Просмотр содержимого документа
«Школа будущего первоклассника»
Пояснительная записка
1.
Наименование программы
«Школа будущего первоклассника»
2.
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
3.
Разработчик программы
Левушкина С.С.
4.
Основная цель программы
развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
5.
Задачи программы
снятие психологического стресса перед школой;
развитие любознательности как основы познавательной активности;
развитие интеллекта, творческого воображения;
формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
6.
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов
7.
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
10.
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению
Актуальность
В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть будущих первоклассников недостаточно готова к школе. Таким образом, подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе.
Основываясь на опыте нашей работы по подготовке детей к школе, и учитывая развитие ребенка, с точки зрения психологии, мы разработали структуру занятия «Школы будущего первоклассника» таким образом, чтобы длительность урока не превышала 35 минут. Благодаря небольшой длительности урока и частой смене видов деятельности во время проводимого обучения, ребёнок меньше устает, а значит, концентрация его внимания поддерживается на необходимом для наилучшего усвоения материала уровне.
Занятия «Школы будущего первоклассника» состоит из четырех курсов: развития речи, подготовки руки к письму, математики и логики.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, мы выделили наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:
создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
формирование психологической готовности к школе.
В предлагаемой программе мы сделали попытку объединить несколько задач по подготовке детей к школе. Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.
Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, что позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
снятие психологического стресса перед школой;
развитие любознательности как основы познавательной активности;
развитие интеллекта, творческого воображения;
формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счётным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью, рабочими листами и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Формы и режим занятий: в течение 3 месяцев 1 раз в неделю дети посещают занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Структуру учебного дня, с точки зрения временных характеристик, можно обозначить так:
1-2 урок - по 25 минут урок с переменой 10 минут;
динамическая пауза - 15 минут;
3-4 урок - по 25 минут с переменой 10 минут.
Каждое занятие включает физминутки, проведение пальчиковой гимнастики. Занятия проводятся по субботам. После завершения занятий «Школы будущего первоклассника» родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, фломастеры, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На начальном этапе используется дополнительно к портрету каждого ребенка информация об итоговом психологическом обследовании детей на предмет готовности ребенка к школе. После половины занятий проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения. Опыт показывает, что у детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе. Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника. Курс занятий используется один год. Результаты контрольных срезов дают положительную динамику по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, по методике «Определение мотивов учения старших школьников» М.Р.Гинзбург, по методике «Беседы о школе» Т.А.Нежновой, по методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6 – 7 лет М.М.Безруких, «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» Л.Е.Журовой, Е.Э.Кочуровой, М.И.Кузнецовой). Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка.
б) Культурно – ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
«Развитие речи»
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
При формировании структуры данного этапа мы акцентировали своё внимание на заданиях, которые направлены на:
усовершенствование звукопроизношения;
обогащение и активизацию словарного запаса;
умение последовательно и связно вести рассказ;
развитие способности свободного общения, как со сверстниками, так и со взрослыми;
обучение чтению и формирование механического чтения.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Подготовка руки к письму»
Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе мы не ставим себе цель обучения ребёнка письму, а стремимся подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому для них действию, как написание букв и цифр.
«Элементарная математика»
Данный раздел включает в себя не просто банальное изучение цифр и обучение счёту, но также содержит в себе задания, выполняя которые (в занимательной и интересной для него форме) ребенок осваивает:
размер предмета (высокий - низкий, длинный - короткий, большой - маленький, широкий - узкий и т.д.);
сравнительные характеристики предметов и их отличительные признаки;
употребление математической терминологии, посредством восприятия инструкций к полученному заданию;
геометрические фигуры.
Кроме того, отличительной и важной составляющей данного этапа является подготовка ребёнка к решению задач. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по «стране» цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
«Логика»
Самый любимый и наиболее захватывающий раздел занятия. И это не удивительно! Ведь именно на этом этапе они, с помощью своих любимых сказочных персонажей и животных, в увлекательной игровой форме учатся решать сложные логические задания.
Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. Участие взрослого должно быть направлено на пробуждение самостоятельности и инициативности, на расширение возможностей в фиксации своего образа мира.
К этому периоду уже накоплен достаточно большой опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности. Акцент на продуктивную деятельность позволит ребенку осознать себя в контексте духовного мира. Различные формы театрализации помогут ему в этом.
Ожидаемые результаты:
Эмоционально - психологическая готовность:
Личностная
ребенок стремится узнать новое
развитое чувство любознательности
Коммуникативная
обладать умением общаться со сверстниками и педагогами
стремится участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности
Мотивационная
желание учиться, стремление к новым знаниям
Психологическая
уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, исключать, моделировать, конструировать, делать выводы, обосновывать свои суждения
2. Познавательная готовность:
- количественный и порядковый счёт в пределах 10 (в прямом и обратном порядке);
- состав чисел в пределах 3;
- понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания;
- иметь представление об элементарных геометрических фигурах;
- звуки и некоторые буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем);
Дети должны уметь:
- производить простейшие арифметические действия ;
- решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка,
- правильно называть и распознавать элементарные геометрические фигуры;
- вычленять слова из предложения;
- вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
-уметь дифференцировать понятия звук и буква
-ориентироваться на листе бумаги, уметь писать графические диктанты (по образцу и на слух), писать по образцу печатный текст (слова)
3. Физическая готовность:
-Достаточно развитое моторное развитие детей (тонкой ручной и артикуляционной моторики), развитие опорно-двигательного аппарата.
Познавательные УУД
1. Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2. Формирование умения представлять информацию в виде схемы;
3. Формирование умения выявлять сущность особенности объектов;
4. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
5. Формирование умения установления аналогий;
6. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать других;
2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
4. Формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке;
2. Формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
Личностные УУД
Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила
Список используемой литературы и интернет ресурсов: