Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01"
Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01"
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Строгановский колледж» по профессии НПО 190631.01 Автомеханик базового уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС НПО третьего поколения в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 5. Осуществлять регламентные работы легковых автомобилей индивидуальных владельцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_________________ Т.Л. Кузьмина
___ ________________20_____г.
РАБОЧАЯПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ
ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА
основной профессиональнойобразовательной программы
по специальности190631.01 Автомеханик
Очёр, 2014
ОДОБРЕНО
Методической комиссией
Специальных дисциплин технического профиля
Председатель
_____________
____ ____________20___
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «20» мая 2010 г. № 555.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии 190631.01 Автомеханик.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
1. Паспорт программы профессионального модуля 4
2. Результаты освоения профессионального модуля 6
3 Структура и содержание профессионального модуля 7
4 Условия реализации профессионального модуля 29
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ
01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.1. Областьпримененияпрограммы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Строгановский колледж» по профессии НПО 190631.01 Автомеханик базового уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС НПО третьего поколения в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 5. Осуществлять регламентные работы легковых автомобилей индивидуальных владельцев.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области автомобильного транспорта при наличии среднего (полного) общего образования, переподготовки слесарей по обслуживанию и ремонту автомобилей на базе профессионального образования.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Целии задачи модуля– требования к результатам освоения модуля:
Базовая часть
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
- выполнения ремонта деталей автомобиля;
- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
- использования диагностических приборов и технического оборудования;
- выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.
уметь:
- выполнять метрологическую проверку средств измерений;
- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
- определять способы и средства ремонта;
- применять диагностические приборы и оборудование;
- оформлять учетную документацию
знать:
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные методы обработки автомобильных деталей;
- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
- технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
- виды и методы ремонта;
- способы восстановления деталей.
Вариативная часть
С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки выпускников под конкретное рабочее место, студент в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен:
иметь практический опыт:
- осуществления регламентных работ по техническому обслуживанию легковых автомобилей на станциях технического обслуживания и индивидуальных предпринимателей.
уметь:
- осуществлять регламентные работы технического обслуживания легковых автомобилей и устранять несложные неисправности;
- устранять небольшие повреждения кузовных работ
знать:
- содержание и порядок проведения регламентных работ технического обслуживания легковых автомобилей.
- технологию слесарных работ кузовного ремонта
1.3. Количество часовна освоение программы профессионального модуля
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
344
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
230
Курсовая работа/проект
Не предусмотрено
Учебная практика
72
Производственная практика
432
Самостоятельная работа студента
114
Итоговая аттестация в форме
Экзамен квалификационный
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по профессии НПО 190631.01 Автомеханик:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3
Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4
Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Вариативная часть профессионального модуля направлена на формирование дополнительных (вариативных) ПК:
Код
Наименование результатаобучения
ПКв 1.5
Осуществлять регламентные работы технического обслуживания легковых автомобилей на станциях ТО и у индивидуальных предпринимателей.
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
Код
Наименование результатаобучения
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к пей устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПМ.01
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
72
МДК 01.01
Слесарное дело и технические измерения.
110
50
18
24
36
МДК 01.02
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля
270
180
116
90
36
Раздел 1 Устройство автомобиля.
124
80
Раздел 2 Техническое обслуживание автомобиля.
40
30
Раздел 3 Ремонт автомобиля.
16
6
Производственная практика,
366
432
Всего:
72
432
1.3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
МДК 01.01 Слесарное дело и технические измерения
50
Тема 1.
Средства метрологии, стандартизации, сертификации
Содержание учебного материала
2
Точность измерений
Средства метрологии, стандартизации, сертификации.
Классификация, назначение средств технических измерений.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовить сообщение по теме: классификация, назначение средств технических измерений (можно в таблице).
2
Тема 2.
Основной измерительный и проверочный инструмент
Содержание учебного материала
2
2
Измерительные и проверочные линейки, кронциркули и концевые меры длины, штангенинструменты, микроскопические измерительные инструменты, инструменты для измерения угловых размеров, индикаторные инструменты, калибры: устройство, принцип действия, методика измерений.
