Цель урока: сформировать представление о жизни и творчестве В. Я. Шаинского.
Задачи:
• Образовательная - познакомить с музыкальными произведениями и обобщить имеющиеся знания в исполнении песен, а так жес биографией В. Я. Шаинского;
• Воспитательная – воспитать интерес и любовь к детской авторской песне и музыкальной культуре через различные формы музицирования, воспитать чувство коллективизма и ответственности.
• Коррекционно – развивающая – развить вокально – хоровые исполнительские навыки, развить мелодический слух и музыкальную память в процессе различения песен по их звучанию, расширить пассивный и активный словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе 12 человек
Используемое оборудование:
альбомы со словами песен Шаинского
кроссворд «Детский композитор», картинки к кроссворду
мультимедиа
Музыкальный материал:
• аудиозапись песен В. Шаинского;
• фонограммы песен В. Я. Шаинского, созданные учителем музыки, концертмейстером: «Улыбка», «Чунга-Чанга», «Пусть бегут неуклюже», «Дважды два четыре», «Чему учат в школе», «Вместе весело шагать», «Пропала собака», «В траве сидел кузнечик», «Песня о дружбе»;
Используемые ЦОР: Презентация к занятию.
Ход занятия
I.Организационный момент.
«Презентация песни «Улыбка»
Кроссворд «Детский композитор»
Сообщение темы занятия.
II. Работа по теме занятия.
1. Презентация о творчестве В. Шаинского (Рассказ учителя сокращ.)
2. Слушание и разучивание новой песни «Мир похож на цветной луг». Беседа о песне. (смысл слов, характер, настроение)
3. «Угадай мелодию». Исполнение песен по 1 купл.
III. Итог урока
Ход занятия I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок музыки. Сегодня мы будем слушать замечательную музыку, демонстрировать свои музыкальные знания, говорить о человеке, который всю свою жизнь посвятил музыкальному творчеству. Но прежде, мы послушаем его песню, которая звучала в мультипликационном фильме «Крошка енот». Вы ее все прекрасно знаете.
1. «Презентация песни «Улыбка»
Вопросы учителя:
О чем поется в этой песне? (о дружбе), без чего нельзя начать дружбу? (без улыбки)
2. Кроссворд «Детский композитор»
1
ч
е
б
у
р
а
Ш
к
а
2
г
е
н
А
3
к
о
м
п
о
з
и
т
о
р
4
м
а
м
о
н
т
е
Н
о
к
5
п
е
С
н
я
6
ш
а
п
о
к
л
я
К
7
д
е
т
И
8
к
у
з
н
е
ч
Й
к
Мультипликационный герой, с большими круглыми ушами, который жил в телефонной будке. (Чебурашка)
В «Песне чебурашки»,про кого поется «Он самый лучший в мире крокодил»? (Гена)
Человек, который сочиняет музыку. (композитор)
Какой герой из мультфильма «Мамонтенок ищет маму» пел такие слова «Пусть мама услышит, пусть мама придет, пусть мама меня непременно найдет!» (Мамаонтенок)
Что мы исполняем на уроке музыки и пения? (песня)
Вредная, зловредная старушка, делающая всем гадости. Она всегда гоаорила «хорошими делами прославиться нельзя!» , носившая в сумке крыску Лариску. (Шапокляк)
Для кого придумывают мультфильмы? )дети(
Кто сидел в траве, зелененький он был? (кузнечик)
Посмотрим на ключевое слово, что же у нас получилось. Давайте вместе прочитаем Ш-а-и-н-с-к-и-й.
Правильно ребята. Владимир Шаинский - Детский композитор (показываю портрет).
3.Сообщение темы занятия.
Название нашего занятия выбрано неслучайно. «Когда мои друзья со
мной» - именно так называется одна из многочисленных песен Владимира Яковлевича Шаинского, адресованная юному любителю музыки XX и XXI века. Творчеству этого замечательного композитора, педагога, артиста и общественного деятеля посвящается наш урок музыки.
А тема нашего сегодняшнего урока – «Когда мои друзья со мной».
II. Работа по теме занятия.
Давайте познакомимся с жизнью и творчеством этого замечательного человека.
1. Презентация о творчестве В. Шаинского
На фоне презентации Рассказ учителя:
Владимир Яковлевич родился 12 декабря 1925 г. в г. Киеве. Отец –
Шаинский Яков Борисович. Мать - Шаинская Ита Менделевна.
В этом 2012 году ему исполнится 88 лет.
Володя рос озорным, непоседливым, очень любознательным
ребенком. Любил все, что было связано с музыкой. Эту любовь он сохранил навсегда. Музыка - это вся жизнь Владимира Шаинского.
