Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в условиях семьи
Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в условиях семьи
Любые занятия с детьми по развитию связной речи, в том числе, формированию временных представлений, будут наиболее продуктивными при активном участии родителей в процессе обучения. При этом родители должны быть не наблюдателями, а активными участниками игры.
Очень хорошо при этом разработать рабочую тетрадь для закрепления полученных в саду знаний дома. Представляем вариант такой тетради.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в условиях семьи»
СИЛАЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в условиях семьи
Любые занятия с детьми по развитию связной речи, в том числе, формированию временных представлений, будут наиболее продуктивными при активном участии родителей в процессе обучения. При этом родители должны быть не наблюдателями, а активными участниками игры.
Очень хорошо при этом разработать рабочую тетрадь для закрепления полученных в саду знаний дома. Представляем вариант такой тетради.
Тетрадь предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы по формированию временных представлений у детей 5-7 лет с задержкой психического и речевого развития.
Тетрадь состоит из 11 заданий. Каждое задание содержит текстовой и практический материал.
Данная тетрадь поможет родителям и педагогам сделать занятия по обогащению знаний о временах года более интересными, продуктивными, и занимательными для детей. Развивает мелкую моторику пальцев рук; умение ориентироваться на листе бумаги; познавательную деятельность и психические процессы: устойчивое внимание, долговременную память, логическое мышление, что в дальнейшем поможет детям при обучении в школе.
Тетрадь представляет собой практическое закрепление лексических тем по разделу: времена года.
Занятия с использованием практического материала проводятся индивидуально.
Перед началом работы внимательно прочитайте вопросы и рассмотрите рисунки к ним. Выполняйте задания последовательно. Следите за тем, чтобы ребенок не уставал. Если он устал, отдохните, а затем продолжите выполнение задания дальше.
Больше давайте самостоятельности ребенку при выполнении задания. Не отмахивайтесь от интересующих ребенка вопросов, возникающих при работе с тетрадью.
Задание 1
Назовите предметы. Какие из них относятся к лету (осени, зиме)?
Соедините стрелками между собой предметы, относящиеся к одному времени года.
Задание 2
1. Соедините точки между собой. Назовите время года.
2. Раскрасьте картинку.
3. Составьте рассказ по картинке.
Задание 3
1. Соедините точки между собой. Что получилось? Назовите листья.
2. Это осенние листья. Раскрасьте листья в соответствующий цвет.
Задание 4
1. Соедините точки между собой. Назовите получившиеся грибы.
2. Выполните штриховку.
Задание 5
Определите время года по одежде людей. Чем отличается летняя одежда от осенней?
Под каждой картинкой нарисуйте кружок цвета, соответствующего времени года.
Задание 6
1. Соедините точки между собой. Назовите время года.
2. Раскрасьте картинку.
3. Составьте рассказ по картинке.
Задание 7
Определите время года по одежде людей. Чем отличается осенняя и зимняя одежда друг от друга?
Под каждой картинкой нарисуйте квадрат цвета, соответствующего времени года.
Задание 8
1. Соедините точки между собой. Назовите время года.
2. Раскрасьте картинку.
3. Составьте рассказ по картинке
Задание 9
Определите время года по одежде людей. Чем отличаются друг от друга погодные условия зимой и весной?
Под каждой картинкой нарисуйте снежинки или капли дождя в соответствии со временем года.
Задание 10
1. Соедините точки между собой. Назовите время года.
2. Раскрасьте картинку.
3. Составьте рассказ по картинке.
Задание 11
Назовите деревья и их части. Какого цвета листья бывают на деревьях летом, осенью, весной? А какие зимой?
Нарисуйте под картинками листья данных деревьев (обведите по шаблону) и раскрасьте их в соответствующий цвет.
Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений помогает детям с задержкой психического развития сформировать необходимые знания в соответствии с программными требованиями и возрастом; дает возможность детям в процессе игр обогатить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы, усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить термины этих представлений в речи.
Комплексное решение задач по формированию временных представлений у детей с задержкой психического развития – это наличие разнообразных форм работы с детьми и родителями: эксперимент, наблюдения за природой и сезонными изменениями, практический показ и демонстрация, беседа, сравнение, проведение дидактических и подвижных игр, «Школа родителей».
Использование определенной системы игр помогает детям правильно называть состояние погоды; различать состояние снега; узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках.
Активная работа с родителями: проведение регулярных совместных с детьми занятий, подбор коррекционно-развивающей литературы и методических пособий по теме, консультации - помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным. Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.
Список литературы
Павлова Л.Н. Наглядно – дидактическое пособие «Раннее детство: развитие речи и мышления». – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.
Шорыгина Т.А.Точные сказки: Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2004. (Развивающие сказки для детей)
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001
Агранович З.Е. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи детей с использованием фланелеграфа. – Санкт-Петербург, 2003.
Вохринцева С. Зима. Весна. Лето. Осень. Дидактический материал + лото.