Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, дней недели и повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Временные представления у детей с ОВЗ»
Временные представления у детей с ОВЗ
Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №63» Силаева Н.А. г. Нижнекамск Республика Татарстан
Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, дней недели и повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.
В разных видах деятельности у детей складываются представления о времени и его единицах (час, день, сутки). Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей.
Такие понятия как день и ночь являются первыми в практическом понимании детьми частей суток. Ночью темно и мы спим, а днем светло и мы играем.
Осуществление наблюдений за погодой и природными явлениями происходит ежедневно во время прогулок. Чтобы этот процесс был для ребенка интересным, предлагаем родителям создать фотоальбом изменений в природе в разное время года. А затем этот альбом перелистывать вместе с ребенком, отмечать изменения. Кроме того, полезно совместно с детьми собирать природный материал, составлять букеты из разных пород листьев. После возвращения домой, дети вместе с взрослыми рисуют увиденное, наклеивают собранные листья на листок бумаги, изготавливают гербарий.
Наблюдения за явлениями природы, такими как дождь, снег, жара и т.д. помогут детям понять, как необходимо одеваться в соответствие с погодой и в какие игры играть. Можно предложить детям подобрать предметы для прогулки среди других.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она помогает детям в познании окружающего мира, обогащении словарного запаса, развивает внимание детей, память, мышление. Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. Для развития ребенка дома можно предложить следующие игры.
На внимание:«Чего не стало?» На столе выставлены знакомые игрушки или картинки в количестве 4. Ребенок проговаривает названия, отворачивается. Взрослый убирает предмет. Ребенок, повернувшись, должен угадать, что убрали со стола.
На развитие памяти: «Запомни предметы» Ребенок запоминает предметы, которые затем взрослый убирает. Ребенок называет по памяти и кладет предметы на стол.
На развитие логического мышления. «Объедини предметы в группы» Имеющиеся предметы разложить по группам в соответствии с категориями обобщающих понятий. Назвать предметы одним словом. «Четвертый лишний» Среди четырех картинок выбрать одну, которая не относится к остальным. Объяснить свой выбор.
«Сложи картинку» На столе разложены в беспорядке части одной разрезной картинки (количество частей 2, 3, затем 4). Ребенку надо собрать их так, чтобы получилась целая картинка.
Затем можно предложить составить картину из предметов, расположив их на листе бумаги. Предметы можно вырезать из бумаги и разного бросового материала. Это может быть сказка, картина о времени года. Вырезанные листочки, цветы, облака и т.д. помогут развивать ребенка увлекательно, творчески.
«Прятки с картинками». Разложить 4 сюжетные картинки (по временам года). Объяснить свой выбор. Составить предложения по картинкам. Расположить картины времен года по - порядку и составить по ним рассказ.
«Разноцветные часы».Круг с делениями на 4 части с цветами красного, синего, желтого, зеленого цвета; набор предметных картинок по временам года, шнурки разного цвета (красного, зеленого, желтого, красного).
К каждой части круга подобрать соответствующие картинки, относящиеся к определенному времени года. Рассказать, почему ребенок подобрал эти картинки.
«Времена года. Рассказ по серии сюжетных картинок». Разложить картинки по-порядку и составить рассказ.
Главное, не забывать о том, что игры должны соответствовать возрасту и возможностям каждого ребенка, не утомлять, а заинтересовывать и быть в радость.
Систематические наблюдения за природой позволяют создать у ребенка отчетливые разносторонние временные представления.