"Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста через восприятие художественной литературы"
"Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста через восприятие художественной литературы"
Развитие словесного творчества у дошкольников - актуальная проблема, которая направлена на восприятие детьми художественной литературы разных жанров (рассказ, сказка, стихотворение и т.д)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста через восприятие художественной литературы"»
Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста через восприятие художественной литературы
Развитие словесного творчества у дошкольников -актуальная проблема, которая направлена на восприятие детьми художественной литературы разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение и т.д.)
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, в работе с детьми перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений, экскурсии по родному городу.
Необходимо читать детям различные книги, особенно познавательного характера, которые обогащают детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, это углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря, а наши дети особенно нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов–определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов, с учетом индивидуальных проблем в развитии речи каждого ребенка.
Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Поэтому система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:
- знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей;
- речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но и развитие артикуляционной моторики, а также развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения собственных произведений, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения произведений художественной литературы, придумывать различные варианта начала, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в произведении или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно;
- развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из произведения художественной литературы, но нестандартно, например, изобразить произведение схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.;
- развитие в театрализованной деятельности путём перевоплощения в героев различных произведений и мультфильмов.
На первом этапе работа по развитию словесного творчества была направлена на активизацию запаса знаний самых известных произведений художественной литературы. Наряду с прослушиванием сказок, рассказов, стихов дети знакомились не только с авторскими произведениями и творениями народа, но и с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).
Используя дидактические игры по развитию фантазии, словесного творчества, давали творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов.
Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).
На занятиях и вне его используем словесные игры и упражнения. В процессе ознакомления с художественной литературой, обращаем внимание детей на оригинальность сюжета, последовательность изложения, использование выразительных средств.
Для того, чтобы этого добиться, проводим лексические упражнения на подбор синонимов, сравнений, ассоциаций (вода какая? Что тебе напоминает? На что похожа?). Вода холодная, чистая, прозрачная, она похожа на стекло, зеркало и т.д.
Игра «Узелок развяжи -сравнение подбери», листья шуршат, как бумага, когда ее сминают, у детей возникают различные ассоциации, и они стараются передать их словами как можно точнее. Словесная игра «Кто похвалит меня» дети выбирают себе персонаж, например: «Я-дуб, я сильный, могучий, ветвистый, зеленый». Далее дети отвечают на вопрос (почему?). Сильный и могучий потому, что толстый ствол, не обхватишь руками, ветвистый потому, что много веток, густая крона, и т.д. Во время занятий и вне его широко используем загадки, дети учатся составлять загадки сами, описывают свойства предмета не называя его, (Это живое -не живое). Ребята имеют представление о рифме, они слушают не только стихи, загадки, но и песни, физкультминутки.
В процессе составления описательных рассказов дети используют различные средства образности языка (эпитеты, сравнения) они учатся понимать красоту родного языка, передают ярко, красочно свои впечатления из личного опыта, учатся логично и последовательно передавать свои мысли. В пересказе рассказа Бианки «Купание медвежат» играем в словесную игру «Хорошо-плохо». Теплая шуба у медведя –хорошо, потому что; плохо -потому, что. Также используем различные речевые упражнения: «Закройте глаза, представьте себе, что мы с вами у реки, что вы слышите? А теперь почувствуем запахи -что чувствуете? Потрогайте воду, какая она?»
Интерес у детей вызывает придумывание, заканчивание предложений, изменение ситуаций ,развивается языковое чутье. Используя различные игры «Придумай историю», дети придумывают истории о посуде, транспорте, животных. Можно дать образец начала (Однажды на дороге...), в данной игре не только закрепляется понимание обобщающих слов, но и развивается вербальное творчество. При знакомстве со сказкой, например, «Заяц-хваста», дети учатся определять мораль, зерно произведения, хвастать-плохо. В процессе знакомства со сказкой дети вспоминают персонажей сказок, например, заяц. Можно поиграть в словесную игру «А если бы?» «Что было бы?» «Что могло произойти?» Используем различные сказочные ситуации и придумываем пути выхода из них.
Дети понимают структуру сказки -начало, середину, конец и используют это в придумывании своей сказки. Играем с детьми в словесную игру «Новые слова» косой-лапа, косолапый; длинный-ухо, длинноухий; листья -падать, листопад и т.д.
При заучивании стихотворения используем прием придумывания загадок, прослушивания музыки, например, разучивая стихотворение о времени года слушаем классическую музыку Чайковского «Времена года».
Беседуем о том, какие ассоциации вызвала музыка, что вы представили себе, когда слушали музыку? Здесь мы развиваем фантазию, творческое воображение, учим детей передавать свои яркие ощущения словами.
