Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ в сфере экспериментальной деятельности.
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ в сфере экспериментальной деятельности.
1.Тема эксперимента.
« Проект по экспериментальной деятельности в средней группе».
2.Исполнитель эксперимента.
Коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад п.Липовский».
3.Руководитель эксперимента.
Уракова Галия Сакеновна - воспитатель средней группы.
Даниличева Татьяна Борисовна -воспитатель
4.Статус эксперимента.
Приказом МДОУ «Детский сад п.Липовский» № от « » 2014года
«О присвоении статуса локальной экспериментальной площадки в 2014 – 2015 учебном году» МДОУ «Детский сад п.Липовский» присвоен статус локальной экспериментальной площадки.
5.Цель эксперимента.
Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ в сфере экспериментальной деятельности. »
Рассмотрена на педагогическом совете Утверждаю
МДОУ «Детский сад п.Липовский» заведующая МДОУ
Протокол № «» от 2014года. «Детский сад п.Липовский»
Баклан С.Н.
Приказ №от2014года.
Программа локальной экспериментальной площадки.
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ
в сфере экспериментальной деятельности.
Срок реализации: 2014-2015гг.
Воспитатель: Уракова Г.С.
Воспитатель: Даниличева Т.Б.
п.Липовский
2014г
Пояснительная записка.
В системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
11.Предполагаемые промежуточные и конечные результаты…
12.Гипотеза эксперимента………………………………………………….
13.Предполагаемые результаты………………………………………..
14.Требования к воспитательно-образовательному процессу…
15.Работа с родителями……………………………………………………..
16.Формы сотрудничества с родителями………………………….
17.Этапы проекта………………………………………………………………..
18.Учебный план………………………………………………………………..
1.Тема эксперимента.
« Проект по экспериментальной деятельности в средней группе».
2.Исполнитель эксперимента.
Коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад п.Липовский».
3.Руководитель эксперимента.
Уракова Галия Сакеновна - воспитатель средней группы.
4.Статус эксперимента.
Приказом МДОУ «Детский сад п.Липовский» №от «» 2014года
«О присвоении статуса локальной экспериментальной площадки в 2014 – 2015 учебном году» МДОУ «Детский сад п.Липовский» присвоен статус локальной экспериментальной площадки.
5.Цель эксперимента.
Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
6.Актуальность разрабатываемого проекта.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
7.Актуальность заявленной проблемы.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
8.Цель проекта.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
9.Задачи экспериментальной деятельности.
1.Расширение представлений детей об окружающем мире
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
10.Сроки проекта.
Проект рассчитан на один год для детей средней группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Форма работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
11.Предполагаемые промежуточные и конечные результаты.
1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2.Создание единого инновационного пространства.
3.Чёткое выполнение поставленной задачи.
4.Повышение уровня мотивации к занятиям.
12.Гипотеза.
Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.
13.Предполагаемые результаты.
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
14.Требования к воспитательно-образовательному процессу.
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
15.Работа с родителями.
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее: -анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
16.Формы сотрудничества с родителями.
-Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА!»
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Круглый стол «Здоровый ребёнок»
-Подгрупповые тематические консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
«Режим питания нарушать нельзя!»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Совместные досуги
-Совместные экскурсии
-Наглядная информация
-Обмен опытом
17. Этапы проекта.
1 этап – Подготовительный – 2014-2015 уч. год.
№
п/п
Описание деятельности
Сроки исполнения
Ответственный исполнитель
1.
Обсуждение основных идей проекта с педагогическим коллективом.
Октябрь-ноябрь 2014г.
Заведующая
Баклан С.Н.
2.
Определение состояния материально-технической базы ДОУ для эффективности проведения опытно-экспериментальной работы.
Октябрь-ноябрь 2014г.
Заведующая
Баклан С.Н.
3.
Подготовка и утверждение договоров и приказов по программе опытно - экспериментальной работы.
Октябрь 2014г.
Заведующая
Баклан С.Н.
4.
Создание творческой группы по разработке программы.
Октябрь 2014г.
Заведующая
Баклан С.Н.
5.
Контроль за ходом экспериментальной работы.
В течение года
Заведующая
Баклан С.Н.
6.
Изучение литературы по теме опытно-экспериментальной работы.
В течение года
Педагоги
7.
Подготовка диагностической базы мониторинга ожидаемых результатов:
- мотивации;
- сплочение педагогического коллектива;
- самооценки и самоконтроля;
- аспектов сотрудничества детей, педагогов и родителей.
В течение года
Заведующая
Баклан С.Н.
2 этап – Основной – 2014-2015 уч. год.
№
п/п
Описание деятельности
Сроки исполнения
Ответственный исполнитель
1.
Организация консультативной помощи педагогам с целью повышения уровня психолого – педагогической компетентности.
В течение года
Заведующая
Баклан С.Н.
2.
Укрепление материально – технической базы ДОУ для эффективного проведения опытно – экспериментальной работы.
В течение года
Заведующая
Баклан С.Н.
3.
Разработка идей по реализации эксперимента.
В течение года
Творческая группа
4.
Создание предметно-развивающей среды по новому приоритету.
В течение года
Педагоги
3 этап – Заключительный – 2014-2015уч. год.
№
п/п
Описание деятельности
Сроки исполнения
Ответственный исполнитель
1.
Составление научно-методических рекомендаций по реализации данного проекта
В течение года
Творческая группа
2.
Отслеживание результатов эксперимента через систему наблюдения, тестирование
В течение года
Заведующая
Баклан С.Н.
3.
Методический анализ результатов опытно-экспериментальной работы
В течение года
Заведующая
Баклан С.Н.
4.
Корректировка программ, планов работ по завершению анализа полученных результатов