Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 44.02.01«Дошкольное образование» по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 44.02.01«Дошкольное образование».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профессионального модуля»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО - ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО - ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01.Организация мероприятий, направленных
на укрепление здоровья ребенка и его
физического развития
(название профессионального модуля)
44.02.01 Дошкольное образование
г. Нягань, 20__
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 44.02.01«Дошкольное образование» по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 44.02.01«Дошкольное образование».
44.00.00 Образование и педагогические науки
Согласован: Утверждаю:
на заседании ПЦК Зам. директора по УПР БУ «Няганский
«Гуманитарного цикла» технологический колледж»
Протокол № 5 __________ Е.И Насырова
от «25» мая 2017 г.
Председатель ПЦК
___________В.В.Дмитриева
Разработчик:
Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж»
___________ Р.Р.Мангушев
Согласован:
(работодатель)
ДЕТСКИЙ САД
Согласован:
Заведующий отделением реализации
профессиональных модулей:
__________
______________М.Н.Чапаева
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
1.
Паспорт рабочей программы профессионального модуля
4
2.
Результаты освоения профессионального модуля
6
3.
Структура и содержание профессионального модуля
7
4.
Условия реализации профессионального модуля
44
5.
Контроль и оценка результатов профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
47
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его
физического развития
название программы профессионального модуля
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
44.02.01 Дошкольное образование
код название
44.00.00 Образование и педагогические науки
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
4.3.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована для программ повышения квалификации младших воспитателей, руководителей физического воспитания, гувернеров, педагогов-организаторов.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
- организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
- организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
- организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
- взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
- диагностики результатов физического воспитания и развития;
- наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
- разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
- показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения
знать:
- теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
- теоретические основы режима дня;
- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
- теоретические основы двигательной активности;
- основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
- особенности детского травматизма и его профилактику;
- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии; основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
- теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
- методику проведения диагностики физического развития детей.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности 4.3.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2.
Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3.
Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4.
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
01.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Коды профессиона
льных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1.1.
Раздел 1. Медико-биологические и социальные основы здоровья
105
70
30
35
6
ПК 1.2.
Раздел 2. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
180
120
50
60
6
ПК 1.3
Раздел 3. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
180
120
50
60
12
Учебная практика
36
Производственная практика (по профилю специальности), часов
36
36
Всего:
537
310
130
155
36
36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ.01.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
МДК 01.02. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
Объем часов
дата
Самостоятельная работа
Уровень освоения
1
2
3
4
5
6
ПМ 01.
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
МДК 01.02
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Тема 1.1. Введение
Подтема, содержание
2-2
1
Цель и задачи профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие», его роль в формировании у студентов профессиональных компетенций.
Краткая характеристика основных разделов модуля. Порядок и форма проведения занятий, использование основной и дополнительной литературы. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении модуля.
Лабораторная работа
3
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 1
«История развития системы физического воспитания дошкольников» (написание реферата).
1
Тема 1.2. Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры
Подтема, содержание
2-4
1
1
Введение. Предмет методики физического воспитания и развития детей: характеристика, основные понятия, система физического воспитания.
Образование в области физической культуры. Физическое развитие.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 2
Составление таблицы «Основные понятия и термины».
1
3
2
Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры.
Характеристика оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в области дошкольного образования.
2-6
1
Лабораторная работа
Практическое занятие № 1
Выполнение анализа основных задач образования дошкольников в области физической культуры.
2-8
2
Самостоятельная работа № 3
«Характеристика задач образования дошкольников в области физической культуры» (составление конспекта).
2
3
3
Принципы образования дошкольников в области физической культуры.
Классификация принципов образования дошкольников в области физической культуры. Принципы организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении. Принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками
2-10
1
Лабораторная работа
Практическое занятие № 2
Сравнительный анализ принципов образования дошкольников в области физической культуры.
2-12
2
Самостоятельная работа № 4
Общеразвивающие упражнения для детей разных возрастных групп
2
3
4
Средства, используемые в физическом воспитании дошкольников.
Классификация физических упражнений. Естественные силы природы и гигиенические факторы в физическом воспитании дошкольников.
2-14
1
Лабораторная работа
Практическое занятие № 3
Сравнительный анализ естественных сил природы и гигиенических факторов при выполнении физических упражнений.
2-16
2
Самостоятельная работа № 5
Сопутствующие средства, повышающие эффективность использования физических упражнений (написание реферата).
2
3
5
Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
Классификация методов: метод слухового, зрительного и двигательного восприятия. Соотношение используемых методов
2-18
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
2
6
Анализ принципов, методов и приемов обучения детей физическим упражнениям.
2-20
Самостоятельная работа № 6
«Особенности использования строго регламентированного упражнения у дошкольников» (составление мультимедийной презентации).
2
3
Лабораторная работа
Практическое занятие
Тема 1.3. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Подтема, содержание
2-22
1
1
Программы образования дошкольников в области физической культуры.
Комплексные программы, парциальные оздоровительные программы, парциальные оздоровительные программы и программы дополнительного образования
Лабораторная работа
Практическое занятие 1
Определение и анализ принципов, методов и приемов обучения детей физическим упражнениям.
2-24
Самостоятельная работа № 7
Программа воспитания и обучения в детском саду (анализ программы, структуры, содержания в целом).
2
3
2
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Специалисты и их обязанности в дошкольном учреждении, их деятельность. Факторы психического утомления.
2-26
1
Лабораторная работа
Практическое занятие № 2
Разработка рекомендаций для воспитателей по организации спортивных упражнений с детьми в дошкольном учреждении.
2-28
2
Самостоятельная работа № 8
«Взаимосвязь работы руководителя физического воспитания и воспитателя в дошкольном учреждении (написание реферата).
2
3
3
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.
Трудности родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Помощь дошкольного учреждения в физическом воспитании ребенка.
2-30
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 9
«Проблемы формирования здоровья детей в семье» (разработка информационных бюллетеней для родителей)
2
3
4
Помещение, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
Оборудование и инвентарь для физкультурного зала и бассейна. Физкультурно-игровое оборудование для групповых комнат. Оборудование и инвентарь для занятий на улице. Приборы, необходимые для диагностики физического состояния дошкольников.
2-32
1
Лабораторная работа
Практическое занятие № 3
Анализ основных программ образования дошкольников в области физической культуры.
2-34
2
Практическое занятие № 4
Составление и анализ требований, предъявляемых к помещениям, оборудованию и инвентарю, предназначенных для занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
2-36
2
Самостоятельная работа № 10
Требования к помещениям, предназначенных для занятий физическими упражнениями с дошкольниками (мультимедийная презентация).
2
3
Тема 1.4. Обучение, воспитание и развитие дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Подтема, содержание
2-38
1
1
Обучение дошкольников движениям.
Закономерности формирования двигательных навыков. Гимнастика (классификация видов упражнений). Игры, их классификация и виды). Спортивные упражнения. Простейший туризм.
Лабораторная работа
3
Практическое занятие 5
Составление конспекта проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
2-40
2
Самостоятельная работа № 11
«Подвижные игры для детей дошкольного возраста» (составление картотеки игр, подбор речевого материала, изготовление атрибутов к играм, разработка конспекта проведения игр).
Дополнительные занятия физическими упражнениями для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2-60
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 10
Разработка рекомендаций для воспитателей по организации спортивных упражнений с детьми в дошкольном учреждении
2-62
2
Самостоятельная работа № 18
Традиционные и нетрадиционные виды закаливания детей дошкольного возраста» (создание мультимедийной презентации)
1
3
Практическое занятие 11
Разработка упражнений для обучения ходьбе, бегу детей разных возрастных групп.
2-64
2
Практическое занятие 12
Разработка подвижных игр и физкультурного досуга для детей дошкольного возраста.
2-66
2
Самостоятельная работа № 19
Комплекс двигательных упражнений для детей дошкольного возраста (составление комплекса).
1
3
Тема 1.6. Технология построения образовательного процесса по физической культуре в образовательном учреждении.
Подтема, содержание
2-68
1
1
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Планирование учебной работы. Планирование физкультурно-массовых мероприятий. Планирование совместной деятельности с медицинскими работниками дошкольного учреждения. Планирование работы с родителями.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 20
Конспект занятия для детей подготовительной группы
2
3
2 курс
2
Контроль результатов образовательной деятельности дошкольников в области физической культуры.
Виды педагогического контроля. Определение физической подготовленности дошкольников
2-70
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 17
Разработка конспекта физкультурного занятия
2-72
2
Самостоятельная работа № 21
«Критерии определения физической подготовленности дошкольников (конспект).
2
3
Тема 1.7. Оздоровительная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
Подтема, содержание
2-74
1
1
Особенности развития организма ребенка.
Костная, мышечная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма. Внутренние органы. Кожа. Нервная система.
Лабораторная работа
Практическое занятие 15
Физиологическое развитие ребенка дошкольного возраста.
