Рабочая программа по изобразительному искусству (Кузин)
Рабочая программа по изобразительному искусству (Кузин)
Календарно-тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»
№ п/п
Тема раздела программы, тема урока
Дата проведения
Основные виды деятельности
Раздел 1. В мире волшебных красок (8 ч.)
1.
Чем и как работаютхудожники.
«Волшебные краски»
03.09
- овладеть правилами работы с акварельными красками;
-отрабатывать навыки работать кистью и акварельными красками;
- иметь представление о роли изобразительного искусства в жизни людей
2.
Аппликация«Цветовой круг»
10.09
- освоить правила работы с бумагой; технику выполнения аппликации (наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги);
- выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
3.
Декоративная работа
«Красивые цепочки»
17.09
-освоить правила работы с гуашевыми красками; освоить название главных и составных цветов;
- выполнять декоративные цепочки;
- рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
4.
Рисование с натуры«Волшебные краски осеннего дерева»
24.09
- освоить технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов;
- рисовать по памяти и представлению;
-передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраскулистьев
5.
Рисование с натуры. Листья деревьев.
01.09
- освоить технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов;
- рисовать по памяти и представлению;
-передавать силуэтное изображение листьев дерева, выполнять осеннюю окраскулистьев
- создавать элементы узора Хохломы; элементарные правила смешивания цветов.
- выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов.
- иметь элементарное представление о красоте народной росписи
Раздел 2. Мы готовимся к празднику (5 ч)
9.
Рисование на тему
«Сказка про осень».
29.10
-применять правила работы с акварелью.
-передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему
10.
Декоративная работа «Чудо-платье».Составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы.
12.11
- применять правила и технику выполнения орнамента.
- выделять элементы узора в народной вышивке.
- иметь элементарные представления о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды
11.
Аппликация«Узор из кругов и треугольников».
19.11
- освоить ТБ при работе с ножницами;
-составлять узориз кругов и треугольников;
-последовательно наклеивать элементы композиции
12.
Рисование с натуры.Праздничный флажок.
26.11
- освоить правила работы с акварелью;
-освоить технику рисования с натуры простых по очертанию и строению объектов,
расположенных фронтально.
- рисовать с натурыобъекты прямоугольнойформы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству (Кузин) »
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом следующих нормативных документов:
Законы:
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»
Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»
Концепции:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Программы:
1.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)
2.Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (пр. №1 от 27-28 июля 2010г.)
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (издательство «Просвещение», 2011 год, в 2-х частях)
4.Основная образовательная программа МБОУ гимназии № 5 г. Морозовска 2014-2015уч.г.
Постановления:
1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)
3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»
Приказы:
1.Приказ МО РФ от 05.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2. Приказ МО Ростовской области от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»
3.Приказ МО РО от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»
4.Приказ МО РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»
5. Приказ МО РФ от 22.09.2011 №2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»
6. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
7.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
8.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
9.Приказ МО Ростовской области от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2014-2015 учебный год»
10. Приказ МО РФ от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»
Распоряжения:
Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
Письма:
1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
2.Письмо Департамента общего образования МО РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Устав МБОУ гимназии №5 г. Морозовска
Цели курса:
Развитие личности учащихся средствами искусства;
Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика курса «Изобразительное искусство»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.
В основу программы положены:
Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;
Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
Систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Согласно календарному учебному графику и учебному плану МБОУ гимназии № 5 г. Морозовска изобразительное искусство реализуется в объёме 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Содержание курса « Изобразительное искусство»
Содержательные линии
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету
Базовый уровень
Повышенный (функциональный) уровень
1. «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
2.Азбука искусства. Как говорит искусство?
3. Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство.
-различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»
№ п/п
Название раздела, количество часов
Основное содержание
Формируемые УУД
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками. Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Личностные:
-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- интерес к изучаемому предмету;
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.
Познавательные:
1. Общеучебные:
- ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом.
2. Логические:
- анализировать полученную информацию;
- сравнивать и группировать введенные понятия.
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- овладеть правилами работы с акварельными красками.
- навыками работать кистью и акварельными красками;
иметь представление о роли изобразительного искусства в жизни людей
- освоить правила работы с бумагой; технику выполнения аппликации (наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги);
- выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
освоить правила работы с гуашевыми красками; освоить название главных и составных цветов;
- выполнять декоративные цепочки;
- рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
- освоить технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов;
- рисовать по памяти и представлению;
-передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
- овладевать правилами работы с пластилином.
- лепить фрукты и овощи по памяти и представлению;
- создавать элементы узора Хохломы; элементарные правила смешивания цветов.
- выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов;
- иметь элементарное представление о красоте народной росписи
2
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема прима-кивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Личностные:
-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- интерес к изучаемому предмету;
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.
Познавательные:
1. Общеучебные:
- ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»; рисование с натуры, по представлению,
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом.
2. Логические:
- анализировать полученную информацию;
- сравнивать и группировать введенные понятия.