Метрологическая поверка средств измерений.
Практические занятия:
- отработка умений выполнять измерения с использованием измерительного и проверочного инструмента;
- отработка умений выполнять метрологическую поверку средств измерений.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить памятку по проведению измерений и проверки качества обработки поверхности с помощью измерительного и проверочного инструмента (по индивидуальному заданию)
2
Тема 3.
Плоскостная разметка
Содержание учебного материала
2
2
Назначение и виды разметки. Инструмент и приспособления, используемые при разметке по шаблону и образцу. Подготовка металла к разметке. Технология разметки. Правила заточки и заправки разметочного инструмента. Дефекты при разметке и их предупреждение. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при разметке.
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить памятку по технологии выполнения плоскостной разметки
1
Тема 4.
Рубка металла
Содержание учебного материала
2
Назначение и применение слесарной рубки. Инструмент, применяемый при рубке. Выбор инструмента в зависимости от характера работы. Последовательность работ при рубке. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при рубке.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- зарисовать схематически правильное положение тела при рубке,
- составить памятки по технологии выполнения слесарной рубки металла, по технике безопасности при рубке металла,
- составить кроссворд на тему «инструменты и приспособления при рубке металла».
1
Тема 5.
Правка и гибка металла
Содержание учебного материала
2
Назначение и применение правки металла. Инструменты, приспособления и оборудование для правки. Порядок выполнения правки сортового проката и листа. Дефекты при правке и их предупреждение. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при правке металла.
Назначение и применение, технология выполнения гибки металла. Способы предупреждения утяжки и усадки материала на перифериях. Расчет заготовок для гибки. Холодная и горячая гибка. Особенности гибки деталей из упругих материалов. Гибка и навивка пружин. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при гибке металла.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить памятки по технологии выполнения правки и гибки металла различного типа, по технике безопасности при правке и гибке металла
1
Тема 6.
Резка металла
Содержание учебного материала
2
Назначение и применение резки металла. Резка металла ножовкой и область ее применения. Резка металла ручным и стуловыми ножницами. Резка металла механическими ножницами. Резка труб труборезами. Понятие о резке металла на специальных станках. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при резке металла.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- схематически изобразить порядок крепления полотна в рамку ножовки,
- составить памятки по технологии резки металла ножовкой, ножницами и труборезом, технике безопасности при резке металла.
1
Тема 7.
Опиливание металла
Содержание учебного материала
2
Назначение, применение, последовательность выполнения операций по опиливанию металла. Напильники, их назначение, классификация. Способы проверки обработанных поверхностей. Дефекты при опиливании, меры их предупреждения. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при опиливании.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- изобразить схематически правила проверки углов и плоскостей после опиливания,
- привести классификацию напильников,
- составить памятки по технологии опиливания металла, технике безопасности при опиливании металла.
Назначение и применение слесарных операции по обработке отверстий. Сверлильные станки, их типы и назначение. Сверла, их виды и назначение. Выбор рациональных режимов сверления. Технология выполнения сверления, зенкования, зенкерования и развертывания отверстий. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при сверлении, зенкеровании и зенкование.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- назвать типы сверлильных станков и указать их назначение,
- привести классификацию инструментов для обработки отверстий и указать их назначение,
- описать порядок подбора, заточки режущих элементов сверл, зенкеров, зенковок, разверток,
- составить памятки по технологии обработки отверстий, технике безопасности при работе на сверлильном станке.
1
Тема 9.
Нарезание резьбы
Содержание учебного материала
2
Назначение, применение, последовательность выполнения операций по нарезанию резьбы. Винтовая линия и ее элементы. Профили резьбы и их применение. Инструменты для нарезания наружной и внутренней резьбы.
Контроль качества, организация рабочего места и требования безопасности труда при нарезании резьбы.
2
Практические занятия:
- определение по таблицам диаметры стержней и отверстий под резьбу,
- определение вида резьбы, ее диаметра и шага,
- отработка умений применять мерительные и проверочные инструменты для проверки точности резьбы.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- описать правила пользования резьбонарезными и резьбонакаточными инструментами и подготовки их к работе,
- составить памятки по технологии нарезания внутренней и наружной резьбы, технике безопасности при нарезании резьбы..
