kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тьюторство в современном образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотренны особенности использования тьюторства в образовании и тьюторская модель в профессионально- педагогической подготовке будущих педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тьюторство в современном образование»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"




ТЬЮТОРСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности использования тьютор- ства в образовании и тьюторская модель в профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов. Проанализирована характеристика основных понятий и определена совокупность методов, форм и технологий, обеспечива- ющих эффективную подготовку педагогов-тьюторов.

Ключевые слова: тьюторство, тьютор, тьюторант, тьюторская дея- тельность.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьютор- ство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Модернизация образовательной системы Российской Федерации на основах развития субъект- ности и актуализации творческого потенциала каждого участника учебно-воспи- тательного процесса обуславливает значительный интерес педагогов-практиков и теоретиков к тьюторству как к новому подходу психолого-педагогической ра- боты. Стремительное развитие тьюторства за последние годы вывело его на ве- дущие позиции среди наиболее быстро развивающихся и востребованных про- фессий. Полученные в инклюзивных и образовательных проектах результаты ис- пользования тьюторства являются просто впечатляющими, поскольку тьютор- ское сопровождение побуждает к безграничному проявлению человеческого по- тенциала и направлению его в конструктивное русло достижений образователь- ных целей. В 2007 году «на XI тьюторской конференции в Томске была учре- ждена Межрегиональная тьюторская ассоциация» «которая объединила

региональные тьюторские центры, тьюторские площадки и практики». С её ра- боты «началось внедрение тьюторства – системы обучения, которая сочетает в себе наличие личных наставников и создание отдельной образовательной про- граммы для каждого школьника и дошкольника. Однако неоднозначным оста- ется понимание тьюторской деятельности в образовательной сфере; возможно- сти использования разных методик и техник тьюторства в общем и высшем об- разовании, в условиях дистанционного обучения; разработки тьюторских моде- лей, которые были бы адаптированы к своеобразию функционирования учебных заведений Российской Федерации и системы домашнего образования; не выде- лены главные опасности, приводящие к замедлению развития личностей обуча- ющихся в процессе использования тьюторской технологии. Тьюторство, заим- ствованное из британского образования, выступает на современном этапе разви- тия Российской системы образования как инновационный элемент, поэтому есть смысл остановиться на рассмотрении содержательных характеристик его основ- ных понятий: «тьютор», «тьюторант», «тьюторство», «тьюториал». Тьютор (в условиях учебного заведения) – это педагог, который обеспечивает академиче- ское сопровождение создания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося, сопровождает его в самоопределении. Тьюторант – под- опечный тьютора, учащейся, нуждающийся в помощи педагога. Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его спо- собности. Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстни- ками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять про- блему. Тьюторство в современном образовании – это педагогическая деятель- ность, совмещенная с особо упорядоченной системой образования, осуществля- емой в аудиторной, дистанционной, парной, индивидуальной или групповой форме. Тьюториал – это система аудиторных тьюторских занятий по разным

формам обучения (очная, заочная (дистанционная), в структуре которых доми- нируют интерактивные формы и методы усвоения и контроля приобретенных компетентностей обучающихся. Тьютор – это специалист по организации обуча- ющей деятельности учащегося, реализации его потенциала и моделирования ал- горитма осуществления. Он является наставником, который выслушает, уделит внимание, поможет определить цель и путь к ней. Именно тьютор должен по- мочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить

«плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни. Тьютор способен созда- вать индивидуальные образовательные программы субъектов обучения любого возраста и психофизических особенностей (одаренных детей, детей-инвалидов), разных социальных типов, темпераментов и т. п. и осуществлять педагогическое сопровождение их реализации. Ведущая цель тьютора – помочь каждому в опре- делении собственного учебного (или будущего профессионального) пути и со- провождать его в построении индивидуальной образовательной программы. По- этому работа педагогов как тьюторов (тьюторская деятельность) является педа- гогической по индивидуализации образования, направленной на нахождение и развитие мотивов и интересов соискателя образования (учащегося, студента, слушателя, группы лиц), подбор образовательных ресурсов для обеспечения ин- дивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образова- тельной рефлексии подопечного. Она также позволяет удовлетворить требова- ния социума относительно осознанного развития личностью собственного обра- зования, в том числе общего и профессионального. В профессиональной подго- товке учителей-тьюторов для дистанционного обучения главными являются ме- тоды машинного и тестового контроля); – упражнения (важный элемент учеб- ного процесса, позволяющий закрепить на практике полученные при изучении курса знания, суть которого заключается в выполнении многократных действий, тренировке в применении усвоенного материала на практике); – лабораторный метод (используется, как правило, при изучении естественно-фундаментальных

дисциплин. Он способствует повышению инициативности и самостоятельности студентов, приобретению умений, навыков и компетенций использования обо- рудования, создает условия для приобретения значимых прикладных умений: из- мерять и вычислять, обрабатывать и сопоставлять данные с предыдущими ре- зультатами, убеждаться в правильности известных и искать новейшие направле- ния индивидуальных исследований). Тьюторские технологии основываются на субъект-субъектном, компетентностном, деятельностном, гуманистическом под- ходах и основаны на взаимодействии опытного (тьютор) и неопытного (мало- опытного) обучающегося, на диалоге. К тьюторским технологиям относятся: – технология индивидуальных и групповых консультаций; – технология формули- ровки вопроса, который имел бы проблемный характер; – технология активного слушания; – проектно-исследовательская технология; – интерактивная техноло- гия; – кейс-технология (решение конкретных ситуаций); – технология «портфо- лио»; – информационная технология. В условиях актуального компетентност- ного подхода к подготовке соискателей образования особую роль играет процесс формирования и развития компетентностей тьютора. Тьютор в своей работе дол- жен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем – обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними. Обычно все связанное с состоянием и разви- тием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах. Основным результатом работы тьютора в детском саду является адапта- ция ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими силь- ными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие, соот- ветствующее возрасту – то есть готов к школе. Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресур- сами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений

(«я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осо- знании того, что он может делать сам, а что – с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение – из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка – до- школьника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами про- странства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

Таким образом, эффективная организация тьюторской модели педагогиче- ской деятельности в значительной мере зависит, от следующих факторов: – го- товности тьюторанта к совместной деятельности с тьютором. Недостаточная структуризация материала способна привести к неэффективности рекомендаций, а излишняя – к неоправданному затруднению материала.

Список литературы
  1. Везетиу Е.В. Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов как условие гуманистической парадигмы образования / Е.В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62–1. – С. 268–271. EDN YYHZGH

  2. Веревкина И.Н. Тьюторство в системе образования: опыт России / И.Н. Веревкина // Молодой ученый. – 2019. – №21 (259). – С. 492–493. EDN WCYYCW

  3. Глузман Н.А. Теоретические основы формирования трансверсальных компетентностей на современном этапе развития общества / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей международной научно-практической конференции. – Брянск, 2021. – С. 59–65. EDN XLEERO

  4. Глузман Н.А. Формирование психолого-фасилитативной компетентно- сти педагога / Н.А. Глузман, С.В. Повицкая // Психолого-педагогическое сопро- вождение образовательного процесса: сборник трудов III Всероссийской

научнопрактической конференции. – Симферополь, 2021. – С. 30–36. 66. EDN PURSUS

1

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тьюторство в современном образование

Автор: Молокова Елена Алексеевна

Дата: 22.01.2025

Номер свидетельства: 664014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "
    ["seo_title"] => string(80) "upravlieniie-profiessionalizatsiiei-piersonala-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "194656"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»"
    ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-vidy-dieiatiel-nosti-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "267471"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450375168"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад на тему "Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(128) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-i-mietodiki-v-vospitatiel-noi-sistiemie-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "157786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421653867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях "
    ["seo_title"] => string(148) "riezul-tativnost-olimpiadnogho-dvizhieniia-kak-opriedieliaiushchaia-komponienta-razvitiia-odariennosti-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-oblastiakh"
    ["file_id"] => string(6) "232572"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442859970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства