Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников
Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников
В современном мире Доу накоплен существенный опыт по организации воспитателями с родителями, с целью повышения физического, нравственного, трудового, художественного и умственного воспитания в развитии детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников»
Тема: Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников.
Выполнил:
Круглова Валерия Валерьевна
САНКТ-ПЕТРЕБУРГ
2016 год
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава I. Проблемы взаимодействия института семьи и дошкольных образовательных учреждений в современном мире…………………
Глава II. Теоретические аспекты педагогического подхода к просвещению родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений
§1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ…………………………..
§2. Ведущие направления совместной работы воспитателей и социальных педагогов ДОУ с родителями…………………………………….
§3. Реализация дифференцированного подхода в ходе работы с родителями дошкольников…………………………………..
§4. Основные методы и формы работы с родителями…………………
Глава III. Личный опыт работы по педагогическому просвещению родителей воспитанников ДОУ
§1. Программа исследования взаимодействия воспитателя и родителей на примере ДОУ № 37 «Радуга»……………………………………………..
§2. Организация работы воспитателей с семьями детей-инвалидов……………
§3. Особенности работы с многодетными семьями……………………………
§4. Эффективность экспериментально-опытных исследований по дифференциации форм работы с родителями дошкольников…………………..
Заключение…………………………………….
Список литературы………………………………………………
Введение
В современном мире дошкольными учреждениями накоплен существенный опыт по организации сотрудничества воспитателями с родителями, с целью повышения эффективности нравственного, физического, трудового, художественного и умственного воспитания и развития детей. Стоит обратиться к закону «Об образовании» (ст.44), в котором говориться, что именно родители являются первыми учителями-педагогами своих детей, а детский сад только существует в помощь для семьи. Следовательно, ДОУ является первым воспитательным учреждением, где родители и воспитатели объединяют усилия в систематическом и педагогическом просвещении детей. Социальные педагоги, методисты и воспитатели стараются усовершенствовать форму и содержание своей работы, обеспечивая всестороннее развитие личности ребенка. От совместных усилий работников ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. Уровень педагогической культуры родителей зависит именно от работы детского сада, в частности, от воспитателей, детского психолога, социального педагога. В настоящее время, актуальность проблемы состоит в том, что детский сад должен служить образцом воспитания, однако в определенных условиях родители относятся с недоверием к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов. В таком случае стоит проводить с родителями воспитанников подготовительную работу, рассказывать подробно о планах, формах воспитания их ребенка, для того, чтобы установить с ними контакт. Целью работы воспитателя в любом возрасте является повышение требований к себе, профессиональных умений и знаний, своему отношению к детям и их родителям.
Объект данного исследования - педагогическое просвещение родителей детей, предмет - содержание и формы педагогического просвещения. Чтобы достигнуть поставленной цели необходимо постоянное активное участие и поддержка родителей в воспитательном процессе, так как даже высокая квалификация работников детских садах без согласованности и единства форм всей системы воспитания бесполезна, если убрать любое звено их этой цепи. Роль семьи остается неизменно на первом месте в воспитании ребенка, потому что именно с семьи начинается социализация маленького гражданина в обществе, именно в семье развиваются основные черты личности ребенка, формируя у него нравственно-положительный потенциал. Где, если не в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются жизненные позиции, духовные ценности? Поэтому крайне важно, чтобы основной главной частью работы дошкольных учреждений было продвижение педагогического просвещения среди родителей.
Очень важно в воспитании ребенка правильно оценить значение физического воспитания, трудового и психологического подхода. Одной из главных задач остается необходимость осуществлять регулярное взаимодействие с родителями, не только в виде психолого-педагогической помощи определенным семьям, но и активное вовлечение родителей в жизнь детского сада. Отдельное внимание стоит уделить многодетным, неполным, малообеспеченным, опекунским семьям, цель воспитателя сочетать индивидуальных подход к каждой семье с организацией родителей и их детей со всей группой.
Цель дипломной работы – подробное раскрытие современных форм и актуальных методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
В семье необходимо создать благоприятные условия для воспитания детей, прежде всего для исключения ошибок в семейном воспитании родителям нужно овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, умениями педагогической деятельности и практическими навыками.
Поставленные задачи:
- доказать необходимость повышения эффективности деятельности социальных педагогов в ДОУ;
- указать на актуальность проблемы;
- установить необходимость проведения работы с семьями;
- обозначить существующее формы работы с родителями;
- исследовать организацию взаимодействия дошкольного учреждения и семьи;
- освоить дифференцированный подход, применяемый в работе с родителями дошкольников;
- на примере определенного ДОУ обобщить и изучить опыт работы (№37 «Радуга»).
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения «Апельсин» с использованием методов тестирования, беседы, наблюдения. Также был изучен и обобщен опыт работы ДОУ № 37 «Радуга».
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Роль семьи в обществе во все времена оставалась несравнимо сильна по сравнению со всеми другими социальными институтами, потому что именно в семье развивается личность ребенка, формируется мировоззрение, происходит овладение им социальными ролями, нужными для менее болезненной адаптации в обществе. На протяжении всей своей жизни человек чувствует связь с семьей, важно какие ощущения, эмоции, чувства испытывает, вспоминая о самом родном, именно в семье закладываются нормы поведения, формируются основы нравственности, выявляются индивидуальные качества личности, раскрывается внутренний мир. Современное общество оказалось в той ситуации, когда необходимо найти новые модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, создать тесный контакт общественности с семьей, которые осуществляются благодаря работе социальных педагогов.
Целесообразно правильно организовать взаимодействие родителей и воспитателя, понимая, что главной задачей должно оставаться формирование активной педагогической позиции родителей, а для педагога необходимо найти индивидуальный подход к каждой семье, осуществляя поэтапно свою работу. Грамотно организованная работа всегда носит обучающий характер, принося со временем положительные плоды. Педагог в первую очередь должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, используя в воспитательном процессе положительные тенденции, педагогические методы. Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между социальными педагогами, воспитателями и родителями. Стоит попробовать построить контакт основываясь на интересе родителей к самому процессу воспитания, поддерживая потребность добиться успеха в таком нелегком деле, как воспитание, вселить уверенность в своих силах.
Родители и педагоги выступают как партнеры, дополняющие друг друга. Такие отношения допускают взаимную доброжелательность, равенство сторон, уважение. Таким образом, можно выделить вторую значимую задачу- вооружение семьи педагогическими и психологическими умениями и знаниями, а именно в теории и на практике, определенным образом организованной деятельности. Итогом такой организации педагогического просвещения станет активная позиция родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, воспитательную, контролирующую, обучающую и др.
Организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения подразумевает:
- создание плана совместных действий родителей и воспитателя;
- анализ результатов их совместной педагогической деятельности (начальные и конечные успехи);
- изучение каждой семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своего ребенка и детей детского сада;
- группировка семей по принципу их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, просвещения детей группы.
Детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания, основываясь на пожеланиях и требованиях родителей. Наиболее подвержены негативным переменам в обществе дети из неблагополучных, неполных семей, из иммигрантских семей, дети с недостатками в развитии. Особенно важно в таких семьях установить тесный контакт взаимодействия семьи и ДОУ, основываясь на доверительных отношениях.
Только активная двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям (например, детей-иммигрантов), наладить связь «сложных, неблагополучных» детей с окружением, тем самым их социализировать. На мой взгляд, только во взаимосвязи семьи и дошкольного учреждения возможно полностью овладеть различными видами деятельности, повысить педагогическую культуру родителей нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев. Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ - осознавая разницу между детьми и их семьями (какая бы она не была), вести себя лояльно, не делая различий между детьми.
По мнению многих специалистов, со временем, у детей исчезает их возрастная непосредственность, что приводит к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Ребенок не должен видеть глобальной разницы между садом и атмосферой внутри семьи, условия не должны сильно отличаться. Важно, чтобы и дома, и в воспитательном учреждении дошкольник сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с заботой, пониманием и привлечением к посильному труду.
Другая проблема - привить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Необходимо создать условия комфорта и уюта в стенах детского сада, чтобы ребенок не столкнулся с безразличием, отчуждением, поэтому первое время так важно совместное пребывание взрослого с детьми в период адаптации к новым условиям. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть теплые взаимоотношения, доверие, понимание. В таком случае, перед психологами и педагогами встает дополнительная задача научить родителей вызывать у детей нежные чувства, научиться находить общий язык. Эти проблемы возможно решить путем использования активных методов и форм работы с родителями.
Встает еще одна проблема - научить ребенка общению между собой, не обижать других, проявлять терпимость, сочувствие, взаимоуважение, что невозможно сделать без большого участия семьи.
Вся деятельность дошкольных учреждений объединяется единой целью-воспитать из маленького ребенка свободного, ответственного, развитого и самостоятельного человека для жизни в социуме, даже не смотря на различие методов, применяемых педагогами. Объясняя родителям эти задачи, надо решить их совместными усилиями. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический и профессиональный опыт стандартных форм взаимодействия с семьей, также ищут новые формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением экономических и социально-политических условий существования в нашей стране. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные экскурсии, журналы, игры, родительские клубы, оздоровительные мероприятия и т.п. Планируя ту или иную форму работы, воспитатель всегда соответствует из представлений о родителях как о современных людях, готовых к саморазвитию, обучению и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия дошкольных учреждений с семьей – установление доверительных, партнерских отношений с детьми, педагогами и родителями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и найти их решения.
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
§1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ
Определение «взаимодействие» подразумевает обмен чувствами, мыслями, переживаниями, общением.
Взаимодействие воспитателей и родителей предполагает взаимоуважение, взаимопомощь и взаимодоверие, знание и принятие педагогом форм семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном учреждении. Невозможно взаимодействие семьи и ДОУ без обоюдного желания воспитателя и родителей сохранять контакты друг с другом. На данном этапе культура семейного воспитания признана ведущим, что описано в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, активное приобщение родителей к жизни Детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. Одной из главных составляющих диалогических отношений остается конгруэнтность- способность искренне выражать свои чувства, реализуя принцип позитивного безусловного принятия другого человека.
Взаимодействие обязывает вести беспристрастный стиль отношений. Недопустимо анализировать личность родителя по степени его педагогической «активности-пассивности», «грамотности-неграмотности», «готовности-неготовности» к партнерству.
- готовность воспитателя терпимо относиться к тому, что члены семьи дошкольников по некоторым причинам могут скрывать важную информацию;
- предотвращение особых связей с членами семьи.
К современным методам взаимодействия имеет отношение и учет личного опыта родителей. Актуальным сегодня является направление в воспитании проблемы, влияющие на развитие детей, учет пожеланий и запросов родителей в знаниях и умениях, что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей. Доверие между воспитателями и родителями, взаимная заинтересованность, которая предполагает освобождение от устаревших взглядов, появление рефлексивного отношения к своей работе. Реализация такого подхода предполагает отказ от критики собеседника, сосредоточение взглядов на анализе собственной воспитательной деятельности.
В настоящее время детский сад реализует принцип открытости для родителей, а это значит, что папы и мамы имеют возможность по своему усмотрению, в удобное для них время познакомиться с деятельностью ребенка в дошкольном учреждении, стилем общения воспитателя с дошкольниками, активно включаясь в жизнь детского сада.
§2. Ведущие направления совместной работы воспитателей и социальных педагогов ДОУ с родителями
Анализируя работу педагогов-воспитателей с родителями в детских садах зачастую показывает, что помимо положительного опыта сотрудничества дошкольных учреждений и семьи в нем также имеются некоторые недостатки. Из них являются самыми распространенными:
- молодые воспитатели используют довольно часто только коллективные формы работы с родителями;
- педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать подходящие методы;
- при выборе определенных методов сотрудничества воспитатели не учитывают условия жизни и реальные возможности конкретных семей, это значит, что содержание воспитательного просвещения для родителей недостаточно дифференцированно.
Выделим основные причины негативного сотрудничества ДОУ и родителей. Во-первых, неумение адекватно оценить уровень педагогической культуры родителей, недостаточное владение информацией о специфики семейного воспитания, нехватка знаний по особенности воспитания детей и соответственно с этим спроектировать свою деятельность на родителей и детей. Во-вторых, у молодых воспитателей недостаточно развиты коммуникативные навыки, отсутствует должный профессиональный опыт.
Можно сделать вывод, учитывая выше сказанное, что ответственная работа лежит на заведующей детского сада, социальном педагоге и методисте, в интересах которых вести систематическую, регулярную работу по повышению уровня квалификации, навыков и знаний воспитателей как в профессиональной области, так и в умении сотрудничества с семьей.
Взаимодействие обоих сторон должно охватывать всю воспитательно-образовательную работу в дошкольном учреждении. Необходим контроль за тем, чтобы педагоги использовали разнообразные формы работы, уделяя должное внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей, которые необходимо подтверждать реальными наблюдениями, вовлечением родителей к совместной деятельности с детьми.
При выборе методов и планов работы с родителями ежегодно необходимо следить за тем, чтобы родители за все время, пока ребенок посещает детский сад, узнали тот максимум знаний, так как в каждой возрастной группе затрагиваются самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, особенно уделяя внимание к вопросам социализации. К примеру, в старших группах детского сада первостепенная задача встает перед воспитателем об обучении детей- подготовке к школе, воспитании у них чувства ответственности за выполнение обязанностей; в средней группе - формирование познавательных интересов, трудолюбия; в группе раннего возраста стоит много внимания уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению.
Педагогам рекомендуется придавать особое значение по изучению условий воспитания детей в семье (как бытовых, так и психологической атмосферы в доме). Помимо основных методов (анкетирование, тестирование) существует масса других способов изучения института семьи, таких как групповых, индивидуальных. Однако до сих пор одним из самых распространенных методов является посещение семьи социальными службами (педагогом или воспитателем).
Воспитатель сможет более глубоко познать мир ребенка в семейной среде, его увлечения и интересы, которые в реальности иногда отличаются от интересов в детском саду. Он может выявить положительные, благоприятные моменты в воспитании, которые сможет в будущем рекомендовать другим семьям, а также использовать в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду. По статистике, каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, однако для неблагополучных семей эти данные должны минимум удвоиться. В помощь молодым воспитателем, педагогам можно предложить анкеты с вопросами относительно различных видов деятельности ребенка в семье. На примере игровой деятельности с ребенком можно выявить следующие вопросы:
- что побуждает родителей покупать игрушки, на каких условиях происходят покупки – на праздники, по особому поводу или же постоянно;
- какие любимые игрушки ребенка, играют ли всей семьей, знают ли о них родители;
- наличие игрушек, их качество, соответствие интересам и возрасту ребенка;
- состояние и размещение игрушек;
- когда и с кем дети играют (с сестрами, братьями, с другими детьми и родственниками);
- решают ли (помогают заинтересовать ребенка) родители педагогические задачи с помощью игры.
При выявлении характера трудового воспитания педагогу могут помочь вопросы такого характера:
- Приобщают ли родители детей к работе, практикуют ли совместный труд;
- Есть ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
- Какие личные орудия труда есть у ребенка;
- Интерес ребенка к отдельным видам труда (каким?);
- Есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их направленность и содержание;
- Как дети выполняют эти обязанности, ответственно ли подходят к поручениям взрослых.
