Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по речевому развитию"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рассмотрена на заседании кафедры_______________ ______________________
Протокол
от «___»____201__г. №__
Заведующий кафедрой
Паршина А.В.
Согласовано:
Куратор НМР
Андреева Е. В.
Утверждена приказом от «___»_____ 201__ г.
№ _____
Директор МБОУ СОШ № 70 ____________О. Р.Прокопенко
Рабочая программа
по
речевому развитию
( подготовительная группа)
воспитатели: Емельянова Е.И.
Паршина А.В.
Липецк-2016г.
Нормативно – правовая база
Пояснительная записка
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- «Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программы МБОУ СОШ №70 (дошкольные группы), Устава МБОУ СОШ №70.
Содержание образовательного процесса в подготовительной группе.
Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
При выборе методик обучения предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ООП ДО МБОУ СОШ № 70 города Липецка.
Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа эффективно реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Рабочая программа подготовительной группы МБОУ СОШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: познавательное развитие.
1.3. Задачи.
Задачи образовательной деятельности
- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
- Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
- Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей
- Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства,
- Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.
- Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
- Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
- Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей седьмого года жизни.
Ребенок на пороге школы (6-8 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Поведение ребёнка начинает регулироваться его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п .
Большую значимость для детей 6—8 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. К 6—8 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—8 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.
Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6—8 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—8 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—8 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возможность успешно совершать действия классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слов для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—8 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям , собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.5.Сведения о воспитанниках.
Контингент воспитанников:
Всего группу «Звездочки» посещают 27 воспитанников.
Группа функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с 12 – часовым пребыванием детей
(с 7.00 до 19.00 часов).
Сведения о семьях воспитанников:
27 детей воспитываются в полных семьях;
Многодетных - 0
Семей группы риска – нет.
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).
В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность.
Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.
В связи с тем, что в дошкольных группах спортивный зал совмещён с музыкальным, работа по физическому развитию детей, при благоприятных погодных условиях, круглогодично осуществляется на спортивной площадке дошкольных групп. Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в дошкольных группах соблюдаются следующие условия:
- выбор программ и технологий, методов и приёмов педагогической деятельности осуществляется на основе анализа уровня развития детей группы;
- воспитатели и специалисты, работающие с детьми 6-8лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
- организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребёнку по физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому развитию;
- для родителей воспитанников организована система консультирования по основным направлениям развития ребёнка; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00.
1.7. Режим дня, структура ОД (расписание занятий, двигательный режим).
Холодное время года
Время
Режимные моменты
Деятельность детей и педагогов
07.00 – 08.10
Прием детей, осмотр, дежурство
Индивидуальная работа с детьми, игры
08.10 – 08.35
Утренняя гимнастика
Двигательная активность 10 мин
08.35 – 08.40
Гигиенические процедуры
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
08.40– 09.00
Завтрак
Воспитание культуры приема пищи.
09.00 – 09.25 09.35 – 10.00
10.10 – 10.35
НОД
По расписанию
(в перерывах – двигательная деятельность 10 минут
10.35 – 12.30
Подготовка к прогулке, прогулка.
Двигательная активность
Самостоятельная деятельность, игры.
12.30 – 12.40
Возвращение с прогулки, игры
12.40 – 13.10
Подготовка к обеду, обед
Воспитание культ.гиг. навыков, культуры еды
13.10 – 15.00
Дневной сон.
Подготовка ко сну, музыкотерапия
15.00 – 15.10
Подъем, воздушные процедуры.
Бодрящая гимнастика.
Воздушные процедуры, двигательная активность
15.10 – 15.30
Полдник
Воспитание культурно- гигиенических навыков
15.40 – 16.05
НОД, досуги.
Осуществление НОД в индивидуальной форме.
16.10 – 16.55
Самостоятельная деятельность детей.
Игры
16.55 – 17.15
Подготовка к ужину, ужин
Воспитание культ. гиг. Навыков
17.15 – 19.00
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
Игры, беседы с родителями.
