kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии  детей. Обогащение знаниями об окружающем через природу. Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности  и помехи своей жизни.Не деспотичные распоряжения,не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль,а тактичная договоренность,вера в опыт,сотрудничество и совместная жизнь.                                                                                                                             Я.Корчак Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности (культурных практик),которые осваиваются им в партнерстве с взрослым.Это игровая и продуктивная деятельность,восприятие художественной литературы.Имеет смысл культивировать в саду познавательно-исследовательскую деятельность,имеющую основу в спонтанном экспериментировании поисковой активности ребенка.Конечно,ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему,зачем,как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных,родовидовых,пространственных и временных связей между предметами и явлениями,что позволяет ему не только расширять,но и упорядочивать свои представления о мире. Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания,способствует организация занятий не как «урок»,а как партнерской деятельности взрослого с ребенком (детьми),где последние получают возможность проявить собственную и исследовательскую активность. К основным признакам партнерской деятельности относят добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности. Все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих посредников между «педагогическими интересами» и интересами детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей »

Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии
детей.
Обогащение знаниями об окружающем через природу.

Ребенок-существо разумное , он хорошо знает потребности , трудности и помехи своей жизни .Не деспотичные распоряжения ,не навязанная дисциплина , не недоверчивый контроль ,а тактичная договоренность ,вера в опыт ,сотрудничество и совместная жизнь.
Я.Корчак
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности (культурных практик),которые осваиваются им в партнерстве с взрослым .Это игровая и продуктивная деятельность ,восприятие художественной литературы .Имеет смысл культивировать в саду познавательно-исследовательскую деятельность ,имеющую основу в спонтанном экспериментировании поисковой активности ребенка .Конечно ,ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности .Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему ,зачем ,как устроен мир?) , практикуется в установлении причинно-следственных ,родовидовых ,пространственных и временных связей между предметами и явлениями ,что позволяет ему не только расширять ,но и упорядочивать свои представления о мире.
Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности , в данном случае субъекта познания ,способствует организация занятий не как «урок» ,а как партнерской деятельности взрослого с ребенком (детьми),где последние получают возможность проявить собственную и исследовательскую активность.
К основным признакам партнерской деятельности относят добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.
Все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов , служащих посредников между «педагогическими интересами» и интересами детей.
Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могут выступить доступные и интересные дошкольникам «типы исследования:
1)опыты (экспериментировании);
2)коллекционирование (классификационная работа);
3)путешествия по карте;
4)путешествие по «реке времени».
Используя эти культурно-смысловые контексты,мы создаем благоприятные условия для реализации соответствующих задач.
- опыты – освоение причинно-следственных связей и отношений;
-коллекционирование (классификация) – освоение родовидовых отношений;
-путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространствах мира).
-путешествие по «реке времени»
- освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему.
Возможны 2 варианта планирования занятий в течение года.
1 вариант – последовательное движение от опытов,связанных с практическим действием, и классификационной работы к путешествию по карте и «реке времени».
2 вариант – Мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей.Например: от опытов с движением с движением воздуха к классификации видов транспорта,к путешествию во времени (история транспорта) к путешествию по карте (по водным пространствам земли) – океанам), далее к классификации обитателей водным пространств,снова к опытам – с водными потоками и т.д.
Занятия познавательного цикла целесообразно проводить один раз в неделю.Опыты (экспериментирование).
Состояния и превращения вещества.Условия жизни растения.Движение воздуха,воды.Свет и цвет в природе.Свойства почвы и минералов (оптические эффекты).Простейшие механические устройства.
Занятия в контексте «опыты» можно начать с привлечением внимания детей «интригующим» материалом (все это должно происходить в ситуации свободного непринужденного размещения детей вокруг предмета исследования).
Затем детям представляется возможность свободно поэкспериментировать самим.Обсудив полученный эффект,можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть,что из этого получится.Один из наборов материала должен остаться после опыта в группе,где можно было бы им воспользоваться.Постепенно этот уголок – лаборатория пополняется новыми материалами,позволяя вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.В контексте «коллекционирование / классификация» цель работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки,систематизации какого-либо множества однородных объектов (растения ,животных ,минералов и т.п.),реальные предметы : образцы минералов ,растений или вырезки картин .Например : транспорт:воздушный,водный ,наземный .Все это размещается в альбомах,на большом листе ватмана или в таблицах .Для контекста «путешествие по карте» нужны глобус и физическая карта полушарий .Дети отправляются путешествовать по карте в Австралию ,выбирают подходящий вид транспорта ,намечают маршрут ,прокладывают его маркером,говорят,что может встретиться в пути.
Потом путешествие позволяет сравнить растительный и животный мир Земли,природные и культурные меткие-символы частей света (Австралия – кенгуру и бумеранг) т.п.
Такие карты «оживают»,где дети рисуют,приклеивают вырезки растений животных,людей.Затем дети продолжают обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Для путешествия во «времени» нужна карта –панно представляющая собой длинный бумажный лист,на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени» символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.Вдоль «реки времени» намечается несколько условных остановок например: «древность» - «старина»; наше время (в соответствии с историческими эпохами:древний мир,стредневековье,современность).Дети заранее готовят иллюстрации – вырезки,выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках»,затем переходят к истории быта,транспорта,профессий,письменности и т.д.
Организуя познавательно – исследовательскую деятельность,не следует смешивать ее с продуктивной.В отличии от продуктивной деятельности,смысл которой – достижения видного результата с хорошим качеством,в познавательно – исследовательской деятельности главная – нахождение связей между вещами и явлениями,хотя результат и может быть выражен систематизацией,символизацией представлений в схемах,значках – метках.Однако может быть использована тематическая связь занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью.Опыты могут найти продолжение в изготовлении предметов для экспериментирования (например : моделей кораблей или автомобилей), макетов городов,крепостей и т.п,различных ландшафтов.
Не следует также смешивать познавательно – исследовательскую деятельность и сюжетную игру,т.к основной девиз исследования – путешествия: узнавать,сравнивать,разлечать,соединять факты и явления в пространстве и времени.
В сюжетной игре главное для ребенка не анализировать мир,а «быть» в нем,пусть даже условно,кем-то значительным,управлять событиями.
В месте с тем «иследование – путешествие» может послужить подготовкой к развертыванию настоящей сюжетной игры в «путешествии с соответствующим предметным оформлением разыгрыванием разнообразных драматических коллизий,которые случаются в пути.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей

Автор: Рябова Галина Михайловна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "" Мы- будущие волонтёры" технология обучения детей сочуствию, сопереживанию и милосердию "
    ["seo_title"] => string(105) "my-budushchiie-volontiory-tiekhnologhiia-obuchieniia-dietiei-sochustviiu-sopieriezhivaniiu-i-milosierdiiu"
    ["file_id"] => string(6) "183593"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425902443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Роль индивидуализации в современном процессе обучения."
    ["seo_title"] => string(61) "rol-individualizatsii-v-sovriemiennom-protsiessie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454433953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Подготовка к ЕГЭ - Духовная сфера"
    ["seo_title"] => string(33) "podgotovka_k_ege_dukhovnaia_sfera"
    ["file_id"] => string(6) "628073"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1679444988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ  ИМ.  Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В  ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(136) "iz-opyta-sovmiestnoi-raboty-s-bibliotiekoi-im-r-rozhdiestvienskogo-v-dielie-vozrozhdieniia-traditsii-dukhovno-nravstviennogo-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "223994"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438307786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства