kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детские страхи и способы их коррекции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое детские страхи и способы борьбы с ними. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детские страхи и способы их коррекции.»

. Материал подготовлен: старший воспитатель –Касаткина Т.А.

.

Материал подготовлен:

старший воспитатель –Касаткина Т.А.

Проявления детских страхов весьма разнообразны. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.   Целью педагогов в дошкольном учреждении:   выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.   Задачи:

Проявления детских страхов весьма разнообразны. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Целью педагогов в дошкольном учреждении:

  • выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Задачи:

  • Определить виды детских страхов в дошкольном учреждении и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
  • Разработать модель занятий и игр по преодолению страхов у дошкольников.
  • «Страхи – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (Спиваковская)
  • Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. (Захаров)
  • Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций».
  • Согласно З.Фрейду «страх - это состояние аффекта - объединение определённых ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события».
  • В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия.
Сходства и отличия страха и тревоги  От страха следует отличать состояние тревоги.    Если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.  И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании, какого – то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.  Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них.

Сходства и отличия страха и тревоги

От страха следует отличать состояние тревоги.

  • Если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.
  • И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании, какого – то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.
  • Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них.

Известный  физиолог И. П. Павлов  считал  страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной   реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных потребностей Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность. Психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что распространенная причина появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. А. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел дневные и ночные страхи у детей, причины их возникновения и способы преодоления. Д.Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха.
  • Известный  физиолог И. П. Павлов  считал  страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной   реакцией с легким торможением коры больших полушарий.
  • Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных потребностей
  • Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность.
  • Психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что распространенная причина появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения.
  • А. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел дневные и ночные страхи у детей, причины их возникновения и способы преодоления.
  • Д.Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха.
Страхи по степени реальности  по характеру  по степени интенсивности  природные хронические реальные Воображаемые острые социальные ситуативные личностные

Страхи

по степени реальности

по характеру

по степени интенсивности

природные

хронические

реальные

Воображаемые

острые

социальные

ситуативные

личностные

Поводом возникновения страхов являются:  Наличие страхов у родителей, главным образом у матери Тревожность в отношениях с ребёнком.  Избыточное предохранение от опасности.

Поводом возникновения страхов являются:

  • Наличие страхов у родителей, главным образом у матери Тревожность в отношениях с ребёнком.

Избыточное предохранение от опасности.

  • Большое количество запретов.
  • Гиперопека над единственным ребенком в семье.
  • Одиночество, боль.
  • Эмоциональная чувствительность, впечатлительность.
  • Конфликтные ситуации в семье
  • Поступление в школу.
Первый год жизни   - отсутствие матери (7 мес.) - боязнь чужих (8 мес.) - беспокойство при громких звуках (8 мес.) - повышается чувствительность к голосу матери( 8 мес)

Первый год жизни

- отсутствие матери (7 мес.)

- боязнь чужих (8 мес.)

- беспокойство при громких звуках (8 мес.)

- повышается чувствительность к голосу матери( 8 мес)

От 1 года до 3 лет   - боязнь разлуки с родителями (1 -2) - травм (1 – 2) - незнакомых людей - неожиданных звуков (2) -боязнь темноты (к 2 годам) -сказочных персонажей (к 2 годам) - наказания (2 – 3 года) - боли (у врача) - одиночества (2-3 года) - засыпания - страшные сновидения (сказ. персонаж волк, ближе к 3 годам Баба Яга)

От 1 года до 3 лет

- боязнь разлуки с родителями (1 -2)

- травм (1 – 2)

- незнакомых людей

- неожиданных звуков (2)

-боязнь темноты (к 2 годам)

-сказочных персонажей (к 2 годам)

- наказания (2 – 3 года)

- боли (у врача)

- одиночества (2-3 года)

- засыпания

- страшные сновидения (сказ. персонаж волк, ближе к 3 годам Баба Яга)

От 3 до 5 лет - развитие фантазии ребенка (3-4 года) - одиночества - темноты - замкнутого пространства - страшные сновидения (присоединяются Бармалей, Карабас – Барабас.в 4 года Кощей.) - наказания

От 3 до 5 лет

- развитие фантазии ребенка

(3-4 года)

- одиночества

- темноты

- замкнутого пространства

- страшные сновидения (присоединяются Бармалей, Карабас – Барабас.в 4 года Кощей.)

