- расширять знания детей о сезонных явлениях в природе (стало холодно, идёт снег, снег покрывает землю и деревья;
- воспитывать усидчивость и интерес к занятию.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о зиме;
- Чтение стихотворений, загадок;
- Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе;
- Предметное рисование дерева;
Материалы:
- тонированная бумага голубого цвета;
- гуашь (коричневого и белого цвета)
- кисти;
- стаканчики с водой.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сейчас я вам прочитаю вам стихотворение- загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года идёт речь?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает , ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно… (И.З.Суриков)
Воспитатель:
- О каком времени года это стихотворение ? Как вы догадались? Что это за шапки на деревьях? (ответы детей)
Воспитатель:
-Правильно, это зима!
Зима – это самое волшебное время года.
Она – то тихая красавица!
То – шаловливая озорница!
То – вьюжная проказница!
То - чудная чародейка.
А сейчас подойдите все к окну. Посмотрите в окошко!
Белоснежна, белокрыла
Наша зимушка – зима!
Всё прилежно побелила
И деревья и дома!
Необыкновенно, красивое время года, правда?
Воспитатель:
- Ребята, зимой холодно, дует ветер, идёт снег. Покажите как вам бывает холодно ( дети показывают ). А деревьям, так же как и людям, бывает холодно. Деревья сбросили листву и стали голые. А кто мне скажет, что может согреть деревья? (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, снег!
- Вот сегодня, мы с вами будем рисовать зимнее дерево.
- Мы поможем деревьям потеплее одеться в тёплые, снежные шубки.
Сейчас мы с вами тихо сядем на свои места (дети садятся на свои места за столы).
Воспитатель:
- А что лежит на столе? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Хорошо, мы с вами готовы к занятию.
- Посмотрите, какой рисунок получился у меня – здесь изображено дерево, на которое тихо падает снежок (Показ готового рисунка).
- Нравится
- Мы с вами сейчас попробуем нарисовать такой же рисунок. Давайте уточним – с чего надо начать?
Воспитатель:
- Берём лист бумаги и располагаем его вертикально.
- На что похоже наше дерево? (Ответы детей)
Воспитатель:
-Конечно же на человека. Ствол – это туловище человека, ветки – это руки, мы их протягиваем к солнцу, а от веток отходят тоненькие отростки – это наши пальчики.
Воспитатель:
А теперь уточняем последовательность рисования деревьев. Деревья мы будем рисовать коричневой гуашью, краску берём немного, аккуратно снимая излишки краски о край баночки.
- Рисуем кончиком кисти ствол дерева снизу- вверх, чтобы ствол получился тоненький и аккуратный. Всем ворсом кисти мы закрашиваем ствол дерева, затем кончиком кисти рисуем ветки дерева и отходящие от больших веток, рисуем маленькие веточки.
- После того, как нарисуем деревья - кисть нужно тщательно промыть в стаканчике с водой.
- Затем приступаем к рисованию снега. Какой краской мы рисуем, снег?
(ответ ребёнка).
Воспитатель:
- Снег будем рисовать кончиком кисточки.
- Посмотрите, как делаю это я (сопровождаю показ чтением стихотворения).
- «Летят, летят снежинки
Как белые пушинки
Летят они кружатся
На дерево ложится»
- Ребята, а когда очень много снега падает с неба, как это называется?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, снегопад!
- Снег также можно нарисовать на ветках деревьев и на земле.
- Посмотрите, получился у нас с вами снегопад? (Ответы детей).
Воспитатель:
- А теперь, мы отдохнём с вами и поиграем в снежки
(Проводится физкультминутка «Игра в снежки)
- Садимся на свои места и приступаем к самостоятельной работе.
Воспитатель:
- Так, дети заканчиваем свои работы. Посмотрите, как много деревьев у нас получилось! Все деревья укрыты снежком. Снег лежит везде на земле и на деревьях. Настоящий сказочный зимний лес!
Все дети сегодня постарались и справились с заданием. Давайте улыбнёмся друг другу.