Уроки здоровья
на тему «Витамины» в средней группе
Программное содержание:
- Уточнить представление детей об овощах и фруктах;
- Формировать представление детей о необходимости организму витаминов;
- Формировать умение классифицировать (овощи, фрукты) ;
- Развивать театральные способности, речь детей (инсценировка) ;
- Развивать мышление;
- Воспитывать интерес к природе.
Демонстрационный материал:
- 3 подноса, 3 полотенца;
- натуральные овощи и фрукты;
- муляжи овощей и фруктов;
- 2 корзины;
- картина с изображением «Что полезно для овощей и фруктов».
Раздаточный материал:
- маски овощей: огурец, свёкла, морковь, капуста, помидор.
Предварительная работа:
- дидактические игры «Узнай на ощупь»; «Узнай по вкусу»; «Где, что зреет? »; «Вершки-корешки»;
- разучивание физ. минуток «Засолка капусты», «Чики-чики-чики-ща»;
- разучивание стихов;
- рассматривание картинок овощей и фруктов;
- инсценировка «Ссора овощей».
Подготовка воспитателя:
- разработка занятия;
- рисование картины «Что полезно для овощей и фруктов»;
- плакаты: «В здоровом теле- здоровый дух», «Здоровяк- всему голова», «Здоровье- дороже богатства»;
- подготовка детей, материала к занятию;
- сказочный персонаж- Айболит;
- угощение для детей.
Ход занятия:
1. Воспитатель под песню «Все готовы, начинаем» организует детей на занятие.
Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в мир овощей и фруктов. Давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А что осенью собирают на полях и в огородах?
Дети: Урожай.
Воспитатель: Правильно, осенью люди собирают урожай. Урожай- это награда людям за их труд в течение года.
Воспитатель читает стих:
«Мы картошки накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от Земли
Вам подарок принесли! »
2. Встреча с Айболитом: слышится стук в дверь.
Воспитатель: Кто-то к нам в гости спешит?
(Появляется Айболит с чемоданом)
Айболит: Здравствуйте, ребятки (дети здороваются). А вы знаете, что означает слово «Здравствуйте»?
Дети: Мы приветствуем человека и желаем ему здоровья.
Айболит: Правильно, ведь «Здоровяк- всему голова».
Воспитатель: Айболит, ребятки тоже знают поговорки о здоровье:
1 ребенок: «Ешь чеснок и лук- не возьмет недуг»
2 ребенок: «Яблоко в день- доктора за дверь»
Айболит: Какие молодцы, а у меня в чемоданчике как- раз лежат овощи и фрукты. Ведь в них очень много витаминов для здоровья. Каждый витамин выполняет свою функцию для организма. Давайте подойдем к столу. Видите, лежат 3 подноса. Послушайте загадку и вы узнаете один из продуктов, который спрятан на 1 подносе:
«Красный спрятан корешок,
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко,
И в руках… (морковка) »
Воспитатель вместе с детьми снимает салфетку со 2 подноса и называют: морковь, капуста, лук, перец…
Айболит: Ребятки, в них содержится витамин А- он нужен намдля хорошего зрения и красивой кожи.
(Дети с воспитателем подходят ко 2 подносу)
Айболит: Послушайте загадку:
«Там на грядке вырос куст,
Слышно только хруст да хруст
В щах, в солянке густо-
Это я… (капуста) »
Дети с воспитателем снимают салфетку со 2 подноса и называют: капуста, лимон, апельсин, киви, яблоко, огурец, кабачок…
Айболит: Вы правильно все назвали. В этих овощах и фруктах содержится витамин С- он нам нужен для сопротивляемости болезням нашего организма.
Воспитатель продолжает: Ребятки, витамин С нужен нам, чтобы мы не заболели, ну а если уж заболели, то витамин С поможет быстро справиться с болезнью, если вы будете кушать фрукты и овощи, такие же какие лежат на этом подносе.
(дети с воспитателем подходят к 3 подносу)
Айболит: Послушайте 3 загадку:
«Вот горит костер нам ярко,
Сядем рядом- очень жарко,
А потух огонь немножко-
Всласть печеная… (картошка) »
Дети с воспитателем снимают салфетку и называют: картофель, помидор, репа, яблоко, свекла, тыква, апельсин, чеснок, баклажан…
Айболит: В них содержится витамин В - он нужен нам для хорошего пищеварения.