Такого плана вопросы можно применять, постепенно изучая разнообразные виды деятельности ребенка. После получения ответов родителей социальный педагог или воспитатель при каких-либо нарушениях обязан направить работу родителей в правильное русло, обязательно указав на ошибки. Воспитатель, давая советы и предложения семье, должен учитывать их конкретику. Например: если покупать игрушки, то какие, обозначить трудовые обязанности - какие именно и пр.
Нужно стараться анализировать посещения семей каждый год, обобщать результаты, фиксировать положительные и отрицательные моменты, ставить задачи для дальнейшей совместной работы. Следующая направленность опросов для выявления сложностей родителей в воспитании детей в разных возрастных группах, а также предложений по улучшению работы дошкольного учреждения:
1. Пожелания и рекомендации по улучшению работы детского сада.
2. Что, по мнению родителей, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?
3. Что радует родителей в поведении ребенка?
4. Какие темы и вопросы хотели бы поднять родители на собраниях в ДОУ?
5. С какими трудностями родители сталкиваются при воспитании ребенка.
Обобщение и анализ ответов помогает педагогу составить более ясное представление о том, как родители понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, интересуются ли им, умеют ли корректировать отклонения в поведении своего ребенка, находят ли общий язык. С другой стороны, такие небольшие опросники помогают направлять работу и активизировать воспитателей, так как в них содержатся не только ответы, но и пожелания (советы) родителей относительно вопросов организации воспитательной деятельности в детском саду. От психологического настроя зависит эффективность работы с родителями, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателями и родителями. Эта позиция определяется индивидуальным подходом педагогов к родителям, тем, как они учитывают личностные особенности родителей и сложностей их семейного восприятия.
В целях облегчения работы дошкольного педагога при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей стоит уделить особое внимание разработке различных рекомендаций, систематизации методов. Условно можно разделить тематический материал на три группы:
1. Повышение профессиональных умений воспитателей: а) семинары, собрания с воспитателями; б) самообразование педагогов, повышение квалификации; в) педагогический опыт; г) планирование работы с родителями.
2. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении.
3. Практические рекомендации педагогам относительно методов, форм и содержания по работе детского сада с семьями: а) родительские собрания; б) педагогические консультации и беседы; в) более тесное изучение семей; г) распространение опыта педагогического и семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями, иммигрантскими и неполными семьями; е) рекомендации родителям для детей разных возрастных групп.
Анализируя изучение опыта по воспитательной работе показало, что вопросы педагогической культуры родителей следует рассматривать в тесной связи с профессиональной деятельностью воспитателей, ибо отношение педагога к детям и их родителям, уровень его педагогического опыта определяют степень воспитанности ребенка и отношение родителей к требованиям детского сада.
§3. Реализация дифференцированного подхода в ходе работы с родителями дошкольников
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - обязательное звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для реализации дифференцированного подхода педагогам ДОУ к родителям надлежит соблюдать общепедагогические, психологические и специфические условия, такие как:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье одновременно с организацией работы с остальными родителями группы;
- соблюдение в работе с родителями определенной системы;
- учет своеобразия жизненных условий каждой семьи, возраста родителей, уровня знаний в вопросах воспитания;
- взаимное доверие в отношениях между родителями и воспитателем;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- взаимосвязь различных форм методов работы с семьями;
- соблюдение такта, отзывчивости, чуткости по отношению к родителям.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье, не в ущерб другой.
Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:
1. Устройство семьи (количество человек, их возраст, образование, интересы), психологическая обстановка в семье (стиль общения, межличностные отношения). Для этого стоит провести социальными- педагогами индивидуальные консультации с родителями детей, используя различные методики (Анализ семейного воспитания /Эйдемиллер, Юстицкис/, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом» и т.п.).
2. Социальный статус родителей, участие в воспитании, наличие желания участвовать в жизни ребенка.
3. Атмосфера в семейной жизни: преобладающие эмоции - положительные или отрицательные; причины отрицательных переживаний родителей и детей, семейных конфликтов.
4. Воспитательная система в семье: существует ли домашняя педагогическая система (цели и задачи воспитания), участие матери или отца в педагогической деятельности семьи (организационной, конструктивной, коммуникативной).
Основные методы выявления степени педагогического просвещения и уровня участия родителей в воспитании детей:
1. Тестирование и анкетирование родителей;
2. Индивидуальные беседы с детьми;
3. Личное наблюдение педагогом за взаимоотношениями между родителями и ребенком во время посещения детского сада;
4. Индивидуальные беседы с родителями;
5. Анкетирование воспитателей;
6. Посещение социальным педагогом семьи ребенка;
7. Моделирование проблемных ситуаций в ходе игры;
8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх по типу «Моя семья», также подробное изучение рисунков (тестов) детей о семье, доме.
Для родителей можно предложить анкету подобного плана (для выявления педагогической культуры семьи):
1. Что на Ваш взгляд является самым эффективным методом в воспитании своего ребенка?
а) наказание;
б) поощрение;
в) приучение;
г) требование.
2. Какими знаниями Вы руководствуетесь, воспитывая своего ребенка?
а) посещая специальные курсы или лекции для родителей;
б) слушая передачи по ТВ, радио, пользуясь интернетом
в) основываясь советам и рекомендациям психологов и педагогов;
г) используя свой жизненный опыт.
3. Приемлемые Вами виды наказания в воспитании ребенка?
а) физическое наказание (поставить в угол, закрыть в чулане);
4. Наиболее часто используемые виды поощрения в Вашей семье?
а) подарки;
б) словесная похвала;
в) ласка.
Примеры тестов-опросников для изучения степени заинтересованности к участию родителей в воспитательном процессе:
1. Внимательно ли Вы слушаете, что рассказывает ребенок?
2. Нравится ли Вам ваш ребенок, именно таким Вы его себе представляли?
3. Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?
4. Когда с Вами говорит ребенок, Вы смотрите на него? Создаете ли Вы у малыша чувство значимости того, что важно то, о чем он беседует с Вами?
5. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки, высказывать свое мнение?
7. Вы хвалите малыша, обнимаете в присутствии незнакомых людей?
8. Как Вы привыкли называть ласково своего ребенка?
9. Если ребенок говорит неправильно, вы сделаете замечание, поправите малыша?
10. Как часто играете вместе с ребенком в игры?
Анализируя результаты опроса, можно выделить три типа родителей:
1 категория: для родителей этой категории важна эмоционально-нравственная близость с ребенком, которая выражается в манере общения в кругу семьи. Взрослые принимают ребенка как личность, считаются с его мнением, интересами. В таких семьях родители серьезно относятся к воспитанию, они открыты для общения с психологами, социальными педагогами, пытаются расширить свои знания в области педагогики. Родители действительно чувствуют своего ребенка, пытаются максимально участвовать в жизни своего малыша.
2 категория: в отличие от первой категории, родители акцентируют свое внимание на материальную обеспеченность, однако в среднем степень образованности у родителей также высока. Но вместе с тем проявляется безразличие к мнению, свободе выбора ребенка, его хобби. В неадекватных формах общения с детьми проявляется бедность эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях зачастую происходят нарушения ценностей семейного воспитания.