- наказания

От5 до 7 лет   - перед тем как заснуть - страшных сновидений - страх замкнутого пространства - страх смерти (родителей и близких) - боязнь умереть - нападения - темноты - огня - пожара - войны - уколов - боязнь заболеть (у девочек) - боязни стихии (у мальчиков) - Змея Горыныча - страхи животных - боязнь змей (укуса) - опоздать в сад (школу)

От5 до 7 лет

- перед тем как заснуть

- страшных сновидений

- страх замкнутого пространства

- страх смерти (родителей и близких)

- боязнь умереть

- нападения

- темноты

- огня

- пожара

- войны

- уколов

- боязнь заболеть (у девочек)

- боязни стихии (у мальчиков)

- Змея Горыныча

- страхи животных

- боязнь змей (укуса)

- опоздать в сад (школу)

Непосредственные страхи дошкольников в ДОУ

Непосредственные страхи дошкольников в ДОУ

  • Приход в детский сад
  • Незнакомая, удивительная игрушка
  • Поломка игрушки
  • Плач, крик сверстника, друга
  • Нападение сверстника, друга
  • Отвечать на занятии
  • Неуспешность в деятельности
  • Незнакомые звуки
  • Запрет, ругань, крик со стороны взрослых
  • Незнакомое помещение
  • Появление и приближение незнакомых взрослых или детей.
- проективный метод диагностики страхов.  Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Наблюдение за ребенком в процессе рисования позволяет сделать вывод о том, что графическое изображение ночных или дневных страхов требует от ребенка определенных волевых усилий, но снижает напряжение от тревожного ожидания их реализации. После задается вопрос: «Ты нарисовал страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». Затем ребенку предлагается разорвать страх, нарисованный на листе бумаги на мелкие кусочки или спрятать в шкаф к педагогу, где будет храниться всегда.

- проективный метод диагностики страхов.

Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Наблюдение за ребенком в процессе рисования позволяет сделать вывод о том, что графическое изображение ночных или дневных страхов требует от ребенка определенных волевых усилий, но снижает напряжение от тревожного ожидания их реализации. После задается вопрос: «Ты нарисовал страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». Затем ребенку предлагается разорвать страх, нарисованный на листе бумаги на мелкие кусочки или спрятать в шкаф к педагогу, где будет храниться всегда.

- тест «Страхи в домиках»   Предлагается расселить в красный и черный домики страхи. «В каком домике будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные?» Далее перечисляются страхи, а ребенок показывает на соответствующий дом (записывает внутри дома их номер). После проведения теста можно разделить данные страхи на 6 факторов, опираясь на классификацию А.И.Захарова. 1 фактор «Архаические страхи»– огня, животных, темноты, воды, стихии. 2 фактор «Пространственные страхи» - открытых площадей, замкнутых пространств, глубины, высоты, транспорта. 3 фактор «Социальные страхи» - врачей, заболеть, уколов, пожара ,войны. 4 фактор «Витальные страхи» - боли, крови, неожиданных звуков, смерти ,смерти родителей. 5 фактор «Школьные страхи» - опоздания в школу, мамы и папы, наказания, нападения. 6 фактор «Магические страхи» - когда остаешься один, каких-то людей, сказочных персонажей, перед тем, как заснуть, страшных снов.

- тест «Страхи в домиках»

Предлагается расселить в красный и черный домики страхи. «В каком домике будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные?» Далее перечисляются страхи, а ребенок показывает на соответствующий дом (записывает внутри дома их номер). После проведения теста можно разделить данные страхи на 6 факторов, опираясь на классификацию А.И.Захарова.

1 фактор «Архаические страхи»– огня, животных, темноты, воды, стихии.

2 фактор «Пространственные страхи» - открытых площадей, замкнутых пространств, глубины, высоты, транспорта.