Воспитатель объясняет детям: Пищеварение, ребятки, это процесс правильного усвоения и переваривания продуктов.
3. Физкультурная пауза: «Засолка капусты»
Воспитатель: Айболит, делай вместе с нами.
(сопровождается движениями рук)
«Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
А потом все жмем, жмем».
4. Дидактическая игра «Овощи - фрукты»:
Воспитатель: Айболит, ты нам рассказал о полезности овощей и фруктов, а мы сейчас с детьми поиграем в игру «Овощи - фрукты» (воспитатель объясняет детям: в одну корзину они будут складывать только овощи, а в другую только фрукты)
Айболит: Молодцы, ребятки, можете определять, где овощи, а где фрукты. А они у вас знают, что где растет?
Воспитатель: Конечно, знают.
5. Этюд и упражнение «Что где растет? »
Воспитатель: Давайте сядем все в кружок, я буду называть название овоща или фрукта, вы должны показать: если растет на дереве- поднимаете руки вверх, если на земле- приседаете.
6. Воспитатель предлагает послушать стихи: Айболит, а сейчас присядь и послушай детей.
Девочки:
1 ребенок: Я ранешенько вставала
И на огород бежала,
У меня морковь на грядке,
Огород всегда в порядке!
2 ребенок: Я редиску поливала,
Я редиску собирала,
Ты корзинки подставляй,
Вот осенний урожай!
3 ребенок: У меня картошечка
Выросла хорошая!
Я все лето не ленилась,
Я на грядочке трудилась.
Воспитатель: У меня- огород! Вот!
А на огороде растет:
Помидор и огурец,
Тыква просто молодец!
Дивная капуста,
Свеколка, морковка,
Арбуз, кабачок,
Перца горького стручок.
Щедрая корзина-
Хватит на всю зиму!
Овощи чудесны все,
Но какой же больше всех
Дети обожают,
Я пока не знаю.
Айболит: Хорошие стихи, но я слышу шум какой-то?
Воспитатель: Да, это что-то овощи не поделили между собой.
Овощи выходят на инсценировку «Ссора овощей»
Овощи (вместе) : Кто из нас вкуснейший?
Кто из нас важнейший?
Огурец: Я- вкуснейший,
Я- важнейший.
Мы живем в рассоле,
Все едят нас вволю.
Свёкла: Не кричи-ка, огурец,
Ты, конечно, молодец,
Но кто свеклы важнее?
Кто, скажи, нужнее?
Сахар варят из свеклы,
И салаты из свеклы,
И свекольник тоже.
Кто важнее, кто же?
Морковь: Важный овощ, ты, свеколка,
А важнее я- морковка!
Суп не сваришь без меня
Без меня нельзя и дня!
Капуста: Чтоб вам было пусто,
Лучше всех капуста!
Витаминами богата,
Любят щи мои ребята!
Помидор: Ах, какой нелепый спор,
Всех полезней помидор!
Тот, кто сок томатный пьет,
Тот здоровенький растет!
Айболит: Тихо, тихо, не шумите,
Быстро ссору прекратите.
Каждый овощ- это дар,
Это знает мал и стар.
Воспитатель: Овощей невкусных нет,
Все полезны, спору нет.
Чтоб расти, здоровым быть,
Нужно овощи любить!
7. Физкультурная разминка: (дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впередистоящего)
«Чики-чики-чики-ща (похлопывать ладонями)
Вот капуста для борща.
Покрошу картошки, (постукивать ребрами ладоней)
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку, да зубок чесночку (поколачивать кулачками)
Чики-чики-чики-чок! (поглаживать ладонями)
И готов борщичок! »
8. Рассматривание картины «Что полезно для овощей и фруктов»
Айболит: Ребятки, а сейчас посмотрите на эту картину:
- Что здесь вы видите? (дети рассказывают, что видят на картине)
- Правильно, чтобы овощи и фрукты хорошо росли, им нужны солнце, чистый воздух, вода. Не зря говорится в пословице «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья! ». И для овощей и фруктов они тоже лучшие друзья. Без них невозможно вырастить овощи и фрукты.
- мне очень понравилось сегодня у вас в гостях. Теперь вы все знаете о витаминах, о полезности овощей и фруктов. Я вам оставляю вот это угощение (яблоки). До свидания, ребятки.
Воспитатель и дети: До свидания, Айболит! Спасибо! (Под спокойную музыку воспитатель раздает детям угощение)