Просмотр содержимого документа
«Занятие по познавательному развитию «Почва – живая земля»»
Занятие по познавательному развитию
«Почва – живая земля»
Багрова Т.А., воспитатель
МАДОУ ЦРР – Детский сад №35 «Родничок» ГОЩ, г.Щелково
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.
Тип исследования: опыты/коллекционирование.
Комментарии: занятие проводится, знакомством с почвой, её значением для растительного и животного мира, для жизни и деятельности человека.
Материалы: плакат с изображение земли; схема- картинка «Состав почвы», макет дерева с корневой системой, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь), для игры – мяч, для опытов - образцы почвы (песок, глина, чернозём), сосуды с водой, пустые сосуды, салфетки, для детей - по количеству: альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры; для опытов на 2-х детей: стакан с водой, пустой стакан, образцы почвы (песок, глина, чернозём) на лотке, палочки, пластиковые ложечки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает, о почве, и ее строении, а также о живых организмах, которые живут в земле. Почва - «живая земля». Почва как компонент природы содержит и живую природу: корни, остатки растений, останки животных, и неживую: песок, глину и камни. Педагог сопровождает свой рассказ показом картинок, модели строения почвы, коллекцией типов почв.
Воспитатель показывает демонстрационный материал на тему: А кто живёт в почве? Дети составляют рассказ на эту тему по наглядному материалу.
Опыт 1. «Могут ли животные жить в земле?»
Процесс: опустить в стакан с водой образец почвы и наблюдать- появятся ли в воде пузырьки воздуха. Вывод: в почве находится воздух, которым дышат растения и животные. Дети поливают почву водой и наблюдают, как она впитывается, определяя в ней наличие воды; дети берут почву, бросают её в стакан с водой, размешивают и наблюдают, как на дно стакана оседает песок, от глины она мутнеет, а на поверхность всплывают остатки растений- корешки, листья и т.п. и определяют в почве наличие органических останков.
Опыт 2. «Своды и тоннели»
Процесс: вставить в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпать песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась несмятой.
Вывод: песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, живущие в почве, остаются невредимыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева, С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.
2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» / Авторы - составители Е. А. Мартынова, И. М.Сучкова // Волгоград: Учитель, 2011 г.
3. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. «Неизведанное рядом»/ Опыты и эксперименты для дошкольников. –Москва: «ТЦ Сфера», 2011 г.
4. Вахрушев, А. А. Кочемасова, Е. Е. Акимова, Ю. А. «Здравствуй, мир!». Окружающий мир для дошкольников / Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - Москва «Баласс», 2006 г.