1
Тема 10.
Распиливание и припасовка
Содержание учебного материала
Сущность и назначение распиливания и припасовки. Обработка проемов, пазов, отверстий с плоскими и криволинейными поверхностями. Припасовка простых и сложных контуров по сопрягаемой детали. Дефекты, их причины и меры предупреждения. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при распиливании и припасовке.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- описать правила пользования измерительными инструментами и шаблонами при выполнении распиливания и припасовки деталей,
- составить памятки по технологии выполнения распивания и припасовки деталей, технике безопасности при распиливании и припасовке.
1
Тема 11.
Шабрение, притирка, доводка
Содержание учебного материала
Назначение и область применения шабрения. Основные виды шабрения. Инструмент и приспособления для шабрения. Способы шабрения плоских и сопряженных поверхностей. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при шабрении.
Процесс притирки, достигаемая степень точности. Материалы, применяемые для притирки. Оборудование и инструмент для притирки. Способы притирки. Доводка деталей. Организация рабочего места и требования безопасности труда при притирке.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- описать правила пользования измерительными инструментами при выполнении пригоночных операций,
- составить памятки по технологии выполнения шабрения, притирки, доводки деталей, технике безопасности при шабрении, притирке и доводке.
1
Тема 12.
Пайка, лужение,
склеивание (вулканизация), клепка
Содержание учебного материала
Лужение, его назначение и применение. Пайка, ее назначение и применение. Материалы и приспособления для лужения и пайки. Технология лужения и пайки. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при лужении и пайки.
Назначение и применение склеивания. Подготовка поверхности к склеиванию. Приспособления для создания давления. Применяемые клеи. Способы и технология склеивания. Дефекты при склеивании и меры их предупреждения. Организация рабочего места и требования безопасности труда при склеивании.
Виды заклепочных соединений. Заклепки, выбор их размеров и видов. Ручные и механизированные инструменты и оборудование для выполнения заклепочных соединений. Дефекты заклепочных соединений, меры их предупреждения и устранения. Организация рабочего места и требования безопасности труда при клепке.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить памятки по технологии выполнения пайки и лужения, склеивания (вулканизации), клепки технике безопасности при пайке и лужении склеивании (вулканизации), клепки деталей ( по индивидуальному заданию).
2
Практические занятия:
Рубка метала
Гибка и правка
Сверление и развертка отверстий
Нарезание резьбы
Опиливание деталей
Шабрение плоских и цилиндрических поверхностей
Притирка плоских, цилиндрических, конических и фасонных поверхностей заготовок
Выполнение операций паяния и лужения
18
Контрольная работа по темам 9-15
1
Итоговый зачет по курсу
2
Всего:
74
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
180
Раздел 1. Устройство и конструктивные особенности автомобилей.
122
Тема 1.1.
Общее устройство транспортного средства
Содержание
2
2
Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики грузовых автомобилей. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя. Системы автоматизации управления. Системы обеспечения комфортных условий в кабине. Особенности устройства легкового автомобиля.
Лабораторно-практические занятия:
Рабочий цикл многоцилиндрового двигателя. Рабочий цикл четырёхтактного дизельного двигателя.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- выучить назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем, краткие технические характеристики грузовых и легковых автомобилей.
2
Тема 1.2.
Общее устройство и работа двигателя
Содержание
12
1.2.1 Назначение, общее устройство и принцип работы бензинового и дизельного двигателей.
Рабочий цикл карбюраторного и дизельного двигателей. Порядок работы многоцилиндрового двигателя.
2
2
1.2.2 Назначение, устройство, принцип работы кривошипно-шатунного механизма, взаимодействие деталей КШМ. принцип работы механизма газораспределения и отдельных его деталей, взаимодействие деталей ГРМ.
2
1.2.3 Назначение, устройство, принцип работы системы охлаждения и отдельных ее деталей. Способы охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим двигателя и контроль за температурой охлаждающей жидкости.
2
1.2.4 Назначение устройство, принцип работы системы смазки двигателя и отдельных ее деталей. Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства. Контроль за давлением масла.
2
1.2.5 Назначение, устройство, принцип работы систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе) и отдельных ее деталей. Сравнительная характеристика изучаемых систем питания. Виды топлив для автомобильных двигателей, их характеристики и свойства. Экологические требования к различным видам топлива.
4
Лабораторно-практические занятия:
- изучение устройства, принципа работы систем и механизмов бензинового и дизельного двигателей;
- изучение назначение и взаимодействие основных узлов, систем и механизмов двигателей грузовых и легковых автомобилей.
30
Самостоятельная работа обучающихся:
- выучить устройство, принцип работы узлов, систем и механизмов бензинового и дизельного двигателей. Электронные системы впрыскивания топлива.
Принципиальная схема электронной системы впрыскивания топлива. Особенности запуска двигателя и его работа.
23
Тема 1.3.
Источники и потребители электроэнергии
Содержание
8
2
1.3.1 Назначение, устройство, принцип работы аккумуляторной батареи. Основные характеристики, свойства и маркировка аккумуляторных батарей. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним. Обслуживание и хранение аккумуляторных батарей.
2
1.3.2 Назначение, классификация, устройство и принцип работы генератора. Назначение, устройство и принцип действия реле-регуляторов. Назначение, общее устройство, принцип действия системы электрического пуска двигателя и ее деталей (стартера, тягового реле).
2
1.3.3 Назначение, общее устройство, принцип действия системы зажигания и ее деталей. Цепи тока низкого и высокого напряжения. Назначение, устройство и принцип действия катушки зажигания, прерывателя-распределителя. Назначение, устройство и принцип действия центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания. Назначение, устройство и принцип действия октан-корректора.
Особенности устройства экранированной системы зажигания. Назначение, устройство и принцип действия контактно-транзисторной и бесконтактной систем зажигания. Порядок установки зажигания.
2
1.3.4 Назначение, устройство и работа контрольно-измерительных приборов: амперметра, указателей и датчиков температуры охлаждающей жидкости, давления масла, уровня топлива, сигнализатора, отопителя, спидометра, таксометра и стеклоочистителя, приборов системы освещения, световой и звуковой сигнализации. Регулировка света фар, тона звукового сигнала, устранение неисправности в приборах. Общая схема электрооборудования автомобиля.
2
Лабораторно-практические занятия:
- изучение устройства, принципа работы источников и потребителей электроэнергии;
- изучение расположения и взаимодействия деталей систем зажигания, пуска, освещения, контрольно-измерительных приборов световой и звуковой сигнализации на автомобиле;
- отработка умений соединять схемы электрооборудования, находить неисправности электропроводки автомобиля и устранять их.
12
Самостоятельная работа обучающихся:
-выучить устройство, принцип работы источников и потребителей электроэнергии. Презентация АКБ
12
Тема 1.4.
Устройство, назначение и работа трансмиссии
Содержание
8
Устройство и назначение трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка. Сцепление, его назначение, общее устройство и принцип действия. Устройство и работа сцепления с механическим и гидравлическим приводом, регулировка привода сцепления.
2
2
Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Передаточное число. Схемы механизма переключения передач. Общее устройство и работа коробки передач. Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем. Назначение, принцип действия, устройство и работа синхронизатора.
2
Назначение, устройство и работа раздаточной коробки. Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности.
2
Назначение, устройство и работа карданной передачи и приводов ведущих колес. Главная передача, дифференциал и полуоси.
2
Лабораторно-практические занятия:
- изучение устройства, принципа работы трансмиссии.
12
Самостоятельная работа обучающихся:
-выучить устройство, принцип работы
13
Тема 1.5.
Несущая система
Содержание
6
Ходовая часть.
Назначение и общее устройство рамы.
Виды подвесок, назначение и устройство. Назначение и работа амортизаторов.
Назначение и устройство передней подвески автомобиля. Работа деталей передней подвески. Углы установки передних колес.