С девяти лет начал посещать музыкальную студию при Киевском дворце пионеров по классу скрипки профессора Д. Бертьеконсерваторию на оркестровый факультет, где учился по классу скрипки Л. М. Цейтлина. В 1962 году Владимир Шаинский поступил на композиторский факультет Бакинской консерватории, где занимался в классе композитора Кара Караева.
Владимир Шаинский работал артистом в оркестре, преподавателем по
классу скрипки в музыкальной школе, оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.
На музыке Шаинского выросло не одно поколение детей.
За свою долгую и интересную жизнь композитор создал немало произведений. Темы музыкальных произведений Владимира Яковлевича – мир, дружба, сказка, торжество добра над злом. Особое место в творчестве композитора занимает создание музыки
для детей.
Тема детства всегда была для композитора одной из главных тем. Он создаёт музыкальные произведения не только для тех ребят, которые знают и любят музыку, но и для тех, кто стремится поближе познакомиться с ней и понять её. Значимое место в творчестве занимает детская песня. Началось всё с детского кинематографа, в основном мультипликационного. Герои «мультиков», с их веселыми и простодушными, удивительно доступными и запоминающимися песнями, завоевали сердца и детей, и взрослых. Вспомните, какие мультипликационные фильмы с музыкой Владимира Шаинского мы посмотрели на внеклассных музыкальных занятиях? (Дети отвечают.) Владимир Шаинский сочинил много крупных музыкальных произведений: симфонию, струнный квартет, оперы, мюзиклы, музыкальные сказки. Он написал более 400 песен. Владимир Шаинский снялся в нескольких художественных фильмах. Это автор десятков мелодий из любимых художественных фильмов: «Анискин и Фантомас», «По секрету всему свету», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист, ясный сокол», «Пока бьют часы», документальный фильм «Шаги истории».
Песни композитора Владимира Яковлевича Шаинского знакомы, наверное, каждому ребенку. В детском песенном творчестве имя этого композитора занимает прочное первое место. Владимир Яковлевич Шаинский является автором более 300 разных песен. Его песни звучат в мультфильмах и на концертных площадках. Не одно поколение детей выросло на его песнях, которые до сих пор остаются самыми любимыми и узнаваемыми. Их поют хоры, ансамбли и солисты. Их любят и взрослые и дети. «Улыбка», «Песенка мамонтенка», «Чунга-Чанга», «Белые кораблики», «Ожившая кукла», «Антошка», «Голубой вагон» - их можно перечислять очень долго…
В свободное время Владимир яковлевич, занимается подводной охотой, собиранием подводных трофеев, ходит на лыжах, бегает на коньках, ездит на велосипеде, бегает, любит гимнастические упражнения на турнике, кольцах и на коврике.
2.Слушание и разучивание новой песни «Мир похож на цветной луг». Беседа о песне. (смысл слов, характер, настроение)
На внеклассных занятиях мы слушали много песен Владимира Шаинского. И сейчас, проверим, как вы знаете эти весёлые и удивительные песни.
3. «Угадай мелодию». Исполнение песен по 1 купл.
«Антошка»
«Голубой вагон»
«Пусть бегут неуклюже»
«Чунга-чанга»
«Чему учат в школе»
«Улыбка»
«Песня Чебурашки»
«Песня мамонтенка»
Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием.
Итог урока
Композитор Владимир Шаинский - живой классик нашего времени.
На его песнях выросли миллионы детей. Он пишет, настоящие хиты, которые популярны вот уже несколько десятков лет.
Кого мы называем композитором? (человек, который сочиняет музыку)
Длякого пишет музыку композитор В Шаинскоий?
Закончим наш необычный урок песней «Вместе весело шагать». ( все поют).
До свидания ребята, я надеюсь, что вы никогда не расстанетесь с этими замечательными песнями, и они будут вместе с вами, даже тогда, когда вы станете взрослыми, и у вас будут свои дети, которым, так же как и вам, будут нравиться песни Владимира Шаинского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«когда мои друзья со мной »
Открытый урок по предмету МУЗЫКА И ПЕНИЕ
Тема: Владимир Шаинский. Когда мои друзья со мной
Характеристики урока (занятие)
Уровень образования:
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория:
Учитель пения
5 класс
Цель урока: сформировать представление о жизни и творчестве В. Я. Шаинского.
Задачи:
• Образовательная - познакомить с музыкальными произведениями и обобщить имеющиеся знания в исполнении песен, а так жес биографией В. Я. Шаинского;
• Воспитательная – воспитать интерес и любовь к детской авторской песне и музыкальной культуре через различные формы музицирования, воспитать чувство коллективизма и ответственности.