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
-применять правила работы с акварелью;
-передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему;
- применять правила и технику выполнения орнамента;
- выделять элементы узора в народной вышивке;
- иметь элементарные представления о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды;
- освоить ТБ при работе с ножницами;
-составлять узор из кругов и треугольников;
-последовательно наклеивать элементы композиции;
- освоить правила работы с акварелью;
-технику рисования с натуры простых по очертанию и строению объектов,
расположенных фронтально;
- рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски;
- изображать элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку;
- выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.
3
Рисование на темы, по памяти и представлению
(13 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов. Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные:
-умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
-формулирует собственное мнение и позицию;
-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
- применять элементарные правила работы с акварелью и гуашью;
-передавать в рисунке смысловые связи между предметами;
-рисовать с натуры; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;
- понимать термин «иллюстрация»;
- выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет;
- выразить в иллюстрации свое отношение к сказке, ее героям;
- овладеть техникой работы с пластилином;
- лепкой животных по памяти и представлению;
- овладеть рисованием элементов цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца;
- выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка;
- иметь элементарные представления о красоте народной росписи в украшении посуды;
- осознать понятия линия и пятно как художественно-выразительные средства живописи;
- рисованием элементов растительного узора гжельской керамики;
- понять особенности и характерные элементы гжельской росписи;
- рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики;
- рисовать узоры и декоративные элементы по образцам;
- самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.
4
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Личностные:
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;
Регулятивные:
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
совместно составленному с учителем плану;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
- овладеть особенностями работы с пластилином, правилами лепки.
- лепить птиц по памяти и представлению
-передавать свои наблюдения и переживания в рисунке;
- рисовать на основе наблюдений или по представлению;
- передавать в рисунках смысловые связи между предметами
- применять элементарные правила работы с акварелью и гуашью;
-передавать в рисунке смысловые связи между предметами;
рисовать с натуры; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета. насыщенности оттенков
- использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек
- применять правила ТБ при работе с ножницами;
- приемы работы, технику выполнения аппликации;
- «доставлять» композицию, последовательно её выполнить.
5
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Регулятивные:
-умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
Познавательные:
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные:
-формулирует собственное мнение и позицию;
-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
- познакомиться с творчеством А. Саврасова и других художников, скульпторов России;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы;
- научиться выделять характерные особенности произведений искусств.
Календарно-тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»
№ п/п
Тема раздела программы, тема урока
Дата проведения
Основные виды деятельности
Раздел 1. В мире волшебных красок (8 ч.)
1.
Чем и как работают художники.
«Волшебные краски»
03.09
- овладеть правилами работы с акварельными красками;
-отрабатывать навыки работать кистью и акварельными красками;
- иметь представление о роли изобразительного искусства в жизни людей
2.
Аппликация «Цветовой круг»
10.09
- освоить правила работы с бумагой; технику выполнения аппликации (наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги);
- выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
3.
Декоративная работа
«Красивые цепочки»
17.09
-освоить правила работы с гуашевыми красками; освоить название главных и составных цветов;
- выполнять декоративные цепочки;
- рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
4.
Рисование с натуры «Волшебные краски осеннего дерева»
24.09
- освоить технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов;
- рисовать по памяти и представлению;
-передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
5.
Рисование с натуры. Листья деревьев.
01.09
- освоить технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов;
- рисовать по памяти и представлению;
-передавать силуэтное изображение листьев дерева, выполнять осеннюю окраску листьев
- создавать элементы узора Хохломы; элементарные правила смешивания цветов.
- выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов.
- иметь элементарное представление о красоте народной росписи
Раздел 2. Мы готовимся к празднику (5 ч)
9.
Рисование на тему
«Сказка про осень».
29.10
-применять правила работы с акварелью.
-передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему
10.
Декоративная работа «Чудо-платье». Составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы.
12.11
- применять правила и технику выполнения орнамента.
- выделять элементы узора в народной вышивке.
- иметь элементарные представления о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды
11.
Аппликация «Узор из кругов и треугольников».
19.11
- освоить ТБ при работе с ножницами;
-составлять узор из кругов и треугольников;
-последовательно наклеивать элементы композиции
12.
Рисование с натуры. Праздничный флажок.
26.11
- освоить правила работы с акварелью;
-освоить технику рисования с натуры простых по очертанию и строению объектов,
расположенных фронтально.
- рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски
– Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
– Видеофильмы, аудиозаписи.
-- Интерактивный комплекс.
-- Компьютер.
Натуральные объекты:
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения)
Игры и игрушки:
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительное искусство»
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы.
Предметные результаты:
названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д.)
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания
Личностные УУД:
· положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Регулятивные УУД
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Система оценки индивидуальных достижений учащихся
Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система альтернативного оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов» - Приказ № 1 от 30.08.2013 г. Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10, пункт 10.10)