2-76
Самостоятельная работа № 22
Особенности развития центральной нервной системы у детей дошкольного возраста (написание реферата).
2
3
2
Формирование движений ребенка от рождения до четырех лет.
Последовательность формирования движений ребенка 1 – 4 года жизни.
2-78
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 16
Формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения.
2-80
2
Самостоятельная работа № 23
«Развитие моторики ребенка от рождения до 4 лет» (создание мультимедийной презентации)
2
3
3
Формирование движений ребенка от пяти до семи лет.
Последовательность формирования движений ребенка 5 – 7 года жизни.
2-82
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 24
«Развитие моторики ребенка от 5 до 7 лет» (создание мультимедийной презентации)
2
3
4
Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности.
Физиологические, психические, биомеханические процессы в организме дошкольников.
2-84
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 17
Функции и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
2-86
2
Самостоятельная работа № 25
Виды бега и их характеристика ( составление конспекта)
2
3
5
Педагогический контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Нормирование физических нагрузок. Определение качественных и количественных характеристик физкультурного занятия. Особенности занятий физическими упражнениями после перенесенных детьми заболеваний.
2-88
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 18
Режим двигательной активности. Регулирование физических нагрузок для детей дошкольного возраста.
2-90
2
Самостоятельная работа № 26
Внешние признаки утомления детей (составление таблицы)
2
3
6
Медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Особенности занятий физическими упражнениями после перенесенных детьми заболеваний.
2-92
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 19
Техника ведения хронометрирования. Оснащение исследования
2-94
2
Самостоятельная работа № 27
Ограниченные и противопоказанные виды движений при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (составление таблицы).
2
3
Практическое занятие 20
Разработка таблицы «Особенности занятий физическими упражнениями после болезни».
2-96
2
Тема 1.8. Учет особенностей развития ребенка в процессе физкультурно-оздоровительной работы
Подтема, содержание
1-97
1
1
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
Учет психологических особенностей детей. Учет половых особенностей детей.
Лабораторная работа
Практическое занятие 21
Характеристика детей разных типов полоролевого поведения
1-98
2
Самостоятельная работа № 28
«Методика развития психофизических качеств у детей» (составление таблицы).
2
3
2
Занятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.
Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения интеллекта, зрения, нарушения слуха, опорно-двигательного аппарата, и нарушения зрения.
1-99
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 22
Разработказанятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.
1-100
Самостоятельная работа № 29
«Проблемы формирования здоровья детей в семье» (разработка информационных бюллетеней для родителей).
2
3
3
Занятия с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи.
Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения
опорно-двигательного аппарата, и нарушениями зрения.
2-102
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 23
Разработка занятия с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи.
2-104
Самостоятельная работа № 30
«Причины нарушения речи детей (составление конспекта)
2
3
Тема 1.9. Научно-педагогические исследования в физической культуре дошкольников
Подтема, содержание
2-106
1
1
Подготовка к исследованию.
Определение логики исследования. Разработка методики исследования.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 31
«Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (написание конспекта).
2
3
2
Проведение исследования.
Анализ литературных источников, документальных материалов. Опрос. Тестирование. Экспертная оценка. Педагогический эксперимент.
2-108
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 24
Методика исследования – ход научной работы.
2-110
2
Самостоятельная работа № 32
Анализ видов педагогических экспериментов
2
3
3
Обработка результатов исследования.
Качественный и количественный анализ результатов исследования.
2-112
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 25
Методы обработки информации.
2-114
2
Самостоятельная работа № 33
Анализ методов обработки информации (составление схемы).
2
3
4
Комплексное использование методов в исследовании.
Варианты исследовательских задач. План проведения экспертизы. План изучения педагогического опыта.
2-116
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 34
Структура и содержание проведения исследования по определению эффективности разработанной методики (оформление таблицы).
1
3
5
Оформление учебно-исследовательской работы.
Структура работы. Описание хода исследования и его результат.
2-118
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа: «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста».
2-120
3
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 35
«Часто встречающиеся ошибки при исследовании в области физической культуры дошкольников» (конспект).
1
3
Всего:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка:
120
Самостоятельная работа:
60
ПМ.01.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
МДК 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
Объем часов
дата
Самостоятельная работа
Уровень освоения
1
2
3
4
5
6
МДК 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Тема 1.1. Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры
1
Основные понятия теории и методики физической культуры дошкольников.