При знакомстве с былью Толстого «Лев и собачка» беседуем по содержанию, используем словесные игры и упражнения, например, кто такой друг? Дети, используя различные словесные связки, подбирают слова-действия о настоящих друзьях. Можно подобрать синонимы: скажи по- другому, друг- приятель -товарищ и т.д. Объяснить пословицу «Старый друг лучше новых двух». Вызвать сочувствие, придумать счастливый конец были.
Все словесные игры и упражнения развивают творческое мышление и словесное творчество
Также детям рассказывалось о структуре появления персонажей «от большого – к малому» или «от малого – к большому». Развивая навыки символического проигрывания сюжета, следили за тем, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально. При этом обращалось внимание детей на образный язык сказок, присказки, зачины и концовки, приёмы повторности, их схожесть в сказках.
Второй этап работы включал отбор нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Например, работа начиналась с использования наиболее легкого приёма «придумывание продолжения или завершения рассказа». Вначале детям давался образец, который содержал завязку рассказа, и затем определялись пути развития сюжета. Затем дети знакомились с другим приёмом. Так постепенно дети знакомились с разными приёмами сочинения творческих рассказов, а затем и сказок. Также на этом этапе использовались разнообразные упражнения по закреплению составления различных типов предложений: по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам. Например, детям предлагались отдельные слова: мальчик, дерево, птица. Нужно было составить связный рассказ, используя эти слова. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций, кто интереснее придумает. Достаточно распространенным приёмом был приём по составлению коротких сюжетов. Дети сами выбирали действующих лиц: детей, взрослых, кукол, птиц, животных; после чего ребёнок рассказывал о своей сюжетной линии. Затем задание усложняли: без опоры на наглядность придумать новые звенья в сюжете. рассказывании. Поэтому использовались приёмы, облегчающие творческое рассказывание. Сюда относится, прежде всего, использование наглядности. Умышленно переставлялись серии картинок-иллюстраций с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Другой вариант – убирали одну картинку из серии картинок-иллюстраций, а дети должны были вспомнить и рассказать про изображённый сюжет. Выслушивались все предложенные варианты, выбирались более подходящие.
Третий этап работы – собственно процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала необходимо было учитывать нравственную направленность сюжета, что помогало бы воспитывать у ребёнка доброе отношение к героям произведений, умение давать критическую оценку поступков отдельных персонажей. использовании серии картинок, учили детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так возникал замысел сюжета, поиск художественных средств. Процесс детского творчества не очень развёрнут во времени, однако возникновение замысла у ребёнка проходило успешно, когда была создана установка на деятельность: «придумаем сказку». Наличие замысла побуждало детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Ответы детей были более полными и развёрнутыми, когда использовали разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка». После этого предлагалось детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную. При этом обращалось внимание детей на способ цепного построения композиции, что герои в ней могут появляться «от малого к большому» или наоборот. В ней могут быть схожесть зачинов, концовок.
Также на данном этапе широко применялся приём придумывания сказки по предметно-схематической модели. Например, нужно сочинить сказку по картинке. Для этого показывали какую-нибудь картинку, которая была отправной точкой детской фантазии. Конечно, детям на первых порах было сложно, глядя только на предмет, сочинить что-то интересное. Использовался такой приём: подводили детей к мысли о том, что этот предмет становится волшебным и добрым людям помогает, а у злых людей меняет свои свойства наоборот. Дети легко справлялись с таким заданием, в дальнейших своих повествованиях они часто его использовали.
Таким образом, мы заметили, что ребёнок без участия педагогов придумывает собственные повествования. Он интересуется их качеством, стремится завершить, испытывает эстетическое удовольствие. Также было замечено, что ребёнок из пассивного превращается в активного «мыслителя». Поэтому на данном этапе важнейшим шагом был анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность в творческой деятельности ребенка. Анализ был нужен и для формирования художественного вкуса детей. Дальнейшим шагом нашей работы было научить ребенка замечать собственные ошибки, промахи, допущенные при сочинении собственных повествований.
К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечает, что ребёнок в меру своих умственных сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Здесь важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучающий характер. Поэтому мы оценивали детские рассказы тактично, корректно добавляли отдельные детали, которые пропускал ребёнок.
Анализ составленных детьми сказок, рассказов показал, что после проведённой работы была выявлена положительная динамика развития фантазии, словесного творчества. Дети познакомились с разнообразными методами сочинения рассказов, сказок, научились использовать все необходимые элементы в своих композициях, что в значительной степени повысило их уровень словесного творчества.