Просмотр содержимого документа
«Пути решения конфликтов в детском коллективе.»
Пути решения детских конфликтов.
«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас».
Далай Лама.
Конфликты происходят в жизни каждого человека, и не только взрослого, но и маленького ребенка. В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера(находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Конфликтные ситуации возникают в разном возрасте из-за разных ситуаций, так например в возрасте 3-4лет ссора и обиды могут возникнут из - за игрушки или из-за разрушения игровых построек. В возрасте 4-5 лет конфликты могут возникнуть из-за эмоциональной связи партнеров по игре, из-за ролей и командования другими детьми. 5-7 лет дети чаще всего начинают конфликтовать по поводу сюжета игры: какие в ней будут сюжеты, персонажи и действия этих персонажей. Так же из-за правил игры: правильно или не правильно действует ребенок в той или иной игре.
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии: определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей». Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего), важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть). Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя: описание произведенного действия, описание возможного или неизбежного результата этого действия, предложение альтернативного варианта поведения. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации применить меры воспитательного воздействия ( учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; привлекая детей к совместному творческому поиску. Оценка особенностей участников конфликта. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
Чтобы было меньше конфликтных ситуаций между детьми на разновозрастном этапе жизни, воспитатель должен научить детей прежде всего находить "общий язык"который является результатом достижения понимания, помочь детям "жить" дружно в их коллективе, помочь сплочению, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения). Обучение пройдет легче когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания. Так же приемам разрешения конфликтных ситуаций является развития навыков общения детей со сверстниками которые основываются на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, интерактивные игры (игры на взаимодействие), социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации), обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий, дискуссии, игрушек, оборудования среды развития. Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
Практически любой возникший конфликт можно решать эффективными методами, но никогда не следует откладывать решение этого конфликта во времени.