Теплое время года
Деятельность детей и педагогов
Время
Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе, самостоятельная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, игры, муз. занятия
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения), физкультурные занятия на свежем воздухе
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну, сон
Подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность.
Подготовка к полднику, полдник
Игры, самостоятельная деятельность, чтение худ. литературы
Подготовка к ужину, ужин
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
07.00 – 08.30
08.30 - 09.00
09.00 - 09.35
09.35 - 12.10
12.10 – 12.20
12.20 – 12.50
12.50– 15.00
15.00- 15.30
15.30 – 15.50
15.50 – 17.20
17.00 - 17.20
17.00 – 19.00
1.8.Организация предметно-пространственной среды.
Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной и двигательной деятельности. В организации среды предусматривается легкость трансформирования пространства детьми в соответствии с интересами (легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры). Широко используется полифункциональный материал, предусматривающий вариативность использования с учетом разнообразных детских замыслов. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, все -возможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и прочее.
Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими познавательными, настольно-печатными играми, головоломками. Учитывается тендерная специфика — предусматриваются материалы, соответствующие интересам девочек и мальчиков.
Игровое оборудование размещается так, чтобы рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке детского сада.
Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии дошкольника. Для развития продуктивного творчества детей необходимо позаботится о подборе карти¬нок, изображений различных поделок и игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для создания разных поделок и т. п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также продолжить овладение умением самостоятельно работать по образцу или схеме.
В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций клас-сификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Найди отличия».
Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.
Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.
При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Следует помнить, что позвоночник ребенка 6-8 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания). Воспитатель поддерживает попытки ребенка в правильной организации собственной деятельности, учит элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.
У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить толы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.
Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами.
Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.
Необходимо развивать у ребенка представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Для этого есть разнообразные пути. Например; метки «Я расту» - это повод для обсуждения, кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его интересами. Например, «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею, я хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и другие. Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предлагая сделать семейную газету. Такие газеты вывешивают в группе, дети с удовольствием рассматривают их, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).
В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении. .
Объем образовательной нагрузки.
Календарный учебный график
Содержание
Группа
Старшего дошкольного возраста(с 5 до 7 лет)
Количество групп
1
Адаптационный период
-
Начало учебного года
01.09.2016
Окончание учебного года
30.05.2017
Период каникул
29.12.2016
09.01.2017
Продолжительность
учебного года (неделя), всего, в том числе:
36 недель
1 полугодие
16 недель
2 полугодие
20 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Количество ОД в неделю
14
Длительность ОД
30 мин.
Максимальный перерыв между ОД
10 мин.
Объем недельной образовательной нагрузки (ОД)
(без учета дополнительных образовательных услуг):
7час.
1 половина дня
7 час.
2 половина дня
-
Летний оздоровительный период
с 01.06.2016 по 31.08.2017
Группа старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности
с 6 до 8 лет
Образовательная деятельность
Длительность образовательной деятельности
Количество образовательной деятельности в неделю
Коммуникация(разв.речи и грамота)
30 мин
2
Формирование элементарных математических представлений
30 мин
1
Формирование целостной картины мира
30 мин
2
Физическая культура
30 мин
3
Музыка
30 мин
2
Художественное творчество (рисование/лепка/аппликация)
30 мин
3
Конструирование/ руч. труд
30 мин
1
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)(без учета дополнительных образовательных услуг):
1 половина дня
7 ч
14
2 половина дня
-
-
всего
7 ч
14
Итого
7 ч
14
Перспективно - тематическое планирование с итоговыми мероприятиями.
неделя
Тема
Варианты итогового мероприятия
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
1 неделя
«Сегодня дошколята, завтра - школьники»
Посещение школьной линейки.
Оформление уголка для родителей к 1 сентября.
2 неделя
«Осенняя пора, очей очарование»
Литературная викторина «Знатоки осени»
Заучивание с детьми стихотворений об осень.
3 неделя
«Труд людей осенью»
Оформление выставки «Профессии»
Помощь в оформлении выставки.
4 неделя
«Земля наш общий дом»
«Мать природа – среда жизни растений, животных и человека»
Помощь в оснащении центра экспериментирования.
Октябрь
1 неделя
«Мой город»
Акция «Сделаем наш город чище»
Помощь в проведении акции.
2 неделя
«Родная страна»
Выставка творческих работ «Герои России»
Принять участие в изготовлении работ.
3 неделя
«Мир предметов и техники»
Досуг «День мяча»
Совместная подготовка к проведению досуга.
4 неделя
«Труд взрослых»
Изготовление игры «Кому, что нужно для работы»
Беседы родителей с детьми «Кем работают мои папа и мама»
Ноябрь
1 неделя
«Семья и семейные традиции»
Выставка «Моя семья»
Изготовление генеалогического древа семьи.
2 неделя
«Наши добрые дела»
Изготовление атрибутов к играм.
Помощи в изготовлении атрибутов для игр.
3 неделя
«Поздняя осень»
Коллективное панно «Поздняя осень»
Принять участие в изготовлении панно.
4 неделя
«Мир комнатных растений»
Викторина «Комнатные растения»
Консультация для родителей «Комнатные растения дома польза или вред»
Декабрь
1 неделя
«Зимушка – зима»
Изготовление построек из снега
Привлечь родителей к изготовление построек из снега.
2 неделя
«Будь осторожен!»
Создание книги «Полезные советы»
Помощь в изготовлении книги.
3 неделя
«Неживая природа»
Игра «Царица-водица»
Изготовление атрибутов для центра экспериментирования.
4 неделя
«Готовимся к Новогоднему празднику»
Конкурс «Лучшее украшение в группе»
Участие в подготовке к конкурсу.
Январь
2 неделя
«Неделя игры»
Спортивный праздник.
Консультация для родителей «Здоровый ребенок - успешный ребенок»
3 неделя
«Професии»
Выставка поделок «Наши увлечения»
Изготовление поделок к выставке.
4 неделя
«Неделя познания»
Изготовление математических игр.
Помощь в изготовлении игр.
Февраль
1 неделя
«Мои права»
Выставка рисунков «Мое любимое занятие»
Оформление папки передвижки «Права ребенка»
2 неделя
«Юные путешественники»
Досуг «По морям , по океанам»
Помощь в организации досуга»
3 неделя
«Защитники Отечества»
Развлечение «Наши защитники»
Участие в развлечении.
4 неделя
«Народная культура и традиции»
Досуг «В гостях у бабушки – Загадушки»
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей»
Март
1 неделя
«Женский праздник»
«Мамин праздник»
Участие в празднике.
2 неделя
«Животные»
Изготовление макета «Дикие и домашние животные»
Помощь в изготовление макета.
3 неделя
«Весна пришла»
Викторина «Знатоки природы»
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
4 неделя
«Неделя книги»
Изготовление книжки-малышки.
Помощь в ремонте книг.
5 неделя
«Откуда это появилось…»
Выставка «Предметы старины»
Участие в оформлении выставки.
Апрель
1 неделя
«Неделя здоровья»
Фестиваль «Подвижные игры»
Оформление папки-передвижки «Здоровый образ жизни»
2 неделя
«Космические просторы»
Выставка «Путь к звездам»
Помощь в оформлении выставки.
3 неделя
«Народные промыслы»
Изготовление атрибутов для центра «Народные промыслы»
Помощь в изготовлении атрибутов.
4 неделя
«Дорожная азбука»
Викторина «Знатоки ПДД»
Консультация для родителей «Ребенок в городе»
Май
1неделя
«9 мая»
«Праздничный концерт для ветеранов»
Участие в празднике.
2 неделя
«Искусство и культура»
Выставка репродукций
Помощь в оформлении
3 неделя
«Опыты и эксперименты»
Досуг «Встреча с чудесами»
Помощь в изготовлении атрибутов для центра «Экспериментирования»
4 неделя
«Юные экологи»
Изготовление панно «Насекомые»
Изготовление атрибутов для панно.
