Развитие речи «Сочинение сказки на тему «Как ёж выручил зайца» Цель: способствовать обучению детей придумывать сказки на заданную тему. Задачи. Образовательные: способствовать формированию умений образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных; способствовать формированию умений отчетливо произносить слова со сложной слоговой структурой. Развивающие: способствовать развитию умений самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану. Воспитательные: способствовать воспитанию чуткости к смысловым оттенкам слова, воспитанию чувства взаимовыручки. Интегрированные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Активизация словаря: синонимы – трусливый, боязливый, пугливый; храбрый, смелый, отважный; круглолицая, длинноухий, рыжехвостая, короткохвостый. Предварительная работа: чтение сказки В.Сутеева « Как ёж зайца выручил», придумывание двухсложных слов – пароход, самолет. Средства реализации. Демонстрационный материал: картинки зайца, ежа, белки, волка; мнемотаблица. Раздаточный материал: разрезные картинки животных и птиц. Ход: Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! (подтянуть руки вверх) Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! (покачаться) Здравствуй, маленький дружок! Я живу в родном краю Всех вас очень я люблю! Воспитатель: сейчас я загадаю загадки, а вы отгадаете, кто к нам на занятие пришел. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы Уши больше головы? (заяц) Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки – ни одной! (ёж) Дети: это заяц и ёж! Воспитатель: правильно. Скажите, для чего у ежа иголки? Дети: чтоб защищаться. Воспитатель: правильно. Для чего зайцу длинные уши? Дети: чтобы все хорошо слышать. Воспитатель: какие еще бывают иголки? Дети: швейные, медицинские, сосновые. Воспитатель: правильно. А где живут ёж и заяц? Дети: в лесу. Воспитатель: сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый… А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову – трусливый (если он всего боится, то он…; если он всего пугается, то он…) Дети: боязливый, пугливый. Воспитатель: правильно. А ёж смелый. Подберите слова, по смыслу близкие к слову - смелый. Дети: храбрый, отважный. Воспитатель: похожи ли по смыслу слова - трусливый, боязливый, пугливый? Дети: да, похожи. Воспитатель: а можно сказать, что заяц пугливый, трусливый? Дети: да, можно. Воспитатель: это близкие по смыслу слова, слова – друзья. Воспитатель: а еж, какой? Храбрый. Дети: смелый, отважный. Воспитатель: это тоже слова – друзья. Воспитатель: давай попробуем описать друзей - зайца и ежа. Описать - значит рассказать, какой зверь, его внешний вид, действия и повадки. Воспитатель: я расскажу про зайца «Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы любят морковку и капусту. Мне очень нравятся зайцы». А теперь вы расскажите про ёжика. Дети: …ёж колючий, коричного цвета. У него маленькие уши и маленькие ножки. Он не умеет быстро бегать, как заяц. В случае опасности – он сворачивается клубком. (3 детей повторяют описание зверей – на выбор) Воспитатель: молодцы! А сейчас мы вспомним – кто, где живёт. Приглашаю всех на игру. Физминутка «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. Воспитатель: а теперь придумаем сказку про двух друзей. «Жили – были в лесу 2 друга – заяц и ёж. Наступила осень. (игровое упражнение « Близкие слова») Осенью дни пасмурные…(серые, унылые). Осенью часто погода бывает холодной…(ветреной, дождливой). Осенью настроение грустное…(печальное, тоскливое). И решили друзья поднять себе настроение, затеяли веселую…(шумную, смешную) игру. Называется…(например: «Волк во рву»). Они так шумели…(кричали, визжали), что прибежал еще один их друг. Веселая, пушистая, На сосну взбирается, Шишками кидается (белка). Воспитатель: и стала бросать в них шишки. Какие шишки бросала белка? Дети: еловые (сосновые). Воспитатель: они так разыгрались, что не заметили…(волка). Воспитатель: а теперь помогите придумать конец этой сказки, как ежик и белка выручили зайца. Дети: …белка стала кидать шишки в волка, на лбу у волка выросла… шишка. Ёж свернулся клубком и бросился под ноги волку. Он наступил на ежа, уколол ногу. Это ему совсем не понравилось, и он убежал. Воспитатель: молодцы! Хороший конец у нашей сказки. «Белка угостила ежа орехами, а он не смог их …съесть. Потому что не смог…расколоть. Ёж взял молоток и …расколол орехи» А что еще можно колоть? Дети: дрова. Воспитатель: а чем можно уколоться? Дети: иглой. Воспитатель: почему? Дети: игла острая, колючая. Воспитатель: про какие предметы мы говорим острая? Дети: игла, пила, вилка. Воспитатель: а острый? Дети: нож, ум, нюх. Воспитатель: еще вот такая загадка. Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовет» У меня лицо круглое, значит я…круглолицая. У зайца уши длинные, значит он…длинноухий. У белки рыжий хвост, значит она …рыжехвостая. У зайца короткий хвост, значит он …короткохвостый. Воспитатель: молодцы! На столах у вас в конвертах спрятались животные и птицы, которые живут в лесу. И тоже хотят, чтоб про них придумали сказки. Назовите будущих героев наших сказок (за 1 минуту) (дети собирают картинки и называют животных и птиц) Воспитатель: чем мы сегодня занимались? Дети: придумывали сказку. Воспитатель: что особенно, вам, понравилось на занятии? (ответы детей) Какие новые слова запомнили? Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО «Я начинаю читать». Е.Колесникова Тема 5 Худ тв апплик «Мой любимый Башкортостан» Цель: расширение знаний детей о Башкортостане, о жилище башкир. Задачи: 1. продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи, с их образом жизни; 2. дать элементарное представление о жилище башкир – юрта; 3. показать характерные особенности украшения юрты; 4. закрепить ранее изученные слова; 5. воспитывать чувство гордости за свою Родину, интерес к занятию и желание узнавать новое о родном крае. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; рассматривание альбома «Башкирский национальный орнамент»; просмотр презентации «Жилище башкир». Словарная работа: юрта – тирме, занавеска – шаршау, деревня – аул, отверстие на крыше- шанырак. Оборудование: аудиозапись гимна Башкортостана; презентация (изображение юрты в поле, внутренний и внешний ее вид; макет юрты); цветная бумага (полоски) – черная, красная, желтая, зеленая; лист белой бумаги; ножницы; подставки для работы с клеем, салфетки, клей, кисточки. Ход занятия: (дети входят в группу и встают в круг) Встало солнышко с утра (Дети делают вид, что спят) Просыпаться вам пора. (Дети открывают глаза) Все проснулись (Да) Потянитесь, улыбнитесь (Дети потягиваются, улыбаются) Всем скажите: Здравствуйте! Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Теперь поздоровайтесь с нашими гостями. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, прежде,чем мы начнем заниматься,давайте прослушаем гимн Башкортостана. Как нужно слушать гимн? (ответы детей) Воспитатель: - Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте. Башкортостан! Моя земля и небо! Моя любовь! Мой соловьиный край! Мне жаль, того, кто здесь ни разу не был, Мне жать того, кому не пел курай. Воспитатель: О чем данное стихотворение? Дети: О Башкортостане. Воспитатель: Правильно. О Башкортостане. А что такое Башкортостан? (ответы детей) На башкирских землях живет много разных народов. Какие это народы, ребята, кто знает? (ответы детей) Дети: Татары, чуваши, русские, башкиры. Воспитатель: - Правильно, ребята. Но коренное население-это башкиры, и сегодня мы с вами познакомимся с их национальным жильем, с их бытом. Воспитатель: А кто знает, где раньше жили башкиры? (ответы детей) Дети: В степи. Воспитатель: а чем занимались башкиры? (ответы детей) Воспитатель: да, башкиры занимались разведением животных, постоянно кочевали, и им нужно было жилье, которое легко собирается и разбирается. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку В этом доме нет угла, До того она кругла. И такое вот жилище Ты всегда в степи отыщешь! (ответы детей) Дети: Юрта Воспитатель: Я предлагаю вам просмотреть презентацию. (просмотр презентации) Воспитатель: Ребята, а вы знаете как на башкирском языке будет звучать юрта? По-башкирски - тирме. Давайте повторим, юрта – тирме. Вот как она выглядит (показ юрты и рисунка, как они располагались). А вот так они располагались в степи. В юрте было тепло, так как она покрывалась специальной теплой прочной тканью, сделанной из шерсти и кожи. А как вы думаете, что было внутри? Что можно было увидеть там? (Показ внутреннего вида юрты). Конечно же, как в любом доме у них была различная посуда, для приготовления пищи. В центре жилища располагался очаг, печь, которое нужна была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно было увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду. Важнейшим элементом была занавеска (шаршау, повторите - шаршау, которая делила комнату на части: мужскую и женскую. Женская часть – спальня, была поменьше. В ней хранили предметы хозяйственной необходимости (одежду, припасы). Мужская же была побольше, и служила для приема гостей. Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг садились гости. А украшали они свой дом праздничной одеждой (показ, украшениями (показ, охотничьими принадлежностями (показ, вышитыми коврами (показ, вышитыми полотенцами (показ) и все это они украшали башкирскими орнаментами. Сейчас много фабрик, заводов, разных предприятий. Там работают люди. А живут они в больших и теплых домах. Но давным-давно люди только разводили и пасли скот. И люди переезжали с одного пастбища на другое. А почему они переезжали с пастбища на пастбище? Дети: Потому что лошади, бараны съедали сочную траву. Юрта легко разбирается и собирается. В разобранном виде ее легко перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным жилищем. У юрты нет окон. А солнечные лучи попадали в юрту через круглое отверстие сверху. Это отверстие называется – шанырак. А зимой через шанырак выходит дым, когда башкиры топят печь в юрте. Зимой в юрте тепло, а летом – прохладно. Физминутка «Юрта» Юрта, юрта – (дети встают со стульев) Круглый дом, (руки над головой) Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны) Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте) Печка жарко топится (движения руками вверх -вниз) Угостить торопится. (присели, встали) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Круглые оладушки (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики). Воспитатель: - Ой, ребята, вы слышали, кто-то стучал? Я пойду, посмотрю, а вы сидите тихо. Смотрите, здесь посылка. Написано, детям подготовительной группы. Что же в ней, интересно. А здесь письмо и юрта. Давайте прочтем. Письмо: «Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Меня зовут Гульназ. Мы со своей семьей живем в ауле. Злой шаман Узурбек украл нашу юрту, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста. Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем Гульназ? (ответы детей) Воспитатель: сначала нужно вспомнить правила безопасности работы с ножницами и клеем. (ответы детей) Воспитатель: я вас научу делать юрту 1. Нужно разрезать лист с одной стороны до линии 2. Склеить стороны листа, чтобы получился цилиндр 3. Наклеить полоски на круг 4. Сверху наклеить ещё один круг 5. Вырезать дверцу и приклеить наверх 6. Нарезать из полосок цветной бумаги треугольники и украсить юрту Воспитатель: Проходите в нашу мастерскую и присаживайтесь. Самостоятельная работа детей. Воспитатель: приступаем к работе. Кому нужна будет моя помощь, поднимайте руку. (физминутка) А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. Воспитатель: вот, наши юрты готовы. Итог занятия. Воспитатель: - Как называется жилище башкир? - Что нового узнали? - С кем познакомились? - Что делали? Музыка по плану муз руководителя |