3 фактор «Социальные страхи» - врачей, заболеть, уколов, пожара ,войны.

4 фактор «Витальные страхи» - боли, крови, неожиданных звуков, смерти ,смерти родителей.

5 фактор «Школьные страхи» - опоздания в школу, мамы и папы, наказания, нападения.

6 фактор «Магические страхи» - когда остаешься один, каких-то людей, сказочных персонажей, перед тем, как заснуть, страшных снов.

1. когда остаешься дома один ; 2. нападения, бандитов; 3. заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того, что умрут твои родители; 6. каких-то людей; 7. маму и папу; 8. того, что они тебя накажут; 9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются невидимки, скелеты, страхи сказочных персонажей); 10. опоздать в детский сад (школу); 11. перед тем, как заснуть; 12. страшных снов; 13. темноты; 14. волка, медведя, собак, пауков, змей (животных); 15. машин, поездов, самолетов (транспорта); 16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (стихии); 17. когда очень высоко (страх высоты); 18. когда очень глубоко (глубины); 19. в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро; 20. воды; 21. огня; 22. пожара; 23. войны; 24. больших улиц, площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26. крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28. боли (когда больно); 29. неожиданных, резких ударов, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

1. когда остаешься дома один ;

2. нападения, бандитов;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то людей;

7. маму и папу;

8. того, что они тебя накажут;

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются невидимки, скелеты, страхи сказочных персонажей);

10. опоздать в детский сад (школу);

11. перед тем, как заснуть;

12. страшных снов;

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (животных);

15. машин, поездов, самолетов (транспорта);

16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (глубины);

19. в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро;

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких ударов, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

- Тест для родителей на оценку уровня тревожности ребенка (А.И.Захаров)

Задание заключается во внимательном прочтении и оценке, насколько для ребенка характерны те или иные проявления.

+ - ярко выражено

- - отсутствует

0 - проявляется периодически

Ваш ребенок:

1. Легко расстраивается, много переживает ,все слишком близко к сердцу принимает.

2. Четь что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все более грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы жизни, сосет соску, палец, часто вертит в руках какой-либо предмет.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится слишком возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых ,неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечерами или боли в области живота утром: нередко бледнеет, краснеет, потеет, его беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. снижается аппетит, часто и подолгу болеет, без причины повышается температура, часто пропускает детский сад или школу.

+ -2 балла

- - 0 баллов

0 - 1 балл.

Следовательно, 20-30 баллов – невроз; 15-20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время; 10-15 баллов – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания; 5-9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку; менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Это интересно!

Это интересно!

  • Если ребенку часто снится Бармалей, Кощей и он его боится, то, вероятно, у малыша проблемы в отношениях с отцом.
  • Если же ребенку снится Баба Яга – это отблеск конфликта с матерью.
Баба яга или Кощей снятся часто если родители:  Отдаляются от своих детей, предоставляя им возможность полностью обслуживать себя; все дело в том, что это продиктовано эгоизмом, отсутствием внимания к эмоциональным сторонам психики, переключением любви на другого, недавно родившегося ребенка; Постоянно раздражены и недовольны своим чадом, при наличии своих далеко не лучших черт характера или невротического состояния;  Много угрожают, стращают всякими карами вроде: «Только попробуй!», «Дядя заберет в мешок», «Мама больше любить не будет», «Папа придет и накажет» и т.д.; 3. Непоследовательны и противоречивы – обещают одно, делают другое, часто меняют решения, двойственны в отношениях с детьми; 4. Проявляют жестокость, не принимают извинений, используют физические способы наказания; 5. Не способны найти согласие друг с другом, без конца ссорятся и пытаются привлечь ребенка на свою сторону, как и использовать его в качестве козла отпущения.