2
Устройство и работа задней подвески. Работа деталей подвески.
Устройство колес, их установка и крепление. Устройство шин, их классификация.
- изучение устройства, принципа работы несущей системы автомобиля.
12
Самостоятельная работа обучающихся:
-выучить устройство, принцип работы
5
Тема 1.6.
Тормозная система
Содержание
4
Назначение тормозной системы. Принципиальная схема тормозной системы.
Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим приводом. Тормозные жидкости, их свойства.
2
Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. Контроль давления воздуха в системе пневматического привода тормозов.
Назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы.
2
Лабораторно-практические занятия:
- изучение устройства, принципа работы тормозной системы автомобиля.
6
Самостоятельная работа обучающихся:
- выучить устройство, принцип работы
Антиблокировочная система тормозов ABS. Система электронного распределения тормозного усилия EBD. Программа электронной стабилизации ESP.
4
Тема 1.7.
Рулевое управление
Содержание
2
Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, рулевого механизма, привода управляемых колес.
Основные требования, предъявляемые к рулевым управлениям.
2
Лабораторно-практические занятия:
- изучение устройства, принципа работы рулевого управления.
6
Самостоятельная работа обучающихся:
- выучить устройство, принцип работы
2
Раздел 2. Техническое обслуживание автотранспорта
4 2
Тема 2.1.
Виды и периодичность технического обслуживания
Содержание
4
Организация технического обслуживания автомобилей.
Периодичность и объем работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобилей: ТО двигателей, систем охлаждения, смазки, питания, электрооборудования, ходовой части, механизмов управления, кузовом, кабин, дополнительного оборудования.
Эксплуатационные материалы и их назначение.
2
Условия, вызывающие ускоренный выход из строя шин, аккумуляторных батарей и повышенный расход эксплуатационных материалов. Сроки службы шин и аккумуляторных батарей.
Нормы расхода топлива для автомобилей. Расход топлива при низких температурах, в горной местности, при работе в тяжелых дорожных условиях. Нормы расхода моторных и трансмиссионных масел, пластических смазок и специальных жидкостей. Пути повышения сроков службы шин и аккумуляторных батарей, экономии топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов.
2
Лабораторно-практические занятия:
- проверка технического состояния системы охлаждения. Замена охлаждающей жидкости,
- разборка, сборка и промывка масляных фильтров, очистка масляных каналов и трубопроводов,
- замена топливных фильтров. Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя. Проверка уровня бензина в поплавковой камере карбюратора,
- проверка технического состояния передней подвески,
- проверка герметичности гидравлического и пневматического тормозного привода. Оценка состояния тормозной системы измерением тормозного пути,
- проверка подачи топлива,
- проверка состояния аккумуляторной батареи.
18
Самостоятельная работа обучающихся:
- выучить порядок проведенияТО-1, ТО-2, СО автомобиля
35
Тема 2.2
Диагностика автомобилей
Содержание
8
Диагностика автомобилей.
Неисправности и отказы машин. Классификация отказов автомобилей. Меры, предупреждающие интенсивность изнашивания, и расходы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей.
2
Составление и оформление технической и отчетной документации, деффектовочных ведомостей Диагностирование и техническое обслуживание двигателя. Оборудование и приборы, применяемые для диагностирования двигателя.
4
Лабораторно-практические занятия:
-отработка умений использования диагностических приборов и технического оборудования при проведении ТО и ремонта автомобилей.
-отработка умений работать с технической документацией по ТО и диагностики автомобилей.
12
Самостоятельная работа обучающихся:
- выучить порядок выполнения диагностики автомобиля
10
Зачет по разделу 2:
1
Раздел 3. Ремонт автотранспорта
16
Содержание
10
Организация текущего ремонта автомобилей. Виды и методы ремонта.
Способы восстановления деталей
2
Ремонт двигателей.
Ремонт систем питания двигателей.
2
Ремонт приборов электрооборудования.
Ремонт приборов системы охлаждения и смазки.
2
Ремонт трансмиссии.