3 категория: К сожалению, родители в таких семья мало уделяют внимание методам воспитания своего ребенка. В таких семьях каждый член семьи живет своей личной жизнью, не впуская других в ее, а низкий уровень психолого-педагогической просвещенности не позволяет испытывать родителям потребности в получении новых знаний в сфере воспитания ребенка. Вследствие этого воспитанию не уделяется должное внимания, а помощь со стороны всячески отвергается. В зависимости от различий в семейном воспитании (структура общения, уровень педагогической просвещенности родителей) появляется необходимость проявлять воспитателями разнообразные формы работы. Также можно дифференцировать проделанную работу, условно разделив родителей дошкольников на две большие группы:
«гармоничные семьи» (семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении, семьи с активной жизненной позицией, неконфликтные)
«проблемные семьи» (семьи, требующие длительной помощи-кризисные семьи и семьи группы риска). К последним можно отнести следующие:
- многодетные семьи;
-семьи с детьми-инвалидами;
- неблагополучные семьи;
- неполные семьи;
-иммигрантские семьи;
- малообеспеченые семьи;
- опекунские семьи.
В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика и методика мероприятий. Но, как уже было отмечено, эффективное просвещение родителей не может вестись без активного участия методистов, воспитателей, социальных педагогов, психологов.
§4. Основные методы и формы работы с родителями
На данный момент применяются многочисленные формы и методы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские. Используются:
- родительские собрания,
- посещение семей,
- организация деловых игр,
- конференции для родителей и воспитателей,
- круглые столы,
- печатная продукция,
- дни открытых дверей,
- анкетирование,
- организация клубов, наглядная пропаганда,
- консультации и беседы.
Давайте коснемся некоторых методов и форм более подробно.
а) Посещение семей
Педагогическая помощь родителям должна осуществляться, основываясь на подробном и всестороннем изучении каждой семьи и детей. Работа с родителями должна иметь конкретный характер, должна способствовать взаимопониманию со стороны воспитателей и родителей, тогда в ней возможно будет реализовать следующие задачи:
1. Выявление трудностей, испытываемых детьми и родителями.
2. Понятие степени развитости педагогической культуры родителей.
3. С помощью педагогического воздействия (коллективного, индивидуального, дифференцированного) на родителей тщательно проанализировать полученные данные о каждой семье.
4. Изучая положительный опыт семейного воспитания, постараться его распространить в других семьях.
5. Ознакомление с особенностями поведения ребенка в семье, финансовыми условиями жизни, психологической обстановкой в доме.
Социальный педагог, имеющий профессиональный опыт общения с семьями, уже после первого посещения заметит, какие взаимоотношения преобладают между родителями и детьми, в каких условиях происходит развитие ребенка и какой психологический климат царит в доме. При каждом повторном визите социальный педагог или воспитатель должен установить конкретные задачи и цели, связанные с особенностями воспитания ребенка, с характеристикой семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста решаются следующие вопросы: соблюдение режима дня и питания, условия для развития деятельности ребенка, , формирования гигиенических навыков и самостоятельности ребенка. Цели посещения на дому для старших дошкольников совсем другие-трудовые обязанности ребенка в семье, воспитание интереса к книге, знаниям; подбор игрушек. К слову посещая малообеспеченную семью, стоит выяснить, какие именно трудности они испытывают; подумать, чем детский сад сможет помочь семье (например, бесплатное посещение или питание в дошкольном учреждении, покупка игрушек, книг.). Четко обозначенная цель посещения обеспечит готовность воспитателя к встрече с родителями.
Практика показывает, информируя родителей не только о времени посещения, но и об основных целях и задачах визита воспитателя в семью, беседа и наблюдения проходят наиболее результативно. Стоит отметить, что в домашних условиях (в непринужденной обстановке) беседа с родителями и остальными членами семьи часто становится откровенней, появляется возможность познакомиться с взглядами и мнениями на воспитание с другими родственниками (с сожителями, например), которые ежедневно влияют на развитие ребенка. На основе таких встреч со всеми членами семьи, педагог может ясно определить дальнейшие действия по вопросам воспитания.
б) Наглядная пропаганда.
Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сразу несколько видов наглядности-тематические выставки, информационные материалы на стендах, Живой Журнал (блог в сети Интернет, для общения между родителями и воспитателем), что позволяет показать родителям сам образовательный процесс, современные методы работы, доступно давая родителям нужную педагогическую и воспитательную информацию. В детском саду можно создать уголок своей группы, оформляя групповой стенд по типу «Для родителей», где содержится информация о режиме дня, меню, текущая работа, различные объявления, успехи и достижения детей.
В начале года педагогами составляется годовой план работы, затем воспитатели информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программу занятий, дают советы родителям, как в семье может продолжаться работа детского сада. Под главным заголовком, к примеру, «Занятия детей сегодня», помещаются выписки из календарных планов, краткие записи о выполнении программы, фото, таблицы.
С наибольшим удовольствием родители рассматривают творческие работы детей (можно организовать тематическую выставку или оформить специальный стенд): лепка, рисунки, аппликации, поделки из бусин, ткани и т.д.
Оформление тематических выставок и стендов обычно готовят к праздникам, можно придумать такие названия: «Здравствуй, Новый год!», «У мамы руки золотые», «Скоро в школу», «8 марта», «День семьи» и пр., а для текущих выставок соответствуют заголовки: «Любовь и дружба, взаимное уважение - основа развития ребенка», «Воспитание трудолюбия», «Я сам», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Окружающий меня мир» и т.д.
Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей и от особенностей семей. В старшей подготовительной группе материалы можно посвятить темам о совместной подготовке родителей и детей к школе в детском саду, об умениях дошкольника. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд с практическими рекомендациями психолога, дефектолога, социального педагога. Так же можно поместить актуальную информацию, куда родители смогут обратиться и получить необходимую помощь или поддержку.
Для творчества используют различные материалы. Например, на выставке по теме «Умелые ручки» можно разместить совместные работы детей и родителей из природного материала (желуди, осенние листья, камешки, цветы), рисунки, аппликации, вышивка, макраме, поделки из дерева и т.д. Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического, духовного): «Труд красит человека», «Что такое красота», «Я и природа» и др.
На выставке на тему «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» можно оформить стенд предметами, необходимыми первокласснику: ручки, карандаши, дневник, пенал, тетради, линейка, глобус, ранец и др., картинки различных вариантов личного уголка школьника в семье, советы о режиме жизни ребенка-школьника и т.д.
При знакомстве родителей с физической культурой в семье на выставке можно использовать фотографии, информационный материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений для утренней зарядки.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются в непривычной для них среде. Знакомство родителей лучше всего проводить, устраивая День открытых дверей. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от домашней, сравнить поведение и умения ребенка с другими детьми, перенять у воспитателя приемы обучения и педагогических воздействий.
Эффективно проводить по желанию дежурства родителей и членов родительского комитета. Во время прогулок на территории детского сада, в праздники и вечера развлечений- для родителей отличная возможность для наблюдения. Эта форма педагогической пропаганды действенна и помогает воспитательскому коллективу преодолеть зачастую встречающееся у родителей неправильное мнение о роли детского сада в жизни ребенка.
В работе с родителями можно использовать современную, нетрадиционную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового, физического, эстетического воспитания в семье, до материала по воспитанию детей в неполных семьях (главное заранее «сухой» текстовый материал подкрепить красочными иллюстрациями).
Для неполной семьи можно оформить папку таким образом:
1) рекомендации детского психолога;
2) статьи, выдержки из литературы по теме;
3) консультация для родителей;
4) поддержка в кризисной ситуации (советы социального педагога).
Материалы для папки на тему «Игра как метод воспитания»:
1) характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;
2) организация игрового уголка дома;
3) перечень необходимых игрушек для каждого возраста (с картинками и фотографиями);
4) высказывания, мнения классиков педагогики о значении игры для развития и воспитания дошкольников;
5) рекомендации по руководству совместной детской игры;
6) рекомендуемая литературы.
Папки-передвижки стоит давать на родительских собраниях, передавать их между родителями для ознакомления на дом. После возвращения папок важно провести соответствующую работу педагогам о прочитанном, выслушать предложения, мнения, вопросы. Сочетание всех возможных форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их к рассмотрению неправильных и правильных методов и приемов семейного воспитания.
в) Родительские собрания.
Традиционно родительские собрания начинаются с доклада воспитателя на определенную тему и далее происходит обсуждение организационных вопросов. Случается, что на таких собраниях родители почти не проявляют активности, а так как пассивность- это форма незаинтересованности, необходимо срочно пересмотреть методы проведения родительских собраний, для того, чтобы родители стали высказывать свое мнение по любым вопросам, участвовали в обсуждениях. Для совершенствования таких мероприятий нужна организация семинаров-практикумов, на которых можно рассмотреть вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Родительские собрания можно делать открытыми, приглашать воспитателей с других групп. Совместно с методистом и педагогами обсуждаются планы мероприятий по подготовке к собранию (заранее подготовленные вопросы, памятки). Объявлять о родительском собрании надо заранее - за пару недель до его проведения.
Вопросы можно придумать быть разного плана, но примерно такого содержания:
«Уважаемые родители»!
Просим Вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему «. . . . . .» (здесь необходимо назвать тему родительского собрания).
Предлагаем поразмышлять над следующими вопросами:
1. . . . . . . . . . .
2. . . . . . . . . . .
3. . . . . . . . . . .
и т.д. (вопросы следует составлять с учетом темы собрания, учитывая психологические и педагогические формы воспитания). Заранее необходимо выяснить, кто хочет выступить на собрании.
Планируя родительские собрания, можно за кратчайший срок добиться результатов заинтересованности родителе. Такой метод дает возможность мамам и папам как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной, непринужденной беседе обсуждаются проблемы воспитания, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, благоприятно сказывается на взаимоотношениях дошкольного учреждения и семьи.
г) Деловые игры.
Деловая игра максимально приближает участников игры, родителей, к реальной обстановке, формирует навыки принятия педагогически верных решений, развивает умение вовремя увидеть ошибку, решить проблему. Для деловых игр свойственны темы конфликтных ситуаций. Нет конкретной направленной схемы проведения таких игр, все зависит от творческого подхода, способностей воспитателя.
Структура игры может выглядеть так:
1. Подготовительный этап (включает в себя определение цели и задачи игры, организационные правила о ходе игры, выбор ведущего, распределение ролей, подготовка наглядного материала и по необходимости оборудования).
2. Ход игры (выполнение участниками игры правил и действий).
3. Итог игры (анализ результатов).
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному, однако в игре могут участвовать все желающие- социальные педагоги и воспитатели, руководство, родители, психологи и др.
д) Вечера вопросов и ответов.
Такие вечера несут в себе педагогическую информацию по разным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Они должны проходить как непринужденное общение воспитателей и родителей. Роль вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, но и в форме проведения этих вечеров.
Родителей стоит информировать за месяц о проведении Вечера, ведь в течении этого времени весь педагогический состав (методисты, воспитатели) должны к нему подготовиться- группировать вопросы, распределить их между собой для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие таких специалистов, как юристов, медиков, социальных педагогов, детских психологов и др., в зависимости от темы мероприятия.
Чтобы организовать поступление вопросов от родителей, можно использовать родительские собрания, опросы, анкетирование, тесты. На родительском собрании педагог говорит время проведения Вечера вопросов и ответов, предоставляя возможность подумать над вопросами и записать их, также у родителей есть возможность придумать вопросы дома и передать их позже воспитателю.
е) Встречи за «круглым столом».
Встречи за «круглым столом» расширяют горизонты воспитательного процесса не только для родителей, но и для педагогов. Такого рода мероприятия лучше проводить в Актовом зале, предварительно расставив мебель, украсив по-праздничному помещение, также можно организовать музыкальное сопровождение. Темы встречи могут быть разнообразными. Можно предложить для обсуждения жизненные ситуации семей, проблемы, возникающие при воспитании детей в разных условиях. При такой форме работы ни один родитель не остается в стороне, каждый захочет принять активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая полезные советы. Первое слово стоит дать родителям, самые активные решат начать беседу, а после должны включиться в обсуждение социальный педагог, детский психолог, врач, воспитатели, дефектолог, руководство ДОУ, остальные родители. Подвести итог и закончить собрание может старший воспитатель или социальный педагог.
ГЛАВА III. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ.
§1. Программа исследования взаимодействия воспитателя и родителей на примере ДОУ № 37 «Радуга»
На данный момент, обычные дошкольные учреждения осуществляют свою воспитательную и образовательную деятельность в рамках детского сада, только с воспитанниками ДОУ. Отрывая ребенка от участия в жизни своего района, от обычаев и устоев, от культурно-исторического потенциала, разрушается целостный воспитательный процесс, не способствующий достаточному формированию личности. Однако на базе ДОУ №37 «Радуга» действует Дошкольный районный центр, осуществляющий связь детского сада и микрорайона. Актуальность такой работы заключается в решении вопроса социализации молодого поколения в реальных условиях жизни современного общества, что диктует необходимость изменения характера работы детского как первого уровня в системе образования. На разработку Проблема оторванности, обособленности детских садов от современной реальной жизни натолкнула на создание модели деятельности открытого дошкольного учреждения.
ДОУ № 37 уже добился определенных результатов как сад открытой системы в работе с родителями:
- активное завлечение родителей в жизнь ребенка и детского сада;
- участие родителей в развитии и образовании детей;
- обеспечение педагогическим просвещением родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
Кроме основных принципов и задач усовершенствуется и сама система управления:
а) переход в режим развития;
б) улучшение системы финансирования: грамотное использование финансовых средств попечительского совета и спонсоров на развитие дошкольного учреждения;
в) создание информационной базы педагогических идей.
Управление представляет собой непрерывное, целенаправленное взаимодействие, сотрудничества руководства и всех участников педагогического процесса для достижения поставленных задач, которые уже согласуются с социальным заказом родительской общественности. Высший орган управления- педагогический совет.
Новому содержанию воспитательной и образовательной деятельности с семьями в детском саду № 37 свойственна нестандартность, творческий индивидуальный подход, который способствует не только развитию интеллектуальных способностей, но и физическому укреплению здоровья детей. Атмосфера взаимопонимания, доверия сложившаяся в ДОУ, дает положительный психологический результат в коллективе и создает наилучшие условия для совершенствования педагогических процессов.
Приоритетные направления работы ДОУ №37:
- организация педагогического просвещения родителей;
- проведение различных культурно-просветительных мероприятий;
- методическая работа с педагогическим составом ДОУ;
- совместная деятельность с учреждениями города по укреплению семьи и формированию личности ребенка;
- привлечение к образовательной и воспитательной деятельности детского сада с семьями, где дети не посещают дошкольное учреждение;
- благотворительная деятельность.
Для чего необходимо педагогам знать о территории рядом с детским садом? Характеристика микрорайона дает обобщенные данные: схему жилых домов и помещений; описание природной среды, материальной составляющей проживания жителей; уровень образования жителей; общее количество семей в микрорайоне, из них полных (с бабушками и дедушками), полных (без старших родственников), бездетных, неполных, имеющих одного и более ребенка; семей-иммигрантов и беженцев; число жителей в социуме- средний возраст взрослого населения; половой и национальный состав.
Наряду с изучением инфраструктуры микрорайона нужно собирать сведения о социально-экономических, педагогических нуждах и потребностях семей (детей, молодежи). Предлагаю рассмотреть американскую схему социального изучения личности и семьи (проведены эксперименты на площадках России).
Схема №1 «Изучение социальной истории человека».
1. Личность.
1.1. Основные сведения (Ф.И.О., дата и место рождения, семейное положение, адрес).
1.2. Семья (родители: Ф.И.О., год рождения и смерти - если кто-то из них умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место проживания; дети: имена, возраст, даты рождения и место проживания).
1.3. Образование (профессиональный стаж, место учебы или работы, хобби).
1.4. Индивидуальные особенности человека (здоровье, физическое состояние, коммуникабельность, умения и навыки, трудоспособность, способность сменить окружающую среду, способность целеустремленно работать для осуществления намеченных целей).
1.5. Семейные отношения (родственные, соседские связи).
2. Проблемы, заботы, потребности.
2.1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной личностью.
2.2. Потребности (необходимые и приоритетные).
2.3. Выполнение жизненных ролей.
3. Что ожидает личность в качестве результата помощи.
3.1. Эти ожидания реалистичны?
3.2. Благоприятные факторы влияния на ожидания человека
3.3. Негативные факторы влияния на ожидания человека.
Схема № 2 «Изучение истории семьи».
I. Основная информация.
1.1. Язык, на котором говорят в семье, национальность.
1.2. Отношение к религии.
1.3. Дата бракосочетания.
1.4. Имена и даты рождения всех членов семьи, (даты смерти).
II. Семья как система.
1. Родственные связи.
1.1. Устройство семьи.
1.2. Семейные связи с дедушками, бабушками, двоюродными родственниками.
1.3. Отношения между собой: родители и дети, братья и сестры.
1.4. Отношения между семьей и друзьями.
2. Окружение семьи.
2.1. Отношения с соседями.
2.2. Материальное положение семьи.
3. Жизнедеятельность семьи.
3.1. Распределение обязанностей (кто заботится о детях, кто ведет хозяйство, эмоциональной поддержки).
3.2. Принятие решений в семье (кто доминирует: женщина или мужчина, влияние ближайших родственников, участие детей в принятии решений).
4. Семейная история.
4.1. Обычаи и традиции семьи.
4.2. Генеалогическое дерево семьи.
4.3. Развитие семейной жизни.
Допустимо также разделение семей на две группы: семьи благополучные и неблагополучные. Благополучные семьи можно разделить на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.
Педагогически несостоятельная семья позиционирует низкую педагогическую культуру, которая сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить, так как родители непроизвольно настраивают ребенка против педагога-воспитателя, предъявляющего определенные требования.
Аморальная семья- родители вступают в противоречия не только в отношениях между собой, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Чаще всего в таких семьях встречается жестокое обращение, принятие интересов. Главными условиями, для укрепления связей неблагополучных семей с обществом- это внимательное изучение семьи с учетом конкретных особенностей, построение положительных и доверительных отношений.
Неблагополучные семьи в свою очередь можно разделить на: педагогически состоятельные семьи, моральными, конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. Основная деятельность педагогов должна быть направлена именно на неблагополучные семьи. Как правило в таких семьях идет наслоение конфликтов, которые выражаются в виде скандалов, грубости и оскорблений, взаимных угроз, разрушаются чувство любви, уважения, долга. Дети из неблагополучных семей нарушают нормы поведения в социальных учреждениях.
В ДОУ «Радуга» проводится активная работа с родителями. Главная концепция воспитания ребенка - повышение педагогических знаний родителей, развитие трудолюбия и терпения ребенка на примере деятельности папы или мамы; повышение уровня практических знаний в воспитании детей; реализация дифференцированного подхода к работе с каждой семьей с учетом жизненного опыта, образования родителей, степени участия родителей в воспитании и обучении детей, оказание особого внимания семьям с низкой общей и педагогической культурой.
Методы и приемы работы воспитателей с родителями:
1. Тестирование и опросы для родителей.
2. Анкетирование родителей.
3. Обсуждение педагогических и воспитательных ситуаций.
8. Участие родителей в педагогических советах, собраниях.
9. Советы и рекомендации по интересующим проблемам.
Детским садом № 37 помимо традиционных используются новые формы работы с родителями, такие как- устный журнал, беседы за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, дни открытых дверей, открытые конференции.
Анализируя деятельность педагогов и воспитателей в работе с родителями, я пришла к выводу, что дифференцированный подход и нетрадиционные методы воспитания эффективны. В результате моего исследования, у родителей повысилось чувство ответственности за воспитание детей, сами родители стараются регулярно совершенствовать педагогические знания, обмениваются опытом и наблюдениями между собой; тем самым создавая благоприятную эмоциональную атмосферу доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми, что обеспечивает совместными усилиями успех в деле обучения и воспитания ребенка.
§2. Организация работы воспитателей с семьями детей-инвалидов
На территории Российской Федерации одной из самых распространенных методов оказания помощи дошкольникам с отклонениями в развитии остается их обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида и коррекционных группах в составе комбинированных ДОУ. К сожалению, чаще всего дети с особыми нуждами воспитываются в домашних стенах или в общеразвивающих дошкольных учреждениях. Дети-инвалиды нуждаются в систематической, регулярной помощи специалистов, также является возможным посещение групп кратковременного пребывания в специальных коррекционных детских садах.
Одним из главных достижений ДОУ №37 «Радуга» является функционирование группы надомного обучения для детей с отклонениями в развитии.
Основные задачи этих групп:
1. Просвещение родителей дошкольников.
2. Обучение родителей педагогическим приемам и методам воспитания ребенка.
3. Осуществление коррекционной работы с детьми.
4. Оказание психологической поддержки.
В ДОУ №37 идет работа в утреннее, вечернее время в форме индивидуальных занятий. По желанию дети могут в коррекционных группах до достижения ими школьного возраста. Обучение детей проводится с помощью детского психолога, логопеда, воспитателей и социального педагога. Стоит отметить, что занятия в специальных группах ведутся при обязательном условии- должен присутствовать родитель рядом со своим ребенком. В зависимости от диагноза и возраста, под чутким руководством педагогического состава осуществляется индивидуальный подход к каждому дошкольнику-инвалиду.
Направления по работе с детьми-инвалидами: организационно-педагогическое, коррекционно-воспитательное, лечебно-восстановительное. Важным методом является постепенное внедрение новых форм, создание позитивного эмоционально-психологического климата.
Сейчас в центре внимания находится интеграция, понимаемая как процесс обучения детей с проблемами в общеобразовательных учреждениях. Категория детей-инвалидов крайне разнородна и интегрирована в окружение нормально развивающихся сверстников по различным причинам.
Дошкольный возраст является достаточно благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в коллектив здоровых сверстников. Адекватными условиями для проведения качественной деятельности педагогов по интеграции располагают дошкольные учреждения комбинированного вида, имеющие обычные и коррекционные группы. Существует такое понятие, как комбинированная интеграция, при которой дети по психофизическому развитию, соответствуют возрастной норме, могут по несколько человек вливаться в обычные группы, тем самым воспитываясь на ровне со сверстниками. Дети с проблемами в развитии, которые не способны на равных со здоровыми сверстниками изучать образовательную программу, воспитываются в группах лишь часть дня.
Особо остро стоит проблема коррекционной помощи детям раннего возраста, так как эффективное педагогическое воздействие с малых лет способствует достижению ребенку-инвалиду общего уровня развития, близкого возрастной норме, позволяя максимально рано присоединиться к обществу нормально развивающихся детей. Интегрированное воспитание позволяет открыть возможности выбора адекватных и эффективных способов педагогического просвещения, интересные семьям с детьми с отклонениями в развитии, благодаря коррекционным учреждениям и специальным группам в ДОУ, что совершенствует систему коррекционного воспитания в целом.
Использование эффективных методов коррекционного воспитания детей с отклонениями в развитии становится актуальным вопросом в усовершенствовании системы дошкольных учреждениях.