Закономерности построения образовательного процесса в области физической культуры. Определение иерархии основных понятий физической культуры дошкольников. Уточнение понятий, имеющих различное толкование в учебно-методической литературе.
2-2
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 1
Анализ и соотношение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание» (составление конспекта).
2
3
2
Принципы образования дошкольников в области физической культуры.
Группы принципов, виды принципов. Анализ особенностей реализации принципов в процессе образования дошкольников в области физической культуры
2-4
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 2
Анализ и структура принципа организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном образовании
2
3
3
Средства, используемые в физическом воспитании дошкольников.
Сопутствующие средства, повышающие эффективность использования физических упражнений. Классификация физических упражнений. Рассмотрение возможности повышения эффективности использования физических упражнений при сочетании их с воздействием естественных сил природы и учете гигиенических факторов.
2-6
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 3
Физические упражнения на улице (написание реферата)
2
3
4
Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
Классификация методов. Этапы обучения. Изучение методов слухового и зрительного восприятия. Изучение методов двигательного восприятия
2-8
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 4
Анализ и структура игрового и соревновательного метода.
2
3
Тема 1.2. система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Подтема, содержание
2-10
1
1
Структура образования дошкольников в области физической культуры.
Основное образование. Дополнительные образовательные услуги. Анализ дополнительных образовательных услуг в области физической культуры, организуемых в дошкольном учреждении.
Лабораторная работа
Практическое занятие 1
Определение возможности реализации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в соответствии с избранной программой образования дошкольников.
2-12
2
Самостоятельная работа № 5
Физкультурно-рекреационные мероприятия в дошкольном учреждении (создание мультимедийной презентации)
2
3
2
Программы образования дошкольников в области физической культуры.
Различные виды образовательных программ по физической культуре дошкольников. Сравнительный анализ образовательных программ.
2-14
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 6
«Программные требования по обучению дошкольников строевым упражнениям» (конспект).
2
3
3
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Направления деятельности педагогов и медицинских работников. Взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения по осуществлению физкультурно-оздоровительной работы.
2-16
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 7
Обязанности воспитателя и младшего воспитателя в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми в группе (питание, культурно-гигиенические навыки, закаливающие процедуры) (конспект).
2
3
4
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей.
Формы работы дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания. Разработка программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
2-18
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 2
Определение методов и форм работы дошкольного учреждения с семьей. Разработка методических рекомендаций для родителей по выбранной теме.
2-20
2
Лабораторная работа
Практическое занятие 3
Освоение технологии разработки программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по вопросам физической культуры. Разработка концепции сотрудничества – основы программы преемственности дошкольного учреждения и семьи.
2-22
2
Самостоятельная работа № 8
«Взаимосвязь работы руководителя по физическому воспитанию и воспитателя в дошкольном учреждении» (анализ планирования основных движений и подвижных игр)
2
3
5
Помещения, площадки, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
Требования к материально-техническому оснащению занятий физическими упражнениями различных программ. Анализ материально-технической базы дошкольного учреждения.
2-24
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 9
«Профилактика травматизма при проведении спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста» (разработка рекомендаций для родителей).
2
3
Тема 1.3. Обучение, воспитание и развитие дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
Подтема, содержание
2-26
1
1
Обучение дошкольников гимнастике.
Ходьба и бег. Прыжки. Метания. Лазанье. Упражнения в равновесии. Строевые и общеразвивающие упражнения.
Лабораторная работа
Практическое занятие 4
Разбор видов прыжковых упражнений учебной программы и оценка степени владения детьми старшего возраста прыжковыми упражнениями.
2-28
2
Самостоятельная работа № 10
Составление комплекса общеразвивающих упражнений
2
3
2
Обучение дошкольников подвижным играм и элементам спортивных игр.
Классификация подвижных игр. Особенности организации и проведения подвижных игр с детьми разного возраста. Организация и методика обучения дошкольников элементам спортивных игр.
2-30
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 5
Организация и проведение подвижных игр с целью определения готовности студентов к этому виду деятельности.
2-32
2
Самостоятельная работа № 11
Спортивные игры в дошкольном возрасте (конспект).
2
3
3
Обучение дошкольников спортивным упражнениям.
Ходьба на лыжах. Катание на санках, коньках, велосипеде. Плавание.
2-34
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 12
Основные спортивные упражнения (создание мультимедийной презентации).
2
3
4
Развитие двигательных способностей дошкольников.
Развитие у дошкольников скоростных, силовых способностей и выносливости. Развитие гибкости и координационных способностей.
2-36
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 6
Разработка комплекса из 3-4 упражнений направленных на развитие скоростных способностей дошкольников с использованием повторного метода. Разработка комплекса из 3-4 упражнений, направленных на развитие силовых способностей дошкольников.
2-38
2
Самостоятельная работа № 13
Приемы совершенствования способности поддерживать равновесие (составление таблицы).
1
3
5
Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры. Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Теоретические сведения о физической культуре.
2-40
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 7
Теоретические сведения и способы проверки сформированности заданий.
2-42
2
Самостоятельная работа № 14
История физической культуры (написание реферата).
1
3
Тема 1.4. формы занятий с физическими упражнениями с дошкольниками.
Подтема, содержание
2-44
1
1
Характеристика физкультурного занятия.
Структура и содержание занятия. Организация занятия.
Лабораторная работа
Практическое занятие 8
Определение особенностей подготовки педагога к физкультурному занятию.
2-46
2
Самостоятельная работа № 15
Форма организации деятельности занимающихся в зале (заполнение таблицы)
1
3
2
Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий.
Ритмическая гимнастика на занятиях с дошкольниками. Стретчинг и фитбол-гимнастика.
2-48
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 9
Разработка комплекса упражнений в соответствии с самостоятельно выбранным музыкальным сопровождением.
2-50
2
Самостоятельная работа № 16
Структура комплекса фитбол-гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (составление таблицы)
1
3
3
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. Физкультурно-массовые мероприятия.
Утренняя гимнастика. Физкультминутки. Подвижные игры. Двигательная деятельность. Гимнастика после сна. Физкультурный досуг. Физкультурный праздник.
2-52
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 10
Сравнительный анализ особенностей организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в разных возрастных группах.
2-54
2
Лабораторная работа
Практическое занятие 11
Определение соответствия содержания физкультурных досугов процессу обучения дошкольников двигательным действиям на физкультурных занятиях.
2-56
2
Практическое занятие 12
Организация и проведение физкультурного праздника с детьми дошкольного возраста.
2-58
2
Практическое занятие 13
Организация и проведение физкультурного досуга с детьми дошкольного возраста.
2-60
2
Самостоятельная работа № 17
«Физкультурные досуги, праздники» (составление и оформление одного из праздника).
2
3
Тема 1.5. Технология построения образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении
Подтема, содержание
2-62
1
1
Планирование физкультурно-оздоровительной работы.
Документы планирования учебной работы. Разработка тематической рабочей программы.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 18
Анализ упражнений программы (заполнение таблицы).
2
3
2
Разработка квартального плана и конспекта занятия.
Основные задачи. Определение и планирование оздоровительных задач. Последовательность составления конспекта занятия
2-64
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 14
Разработка примерной тематической рабочей программы.
Контроль результатов образовательной деятельности дошкольников в области физической культуры.
Виды педагогического контроля. Формы текущего контроля.
2-68
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 20
Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста (написание реферата)
2
3
4
Определение уровня физической подготовленности дошкольников. Особенности проведения тестирования в дошкольном учреждении
Диагностика. Блоки диагностики. Рекомендации по выбору тестовых заданий.
2-70
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 15
Определение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста (6 лет)
2-72
2
Самостоятельная работа № 21
Протокол тестирования (заполнение таблицы)
2
3
Тема 1.6. оздоровительная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
Подтема, содержание
2-74
1
1
Учет анатомо-физиологических особенностей детей при организации двигательной деятельности.
Особенности развития организма детей. Мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, центральная нервная системы.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 22
Костная система детей дошкольного возраста (написание конспекта).
2
3
2
Особенности использования физических упражнений в дошкольном возрасте. Оздоровительная направленность общеразвивающих упражнений.
Ошибки в выборе упражнений. Комплекс общеразвивающих упражнений в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника.
2-76
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 16
Правила построения комплекса общеразвивающих упражнений, способствующих решению оздоровительных задач.
2-78
2
Самостоятельная работа № 23
«Запрещенные и ограниченные упражнения для детей дошкольного возраста (составление списка)
2
3
3
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Этапы оптимизации процесса занятий с дошкольниками. Формирование у студентов представлений о возможности оценки физической нагрузки в процессе занятий по изменению пульса ребенка.
2-80
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 17
Определение физической нагрузки по динамике пульса детей.
Определение и формулировка задач занятия. Подбор упражнений. Методы обучения и степень их эффективности. Организация занятия. Подготовка педагога. Результативность занятия
2-84
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 18
Педагогический анализ занятия дошкольного учреждения.
2-86
2
Самостоятельная работа № 25
Эффективность занятия в дошкольном учреждении (написание конспекта).
2
3
Тема 1.7. учет особенностей развития ребенка в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Подтема, содержание
2-88
1
1
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
Учет психологических особенностей детей. Типы темперамента.
Лабораторная работа
Практическое занятие 19
Особенности обучения физическим упражнениям детей с разными типами темперамента.
2-90
2
Самостоятельная работа № 26
Проявления разных типов темперамента у детей в коллективных действиях (написание конспекта).
Особенности обучения физическим упражнениям детей с разными типами полоролевого поведения.
2-94
2
Самостоятельная работа № 27
Поведение фемининных мальчиков на занятиях физическими упражнениями (написание реферата).
2
3
3
Занятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.
Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения интеллекта и опорно-двигательного аппарата.
2-96
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 28
Подвижные игры с детьми, имеющие нарушения интеллекта (разработка практических рекомендаций).
2
3
4
Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющие нарушения зрения, слуха и речи.
Основные средства и виды развития нарушения зрения, слуха, речи.
2-98
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 29
Характеристика специфики методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения (составление конспекта).
2
3
Тема 1.8. научно-педагогические исследования в области физической культуры дошкольников.
Подтема, содержание
2-100
1
1
Основные направления исследований в области физической культуры дошкольников.
Цели исследований. Основные направления исследований. Проблемы в области физической культуры дошкольников на современном этапе; анализ причин, их порождающих.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 30
Актуальные аспекты проблемы профессиональной компетентности педагога в области физической культуры (составление мультимедийной презентации).
2
3
2
Количественный анализ результатов исследования.
Генеральная совокупность. Выборка. Параметрические критерии различия. Определение достоверности. Корреляция.
2-102
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 31
Анализ тем исследований.
1
3
3
Определение достоверности различий между результатами с помощью параметрических критериев.
Средняя арифметическая величина. Среднее квадратичное отклонение. Критерий Стьюдента. Степени свободы.
2-104
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 21
Определение степени достоверности различий между двумя группами дошкольников по одному из показателей их физической подготовленности с использованием критерия Стьюдента.
2-106
2
Самостоятельная работа № 32
Граничные значения t (критерий Стьюдента) (заполнение таблицы).
1
3
4
Определение достоверности различий между результатами с помощью непараметрических критериев.
Критерий Уайта. Значения Т-критерия Уайта. Определение сформированности у студентов экспериментальной и контрольной групп знаний в области методики физической культуры дошкольников.
2-108
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 22
Определение достоверности различий между двумя группами дошкольников по уровню сформированности знаний в области физической культуры с использованием критерия Уайта.
2-110
2
Самостоятельная работа № 33
Первичные числовые операции при определении различий по критерию Уайта (Т) (заполнение таблицы).
1
3
5
Определение меры связи между признаками, выраженными в ранжировании результатов.
Ранговая корреляция. Критические значения коэффициентов корреляции рангов Спирмена. Использование метода статистики.
2-112
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 23
Определение степени связи между показателями физического развития дошкольников и результатами тестирования их физической подготовленности.
2-114
2
Лабораторная работа
Практическое занятие 24
Определение меры связи между признаками, имеющими количественную оценку.
2-116
2
Лабораторная работа
Практическое занятие 25
Определение коэффициента корреляции между показателями физической подготовленности старших дошкольников.
2-118
2
Контрольная работа: «Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков».
2-120
2
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 34
Первичные числовые операции при расчете коэффициента корреляции (r) (заполнение таблицы).
1
3
Всего:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка:
120
Самостоятельная работа:
60
Учебная практика
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Дата
Самостоятельная работа
Уровень освоения
Учебная практика
Разработка и анализ мероприятий по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.
6-6
3
Организация и проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно- гигиенических навыков и укрепление здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.
6-12
3
Организация и проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей в дошкольных образовательных учреждениях.
6-18
3
Диагностика результатов физического воспитания и развития детей. Разработка алгоритма взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.
6-24
3
Разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
6-30
3
Дифференцированный зачет
6-36
3
Производственная практика
Наблюдение и анализ мероприятий по физическому воспитанию, осуществляемому в дошкольном образовательном учреждении.
6-6
3
Наблюдение и анализ режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно- гигиенических навыков и укрепление здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.
6-12
3
Формирование и выполнение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей в дошкольных образовательных учреждениях.
6-18
3
Анализ результатов физического воспитания и развития детей. Составление алгоритма взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.
6-24
3
Составление и анализ предложений по коррекции процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
6-30
3
Соблюдение и выполнение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
3-33
3
Подготовка и сдача отчета по производственной практике.
3-36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинета методики физического воспитания и развития детей; мастерских корпус 8, кабинет 6 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: стационарное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь, приборы для диагностики, методические рекомендации к практическим и самостоятельным работам студентов, раздаточный дидактический материал, демонстрационный иллюстративный материал.
Технические средства обучения: телевизор, DVD-плеер, CD-плеер, мультимедийные презентации, фонотека (детские песни, марши, танцевальные мелодии), видеотека (фрагменты проведения разных форм работы по физическому воспитанию детей)
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: таблицы, схемы с характеристикой распространенных детских болезней, демонстрационный материал по оказанию первой медицинской помощи
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Спортивный зал, сертифицированный медицинский кабинет, стационарное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь в физкультурном зале, групповой площадке; оснащение методического кабинета; предметная среда.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. .Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены дошкольного возраста, [Текст]: Учебное пособие для студентов дошк. отд. средних педагогических учебных заведений, Голубев В.В., Голубев С.В., М.; «Академия», 2011.-320с.
2.Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. [Текст] Учебное пособие. Р.И. Райзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011.-214с.
3.Артюнина, Г.П, Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. [Текст]. Артюнина, Г.П., Игнатькова С.А., – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2012.- 230 с.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебник. Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование». Под редакцией С.О. Филипповой, - М., 2014.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Практикум. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование». Под редакцией С.О. Филипповой, - М., 2014.
Л.В. Родионова. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2011 г.
Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2011.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 2013.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.; Воронеж, 2012.
Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. – М., 2011.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физическое и спортивное оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. – М., 2012.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2013.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2012.
Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М., 2012.
Физическое воспитание и развитие дошкольников /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2011.
Дополнительные источники:
1. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний, [Текст] Учебное пособие для учащихся пед. училищ. М., Просвещение, 2011.-320с.
2. Чабовксая А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология" / А. П. Чабовская. - М.: Просвещение, 2011. - 222 с.
3.Безруких М.М., Возрастная физиология [Текст]: Учебное пособие для вузов. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. - М.: Академия, 2012. - 376 с.
4.Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст]: Учебное пособие для вузов. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. – М.: Академия, 2012 – 376с.
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении /Под ред. С.А. Козловой. – М., 2002.
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2013.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М., 2012
Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Р.И. Амарян, В.А. Муравьев. – М., 2013.
Овчиникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. – СПб., 2012
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2011.
Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2–7 лет. – М., 2012.
Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. – М., 2013.
Интернет-ресурсы
http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/
http://www.dovosp.ru/
http://www.doshped.ru/
http://www.arkty.ru/journal/index.html
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Doshkoln_ped_1.htm
http://festival.1september.ru
http://www.malyshok.by/
http://window.edu.ru/
http://vospitatel.resobr.ru
http://www.detskiysad.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебного кабинета. .
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-наглядные пособия (таблицы, схемы);
-приборы для определения физического развития и физической подготовленности ребенка (динамометры, весы, ростомер, тонометр)
-аптечки для оказания первой медицинской помощи,
-рабочие места по количеству обучающихся, доска, программное обеспечение междисциплинарного курса, мультимедийный комплекс.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), занятия проводятся парами. Образовательный процесс по данному производственному модулю производится по типу аудиторной работы с разделением проведения занятий на теоретическое обучение и практическое обучение. Производственная практика проводится концентрированно. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков, программой изучения модуля предусмотрено проведение лабораторно-практических работ, теоретических занятий, консультации с преподавателем; индивидуальные и групповые занятия педагога с обучающимися, самостоятельная работа обучающихся во внеаудиторное время. Консультационная помощь обучающимся организуется в соответствии с распорядком образовательного учреждения. Консультации производятся в индивидуальной и групповой форме.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее педагогическое образование по профилю специальности, первая или высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы от 1 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Методисты: высшее педагогическое образование по профилю специальности, первая или высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы от 1 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- определение целей, задач, содержания физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
- целесообразность выбора форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом возраста
- составление плана мероприятий двигательного режима с учетом возраста и режимом работы образовательного учреждения
- осуществление взаимосвязи плана работы с контролем (диагностикой)
Текущий контроль:
- защита творческого проекта
Зачет: на производственной практике по профессиональному модулю.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
- анализ проведения режимных моментов (умывание, питание, одевание, сон) с детьми дошкольного возраста воспитателем
- создание педагогических условий проведения режимных моментов в соответствии с возрастом детей
- организация режимных моментов в соответствии с возрастом детей
- организация процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Зачетное задание: на производственной практике по профессиональному модулю.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
- показ техники выполнения физических упражнений, ритмических движений под музыку
- анализ проведения мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, физкультурного занятия, прогулки, закаливания, физкультурных досугов и праздников) в условиях дошкольного образовательного учреждения
- организация мероприятий двигательного режима с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм
- подбор методических приемов организации двигательной активности
- соблюдение техники безопасности в процессе проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- целесообразность подбора физкультурного оборудования для реализации двигательного режима
-экспертная оценка деятельности студента на практике
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
- выявление первых признаков детских заболеваний
- обоснование мер профилактики детских заболеваний
- осуществление педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия
-экспертная оценка деятельности студента на практике
Итоговая аттестация по модулю
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- объяснение сущности и социальной значимости профессии воспитатель
- проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим новациям по вопросам формирования и сохранения здоровья детей
- создание рекламных продуктов своей будущей профессии
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,
в процессе педагогической практики (при выполнении работ по учебной и производственной практикам);
отзыв по итогам практики;
- презентация методического пособия, рекламной продукции (презентация, буклет, социальная реклама)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- обоснованность постановки целей, выбора и применения методов и способов организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- аргументированность анализа мероприятий по физическому воспитанию дошкольников
Решение ситуационных задач;
оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- целесообразность подбора и применения способов педагогической поддержки воспитанников
- своевременное реагирование на изменение психофизического состояния ребенка
- качественное оказание доврачебной помощи детям при травмах
- адекватность разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания дошкольников;
- рациональное регулирование нагрузки и отдыха при проведении форм физкультурно-оздоровительной работы
Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;
Решение ситуационных задач.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- поиск и эффективное применение педагогического опыта по проблемам укрепления здоровья детей
Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики
Экспертная оценка в ходе выполнения исследовательской и проектной работы студента
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- создание и использование мультимедийных презентаций для занятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников;
- рациональный подбор музыкального репертуара для сопровождения форм работы по физическому воспитанию
-Презентации к занятиям, выступлениям и др.;
- Представление методических разработок с ИКТ;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- своевременное информирование медицинских работников об изменениях в самочувствии ребенка
- взаимодействие с руководителем по физическому воспитанию, методистом при планировании физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
- эффективное сотрудничество с родителями по вопросам укрепления здоровья детей
Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной и преддипломной практики.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- умение ставить цель, выбирать методы и приемы, направленные на формирование мотивации к здоровью у детей;
- умение планировать организацию и контроль за самостоятельной двигательной деятельностью и режимными процессами;
- проявление ответственности за качество образовательного процесса (занятий, мероприятий)
- оценка планов, конспектов занятий и мероприятий
-наблюдение и самооценка в процессе производственной и преддипломной практики.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- самостоятельность планирования обучающимся повышения личностного и профессионального уровня по проблемам физического воспитания детей дошкольного возраста.
Рефлексивный анализ (личный маршрут студента)
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- адаптация методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей детей и типа (вида) образовательного учреждения;
- проявление интереса к инновациям в области формирования здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста
Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной и преддипломной практики.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
- планирование способов (форм и методов) профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей при проведении физкультурно-оздоровительных и культурно-гигиенических мероприятий
-рациональное планирование развивающей среды, использование спортивного инвентаря и оборудования в ходе образовательного процесса
Наблюдение и оценка конспектов мероприятий;
Экспертиза проектов
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
- соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов, проведении режимных моментов и мероприятий двигательного режима
Наблюдение и оценка планов, конспектов мероприятий, в процессе производственной и преддипломной практики
Консультации по междисциплинарному курсу 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
№ п/п
Тема
Объем часов
Дата
1
2
3
4
полугодие
1.
«Программные требования по обучению дошкольников строевым упражнениям» (анализ программ)
2
полугодие
2.
«Традиционные и нетрадиционные виды закаливания детей дошкольного возраста»
2
ИТОГО:
4
Консультации по междисциплинарному курсу 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков.
№ п/п
Тема
Объем часов
Дата
1
2
3
4
2 полугодие
2.
Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми (младшего, среднего, старшего) дошкольного возраста.
2
3.
Воспитание положительных взаимоотношений у детей (младшего, среднего, старшего) возраста в подвижных играх.