Баба яга или Кощей снятся часто

если родители:

  • Отдаляются от своих детей, предоставляя им возможность полностью обслуживать себя; все дело в том, что это продиктовано эгоизмом, отсутствием внимания к эмоциональным сторонам психики, переключением любви на другого, недавно родившегося ребенка;
  • Постоянно раздражены и недовольны своим чадом, при наличии своих далеко не лучших черт характера или невротического состояния;

Много угрожают, стращают всякими карами вроде: «Только попробуй!», «Дядя заберет в мешок», «Мама больше любить не будет», «Папа придет и накажет» и т.д.;

3. Непоследовательны и противоречивы – обещают одно, делают другое, часто меняют решения, двойственны в отношениях с детьми;

4. Проявляют жестокость, не принимают извинений, используют физические способы наказания;

5. Не способны найти согласие друг с другом, без конца ссорятся и пытаются привлечь ребенка на свою сторону, как и использовать его в качестве козла отпущения.

Страх воды Абсолютно нормальное явление и у большинства детей он проходит сам по себе по мере взросления Основные формы проявления – страх перед мытьем в ванне или под душем и страх купаться в различных водоемах Дети боятся не утонуть, как часто думают взрослые, а каких-то конкретных свойств воды Необходимо

Страх воды

  • Абсолютно нормальное явление и у большинства детей он проходит сам по себе по мере взросления
  • Основные формы проявления – страх перед мытьем в ванне или под душем и страх купаться в различных водоемах
  • Дети боятся не утонуть, как часто думают взрослые, а каких-то конкретных свойств воды

Необходимо

  • Сделать необходимые контакты с водой максимально комфортными
  • Показывать ребенку, что вода может быть приятной и полезной
  • Обсуждать с ребенком его страхи и опасения по поводу воды и того, что с ней связано
  • Приучать ребенка к воде «от простого к сложному», придумывая игры, которые могут его заинтересовать
  • Поддерживать ребенка, подчеркивая его успехи и достижения, хвалить его
Страх темноты  Под разными предлогами отказывается бывать в недостаточно хорошо освещенном месте Капризничает перед сном Затягивает период подготовки ко сну Плачет по ночам Прибегает по ночам в постель к родителям Необходимо

Страх темноты

  • Под разными предлогами отказывается бывать в недостаточно хорошо освещенном месте
  • Капризничает перед сном
  • Затягивает период подготовки ко сну
  • Плачет по ночам
  • Прибегает по ночам в постель к родителям

Необходимо

  • Постепенно «приручить» темноту, сделать ее привычной и «неопасной», предлагая ребенку специальные игры и вознаграждая за сделанные успехи
  • Предлагайте рисовать свои страхи, выражая собственные чувства
  • Рассказывайте сказки, в которых герои успешно справляются с этим страхом
Страх потерять любовь родителей  Длительная разлука с родителями или развод родителей Начало посещения детского сада Повышенная требовательность к ребенку и наказания за любое отступление от установленных правил поведения Отсутствие у родителей привычки выражать теплые чувства к ребенку Проявляется в отчуждении, замкнутости, неразговорчивости, излишней открытости к посторонним людям и попытки установить с ними чересчур близкие отношения, стремлении выполнять все требования родителей и сверхпослушании, страхе наказания и элементах регрессивного поведения, т.е. «возвращении в детство» Необходимо Как можно чаще говорить ребенку о своей любви, проявлять ее в своих поступках Объяснить ребенку, почему эта разлука неизбежна

Страх потерять любовь родителей

  • Длительная разлука с родителями или развод родителей
  • Начало посещения детского сада
  • Повышенная требовательность к ребенку и наказания за любое отступление от установленных правил поведения
  • Отсутствие у родителей привычки выражать теплые чувства к ребенку
  • Проявляется в отчуждении, замкнутости, неразговорчивости, излишней открытости к посторонним людям и попытки установить с ними чересчур близкие отношения, стремлении выполнять все требования родителей и сверхпослушании, страхе наказания и элементах регрессивного поведения, т.е. «возвращении в детство»

Необходимо

  • Как можно чаще говорить ребенку о своей любви, проявлять ее в своих поступках

Объяснить ребенку, почему эта разлука неизбежна

  • Заверить ребенка, что эта разлука закончится, помочь ему сориентироваться во времени и в тех делах, которыми он может заниматься в ваше отсутствие
Страх перед обидчиками Неумение постоять за себя Чрезмерное желание защитить себя и свои интересы Причины Неуверенность в себе Ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей, понимании причин поступков других детей Внушенное взрослыми убеждение в том, что окружающий мир враждебен и опасен Не следует Упрекать ребенка за это, высмеивать, призывать к тому, чтобы дать обидчику самый что ни на есть активный отпор Вмешиваться в те ситуации, которые не угрожают физическому или психологическому благополучию ребенка Преувеличивать тяжесть обиды, причиненной ребенку и навязывать ему свое видение произошедшего Необходимо

Страх перед обидчиками

  • Неумение постоять за себя
  • Чрезмерное желание защитить себя и свои интересы

Причины

  • Неуверенность в себе
  • Ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей, понимании причин поступков других детей
  • Внушенное взрослыми убеждение в том, что окружающий мир враждебен и опасен

Не следует

  • Упрекать ребенка за это, высмеивать, призывать к тому, чтобы дать обидчику самый что ни на есть активный отпор
  • Вмешиваться в те ситуации, которые не угрожают физическому или психологическому благополучию ребенка
  • Преувеличивать тяжесть обиды, причиненной ребенку и навязывать ему свое видение произошедшего

Необходимо

  • Помощь ребенку в выборе сильных эмоций, связанных с обидными событиями
  • Повышение самооценки ребенка, формирование уверенности в себе
  • Обучение ребенка навыкам конструктивного решения конфликтов, понимания состояния другого человека, сопереживании, контроля за своим эмоциональным состоянием
Страх выступлений   Постоянные разговоры ребенка о предстоящем выступлении, как с тревожными нотками, так и без них  Излишне тщательные приготовления к выступлению  Выступление ребенка значительно хуже его собственных возможностей, проявляющихся в ходе подготовки  Отказ от выступлений, как до его начала, так и в процессе  Отказ от участия в последующих выступлениях и даже от подготовки к ним Причины  Страх не соответствовать ожиданиям взрослых, низкая оценка результатов деятельности ребенка педагогами и родителями  Ограниченный опыт публичных выступлений  Неуверенность в себе и низкая самооценка Необходимо

Страх выступлений

  • Постоянные разговоры ребенка о предстоящем выступлении, как с тревожными нотками, так и без них
  • Излишне тщательные приготовления к выступлению
  • Выступление ребенка значительно хуже его собственных возможностей, проявляющихся в ходе подготовки
  • Отказ от выступлений, как до его начала, так и в процессе
  • Отказ от участия в последующих выступлениях и даже от подготовки к ним

Причины

  • Страх не соответствовать ожиданиям взрослых, низкая оценка результатов деятельности ребенка педагогами и родителями
  • Ограниченный опыт публичных выступлений
  • Неуверенность в себе и низкая самооценка

Необходимо

  • Создавать условия для повышения самооценки
  • Помогать замечать свои сильные черты
  • Создавать условия для «тренировок» в психологически безопасных ситуациях
Страх насекомых, реальных и вымышленных животных Причины  Личный опыт общения с насекомыми и животными, приведший к неприятным последствиям для здоровья ребенка  Косвенное «участие» насекомых и животных в напугавшей ребенка ситуации  «Заражение» страхом от взрослого  Внушение этого страха через различные предостережения взрослого  Невозможность спрогнозировать поведение насекомого или животного Необходимо

Страх насекомых, реальных и вымышленных животных

Причины

  • Личный опыт общения с насекомыми и животными, приведший к неприятным последствиям для здоровья ребенка
  • Косвенное «участие» насекомых и животных в напугавшей ребенка ситуации
  • «Заражение» страхом от взрослого
  • Внушение этого страха через различные предостережения взрослого
  • Невозможность спрогнозировать поведение насекомого или животного

Необходимо

  • Не заставлять ребенка брать насекомое, животное в руки
  • Не предлагать убить насекомое или делать это у него на глазах
  • Рисовать пугающее насекомое или животное с постоянным уменьшением в размерах
  • Организовать контакт с этими насекомыми и животными в мультиках, фильмах, книгах
  • Создавать положительный эмоциональный фон вокруг пугающего животного
  • Обсудить с ребенком его страхи в тот момент, когда он находится в «эмоциональном тонусе»
Страх не справится с заданием  Отказ совершать какие-то действия, но и в том, что ребенок выбирает не соответствующие своим возможностям цели: слишком простые или слишком сложные Необходимо  Всячески поощрять, развивать и укреплять интересы ребенка  Не стоит упрекать ребенка в лени  Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой  Повышать уверенность в себе  Учить навыкам эффективного разрешения проблем  Страх отвечать у доски  Негативные отношения с педагогом  Страх потерять уважение сверстников  Страх получить плохую оценку  Завышенные требования родителей  Индивидуальные психологические особенности ребенка Необходимо

Страх не справится с заданием

  • Отказ совершать какие-то действия, но и в том, что ребенок выбирает не соответствующие своим возможностям цели: слишком простые или слишком сложные

Необходимо

  • Всячески поощрять, развивать и укреплять интересы ребенка
  • Не стоит упрекать ребенка в лени
  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой
  • Повышать уверенность в себе
  • Учить навыкам эффективного разрешения проблем

Страх отвечать у доски

  • Негативные отношения с педагогом
  • Страх потерять уважение сверстников
  • Страх получить плохую оценку
  • Завышенные требования родителей
  • Индивидуальные психологические особенности ребенка

Необходимо

  • Помочь ребенку преодолеть страх определенного педагога
  • Сформировать более адекватное отношение к оценкам
  • Постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации
Страх быть высмеянным Причины  Негативный опыт отношений со сверстниками  Особенности внешнего вида и поведения  Неуверенность в себе и низкая самооценка Необходимо  Помогите ребенку найти безопасные способы выражения гнева и злости на обидчиков  Обучить общению с другими людьми Помочь ребенку выйти из позиции беспомощной «жертвы» чужих издевательств Рассказать ребенку о своем опыте переживания негативных отношений со сверстниками и о том, как вам удалось справиться с этими ситуациями    С поступлением в школу содержание страхов меняется. Теперь дети боятся прежде всего того, что способно вызвать неодобрение со стороны самых важных для них людей – родителей и учителей. Однако эти страхи не вытесняют тех, которые уже существовали к этому моменту, а зачастую усугубляют неблагоприятный эмоциональный фон жизни ребенка .

Страх быть высмеянным

Причины

  • Негативный опыт отношений со сверстниками
  • Особенности внешнего вида и поведения
  • Неуверенность в себе и низкая самооценка

Необходимо

  • Помогите ребенку найти безопасные способы выражения гнева и злости на обидчиков
  • Обучить общению с другими людьми
  • Помочь ребенку выйти из позиции беспомощной «жертвы» чужих издевательств
  • Рассказать ребенку о своем опыте переживания негативных отношений со сверстниками и о том, как вам удалось справиться с этими ситуациями

С поступлением в школу содержание страхов меняется. Теперь дети боятся прежде всего того, что способно вызвать неодобрение со стороны самых важных для них людей – родителей и учителей. Однако эти страхи не вытесняют тех, которые уже существовали к этому моменту, а зачастую усугубляют неблагоприятный эмоциональный фон жизни ребенка .

Как избежать возникновения и закрепления страхов   Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении. Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.). Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка-Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…) Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.) Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.  Повышайте самооценку малыша.

Как избежать возникновения и закрепления страхов

  • Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
  • Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
  • Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка-Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)
  • Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
  • Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.

Повышайте самооценку малыша.

  • «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
  • Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.
Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

  • Выясните причину страха.
  • Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
  • Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
  • Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
  • Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
  • Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
  • Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
  • Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
  • Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
  • Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).
  • Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).
- рисование страхов .  - игры для преодоления страха.  - ролевые игры-драматизации.  - сказки, стихи, песенки  - куклотерапия  - сказкотерапия

- рисование страхов .

- игры для преодоления страха.

- ролевые игры-драматизации.

- сказки, стихи, песенки

- куклотерапия

- сказкотерапия

«Пятнашки»

Заранее ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья и столик, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Можно просто переставить мебель, создав искусственный беспорядок. Нельзя пятнать через стулья – они как бы цельные колонны. Тогда можно лучше уворачиваться, создавая тем самым дополнительные препятствия в игре. Кто случайно заденет стулья или, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам пятнать. Суть игры – в ее непредсказуемости и неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, оказываясь лицом к лицу с остальными участниками. Последние должны мгновенно принять решение, сориентироваться, побежать ли им в противоположную сторону, вперед, увернуться, но только не застывать и не сдаваться, как и не давать себя запятнать.

«Быстрые ответы»

Данная игра снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах и развивает сообразительность, находчивость, смекалку. Игровое пространство разделяется предметами на небольшие квадраты, по одну сторону которых находится ведущий, вначале взрослый, задает поочередно каждому посильные вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета до 3. Ограничение времени создает стрессовую ситуацию. Вопросы могут быть на любую тему, и умение их быстро придумывать, как и чередовать темы, как нельзя лучше развивает спонтанное мышление и творческую фантазию всех участников.

Сон. Как тихо вокруг. Все игрушки устали. Они целый день вместе с нами играли! Игрушки поставим скорее на место. В мир сказок кто хочет попасть интересный? Но сказку услышит сейчас только тот, Кто вещи на стульчик скорей уберет! Тихонечко ляжет и глазки закроет. И к нам прилетит добрый Оле Лукойе. Раскроет свой зонтик цветной и прекрасный. И вам, ребятишки, привидятся сказки! М.Ю.Григорчук

Сон.

Как тихо вокруг. Все игрушки устали.

Они целый день вместе с нами играли!

Игрушки поставим скорее на место.

В мир сказок кто хочет попасть интересный?

Но сказку услышит сейчас только тот,

Кто вещи на стульчик скорей уберет!

Тихонечко ляжет и глазки закроет.

И к нам прилетит добрый Оле Лукойе.

Раскроет свой зонтик цветной и прекрасный.

И вам, ребятишки, привидятся сказки! М.Ю.Григорчук

Пословицы и поговорки, умные мысли умных людей .

Пословицы и поговорки, умные мысли умных людей .

  • Волков бояться – в лес не ходить. (русская пословица)
  • Страх прилипчивее чумы. (Н.Гоголь)
  • Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. (А.Камю)
  • Для меня единственный способ избавиться от своих страхов – снять о них фильм. (А.Хичкок)
  • Не бойся медлить, бойся остановиться. (китайская пословица)
  • У страха глаза велики. (русская пословица)
  • Росы бояться нечего, если в море заночевать пришлось. (бенгальская пословица)
  • То, чего боишься больше всего, обязательно случится. (древнекельтская поговорка)
  • Если боишься – не говори, если сказал – не бойся. (арабская пословица)
  • Не бойся пасти тигра, не страшись чешуи дракона (вьетнамская пословица)
  • На смелого собака лает, а трусливого рвет. (русская пословица)
  • Из всех низких чувств страх – самое низкое. (В.Шекспир)
  • Хуже, как боишься: лиха не минешь, а только надрожишься. (русская пословица)
  • Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится. (Овидий)
  • Иному гром не гром, а страшен барабан. (русская пословица)
  • У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки. (русская пословица)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Детские страхи и способы их коррекции.

Автор: Гидаятова Т. В.

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Занятие с элементами тренинга на тему "Детская агрессия" "
    ["seo_title"] => string(66) "zaniatiie-s-eliemientami-trieningha-na-tiemu-dietskaia-aghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "106811"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403090022"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Детские страхи и способы их коррекции"
    ["seo_title"] => string(40) "detskie_strakhi_i_sposoby_ikh_korrektsii"
    ["file_id"] => string(6) "554818"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1594920682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекция агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "korriektsiia-aghriessivnogho-poviedieniia-u-podrostkov-s-umstviennoi-otstalost-iu-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "154520"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421164410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Арт-фантазия", как способ психо-эмоциональной коррекции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(77) "art_fantaziia_kak_sposob_psikho_emotsionalnoi_korrektsii_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "553261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1592112538"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства