Проект по трудовому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста
Проект по трудовому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по трудовому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ
Проект
по трудовому воспитанию
с детьми младшего дошкольного возраста
«Делу время, потехе час»
Выполнила
Воспитатель 1 категории
Прокопович И. Г.
п.Мулымья 2017-2018 г.г
«Возможность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое может оставить
своим детям и бедный и богач».
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Актуальность
Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей.
В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева и другие). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и других. Теоретическое обоснование трудового воспитания освещены в работах П.Р.Атутова, А.А.Ахматова, С.Я.Батышева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова и других.
Немаловажное значение имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А.Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым.
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста.
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДОпод этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду
А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»
Гипотеза
Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Цель
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Воспитывать желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
6. Учить доводить начатое дело до конца
Виды труда дошкольников:
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной труд
Формы организации труд:
Поручения
Дежурства
Коллективный труд (общий, совместный).
Формы работы с детьми:
Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно- ролевых игр, организация посильного труда.
Ожидаемый результат
Сформированности ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.
Срок реализации проекта
Начало с 1 сентября 2017 по май 2018гг.
Проект реализуется во вторник во второй половине дня, а также в течение всего дня.
Вид проекта долгосрочный, на 2017- 2018 учебный год.
Тип проекта познавательно-практический
Этапы реализации проекта: Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Подготовительный этап
Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление перспективного планирования основного этапа проекта.
Основной этап
Проведение мероприятий
Заключительный этап
Проведения НОД «Посадка лука»
Показ презентаций «Делу время, потехе – час
Отчет проекта
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 3-5 ЛЕТ
Срок
Работа с детьми
Цель
Работа с родителями
Работа с коллегами
Сентябрь
1 неделя
1.Беседа «Всему свое место»
2.С. р игра
«Мыпришли в гости»
Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Консультация
«Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни»
Памятка
«Труд – средство
всестороннего развития»
Консультация
"Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений"
Презентация
"Любим мы трудиться, не хотим лениться"
2 неделя
Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе
Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать.
3 неделя
Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду,волосы)
Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
4 неделя
«Умывание»
Самообслуживание в процессе умывания
Чтение художественной литературы.
К. Чуковский «Федорино Горе»;
Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь.Не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения.
Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.
Октябрь
1 неделя
Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»
Протирание пыли в игровых уголках.
Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы.
Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.
Консультация
«Как ребенка приобщить к труду»
Консультация "Нравственное воспитание дошкольников в труде"
2 неделя
Совместный с дворником труд по уборе участка
Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.
Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения.
Ноябрь
1 неделя
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра«Как мы маме помогаем»
Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.
Оформление Стенгазеты
«Наши родители на работе»
(рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)
Беседа
"Трудовое воспитание дошкольников"
2
неделя
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.
Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.
3 неделя
«Что мы знаем о профессиях».
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий
4 неделя
Мытье игрушек.
Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление принимать участие в труде со взрослыми.
Декабрь
1 неделя
Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?»
благоустройства территории «Марафон добра»
-сооружение зимних построек
на участке
Папка-передвижка
«Трудовое воспитание ребенка
в семье»
Консультация "Нравственное воспитание дошкольников в труде"
2 неделя
Заучивание игры м.п «Дни недели»
Выполнять движения соотв. тексту
3 неделя
«Стирка»
Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.
4 неделя
«Дежурство»
Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.
Январь
1 неделя
КАНИКУЛЫ
2 неделя
Знакомство с трудом медицинских работников
Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.
Дни прихода пап -
(изготовление ящика для посадки лука, изготовление кормушки для птиц, ремонт стульчика для Мишки и т. д.);
Акция «Мы - дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.)
Беседа
"Роль воспитателя и пом.воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего дошкольного возраста"
Консультация
"Народное творчество в трудовом воспитании детей"
3 неделя
Беседа «Кем работают твои родители»
Упражнение «Расставим стулья»
Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.
Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.
4 неделя
Чтение художественной литературы
В. Маяковский «Кем быть?».
Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.
Февраль
1 неделя
Полив комнатных растений.
Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу.
Выставка работ
«Папа может все»
Круглый стол
"Обучение детей простейшим трудовым умениям и навыкам"
2 неделя
Рисование на тему «Новый дом»
Развивать мелкую моторику рук.
3 неделя
«Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)
Выполнять добросовестно поручения.
4 неделя
Чтение художественной литература К. Чуковский «Айболит»
Продолжать детей знакомить с произведениями
К. Чуковского. Отвечать на вопросы воспитателя
Март
1 неделя
Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.
Учить детей садить лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.
выставка поделок
«У мамы руки золотые »
Участие в фотовыставке
«Радуга профессий»
Консультация «Ознакомление с профессиями людей в разных возрастных группах»
2 неделя
Ручной труд(предложить детям помочь воспитателю подклеить книги,коробочки)
Учить детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца
3 неделя
Чтение художественной литературы
Э. Мошковская «Кондитер»
Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.
4 неделя
С/р игра «Парикмахерская»
Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- парикмахер.
Апрель
1 неделя
Беседа «Кто работает в детском саду»
Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.
Консультация
«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».
Презентация «Как трудиться в детском саду»
2 неделя
Посадка семян цветов, овощей.
Воспитывать у детей любовь к труду. Привлечь к посеву крупных семян.
3 неделя
Заправь постелей
Довести до сознания детей.как надо правильно заправлять постель;воспитывать самостоятельность.
4 неделя
Вечер загадок
Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память,речь, мышление.
Май
1 неделя
«Сделаем наш двор чистым»
Вызвать желание у детей помочь дворнику в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения.
Акция
«Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений)
Акция
«Сделаем наш детский сад красивым!»
(посадка растений)
2 неделя
Игры со строительным материалом «Мы строители»
Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель.
3 неделя
С\р игра « Магазин»
Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- продавец.
4 неделя
Посадка рассады уличных цветов, овощей.
Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых.
Список литературы
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
2. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.
3.Л.В.Куцакова Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2014.
4.Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.