kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школа будущего первоклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет организовать занятия по подготовке детей к школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школа будущего первоклассника»

Пояснительная записка

1.

Наименование программы

«Школа будущего первоклассника»

2.

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3.

Разработчик программы

Левушкина С.С.

4.

Основная цель программы

развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

5.

Задачи программы

  • снятие психологического стресса перед школой;

  • развитие любознательности как основы познавательной активности;

  • развитие интеллекта, творческого воображения;

  • формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.

6.

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7.

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  • логическую и символическую пропедевтику.

8.

Сроки реализации программы

Октябрь-декабрь

9.

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10.

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению









Актуальность

В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть будущих первоклассников недостаточно готова к школе. Таким образом, подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе.

Основываясь на опыте нашей работы по подготовке детей к школе, и учитывая развитие ребенка, с точки зрения психологии, мы разработали структуру занятия «Школы будущего первоклассника» таким образом, чтобы длительность урока не превышала 35 минут. Благодаря небольшой длительности урока и частой смене видов деятельности во время проводимого обучения, ребёнок меньше устает, а значит, концентрация его внимания поддерживается на необходимом для наилучшего усвоения материала уровне.

Занятия «Школы будущего первоклассника» состоит из четырех курсов: развития речи, подготовки руки к письму, математики и логики.

Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, мы выделили наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

  • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;

  • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;

  • формирование психологической готовности к школе.

В предлагаемой программе мы сделали попытку объединить несколько задач по подготовке детей к школе. Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, что позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

 Задачи:

  • снятие психологического стресса перед школой;

  • развитие любознательности как основы познавательной активности;

  • развитие интеллекта, творческого воображения;

  • формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.



Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к  школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счётным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью, рабочими листами и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Формы и режим занятий: в течение 3 месяцев 1 раз в неделю дети посещают занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Структуру учебного дня, с точки зрения временных характеристик, можно обозначить так:

  • 1-2 урок - по 25 минут урок с переменой 10 минут;

  • динамическая пауза - 15 минут;

  • 3-4 урок - по 25 минут с переменой 10 минут.

Каждое занятие включает физминутки, проведение пальчиковой гимнастики.
Занятия проводятся по субботам. После завершения занятий «Школы будущего первоклассника» родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.
Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, фломастеры, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

На начальном этапе используется дополнительно к портрету каждого ребенка информация об итоговом психологическом обследовании детей на предмет готовности ребенка к школе. После половины занятий  проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.
В конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения. Опыт показывает, что у детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе.  Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника.
Курс занятий используется один год. Результаты контрольных срезов дают положительную динамику по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, по методике «Определение мотивов учения старших школьников» М.Р.Гинзбург, по методике «Беседы о школе» Т.А.Нежновой, по методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6 – 7 лет М.М.Безруких, «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»  Л.Е.Журовой, Е.Э.Кочуровой, М.И.Кузнецовой).
Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.

Критерии сформированности способностей дошкольников:


  1.Деятельность и общее развитие:

  •  произвольная деятельность;

  •  психологическая саморегуляция;

  •  развитость творческого потенциала;

  •  способность принимать инструкцию;

  •  коммуникативные способности;

  •  зрительное восприятие

   2.Речевое развитие

  • словесная реакция на ситуацию;

  • способность понимать говорящего;

  • способность объяснять мысль словами

Программа построена в соответствии с принципами:

  • а) Личностно – ориентированные принципы

  • Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста.

  • Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.

  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка.

  • б) Культурно – ориентированные принципы

  • Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

  • Принцип смыслового отношения к миру. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

  • Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

  • Принцип ориентировочной функции знаний. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

«Развитие речи»

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

При формировании структуры данного этапа мы акцентировали своё внимание на заданиях, которые направлены на:

  • усовершенствование звукопроизношения;

  • обогащение и активизацию словарного запаса;

  • умение последовательно и связно вести рассказ;

  • развитие способности свободного общения, как со сверстниками, так и со взрослыми;

  • обучение чтению и формирование механического чтения.

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

«Подготовка руки к письму»

Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе мы не ставим себе цель обучения ребёнка письму, а стремимся подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому для них действию, как написание букв и цифр.



«Элементарная математика»

Данный раздел включает в себя не просто банальное изучение цифр и обучение счёту, но также содержит в себе задания, выполняя которые (в занимательной и интересной для него форме) ребенок осваивает:

  • размер предмета (высокий - низкий, длинный - короткий, большой - маленький, широкий - узкий и т.д.);

  • сравнительные характеристики предметов и их отличительные признаки;

  • употребление математической терминологии, посредством восприятия инструкций к полученному заданию;

  • геометрические фигуры.


Кроме того, отличительной и важной составляющей данного этапа является подготовка ребёнка к решению задач. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по «стране» цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях:

  • Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

  • Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

«Логика»

Самый любимый и наиболее захватывающий раздел занятия. И это не удивительно! Ведь именно на этом этапе они, с помощью своих любимых сказочных персонажей и животных, в увлекательной игровой форме учатся решать сложные логические задания.


Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. Участие взрослого должно быть направлено на пробуждение самостоятельности и инициативности, на расширение возможностей в фиксации своего образа мира.

К этому периоду уже накоплен достаточно большой опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности. Акцент на продуктивную деятельность позволит ребенку осознать себя в контексте духовного мира. Различные формы театрализации помогут ему в этом.
















Ожидаемые результаты:

  1. Эмоционально - психологическая готовность:

  • Личностная

ребенок стремится узнать новое

развитое чувство любознательности

  • Коммуникативная

обладать умением общаться со сверстниками и педагогами

стремится участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности

  • Мотивационная

желание учиться, стремление к новым знаниям

  • Психологическая

уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, исключать, моделировать, конструировать, делать выводы, обосновывать свои суждения

2. Познавательная готовность:

- количественный и порядковый счёт в пределах 10 (в прямом и обратном порядке);

- состав чисел в пределах 3;

- понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания;

- иметь представление об элементарных геометрических фигурах;

- звуки и некоторые буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем);


Дети должны уметь:

- производить простейшие арифметические действия ;

- решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка,

- правильно называть и распознавать элементарные геометрические фигуры;

- вычленять слова из предложения;

- вычленять звуки в словах, определять их последовательность.

-уметь дифференцировать понятия звук и буква

-ориентироваться на листе бумаги, уметь писать графические диктанты (по образцу и на слух), писать по образцу печатный текст (слова)


3. Физическая готовность:

-Достаточно развитое моторное развитие детей (тонкой ручной и артикуляционной моторики), развитие опорно-двигательного аппарата.


Познавательные УУД


1. Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2. Формирование умения представлять информацию в виде схемы;

3. Формирование умения выявлять сущность особенности объектов;

4. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формирование умения установления аналогий;

6. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;


Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать других;

2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

4. Формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.


Регулятивные УУД

1. Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке;

2. Формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем;


Личностные УУД

Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила


Список используемой литературы и интернет ресурсов:

www.1september.ru

http://numi.ru/fullview.php?id=19070

http://numi.ru/fullview.php?id=19110

http://www.labirint.ru/screenshot/goods/172983/9/

http://ikt-aim.ucoz.ru/load/budushhim_pervoklassnikam/reshi_primer_raskras/11-1-0-56

http://detsad-kitty.ru/ras/981-labirinty-dlya-detej.html

http://numi.ru/fullview.php?id=18617

http://www.proshkolu.ru/download/1259877/961dfc79ab210b7b/

http://numi.ru/16502

http://www.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/library/graficheskie-diktanty http://numi.ru/fullview.php?id=19172

http://www.proshkolu.ru/download/1220241/83a62829f0896039/



8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школа будущего первоклассника

Автор: Левушкина Светлана Сергеевна

Дата: 03.09.2019

Номер свидетельства: 519018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Программа "Школа будущего первоклассника" "
    ["seo_title"] => string(47) "proghramma-shkola-budushchiegho-piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "134437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416747724"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа Школы будущего первоклассника"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_proghramma_shkoly_budushchiegho_piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "436970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1509897184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Школа будущего первоклассника"
    ["seo_title"] => string(35) "shkola_budushchego_pervoklassnika_2"
    ["file_id"] => string(6) "575200"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1615479796"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект итогового занятия в школе будущего первоклассника "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-itoghovogho-zaniatiia-v-shkolie-budushchiegho-piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "225495"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439718532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства