«Развитие речи старших дошкольников в театрально – игровой деятельности».
«Развитие речи старших дошкольников в театрально – игровой деятельности».
Проблема современной семьи-минимум речевого общения. Это "заставляет" дошкольные учреждения искать новые формы организации для развития умений общаться со сверстниками и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие речи старших дошкольников в театрально – игровой деятельности».»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»)
Факультет образовательных технологий и непрерывного образования
Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального образования
Итоговая аттестационная работа
на тему:
«Развитие речи старших дошкольников
в театрально – игровой деятельности».
Выполнила: слушатель гр. Д- 6 -18
Воспитатель, МДОУ № 166 «Росинка»
г. Ульяновск
Гордеева Елена Ивановна
Ульяновск, 2018
Содержание.
Введение…………………………………………………………………3 с.
Теоретическая часть
Анализ образовательных программ………………………. .5 с.
1.2. Цели и задачи развития культуры речи у старших дошкольников в соответствии с возрастными возможностями………………………………..7 с.
2. Практическая часть
2.1. Реализация содержания образовательной деятельности по развитию культуры речи у старших дошкольников посредством театрализованной игры.………………………………………………………………………………10с.
2.2.Мониторинг развития культуры речи старших дошкольников в театрализованной игре.……………………………………………………….. 15с.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, я обратила внимание на то, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Речь позволяет ребенку управлять своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемые ситуации и осознавать свое поведение. Именно овладение речью дает мощный толчок для интенсивного развития не только общения, но и всех сторон психики ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на принципы и содержание образовательной деятельности в дошкольных учреждениях, охватывают структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей - образовательные области, в том числе, в образовательной области «речевое развитие».
Содержание речевого развития включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Одним из видов деятельности, где ярко проявляется культура речевого развития является театрализованная игра, где инсценирование литературных произведений способствует освоению элементов речевого общения (мимики, жеста, позы, интонации), формированию всех сторон речевого развития и проявлению культурной ее стороны[14].
Актуальность проблемы обусловлена новыми федеральными стандартами образовательной системы, которые ставят перед педагогом новые задачи содержания образовательных областей в игровой деятельности, обеспечивающие развитию творчески ориентированной всесторонне развитой личности.
Проблема современной семьи - минимум речевого общения. Это «заставляет» дошкольные учреждения искать новые формы организации для развития умений общаться со сверстниками и взрослыми.
Цель исследования: определить условия организации культуры речевого развития в театрализованной игре.
Задачи исследования:
1. Провести обзор методической и научной литературы по проблеме исследования.
2. Провести и проанализировать мониторинг развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Сделать выводы.
3. Реализовать развитие культуры речи в театрализованной игре с детьми старшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ № 166 с детьми старшего дошкольного возраста.
I Теоретическая часть.
Анализ образовательных программ
Реализация комплексных и парциальных программ воспитания и обучения предполагает знание имеющихся программ и написание собственных, построенных в соответствии с ФГОС ДО.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, дошкольному образованию все более необходимой становится разработка методик воспитания, способствующих формированию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста, призванных решать задачи общения детей со взрослыми и сверстниками и строить свое взаимодействие с социумом, опираясь на полученные знания и опыт [2].
В современных условиях, согласно ФГОС, учреждение имеет право самостоятельно выбрать программу, по которой будет работать. В связи с этим возникает необходимость анализа программ.
В программе «От рождения до школы» раскрыты задачи ДОО по воспитанию, развитию и обучению детей во всех возрастных периодах физического и психического развития детей. Примерная образовательная программа разработана с учетом ФГОС (приказ №1155 от 17.10.13) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе [11].
В программе прописаны задачи по формированию коммуникативных компетенций (умений, навыков и способностей), такие как формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Программа «Детство» направлена на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром. Ориентирована на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [9].
Программа нацелена на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
На протяжении освоения программы «Детство» распределена и четко прописана работа по развитию речи (образовательная область «Речевое развитие»). Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. Программа предусматривает целенаправленную и последовательную работу по формированию коммуникативных умений детей, которая прослеживается от первой младшей до подготовительной к школе группы.
1.2. Цели и задачи развития культуры речи у старших дошкольников в соответствии с возрастными возможностями.
Воспитательно-образовательный процесс по развитию культуры речи в театрализованной игре проводился по трем направлениям:
1. Организация обогащения развивающей речевой среды в группе.
2. Образовательная деятельность по развитию речевой культуры старших дошкольников со стороны коммуникативной функции и развития культуры личности.
3. Взаимодействие с родителями по развитию отношения к речевой культуре детей в театрализованной игре.
Организация обогащения развивающей речевой среды в группе предусматривала выполнение следующих задач:
- дополнение и обновление материальной среды литературного и творческого центра;
- дополнение и оборудование материально-духовных компонентов среды.
Образовательная деятельность по развитию речевой культуры у дошкольников старшего возраста проводилась с двух сторон:
- развитие коммуникативной функции речевой культуры;
- развитие культуры личности дошкольника.
Задачами развития коммуникативной функции речевой культуры являются следующие:
- соблюдать нормы речевого этикета;
- выражать по отношению к малышам и сверстникам внимание, доброжелательность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству;
- проявлять уважение к участнику общения;
- отвечать на вопросы о взаимоотношениях детей в группе, о добрых поступках, о том, как дружат между собой в группе девочки и мальчики;
- обогащать культуру общения с взрослыми и сверстниками;
- поощрять детей пользоваться в процессе общения вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;
- уметь с позиции представлений о хорошем разрешать коллизии типа: «Как бы ты поступил?», «Кто прав и кто не прав?»;
- знать игры, считалки, сказки, истории, с которыми можно познакомить других детей;
- владеть приемами справедливого распределения: по очереди, по жребию, с помощью считалок;
- учитывать настроение сверстника в общении с ним во время игровых действий (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение);
- ориентироваться не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.
Задачами культуры личности в речевом направлении были определены следующие:
- накопление знаний, умений, навыков в соответствии с разнообразными речевыми направлениями: накопление словаря, формирование грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры речи, владение связной речью;
- обсуждать с воспитателем и детьми поступки литературных героев, высказывать свое мнение о них;
- формирование чувства стиля (с применением малых литературных форм, разговорного языка понятного для окружающих и естественным для себя);
- развитие речевого вкуса (выразительность речи с помощью словесных оборотов, ярких эпитетов, сравнений и т.п.).
Формами организации образовательной деятельности по развитию культуры речи в игре-драматизации являлись:
1. групповая.
2. малыми группами.
3. индивидуальная.
Основными методами образовательной деятельности по развитию культуры речи в игре-драматизации и совершенствования коммуникативной функции культуры речи использовались:
А) игровые приемы обучения – словесные игры и упражнения, дидактические игры, игры – забавы, интеллектуальные игры, творческие игры, театральные постановки, драматические этюды, чистоговорки, скороговорки, игровые задания с применением эпитетов, сравнений;
Развитию культуры личности способствовала работа с художественной литературой во всем ее многообразии: народные и авторские – слушание, анализ произведения, оценка произведения, определение морали, характера героев, словотворчество, моделирование рассказа, рассказ по серии картинок, беседы – обсуждения, беседы – рассуждения, рассказы – описания, творческие рассказы и др.
Взаимодействие с родителями по развитию отношения к речевой культуре детей в театрализованной игре осуществляла решение следующих задач:
- сформировать умение контролировать культуру речи, совершенствуя грамотность, выразительность, точность передачи положительного эмоционального состояния;
- создать ситуации обучения активного участия в досуговых мероприятиях (организации мероприятия, принятие участия в драматическом этюде);
- обеспечить возможность активного участив в педагогическом процессе по выбору литературного произведения, уточнения драматического сценария, в организации праздничных мероприятий (подгон костюмов, обновление и дополнение декораций, создание эмоционально-положительного настроения у детей перед представлением и после драматизации).
- сформировать интерес к организации творческой художественно-речевой деятельности детей, принимая активное участие в игровой деятельности (интеллектуальной, речевой).
Решение вышеизложенных задач по развитию отношения у взрослых к речевой культуре детей в игре-драматизации реализовывалось с помощью следующих методов взаимодействия:
1. Организация клуба по интересам «Культурная речь» (организация развлечений, праздников, интеллектуальных викторины, дружеского круглого стола, творческих соревнований, мастер-класс по обучению элементам драматизации).
2. Индивидуальные и групповые консультации на стенде для родителей и электронной страничке ДОУ.
3. Информационные средства: коллажи, плакаты, фотовыставки и т.п.
II Практическая часть
2.1. Реализация содержания образовательной деятельности по развитию культуры речи у старших дошкольников посредством театрализованной игры.
Содержание образовательной деятельности предопределяло тематическое планирование. Педагогическая деятельность по всем трем направлениям велась параллельно и последовательно.
1. Обогащение материально-технической базы ( диски с видеоматериалами, аудиоматериал, костюмы для детей, украшения для декорирования драматических представлений, маски, предметы для декорации и т.п.);
2. Пополнение художественно-речевого центра пособиями и игрушками:
- куклами для настольного, пальчикового, силуэтного кукольного театра в соответствии с содержанием образовательной деятельности,
- предметами для декорации.
3. Дополнение книжного уголка:
- произведениями народов мира,
- иллюстрациями к новым произведениям,
- альбомами о жанрах произведений,
- сценариями досуговых мероприятий,
- картотеки сказок,
4. Оборудование в художественно-изобразительном центре:
- книжками раскрасками с заданиями, с наклейками;
- силуэты героев сказок;
- цветные карандаши, листочки, кисточки, краски и т.п.
- оборудование и материал для цветной лепки.
5. Дополнение музыкального центра:
- картотека музыкальной классики для прослушивания,
- подбор детских песен для использования в драматизации,
- дидактические игры с иллюстрациями сказок («Угадай героя по характеру музыки», «Продолжи песню из сказок» и т.п.)
Создание групповой библиотеки позволило реализовать важнейшую задачу - воспитание устойчивого интереса к чтению, бережного обращения с книгами. Дети, познакомившись с литературными жанрами, научились классифицировать произведения по тематике, жанрам, авторам и т.д. Дети стали активно пользоваться групповой библиотекой, что позволило воспитать у детей чувство ответственности, приобщиться родителям к домашнему чтению.
Организация обучения драматизации произведений проводился классическим способом.
1. Знакомство с произведением:
- выразительное чтение взрослого, просмотр мультипликиции по одноименному произведению, рассматривание иллюстраций к данному произведению, беседа по содержанию инсценируемого произведения, находя волшебные слова, вежливые речевые обращения.
- кукольная театрализация произведения в различных видах театров (или игрушки, или теневого, или петрушки.
- настольный театр, используемый детьми в свободное время для самостоятельного развертывания сюжета.
- драматические этюды – инсценировки диалоговых потешек, закличек, которые пронизаны положительными эмоциями и доброжелательным юмором. Пользовались поощрением творческие рассказы детей с элементами речевого этикета.
Во время знакомства с произведением акцент делался на эмоциональное восприятие, познавательное восприятие, получение эстетического наслаждения от услышанного и сделанного.
2. Распределение ролей для драматизации малых сказок, литературных произведений проводилось в соответствии с актерскими возможностями детей взрослыми и по желанию детей. Каждую роль разучивали несколько детей, чтобы была взаимозаменяемость.
3. Заучивание текста каждой роли проводилось индивидуально в утренние и вечерние режимные моменты. Параллельно использовались обучающие игровые приемы, способствующие корректировать и развивать речевое оформление: выразительность, придать речи вежливость, литературную культуру.
4. Обучение вживаться в роль, эмоционально прочувствовать характер героя, сопереживать его поступкам, а так же соотносить текст с движениями и мимикой начинали сразу же с первого этапа инсценирования (знакомство с произведением) в форме индивидуальных и парных репетиций. Репетиции были короткие, фразовые, но перед небольшой аудиторией. Генеральная репетиция, которая уточняет пространственное положение каждого героя и предметов декорации.
5. Драматическое представление назначается заблаговременно. Дети совместно с взрослыми придают себе внешний облик костюмом. Одна из задач детей на данном этапе - справиться с эмоциональными переживаниями.
6. После драматического спектакля детям предоставляется возможность доигрывать. Дети организуют сюжетно-ролевые игры, оставаясь в образе, а другие участники игры поддерживали сюжет.
Все эти игры и игровые упражнения решают воспитательные задачи по все направлениям. Например, игровое упражнение «Верные друзья», где объясняется пословица «собака друг человека» вызывает у детей целый комплекс нравственных чувств: и заботу о своем друге, и благодарность за верность, и сопереживание, что такой маленький способен на высокие поступки. Взрослый подбирает такие выразительные средства, чтобы у детей возникла гордость за героя, что у него есть такой друг. Детей обучаю проговаривать возникшие чувства, а не просто перечислять увиденное. Дети осознают, какими конкретными делами они могут помочь окружающим, и на какую помощь они могут рассчитывать от окружающих. В то же время, каждый рассказ будь то авторский или составленный ребенком, несет в себе художественно-эстетическую ценность и обогащает его духовно.
Нравственные игры, например, «Приветствие», которое предусматривает выполнение одного и тоже действия – поздороваться, но оно разыграно с разными героями: Винни-пух с утра; встреча двух друзей Винни-пуха с Пятачком; прогулка Кролика; в гостях на именинах; и т.п. Такие игровые этюды позволяют сформировать у детей умение контролировать свое поведение, умение оценивать себя и сверстников.
Непосредственно образовательная деятельность способствовала обучать детей умению проявить себя в разных направлениях речевой культуры (обращение со сверстниками, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы сверстников, придумывать истории, в том числе, забавные, описывать и характеризовать героев произведений, умение отстаивать свое мнение, окрашивать свою речь выразительными средствами, контролировать свою речь, чтобы она была грамотной). На начальном этапе знакомства с художественным произведением анализируется речевая основа и нравственная сторона поступков героев.
У детей увеличился интерес и к другим направлениям художественно-эстетической образовательной области. «Музыкальное развитие», где они стали более активно заниматься вокалом, чтобы участвовать в музыкальных постановках. В общих игровых затеях большой популярностью и у детей и у взрослых были забавные хороводы, которые приносят особый эмоциональный колорит в каждом развлечении, требуя от ребенка одновременно контролировать свое возбужденное состояние в соответствии с желаниями других детей.
«Изобразительная деятельность», где дети упражняются в умении дополнять декорации драматических постановок. Продуктивная деятельность использовалась на первом этапе ознакомления с произведением. Например, книжки-раскраски по сюжетам прочитанной сказки. Иногда в рисовании персонажей произведения или сюжетного изображения картины, детям ставится условие, что они будут рисовать точно те сюжеты которые описаны в сказке. Так, создавался конкретный образ по сказке.
Взаимодействие с родителями по развитию культуры речи в театрализованной игре проходило в основном в клубе по интересам «Культура речи». Организация такого клуба вызвана потребностью заинтересовать родителей проблемой развития культуры речи . Вопросы анкеты, способствовали задуматься родителей, что целое направление развития детей ими упущено. При этом, они не до конца осознают пути и возможности проявить себя в этом направлении.
Поддерживая интерес к совместным действиям, планировался конкретный результат в виде развлечения, интеллектуальные викторины, дружеского круглого стола, творческие соревнования.
Каждодневные индивидуальные беседы позволили решать многие вопросы по коррекции отношения к культуре речи: грамотности, использование разнообразных речевых форм (эпитеты, сравнения и т.п.). Родителям предлагали конкретные методы по взаимопониманию игрового содержания ребенка в соответствии с его психолого-педагогическими возможностями и эмоциональными желаниями.
Таким образом,
- сформировано умение контролировать культуру речи, усовершенствована грамотность, выразительность, точность передачи положительного эмоционального состояния;
- создана система ситуаций обучения активного участия в досуговых мероприятиях (организации мероприятия, принятие участия в драматическом этюде);
- обеспечена возможность активного участив в педагогическом процессе выбора литературного произведения, уточнения драматического сценария, участия в организации праздничных мероприятий (подгон костюмов, обновление и дополнение декораций, создание эмоционально-положительного настроения у детей перед представлением и после драматизации).
- сформирован интерес к организации театральной деятельности детей, принимают активное участие в играх – драматизациях.
2.2. Мониторинг развития культуры речи старших дошкольников в театрализованной игре.
В начале эксперимента была проведена диагностика по выявлению уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Обследование проходило в 3 этапа: 1-ый – определение условий развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ (метод наблюдения и анализа, разработанные Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой); 2-ой – развитие связной речи старших дошкольников 3-ий – определение заинтересованности родителей в воспитании культуры речи у дошкольников. На 1 этапе я выяснила условия развивающей среды для развития речи детей старшего дошкольного возраста в группе [22, C.400].
2 этап входной диагностики, определяющий развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по показателям:
составление описательных рассказов
пересказ литературного текста
сочинение рассказа по серии сюжетных картинок
В ходе диагностики можно давать ребенку некоторые пояснения и указания при выполнении упражнений, уточняя их содержание. Однако нельзя помогать ребенку, выполняя задание за него. При затруднении в понимании можно привести пример его выполнения на одном из элементов содержания.
Итак, входная диагностика показала, что в начале учебного года у детей старшего дошкольного возраста 10детей показали достаточный уровень, 14 детей – недостаточный уровень развития связной речи.
В конце работы диагностика дала такие результаты 20 детей показали достаточный уровень, 4 ребенка – недостаточный уровень развития связной
речи ввиду низкой посещаемости.
Таким образом, динамика развития связной речи, где проявляется культура речи, происходит по всем оценочным уровням, что позволяет утверждать об эффективности использования театрализованной игры в развитии культуры речи у старших дошкольников.
3 этап диагностики – анкетирование родителей, выясняя их отношение к развитию культуры речи детей посредством театрализованной игры.
№ п/п
Содержание вопроса
Да
Иногда
Нет
Вх.
Вых.
Вх.
Вых.
Вх.
Вых.
1
Посещаете ли вы с ребенком кукольный театр?
3
10
5
9
16
5
2
Обсуждая спектакль,вы обращаете внимание на игру актеров?
8
14
8
10
8
3
Обсуждая драматическую игру в ДОУ, вы в первую очередь, поощряете игровые действия вашего ребенка?
15
20
5
3
4
1
4
Читаете ли вы диалоги в произведениях с выразительной точности роли?
5
12
12
10
6
2
5
Акцентируете ли вы внимание детей на вежливость речи героев произведений?
8
15
12
9
7
6
Обращаете ли вы внимание на культуру речи ваших детей в повседневной жизни?
9
16
13
8
2
10
Обращаете ли вы внимание на умение проявления вежливой речи в драматической игре ДОУ вашего ребенка?
8
15
10
9
6
11
Как вы думаете, вы являетесь образцом культуры речи для подражания вашему ребенку?
5
10
9
12
10
2
Итого
29%
49%
39%
36%
32%
15%
Таким образом, в начале учебного года большинство родителей иногда посещают и вовсе не посещают драматический театр из-за не только занятости, но и не видят необходимости в этом. Так же только треть родителей стараются контролировать свою речь в вежливости по отношению к окружающим. Однако, к концу учебного года результаты анкеты изменились. Выходная диагностика показала, что большая часть родителей всегда контролируют свою речь, и большая часть родителей иногда этого не делают по причине эмоциональной несдержанности.
Диаграмма № 3 – Динамика отношения родителей к развитию культуры речи старших дошкольников в игре-драматизации.
Итак, диаграмма показывает, что в ходе целенаправленного взаимодействия произошла динамика отношения родителей к развитию культуры речи. Положительно отвечают на вопросы на 20% больше, отрицательно на 17% меньше, и небольшая разница изменения отношения к развитию культуры речи.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию культуры речи у детей старшего дошкольного возраста показала существенную динамику по всем направления образовательного процесса: развивающей речевой среды, организации образовательной деятельности, взаимодействия с семьей, что позволяет отметить эффективность такого средства как игра – драматизация.
Заключение.
Анализируя научно-методическую литературу по речевому развитию дошкольников, ведущие педагоги и психологи Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин отмечают, что развитие речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения.
В современной дошкольной педагогике широко используются разнообразные средства, методы и приемы обучения в развитии речи: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева разрабатывая средства развития связной речи, особое внимание уделяют играм и упражнениям.
Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.П. Стрелкова, М.И. Чистякова указывают на тесную связь эмоций и чувств с развитием речевого общением. Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним.
О.С. Ушакова, отмечает, что культурное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Л.В. Танина под руководством О.С. Ушаковой разработала методику развития связной речи в театральной деятельности. Автор отмечает, что на первых этапах не у всех детей проявляется способность соединить слово и движение, поэтому необходимо непосредственное обучение.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.
Воспитательно-образовательный процесс по развитию культуры речи в игре-драматизации проводился по трем направлениям:
1. Организация обогащения развивающей речевой среды в группе.
2. Образовательная деятельность по развитию речевой культуры старших дошкольников со стороны коммуникативной функции и развития культуры личности.
3. Взаимодействие с родителями по развитию отношения к речевой культуре детей в игре-драматизации.
Целевой раздел отражал задачи по всем направлениям речевого развития: организации речевой среды, воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными возможностями и требованиями программы игр-драматизаций, активного сотрудничества с родителями.
Формы организации образовательной деятельности по развитию культуры речи в игре-драматизации: групповая, малыми группами, индивидуальная.
Основными методами образовательной деятельности по развитию культуры речи в игре-драматизации: игровые приемы обучения, образовательные ситуации, организация литературного центра.
Задачи по организации взаимодействия с родителями: организация клуба по интересам «Культурная речь», индивидуальные и групповые консультации на стенде для родителей и электронной страничке ДОУ, информационные средства: коллажи, плакаты, фотовыставки и т.п.
Содержание образовательной деятельности предопределяло тематическое планирование. Педагогическая деятельность по всем трем направлениям велась параллельно и последовательно.
Организация образовательной деятельности с детьми по развитию культуры речи в основном проходила в обучении игре – драматизации. Организация обучения драматизации произведений проводился классическим способом: знакомство с произведением; распределение ролей для драматизации малых сказок, литературных произведений; индивидуальное заучивание текста каждой роли проводилось индивидуально в утренние и вечерние режимные моменты; обучение эмоционально прочувствовать характер героя; драматическое представление; доигрывание сюжета в других игровых ситуациях.
Непосредственно образовательная деятельность способствовала обучать детей умению проявить себя в разных направлениях речевой культуры.
Содержание совместной работы с семьей отражали основную тематику и являлись дополнительным воспитательно-образовательным средством речевого образца.
Раздел мониторинга отражает контроль речевого развития детей старшего дошкольного возраста Мониторинг развития культуры речи старших дошкольников в игре – драматизации.
Мониторинг проходил в два этапа: входная и выходная диагностика по одним и тем же методам. В начале эксперимента была проведена входная диагностика по выявлению уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста отражающая все три направления: обследование условий развивающей среды (метод наблюдения и анализа, разработанные Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой); 2-ой – развитие связной речи старших дошкольников (метод специально-организованных заданий из диагностической тетради «Путешествие по Стране Правильной Речи», разработанной О.Н. Сомовой, З.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской); 3-ий – определение заинтересованности родителей в воспитании культуры речи у дошкольников (метод анкетирования).
Результаты мониторинга показали динамику развития связной речи, с акцентом на проявление культуры речи по всем оценочным уровням: высокий на 41%, средний уровень на 23%, низкий уровень на 18%, что позволяет утверждать о значимости использования игры - драматизации в развитие культуры речи у старших дошкольников. Выдвинутая гипотеза оказалась верной: игра – драматизация, обогащая культуру речи, способствует речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования - определить условия организации культуры речевого развития в игре-драматизации, выполнена, и можно сделать выводы:
1. Для культурного речевого развития старших дошкольников в игре – драматизации организация образовательной деятельности должна проводиться системно по трем направлениям: обогащение развивающей среды, взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями;
2. Тематическое планирование отражает работу всех направлений, чтобы объединить педагогической воздействие прямого и опосредованного влияния на культуру речевого общения в игре-драматизации. Содержание образовательной деятельности имеет 18 непосредственных мероприятий комбинированного типа и несколько видов упражнений, этюдов, бесед;
3. Подбор литературных произведений несет нравственную нагрузку, глубокое обследование произведений позволяет прочувствовать произведение и проявить эмпатию к героям.
