Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей
Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей
Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей. Обогащение знаниями об окружающем через природу. Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.Не деспотичные распоряжения,не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль,а тактичная договоренность,вера в опыт,сотрудничество и совместная жизнь. Я.Корчак Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности (культурных практик),которые осваиваются им в партнерстве с взрослым.Это игровая и продуктивная деятельность,восприятие художественной литературы.Имеет смысл культивировать в саду познавательно-исследовательскую деятельность,имеющую основу в спонтанном экспериментировании поисковой активности ребенка.Конечно,ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему,зачем,как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных,родовидовых,пространственных и временных связей между предметами и явлениями,что позволяет ему не только расширять,но и упорядочивать свои представления о мире. Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания,способствует организация занятий не как «урок»,а как партнерской деятельности взрослого с ребенком (детьми),где последние получают возможность проявить собственную и исследовательскую активность. К основным признакам партнерской деятельности относят добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности. Все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих посредников между «педагогическими интересами» и интересами детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей »
Роль эмпирических видов детской деятельности в познавательном развитии детей. Обогащение знаниями об окружающем через природу.
Ребенок-существо разумное , он хорошо знает потребности , трудности и помехи своей жизни .Не деспотичные распоряжения ,не навязанная дисциплина , не недоверчивый контроль ,а тактичная договоренность ,вера в опыт ,сотрудничество и совместная жизнь. Я.Корчак Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности (культурных практик),которые осваиваются им в партнерстве с взрослым .Это игровая и продуктивная деятельность ,восприятие художественной литературы .Имеет смысл культивировать в саду познавательно-исследовательскую деятельность ,имеющую основу в спонтанном экспериментировании поисковой активности ребенка .Конечно ,ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности .Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему ,зачем ,как устроен мир?) , практикуется в установлении причинно-следственных ,родовидовых ,пространственных и временных связей между предметами и явлениями ,что позволяет ему не только расширять ,но и упорядочивать свои представления о мире. Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности , в данном случае субъекта познания ,способствует организация занятий не как «урок» ,а как партнерской деятельности взрослого с ребенком (детьми),где последние получают возможность проявить собственную и исследовательскую активность. К основным признакам партнерской деятельности относят добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности. Все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов , служащих посредников между «педагогическими интересами» и интересами детей. Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могут выступить доступные и интересные дошкольникам «типы исследования: 1)опыты (экспериментировании); 2)коллекционирование (классификационная работа); 3)путешествия по карте; 4)путешествие по «реке времени». Используя эти культурно-смысловые контексты,мы создаем благоприятные условия для реализации соответствующих задач. - опыты – освоение причинно-следственных связей и отношений; -коллекционирование (классификация) – освоение родовидовых отношений; -путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространствах мира). -путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему. Возможны 2 варианта планирования занятий в течение года. 1 вариант – последовательное движение от опытов,связанных с практическим действием, и классификационной работы к путешествию по карте и «реке времени». 2 вариант – Мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей.Например: от опытов с движением с движением воздуха к классификации видов транспорта,к путешествию во времени (история транспорта) к путешествию по карте (по водным пространствам земли) – океанам), далее к классификации обитателей водным пространств,снова к опытам – с водными потоками и т.д. Занятия познавательного цикла целесообразно проводить один раз в неделю.Опыты (экспериментирование). Состояния и превращения вещества.Условия жизни растения.Движение воздуха,воды.Свет и цвет в природе.Свойства почвы и минералов (оптические эффекты).Простейшие механические устройства. Занятия в контексте «опыты» можно начать с привлечением внимания детей «интригующим» материалом (все это должно происходить в ситуации свободного непринужденного размещения детей вокруг предмета исследования). Затем детям представляется возможность свободно поэкспериментировать самим.Обсудив полученный эффект,можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть,что из этого получится.Один из наборов материала должен остаться после опыта в группе,где можно было бы им воспользоваться.Постепенно этот уголок – лаборатория пополняется новыми материалами,позволяя вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.В контексте «коллекционирование / классификация» цель работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки,систематизации какого-либо множества однородных объектов (растения ,животных ,минералов и т.п.),реальные предметы : образцы минералов ,растений или вырезки картин .Например : транспорт:воздушный,водный ,наземный .Все это размещается в альбомах,на большом листе ватмана или в таблицах .Для контекста «путешествие по карте» нужны глобус и физическая карта полушарий .Дети отправляются путешествовать по карте в Австралию ,выбирают подходящий вид транспорта ,намечают маршрут ,прокладывают его маркером,говорят,что может встретиться в пути. Потом путешествие позволяет сравнить растительный и животный мир Земли,природные и культурные меткие-символы частей света (Австралия – кенгуру и бумеранг) т.п. Такие карты «оживают»,где дети рисуют,приклеивают вырезки растений животных,людей.Затем дети продолжают обсуждение «путешествия» в свободном общении. Для путешествия во «времени» нужна карта –панно представляющая собой длинный бумажный лист,на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени» символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.Вдоль «реки времени» намечается несколько условных остановок например: «древность» - «старина»; наше время (в соответствии с историческими эпохами:древний мир,стредневековье,современность).Дети заранее готовят иллюстрации – вырезки,выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках»,затем переходят к истории быта,транспорта,профессий,письменности и т.д. Организуя познавательно – исследовательскую деятельность,не следует смешивать ее с продуктивной.В отличии от продуктивной деятельности,смысл которой – достижения видного результата с хорошим качеством,в познавательно – исследовательской деятельности главная – нахождение связей между вещами и явлениями,хотя результат и может быть выражен систематизацией,символизацией представлений в схемах,значках – метках.Однако может быть использована тематическая связь занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью.Опыты могут найти продолжение в изготовлении предметов для экспериментирования (например : моделей кораблей или автомобилей), макетов городов,крепостей и т.п,различных ландшафтов. Не следует также смешивать познавательно – исследовательскую деятельность и сюжетную игру,т.к основной девиз исследования – путешествия: узнавать,сравнивать,разлечать,соединять факты и явления в пространстве и времени. В сюжетной игре главное для ребенка не анализировать мир,а «быть» в нем,пусть даже условно,кем-то значительным,управлять событиями. В месте с тем «иследование – путешествие» может послужить подготовкой к развертыванию настоящей сюжетной игры в «путешествии с соответствующим предметным оформлением разыгрыванием разнообразных драматических коллизий,которые случаются в пути.