• Коррекционно – развивающая – развить вокально – хоровые исполнительские навыки, развить мелодический слух и музыкальную память в процессе различения песен по их звучанию, расширить пассивный и активный словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе 12 человек
Используемое оборудование:
альбомы со словами песен Шаинского
кроссворд «Детский композитор», картинки к кроссворду
мультимедиа
Музыкальный материал:
• аудиозапись песен В. Шаинского; • фонограммы песен В. Я. Шаинского, созданные учителем музыки, концертмейстером: «Улыбка», «Чунга-Чанга», «Пусть бегут неуклюже», «Дважды два четыре», «Чему учат в школе», «Вместе весело шагать», «Пропала собака», «В траве сидел кузнечик», «Песня о дружбе»;
Используемые ЦОР: Презентация к занятию.
Ход занятия
I.Организационный момент.
«Презентация песни «Улыбка»
Кроссворд «Детский композитор»
Сообщение темы занятия.
II. Работа по теме занятия.
1. Презентация о творчестве В. Шаинского (Рассказ учителя сокращ.)
2. Слушание и разучивание новой песни «Мир похож на цветной луг». Беседа о песне. (смысл слов, характер, настроение)
3. «Угадай мелодию». Исполнение песен по 1 купл.
III. Итог урока
Ход занятия I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок музыки. Сегодня мы будем слушать замечательную музыку, демонстрировать свои музыкальные знания, говорить о человеке, который всю свою жизнь посвятил музыкальному творчеству. Но прежде, мы послушаем его песню, которая звучала в мультипликационном фильме «Крошка енот». Вы ее все прекрасно знаете.
1. «Презентация песни «Улыбка»
Вопросы учителя:
О чем поется в этой песне? (о дружбе), без чего нельзя начать дружбу? (без улыбки)
2. Кроссворд «Детский композитор»
1
ч
е
б
у
р
а
Ш
к
а
2
г
е
н
А
3
к
о
м
п
о
з
и
т
о
р
4
м
а
м
о
н
т
е
Н
о
к
5
п
е
С
н
я
6
ш
а
п
о
к
л
я
К
7
д
е
т
И
8
к
у
з
н
е
ч
Й
к
Мультипликационный герой, с большими круглыми ушами, который жил в телефонной будке. (Чебурашка)
В «Песне чебурашки»,про кого поется «Он самый лучший в мире крокодил»? (Гена)
Человек, который сочиняет музыку. (композитор)
Какой герой из мультфильма «Мамонтенок ищет маму» пел такие слова «Пусть мама услышит, пусть мама придет, пусть мама меня непременно найдет!» (Мамаонтенок)
Что мы исполняем на уроке музыки и пения? (песня)
Вредная, зловредная старушка, делающая всем гадости. Она всегда гоаорила «хорошими делами прославиться нельзя!» , носившая в сумке крыску Лариску. (Шапокляк)
Для кого придумывают мультфильмы? )дети(
Кто сидел в траве, зелененький он был? (кузнечик)
Посмотрим на ключевое слово, что же у нас получилось. Давайте вместе прочитаем Ш-а-и-н-с-к-и-й.
Правильно ребята. Владимир Шаинский - Детский композитор (показываю портрет).
3.Сообщение темы занятия. Название нашего занятия выбрано неслучайно. «Когда мои друзья со мной» - именно так называется одна из многочисленных песен Владимира Яковлевича Шаинского, адресованная юному любителю музыки XX и XXI века. Творчеству этого замечательного композитора, педагога, артиста и общественного деятеля посвящается наш урок музыки.
А тема нашего сегодняшнего урока – «Когда мои друзья со мной».
II. Работа по теме занятия.
Давайте познакомимся с жизнью и творчеством этого замечательного человека.
1. Презентация о творчестве В. Шаинского
На фоне презентации Рассказ учителя:
Владимир Яковлевич родился 12 декабря 1925 г. в г. Киеве. Отец – Шаинский Яков Борисович. Мать - Шаинская Ита Менделевна.
В этом 2012 году ему исполнится 86 лет. Володя рос озорным, непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил все, что было связано с музыкой. Эту любовь он сохранил навсегда. Музыка - это вся жизнь Владимира Шаинского.
С девяти лет начал посещать музыкальную студию при Киевском дворце пионеров по классу скрипки профессора Д. Бертьеконсерваторию на оркестровый факультет, где учился по классу скрипки Л. М. Цейтлина. В 1962 году Владимир Шаинский поступил на композиторский факультет Бакинской консерватории, где занимался в классе композитора Кара Караева. Владимир Шаинский работал артистом в оркестре, преподавателем по классу скрипки в музыкальной школе, оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров. На музыке Шаинского выросло не одно поколение детей.
За свою долгую и интересную жизнь композитор создал немало произведений. Темы музыкальных произведений Владимира Яковлевича – мир, дружба, сказка, торжество добра над злом. Особое место в творчестве композитора занимает создание музыки для детей.
Тема детства всегда была для композитора одной из главных тем. Он создаёт музыкальные произведения не только для тех ребят, которые знают и любят музыку, но и для тех, кто стремится поближе познакомиться с ней и понять её. Значимое место в творчестве занимает детская песня. Началось всё с детского кинематографа, в основном мультипликационного. Герои «мультиков», с их веселыми и простодушными, удивительно доступными и запоминающимися песнями, завоевали сердца и детей, и взрослых. Вспомните, какие мультипликационные фильмы с музыкой Владимира Шаинского мы посмотрели на внеклассных музыкальных занятиях? (Дети отвечают.) Владимир Шаинский сочинил много крупных музыкальных произведений: симфонию, струнный квартет, оперы, мюзиклы, музыкальные сказки. Он написал более 400 песен. Владимир Шаинский снялся в нескольких художественных фильмах. Это автор десятков мелодий из любимых художественных фильмов: «Анискин и Фантомас», «По секрету всему свету», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист, ясный сокол», «Пока бьют часы», документальный фильм «Шаги истории». Песни композитора Владимира Яковлевича Шаинского знакомы, наверное, каждому ребенку. В детском песенном творчестве имя этого композитора занимает прочное первое место. Владимир Яковлевич Шаинский является автором более 300 разных песен. Его песни звучат в мультфильмах и на концертных площадках. Не одно поколение детей выросло на его песнях, которые до сих пор остаются самыми любимыми и узнаваемыми. Их поют хоры, ансамбли и солисты. Их любят и взрослые и дети. «Улыбка», «Песенка мамонтенка», «Чунга-Чанга», «Белые кораблики», «Ожившая кукла», «Антошка», «Голубой вагон» - их можно перечислять очень долго…
В свободное время Владимир яковлевич, занимается подводной охотой, собиранием подводных трофеев, ходит на лыжах, бегает на коньках, ездит на велосипеде, бегает, любит гимнастические упражнения на турнике, кольцах и на коврике.
2.Слушание и разучивание новой песни «Мир похож на цветной луг». Беседа о песне. (смысл слов, характер, настроение)
На внеклассных занятиях мы слушали много песен Владимира Шаинского. И сейчас, проверим, как вы знаете эти весёлые и удивительные песни.
3. «Угадай мелодию». Исполнение песен по 1 купл.
«Антошка»
«Голубой вагон»
«Пусть бегут неуклюже»
«Чунга-чанга»
«Чему учат в школе»
«Улыбка»
«Песня Чебурашки»
«Песня мамонтенка»
Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием.
Итог урока
Композитор Владимир Шаинский - живой классик нашего времени. На его песнях выросли миллионы детей. Он пишет, настоящие хиты, которые популярны вот уже несколько десятков лет.
Кого мы называем композитором? (человек, который сочиняет музыку)
Длякого пишет музыку композитор В Шаинскоий?
Закончим наш необычный урок песней «Вместе весело шагать». ( все поют).
До свидания ребята, я надеюсь, что вы никогда не расстанетесь с этими замечательными песнями и они будут вместе с вами, даже тогда, когда вы станете взрослыми, и у вас будут свои дети, которым, так же как и вам, будут нравиться песни Владимира Шаинского.
Самоанализ
Урок планируется и проводится с целью ознакомления учащихся с жизнью и творчеством выдающегося композитора, артиста, педагога и общественного деятеля Владимира Яковлевича Шаинского. При планировании и проведении мероприятия учитывается то, что учащимся намного интереснее прослушать музыку в живом исполнении, а не в записи. А самое главное то, что лучше всего, если исполнителем является не учитель (концертмейстер), а сверстники ребят. Учителю (концертмейстеру) необходимо провести большую подготовительную работу по разучиванию музыкальных произведений, прослушиванию песен, просмотру мультипликационных и художественных фильмов с музыкой В. Шаинского. Необходимо, чтобы как можно больше учащихся приняли посильное участие в подготовке и проведении планируемого мероприятия. Привлекая учащихся к организации мероприятия, учитель (концертмейстер) не только выполняет основную намеченную цель, но и попутно решает педагогические задачи, а именно: воспитание чувства коллективизма и ответственности; развитие творческих способностей школьников данного возраста. Желательно, чтобы занятие проектировалось с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальное приветствие, исполнение песен, определение на слух, послушанных ранее музыкальных произведений, разгадывание кроссворда, составление названий песен из предложенных слов, ответы на вопросы поставленные учителем.
Используемая методическая литература:
1. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский композитор, 1988. 2. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / авт.-сост. Е. Н. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2009. 3. Юдина Е. И. Первые уроки мастерства и творчества. – М.: Аквариум, 1999