4. Организация клуба по интересам для родителей, имеет свободную форму для посещения; рассматриваемые темы привязаны к общей образовательной деятельности; оценивается активность родителей и их ответственное отношение к игровой деятельности.
Использованная литература.
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
2.Википедия – электронный ресурс / свободная энциклопедия – режим доступа https://ru.wikipedia.org
3. Виноградова А. В. Дидактическая игра «Составь рассказ» – [Электронный ресурс] – 2015 – режим доступа: http://dohcolonoc.ru/, свободный
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. / Н.Ф. Губанова - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 375с.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ дошкольного образования. / М.Б. Зацепина – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
7. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Л.А. Парамоновой. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
8. Майданкина Н.Ю., Шатунова О.Г. Использование потенциала досуговой деятельности в образовательном процессе детского сада / Н.Ю. Майданкина, О.Г. Шатунова // журнал «Детский сад: теория и практика» - 2012 - № 2 С. 104-112
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозаика-синтез, 2014 - 304с.
10. Основные понятия культуры речи – [Электронный ресурс] – режим доступа: // imp.rudn.ru/
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
12. Режиссерские игры и игры-драматизации в дошкольном возрасте. - [Электронный ресурс] – 2015 – режим доступа: http://dramateshka.ru/
13. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н.Н. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
14. Ушакова Н.В. Организация театрализованной деятельности в ДОУ. // Воспитатель №6, 2010. – С.88-90.
15. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
16. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
17. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c
18. Юдина О., Христенко. Н. Формируем нормы поведения. / О. Юдина, Н. Христенко //Дошкольное воспитание - 2012 - № 4 С. 38-42
Приложение.
Игра - викторина «Знатоки сказок»
Правила. Детям предлагаются вопрос и четыре варианта ответа. Необходимо быстро выбрать правильный ответ и обосновать его.
1. Кто разрушил теремок?
а) слон; б) медведь; в) носорог; в) бегемот.
2. До какого числа мог считать козленок?
а) до трех; б) до пяти; в) до десяти; г) до ста.
3. На каком транспорте любил ездить Емеля?
а) на санях; б) на пароходе; б) в карете; г) на печи.
4. Куда нельзя садиться медведю?
а) на скамейку; б) на бревно; в) на пенек; г) на камень.
5. Что стало причиной разрушения кошкиного дома? а) пожар; б) ветер;
а) в Африке; б) в тридесятом государстве; в) на острове Буяне;
г) на острове Чунга-Чанга.
11. Куда сунул свой нос Буратино?
а) в очаг; б) не в свое дело; в) в кашу; г) в замочную скважину.
12. Кто автор сказки «Золушка»?
а) Шарль Перро; б) Самуил Маршак; в) братья Гримм; г) Ганс Христиан Андерсен.
Игры - упражнения.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужноеслово. «Комплименты»
Материал: мяч.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мячик одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее, пока каждый не получит свой комплимент.
Игра "Интервью".
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.
Для того, чтобы научить детей «не бояться» микрофона попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.
Продуктивная деятельность
«Нарисуй сказку».
Задача: развивать умение детей придумывать и зарисовывать свои сказки (пишущих детей - записывать свои сказки).
«Изготовление декораций и масок для драматизации сказок».
Задачи: упражнять детей в описании способа передачи настроения и состояния животного посредством рисования маски.
Каждый персонаж имеет несколько масок, изображающих разное настроение: веселый хитрый заяц, испуганный заяц, грустный трусливый зайка.
Инсценировка сказки С. Я. Маршака
«КТО КОЛЕЧКО НАЙДЕТ?»
Действующие лица
Рассказчик
Девочка Оля
Кошка
Гусь
Курица
Индюк
Сорока
Постановка
Осуществляя постановку этой, довольно простой, инсценировки, педагогу следует уделить особое внимание средствам сценической выразительности.
При этом важно понимать, что показ данной инсценировки не является самоцелью. Гораздо важнее привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться определенных результатов в использовании движений, мимики, жестов как средств выразительности.
Организация работы с детьми
После знакомства детей с инсценировкой, педагог объявляет о том, что театральный коллектив их группы будет осуществлять постановку с тремя составами.
Первый состав выступит на празднике, а второй и третий составы будут участвовать в показе инсценировки младшим детям. Поэтому все дети должны быть готовы к выступлению. Девочки – к исполнению роли Оли, кошки, курицы и сороки, а мальчики – гуся, индюка и рассказчика.
Работа над текстом
У профессиональных актёров и режиссёров есть такой термин – «вскрыть текст». Это значит – определить, понять, почувствовать всё то, что скрывается под словами, за словами, между словами, т. е. что является подтекстом.
Осуществлять такого рода работу над текстом надо постепенно, по мере появления каждого нового действующего лица (появление кошки, затем гуся, курицы и т. д. ).
Благодаря смысловой обработке материала, текст инсценировки легко запоминается детьми. При этом не механически, а осознанно и в контексте конкретного образа.
Работа над сценической выразительностью
Наблюдения за поведением детей показали, что выразительность их интонаций, жестов, движений на сцене во многом определяется эффективностью предварительной разъяснительной работы, а не количеством репетиций.
Прежде чем ребенок начнёт репетировать, он должен иметь чёткие представления о характере своего героя, его внутренней сущности.
Для того, чтобы дети могли понять, какая кошка, педагог вначале читает её ответ девочке.
Кошка не отказывается помочь Оле. В глазах девочки она хочет быть хорошей. Кошка проявляет даже какую-то видимость деятельности (спрыгивает с печки, добирается до крыльца), но в последнюю минуту отказывается от дальнейших действий. Она ленивая и ей вовсе не хочется заниматься поисками колечка. Но кошка хитрая – она не хочет прямо сказать об этом Оле и ссылается на свою занятость.
Педагог может поинтересоваться тем, как дети представляют себе кошку. Старая она или молодая? Какой окраски её шерстка? Как она двигается?
После того, как дети ответят на эти вопросы, педагог предлагает им ещё раз послушать отрывок из сказки, в котором поэт характеризует движения кошки: прыг, шмыг, клубком, кувырком. А затем спрашивает у детей, как же на самом деле поступила кошка? Может быть, она вовсе и не спрыгивала с печки, а об этом только рассказывала Оле?
В зависимости от ответа детей педагог строит всю последующую работу над движениями кошки в инсценировке: или она рассказывает Оле об этом, или действительно быстро прибегает на крылечко, но отказывается ей помочь в поисках.
Приступая к работе над следующими образами, педагог может использовать приём, который мастерски применял С. Я. Маршак, описывая движения кошки: прыг, шмыг, кувырком, клубком. Это звучные, слова, очень точно характеризующие каждое движение. Поэтому и в дальнейшем педагог может воспользоваться этим приёмом и для показа движений остальных героев инсценировки. Кроме того, в работе с детьми оказались очень эффективными двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.
Мы рекомендуем двигательные импровизации проводить со всеми детьми, построив их с учётом образов героев инсценировки:
кошки – умываются, гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски, прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького;
гуси – идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег, отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку для того, чтобы она их накормила;
куры – увидели корм и бегут к нему; подзывают своих цыплят; пьют воду, нападают на обидчика, сидят на жёрдочке;
индюки – гуляют, нападают на обидчика, роют землю, разглядывают то, что они нашли;
сороки – рассказывают о какой-то новости; ищут блестящие предметы, стараются незаметно украсть то, что им нравится.
В работе над постановкой сказки-игры должен принимать участие музыкальный руководитель.
Желательно для каждого героя подобрать соответствующую его образу музыку. Отдельно должна быть представлена и музыкальная тема Оли.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}