные принципы при выборе: безопасность, мобильность, условность, выразительность. При замене отдельных элементов декорации могут использоваться в разных музыкальных сказках.
СЛАЙД 12
Показ сказки
В практике постановки спектаклей в нашем ДОУ первое выступление носит характер генеральной репетиции. В роли зрителей на первом показе выступают педагоги и дети.
В последующих спектаклях зрители — родители, дети других возрастных групп, гости.
Во время выступления кто-то преодолевает свой страх, кто-то волнуется, кто-то просто не верит в то, что у него всё получится и относится к свершившемуся, как к Чуду. А для кого-то участие в спектакле — возможность выделиться, отличиться.В заключительном спектакле дети могут поменяться ролями, без дополнительной подготовки сыграть тех персонажей, в роли которых выступить не удалось, но очень хотелось.
Постановка музыкальных спектаклей оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования основ музыкальной культуры.