Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по РИТМИКЕ 0 класс»
«РИТМИКА»
0 класс
Рабочая программа
Педагог-хореограф
Гайнанова Р.Р.
Содержание программы
«РИТМИКА» 0 класс.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Материал программы включает следующие разделы:
Четверть
Наименование раздела
Кол-во часов
1 четверть
Раздел 1.
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
8
2 четверть
Раздел 2.
«Танцевальная азбука»
8
3 четверть
Раздел 3.
«Танец»
10
4 четверть
Раздел 4.
«Творческая деятельность»
8
Итого:
34 ч
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
- правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
- художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Тема 1. Элементы музыкальной грамоты
Тема 2. Музыкально - ритмические упражнения
Тема 3. Построения и перестроения
Тема 4. Слушание музыки
Тема 5. Партерная гимнастика
Раздел 2. «Танцевальная азбука»
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Тема 1. Элементы классического танца в партере
Тема 2. Элементы народно — сценического танца на середине зала
Тема 3. Элементы классического танца «Азбука балета» на середине зала.
Тема 4. «Азбука казахского танца» на середине зала.
Раздел 3. «Танец»
Этот раздел включает изучение простых элементов народного танца, элементы казахской хореографии и детского танца. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и характер танца.
В программный материал «РИТМИКА» входит:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала;
- ритмические упражнения;
- разучивание танцевальных композиций;
- познакомить учащихся с казахской культурой, отрабатывать практические навыки основных ходов и движений казахского танца;
- нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения национальных танцев и их культур;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, зрительную, координационную память и творческие способности учащихся.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно - сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы танца, упражнения по народно - сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы классической и современной пластики. В комплекс упражнений входит:
- партерная гимнастика;
- экзерсис у станка и на середине зала;
- танцевальные движения;
- учебные элементы в продвижении по диагоналям и кругу;
- композиции различной координационной сложности.
Тема 1. Детские танцы
Тема 2. Образные танцы (игровые)
Тема 3. Постановка танцевальной композиции
Раздел 4. «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например, «Я - учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценированные стихотворения, песни, пословицы, сказки и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам:
Тема 1. Игровые этюды
Тема 2. Музыкально - танцевальные игры
Требования к уровню подготовки учащихся
1.Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
· уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
· чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
· уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
· иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
· выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
· иметь навыки актёрской выразительности;
· распознать характер танцевальной музыки;
· иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
· исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
· знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
· различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т.д.;
· уметь анализировать музыку разученных танцев;
· слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
2. Танцевальная азбука:
· знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
· усвоить правила постановки корпуса;
· уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
· знать и уметь исполнять учебные и танцевальные движения;
· освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
· иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
· знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
· в конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: учебный и танцевальный материал на середине зала на месте, по диагоналям в продвижении, партерный экзерсис, национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях; уметь работать в паре, в группе.
4. Творческая деятельность:
· раскрытие творческих способностей;
· развитие организованности и самостоятельности;
· иметь представления о народных танцах.
Методическое обеспечение программы.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ
Танцевальный зал (светлое, просторное помещение, на стенах закреплены зеркала, коврики, спортивные маты, магнитофон, фортепиано, информационная стена). Раздевалка для девочек и мальчиков. Душевая кабина.
Список литературы:
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)