Ремонт несущей системы и механизмов управления автомобилей.
2
Ремонт кузовов и дополнительного оборудования.
Сборка автомобилей, их испытания и выдача из ремонта
2
Лабораторно-практические занятия:
-отработка умений работать с технической документацией по ремонту автомобилей
6
Зачет по разделу 3
1
Экзамен по ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств
Производственная практика(2 курс – 180; 3 курс – 252. Итого 432).
Виды работ
- Ознакомление с предприятием, инструктаж по ТБ
- Ежесменное техническое обслуживание (ЕО) ТС,
- Периодические и сезонные технические обслуживания (ТО-1, ТО-2, СО) ТС,
- Ремонт узлов и агрегатов грузовых и легковых автомобиля.
432
6
84
90
252
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы ПМ требует наличия учебных кабинетов: «Устройства автомобилей», слесарной мастерской.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
Оборудование Слесарной мастерской и рабочих мест мастерской:
-верстак слесарный с индивидуальным освещением;
-параллельные поворотные тиски;
-комплект рабочих инструментов;
-измерительный и разметочный инструмент;
-сверлильный станок;
-заточный станок;
-вытяжная и приточная вентиляция
-заготовки для выполнения слесарных работ.
- огнетушитель;
- альбом плакатов слесарно-сборочные работы;
Реализация рабочей программы ПМ предполагает обязательную учебную и производственную практики, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационноеобеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
Для преподавателей
1. Л. И. Вереина. Техническая механика: учебник для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия». 2012
2. А. С. Кузнецов. Устройство, ремонт и ТО двигателей: иллюстрированное учебное пособие/ М.: Издательский центр «Академия». 2012
3. В. В. Курчаткин . Техническое обслуживание и ремонт машин в с/х: учебник для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия». 2012
4. В. П. Митронин. Контрольные материалы по предмету «устройство автомобилей»
5. В. А. Родичев. Устройство грузовых автомобилей: иллюстрированное учебное пособие/ М.: Издательский центр «Академия». 2010
6. В. А. Родичев. Грузовые автомобили: учебник для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия». 2012
7. В. В. Селифонов. Устройство и ТО грузовых автомобилей: учебник для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия».2012
8. Т. Г. Финогенова. Эксплуатация, ТО и ремонт автомобилей: контрольные материалы: учебное пособие для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия». 2010
9. В. П. Митронин. Контрольные материалы по предмету «Устройство автомобиля»: учебное пособие для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия». 2010
Для студентов
1. Л. И. Вереина. Техническая механика: учебник для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия». 2012
2. В. А. Родичев. Грузовые автомобили: учебник для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия». 2012
3. В. В. Селифонов. Устройство и ТО грузовых автомобилей: учебник для нач. проф. образования/ М.: Издательский центр «Академия».2012
Автомир; ссылка на офиц. сайт журнала http://www.avtomir.com/
За рулем; ссылка на офиц. сайт журнала http://www.zr.ru/
4.3. Общие требованияк организации образовательногопроцесса.
Освоение ПМ Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта производится в соответствии с учебном планом по профессии 190631.01 Автомеханик и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.
Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК 01.01 Слесарное дело и технические измерения и МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, включающих в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.
Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин «Электротехника», «Материаловедение», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности».
Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на профессии).
При проведении лабораторных работ/практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 12-13 чел. Лабораторные работы проводятся в специально оборудованной лаборатории «Технического обслуживания и ремонта автомобилей».
В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний и умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех студентов. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).
С целью методического обеспечения прохождения учебной и производственной практики разрабатываются методические рекомендации для студентов.
При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации.
График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого обучающегося обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.
4.4. Кадровое обеспечение образовательногопроцесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по МДК:
Инженерно-педагогические кадры: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих проведение ЛПР:
Инженерно-педагогические кадры: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование преподаватели МДК, учебных дисциплин: «Слесарное дело и технические измерения»; «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Охрана труда».
Мастера производственного обучения: наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Повышение квалификации инженерно – педагогических работников не реже 1 раза в 5 лет.