§3. Особенности работы с многодетными семьями
Задачи:
распространение положительного опыта воспитания в многодетных семьях;
организация культурного досуга;
налаживание позитивных отношений внутри семьи;
предоставление адресной помощи;
подготовка к школе;
воспитание здорового ребенка;
в случае необходимости, оказание материальной и социальной помощи многодетным семьям;
развитие полноценной личности;
эволюция педагогического просвещения родителей.
ДОУ №37 посещают 11 детей из многодетных семей. На примере этих семей, мы рассмотрим деятельность работы воспитателей, разделяя ее на несколько этапов.
1 этап.
А) Формирование социального портрета семьи.
Б) Информация о каждом ребенке из многодетной семьи.
В) Опросы и анкетирование детей и родителей многодетных семей для изучения особенностей, нужд и интересов, потребностей.
Г) Статистическое исследование о посещении детского сада детьми из многодетных семей.
2 этап.
Индивидуальный подход к семьям, нуждающимися в материальной и социальной помощи, психологической поддержке.
3 этап.
Работа с детьми:
- подготовка к школе,
- творческая деятельность по интересам,
- проведение образовательной и оздоровительной работы,
- организация культурной деятельности.
Работа с родителями:
- просветительская деятельность (консультации, лектории, анкетирование, клубы по интересам),
Стоит уделить особое внимание проблеме социально-бытовой работе:
А) Освобождение от оплаты родительских поборов в ДОУ сроком на 6 месяцев малоимущим и многодетным семьям.
Б) Организация для деток из многодетных семей групп выходного дня в детском саду с бесплатным пребыванием.
В) Разовая материальная помощь многодетным семьям через отдел опеки и центра срочной социальной помощи.
Г) Назначение бесплатных подарков к праздникам (Новый год, Международный день ребенка), на культурно-досуговые мероприятия через спонсоров.
Взаимосвязь ДОУ №37 со школой №372 по работе с многодетными семьями.
1. Совместные мероприятия, встречи, праздники воспитанников детского сада и школьников из многодетных семей («Папа, мама, я- спортивная семья», «День здоровья», «Я горжусь»).
2. Совместный патронаж многодетных семей психологом д/с №37 и социальным педагогом школы №372.
3. Общие педагогические советы учителей школы и воспитателей ДОУ по обсуждению проблем многодетных семей. Пример тем:
- социальный портрет ребенка в многодетной семье микрорайона;
- организация культурных мероприятий для дошкольников из многодетных семей;
- анализ о проделанной работе по педагогическому просвещению родителей;
- опросы, интервью сложных семей;
- социальные и материальные проблемы многодетных семей.
В своей работе руководство ДОУ №37 сотрудничает с:
- педагогом по музыке (обучение на музыкальных инструментах, пение);
- воспитателем по физической культуре (хореография, гимнастика);
- детским психологом;
- преподавателем дополнительного образования (иностранные языки, труд, театральный кружок);
- воспитателем по изобразительной деятельности, лепке;
- Управлением Образования г. Санкт-Петербург (решение социальных проблем, организация педагогической работы);
§4. Эффективность экспериментально-опытных исследований по дифференциации форм работы с родителями дошкольников
Эффективность нестандартных методов работы и использование новейших форм на личном опыте проверила, пользуясь ими в другом дошкольном учреждении- д/с «Радуга».
Для анализа проведения дифференциального метода работы в дошкольном учреждении необходимо разделить родителей на несколько категорий, я в свою очередь провела опрос мам и пап детей старшей группы детского сада «Радуга» с целью выявления уровня их участия в воспитательном и учебном процессе, пользуясь тестом, разработанный на базе ДОУ № 37.
У родителей всего несколько вариантов ответов (почти, иногда, всегда, никогда), на представленные ниже вопросы.
1. Внимательно ли Вы слушаете, что рассказывает ребенок?
2. Нравится ли Вам ваш ребенок, именно таким Вы его себе представляли?
3. Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?
4. Когда с Вами говорит ребенок, Вы смотрите на него? Создаете ли Вы у малыша чувство значимости того, что важно то, о чем он беседует с Вами?
5. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки, высказывать свое мнение?
7. Вы хвалите малыша, обнимаете в присутствии незнакомых людей?
8. Как Вы привыкли называть ласково своего ребенка?
9. Если ребенок говорит неправильно, вы сделаете замечание, поправите малыша?
10. Как часто играете вместе с ребенком в игры?
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
12. Вы смотрите телевизор вместе с ребенком?
13. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
14. Ограничиваете ли Вы по времени ребенка смотреть мультики?
13. Отведено ли место для ребенка в доме (уголок, полка и пр.)?
14.Читаете ли Вы вместе журналы, газеты, книги?
15. У малыша есть собственные книги? Много ли их?
16. Обсуждаете ли Вы что-то интересное из прочитанных книг, журналов с ребенком?
17. Посещали ли когда- либо с ребенком зоопарк, картинную галерею, музей, парк культуры?
18. Есть ли у ребенка возможность творчески себя проявлять в стенах дома- мастерить, рисовать, лепить, заниматься рукоделием?
19. Вы ходите всей семьей с ребенком на прогулку? Устраиваете ли долгие прогулки, походы в парк, на реку, организовываете встречи с друзьями?
По результатам опроса родители разделились на три группы: первая группа характеризуется высоким уровнем эмоционально-нравственной культуры во взаимоотношениях между родителями с детьми; серьезный подход к воспитанию детей; вторая группа- со средним (некритичным) уровнем образованности и культуры родителей; а третью группу можно отнести в зону риска. В последней группе каждый член семьи живет своей жизнью со своими интересами, переживаниями, а у родителей основной показатель- низкий уровень психологической и педагогической осведомленности.
В основном коррекционная работа проводилась на родителях, получивших третью категорию (низкий уровень педагогических знаний) по результатам опроса. Наблюдение за родителями велось в течение полугода, так как за одну беседу или встречу сложно исправить поведение и отношение родителей. Я использовала такие активные формы с родителями (для вовлечения в жизнь детского сада и в жизнь детей):
1. «Круглый стол», вечер вопросов и ответов;
2. Лекция на тему «Мой ребенок- будущий лидер»;
3. Встреча с родителями «Почему дети разные»;
Встреча-беседа с родителями «Почему дети разные» состоялась по плану:
1. Моделирование и решение педагогических ситуаций.
2. Вопрос-ответ.
3. Узнай своего ребенка.
4. Игра со зрителями.
5. «Угадай-ка».
Предлагая вымышленные проблемные ситуации, родителям необходимо было их решит, с помощью своих педагогических знаний воспитания детей, также были предложены ситуации для совместного решения родителей и детей. Такие встречи помогают обратить внимание на недостатки в воспитании, познакомиться с взаимоотношениями в семье.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера в нашем случае было обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. На мой взгляд, подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем.
«Круглый стол» проходил следующим образом: заранее, на родительском собрании, воспитателем были собраны волнующие родителей вопросы, после которых педагогический состав давал подробные ответы, информацию по теме «Проблема общения взрослых и детей».
План занятия:
1. Ответы на вопросы родителей.
2. Консультация детского психолога, советы социального педагога.
3. Решение педагогических ситуаций родителями.
4. Опрос родителей.
5. Информационные буклеты на память для родителей.
В конце совместной работы с родителями было проведение лекции- «Мой ребенок-будущий лидер».
Применение современных методов в педагогической деятельности воспитателя оправдали себя, так как многие детские сады города с успехом практикуют их в работе.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование новейших методов работы себя оправдывает. Педагогическую и воспитательную работу с родителями лучше строить в зависимости от изученных нами раннее категорий, таким образом добиваясь высоких результатов. Успех в воспитательной работе не заставит себя долго ждать, главное- не останавливаться на достигнутом и внедрять нетрадиционные формы в работу с родителями в дошкольные учреждения города, повышая профессиональный уровень самих работников детских садов. Анализ моей деятельности привел к выводу, что в настоящее время дошкольное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого эмоционально-практического контакта с наиболее значимыми для его развития сферами жизни. Согласно теории А. В.Запорожца, путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.
Заключение
Для создания в семье благоприятного климата для воспитания счастливых детей, родителям необходимо прежде всего ознакомиться с полным объемом определенных педагогических и психологических знаний, практическими умениями воспитательной деятельности.
Для реализации дифференцированного метода в работе с родителями нужно соблюдение специфических условий - стиль семейных отношений, структура семьи, социальное положение.
Проведя исследование, в зависимости от педагогической культуры родителей можно использовать новые активные способы работы, как «круглые столы», викторины, аукционы, конкурсы, клубы по интересам, «Вечера вопросов и ответов, беседы, родительские собрания и др.
Для выявления уровня педагогического просвещения и степени участия родителей в воспитании ребенка используются социально-педагогические методы: наблюдение за семьями, тестирование, индивидуальные беседы, анкетирование, опросники, посещение семей и др.
В ходе проводимой исследовательской работы, было выявлено, что использование активных методов и форм работы с родителями с учетом степени педагогических знаний, умений, навыков общения с детьми, создание деятельности ДОУ как открытой системы- однозначно приносит положительные результаты.
Организация взаимодействия должна основываться на сотрудничестве родителей и воспитателей, на повышение квалификации всего педагогического состава по работе с родителями с учетом современных требований. На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы воспитателей детских садов с родителями, обеспечит эффективное распространение передового опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Вся деятельность дошкольных учреждений объединяется единой целью-воспитать из маленького ребенка свободного, ответственного, развитого и самостоятельного человека для жизни в социуме, даже не смотря на различие методов, применяемых педагогами. Объясняя родителям эти задачи, надо решить их совместными усилиями. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический и профессиональный опыт стандартных форм взаимодействия с семьей, также ищут новые формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением экономических и социально-политических условий существования в нашей стране. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные экскурсии, журналы, игры, родительские клубы, оздоровительные мероприятия и т.п. Планируя ту или иную форму работы, воспитатель всегда соответствует из представлений о родителях как о современных людях, готовых к саморазвитию, обучению и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Результаты опытно-экспериментальной работы в ДОУ № 37 показали, что деятельность воспитателей направлена на развитие сотрудничества родителей и воспитателей. Среди родителей был проведен опрос, по результатам которого выявлено, что большинство родителей не участвуют в жизни детского сада. Результаты теоретического и практического исследования привели к необходимости разработки методических рекомендаций по развитию сотрудничества в образовательном процессе ДОУ.
На данный момент, обычные дошкольные учреждения осуществляют свою воспитательную и образовательную деятельность в рамках детского сада, только с воспитанниками ДОУ. Отрывая ребенка от участия в жизни своего района, от обычаев и устоев, от культурно-исторического потенциала, разрушается целостный воспитательный процесс, не способствующий достаточному формированию личности. Однако на базе ДОУ №37 «Радуга» действует Дошкольный районный центр, осуществляющий связь детского сада и микрорайона. Актуальность такой работы заключается в решении вопроса социализации молодого поколения в реальных условиях жизни современного общества, что диктует необходимость изменения характера работы детского как первого уровня в системе образования. На разработку Проблема оторванности, обособленности детских садов от современной реальной жизни натолкнула на создание модели деятельности открытого дошкольного учреждения.
ДОУ № 37 уже добился определенных результатов как сад открытой системы в работе с родителями:
- активное завлечение родителей в жизнь ребенка и детского сада;
- участие родителей в развитии и образовании детей;
- обеспечение педагогическим просвещением родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
Цель дипломной работы – подробное раскрытие современных форм и актуальных методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Анализируя работу педагогов-воспитателей с родителями в детских садах зачастую показывает, что помимо положительного опыта сотрудничества дошкольных учреждений и семьи в нем также имеются некоторые недостатки. Из них являются самыми распространенными:
- молодые воспитатели используют довольно часто только коллективные формы работы с родителями;
- педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать подходящие методы;
- при выборе определенных методов сотрудничества воспитатели не учитывают условия жизни и реальные возможности конкретных семей, это значит, что содержание воспитательного просвещения для родителей недостаточно дифференцированно.
Выделим основные причины негативного сотрудничества ДОУ и родителей. Во-первых, неумение адекватно оценить уровень педагогической культуры родителей, недостаточное владение информацией о специфики семейного воспитания, нехватка знаний по особенности воспитания детей и соответственно с этим спроектировать свою деятельность на родителей и детей. Во-вторых, у молодых воспитателей недостаточно развиты коммуникативные навыки, отсутствует должный профессиональный опыт.
Список литературы
1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия; Раритет. -1997. -704с.
2 Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. Творческий центр «Сфера». М.: 2003.
3 Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. -М.: ООО «Линка-ПРЕСС», 2004- 208с.
4 Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. - 320с.
5 Божович Л И Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. -464с
6 Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под. ред. Д.И Фельдштейна., М, Международная педагогическая академия, 1995. -368с.
7 Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания /Отв. ред. Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону РОИУУ, 1992. - Ч.1. - С. 11-42.
8 Венгер, Л.А. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. / Л.А. Венгер - 1982. - № 2(27).- С. 23-31.
9 Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
10 Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 160c.
11 Королева Н.Н., Савинова О.Н. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ //Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2007. - № 9. - С. 8-12.
12 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144с.
13 Общение детей в детском саду и семье / Ред. Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. - М.: Педагогика, 1990. - 152 с.
14 Основы возрастной педагогики: Книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 415с.
15 Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной -СПб: Питер, 2009. - 592 с.
16 Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М.: Издательство «АРКТИ» 2002 г.
17 Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду // Вопросы психологии. -1983. - № 4. -С.96-103.
21 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. -1971. -№4. - С.66-79.
22 Описание знания опыта в детском саду: [Электронный ресурс]. URL: http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/1934.pdf (Дата обращения: 19.09.2015).
23 Социальная сеть работников образования: [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/04/18/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-semi-i-doshkolnykh (Дата обращения: 22.09.2016).
24 Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников: [Электронный ресурс]. URL: http://myref.ru/preview/33726.html (Дата обращения: 22.09.2016).
28 Дипломные работы, курсовые работы для ознакомления: [Электронный ресурс]. URL: http://royal-diplom.ru/Soderzhanie-i-formih-pedagogicheskogo-prosvetheniya.html (Дата обращения: 06.11.2016).
29 Цели и задачи педагогического коллектива: [Электронный ресурс]. URL: http://www.poziciyaschool.ru/dlya_roditelej/celi_i_zadachi_pedagogicheskogo_kollektiva/ (Дата обращения: 06.11.2016).
37 "Центр социальной помощи семьям и детям" города Саратова: [Электронный ресурс]. URL: http://social-saratov.ru/need/social/34-soc2 (Дата обращения: 11.10.2016).
41 Пять баллов: [Электронный ресурс]. URL: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/33281/23/ (Дата обращения: 02.11.2016).
42 Детский сад.Ру, Методика развития речи детей: [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/rech/metodika59.html (Дата обращения: 11.10.2016).
43 Детский сад общеразвивающего вида № 16 "Ручеек": [Электронный ресурс]. URL: http://ds16.nevinsk.ru/metodicheskiy_blok/формы-работы-с-родителями-в-вопросах-ф (Дата обращения: 02.11.2016).
46 Сайт работников дошкольного образования "Мой детский сад": [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2033.html (Дата обращения: 19.09.2016).
47 Детский сад № 39 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. URL: http://39frspb.caduk.ru/p34aa1.html (Дата обращения: 19.11.2016).