Содержание ОО «Речевое развитие».
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.
- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
- Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности
- Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
- Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
- Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
- Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
- Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и добро-желательно исправлять их.
- Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
- Воспитывать интерес к письменным формам речи.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета)
- Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
- Расширять представления детей о культуре речевого общения.
- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
Содержание образовательной деятельности.
Владение речью как средством общения и культуры.
Освоение умений:
- коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении);
- использовать вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть», «Как я по вам соскучился», «Как хорошо, что мы встретились»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»);
- использовать правила этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое препятствие;
- представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым: девочку или мальчика, мужчину или женщину;
- познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;
- следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприятности в семье);
- использовать формулы речевого этикета в процессе спора.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
Освоение умений:
- пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников;
- в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;
- составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;
- составлять рассказы контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение;
- соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения;
- самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.
- образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);
- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
Развитие речевого творчества.
Освоение умений:
-самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа;
- в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;
- внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их;
Обогащение активного словаря:
Освоение умений:
-подбирать точные слова для выражения мысли;
-выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский игрузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха
-Автоматизация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
-Освоение звукового анализа четырех звуковых и пяти звуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове;
Освоение умений:
-определять количество и последовательность слов в предложении;
- составлять предложения с заданным количеством слов;
-ориентации на листе, выполнения графических диктантов;
- выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;
-чтения простых слов и фраз;
-разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.
Вид деятельности:
Сентябрь
Дата
Название темы
Источник
1. Тема «Пересказ сказки «Лиса и КОЗЁЛ»
О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» С.130
2. Тема «Составление сюжетного рассказа по картине «В школу»
О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» С. 132
3. Тема : пересказ рассказа
К. Ушинского «Четыре желания»
О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» С. 134
4. Тема «Составление текста – рассуждения
О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» С. 136
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.192
2. Чтение басни Л. Толстого « Собака и её тень». Анализ пословиц.
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.194
3.Чтение сказки М.Михалкова « Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.195
4. Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.196
Апрель
Дата
Название темы
Источник
1. Малые фольклорные формы
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.197
2. Заучивание стихотворения Г. Новицкого « Вскрываются почки». Творческое рассказывание « Как разбудили клен»
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.200
3. Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова « Аленький цветочек» Лексические упражнения.
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.202
4. Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Гадкий утёнок»
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.203
Май
Дата
Название темы
Источник
1.Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Щука и Рак»
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.204
2. Чтение сказки Д Родари «Хитрый Буратино»
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.120
3.Чтение главы из книги А.Милна «Винн Пух и все-все-все»
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.121
4. Итоговая литературная викторина.
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» С.122
Планируемые результаты освоения программы детьми 6-7лет
Достижения ребенка
(«Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную и деловую активность.
Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Ребенок владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове.
Ребенок избегает общения со сверстниками. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.
Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении.
Речь не выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в составлении распространенных предложений.
V. Социальное партнерство с родителями
Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Цель работы – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
Функции работы образовательного учреждения с семьёй:
Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно- образовательного процесса;
психолого – педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
помощь семьям, испытывающим какие - либо трудности.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы Совета родителей,
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Важной частью системы взаимодействия ДОУ и семьи является не только участие в воспитании и развитии детей, но и в самоуправлении – открытые просмотры различных видов деятельности, индивидуальные и групповые тематические встречи родителей с представителями администрации.
VI. Список литературы и материально-технического обеспечения
№
Автор
Название
Издательство
1
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н.
Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной образовательной программе «Детство»
«Детство –Пресс» 2013
2
Т.И.Бабаева, М.В Крулехт, З.И. Михайлова
Дошкольник 5-6 лет. Как работать по программе «Детство»
СПб: «Детство-пресс», 2010
3
Ушакова О.С.
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет
М.: ТЦ Сфера, 2010
4
Ушакова О.С., Н.В.Гавриш
Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий