Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей…………………………………..21
Литература…………………………………………………………………….24
Паспорт
Программы здоровьесбережения МБДОУ №466
Наименование программы
Программа здоровьесбережения МБДОУ №466(далее ДОУ)
Основания
для разработки программы
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
Этапы реализации программы
I этап – организационной
II этап – основной.
III этап – аналитический.
Цель программы
Создание необходимого развивающего потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи, целевые ориентиры
Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
Развивать способность педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса.
Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия семьи и ДОУ, обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Ожидаемые конечные результаты,
целевые индикаторы
Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения:
улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
успешное освоение основной образовательной программы воспитанниками МБДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;
активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье - не менее 93%.
Разработчики программы
Заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, медицинская сестра
Орган, осуществляющий контроль выполнения программы
Заведующий, заместитель заведующего, отвечающий за воспитательную и методическую работу
Пояснительная записка
Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. В существующей иерархии основных элементов в системе здоровья человека, на первом уровне стоит биологическое здоровье, на втором – социальный его компонент, на третьем – духовный. Отклонения или изменения в одном из них ведут к нарушению в общем состоянии человека, которое можно охарактеризовать как нездоровье.
Каждый их этих компонентов связан с определёнными функциями здоровья, которые некоторым образом влияют на основной результат образования – выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Таким образом, особую важность приобретает вопрос о совместном учёте в воспитательно-образовательном процессе таких составляющих как здоровье и образованность детей, их взаимосвязи, гармоничном единстве и равнозначности. При этом. следует соблюдать равновесие между обязательностью достижения необходимого уровня выполнения ФГОС ДО и сохранением при этом здоровья дошкольников.
Достаточно активно в последние годы проводятся исследования, посвящённые проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков: физиологов и гигиенистов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, А.А. Минха, Н.И. Обреимовой, Л.Е. Панина, Р.С. Тулинской. Н.А.Фомина. Большую роль играют исследования учёных в области валеологии И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Т.В. Кружилиной, Н.И. Куинджи, Т.Ф. Ореховой. Л.Г. Татарниковой, а также исследования, посвящённые разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, Ю.ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.).
Ежегодно в МБДОУ № 466 осуществляется мониторинг состояния здоровья детей, результаты которого указывают на увеличение числа различных функциональных отклонений. (см. табл.).
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
ГОД
Списочный
состав
I группа
здоровья
II группа
здоровья
III группа
здоровья
IV группа
здоровья
2016 г.
чел.
- чел.
чел.
чел.
- чел.
2017 г.
чел.
- чел.
чел.
чел.
- чел.
2018 г.
чел.
- чел.
чел.
чел.
- чел.
Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей. В сложившейся ситуации всё большее значение приобретает разработка педагогических технологий, ориентированных на воспитание у детей культуры здоровья.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.
Учитывая необходимость сохранения и укрепления физического здоровья и оказания дошкольникам разноплановой помощи, основной приоритет в работе ДОУ отведён профилактическому направлению деятельности при соблюдении условия обеспечения качества образования. Для достижения выбранных ориентиров в детском саду в течение всех лет функционирует отлаженная система здоровьесбережения, включающая оказание ребёнку всесторонней помощи путём комплексного сопровождения педагогами и специалистами с использованием эффективных средств профилактики.
В ДОУ накоплен определённый опыт объединения усилий специалистов разного профиля (педагогов, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования), когда на основе многоплановой диагностики выстраивается индивидуальная профилактическая и развивающая работа с детьми. Вместе с тем, анализ исходной ситуации ДОУ выявляет ряд нерешённых или слабо проработанных вопросов, крайне важных для дошкольного учреждения. Так, преимуществом ДОУ в системе дошкольного образования является профилактическая направленность образовательной деятельности, но это преимущество не используется в полном объёме как фактор развития ДОУ.
Вместе с тем, в практике здоровьесбережения ДОУ возникает ряд противоречий между:
объективно возросшими требованиями к осуществлению здоровьесберегающей профессионально-педагогической деятельности и недостаточно высокой долей обученных специалистов по вопросам обучения здоровьесбережению с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;
необходимостью разработки модели повышения квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения путём специально организованных форм методической работы и реальным состоянием этой работы в практике ДОУ;
требованиями к вопросам здоровьесбережения в образовательном учреждении и недостаточным уровнем информационной культуры педагогов;
необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и начального здоровьесберегающего образования в соответствии с принципом непрерывности и отсутствием системы в представлении содержания здоровьесберегающего образования в программном обеспечении дошкольного и начального образования;
необходимостью активного вовлечения родителей в здоровьесберегающий процесс, оказания помощи семьям по вопросам здоровьесбережения и отсутствием заинтересованности родителей в осуществлении тесного сотрудничества и конкретных профилактических проектов;
необходимостью укрепления психоэмоционального состояния каждого ребёнка, гуманизации всего процесса образования и тенденцией к эмоциональному выгоранию педагогического коллектива в силу возрастных особенностей кадрового состава.
В связи с этим, необходим поиск новых перспективных подходов к комплексному решению вопросов профилактики здоровья подрастающего поколения, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей детского организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
Разрешить эти вопросы представляется возможным через проектирование и реализацию в ДОУ программы по здоровьесбережению. Данная программа подготовлена с целью повышения эффективности деятельности дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей, формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, улучшения умственной и физической работоспособности, тем самым, позволяя качественно подготовить детей к поступлению в школу, повысить имидж дошкольного образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Цель Программы здоровьесбережения МБДОУ № 466:
создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Реализация программы предусматривает решение следующих задач:
Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
Развивать способность педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса.
Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.
Разработанная программа отражает комплексный подход к проблеме здоровьесбережения детей в МБДОУ, определяет основные направления оздоровительной деятельности и мероприятия по реализации намеченной цели.
2. Ожидаемые результаты реализации Программы здоровьесбережения
Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения:
улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
успешное освоение основной образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;
рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;
увеличение количества авторских инновационных здоровьесберегающих разработок ежегодно на 3%;
активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье - не менее 93%.
Инструментарий проведения контроля:
сравнительные показатели мониторинга.
Социальный эффект от реализации программы:
Подготовка определённого спектра авторских программ и инструктивно-методических материалов по организации здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории.
3. Основные направления Программы здоровьесбережения
1. Организационное направление
Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор эффективных методик и технологий.
Разработка и внедрение Программы здоровьесбережения в воспитательно-образовательный процесс.
Создание в ДОУ организационно-педагогических и медико-социальных условий по внедрению Программы здоровьесбережения.
Разработка системы и тактики по укреплению психофизического здоровья дошкольников.
Обеспечение комплексного подхода в реализации Программы здоровьесбережения.
Разработка критериев оценки эффективности по реализации Программы здоровьесбережения.
Наращивание материально-технической базы ДОУ для внедрения и реализации Программы здоровьесбережения.
Корректировка Программы здоровьесбережения на всех этапах реализации.
2. Образовательное направление
Создание мотивации в ДОУ на выбор здоровых альтернатив жизни.
Организация пропаганды здорового образа жизни в ДОУ.
Составление плана мероприятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Создание средств визуальной информации по вопросам формирования здорового образа жизни.
Включение родителей в деятельность ДОУ как значимых участников оздоровительного процесса.
Разработка и реализация адресных профилактических и просветительских рекомендаций.
3. Правовое направление
Нормативно-правовое обеспечение разработки Программы здоровьесбережения: ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений по защите здоровья.
4. Аналитическое направление
Анализ предлагаемых программ и проектов по ЗОЖ.
Проведение мониторинга по состоянию всех аспектов здоровья детей, получение оперативной информации.
Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья детей.
Анализ результатов реализации Программы здоровьесбережения в динамике.
Своевременное выявление изменений, происходящих в оздоровительном процессе и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций.
Изменение индивидуального образовательного маршрута ребёнка в случаях возникновения проблем в состоянии психофизического здоровья.
5. Информационно-методическое направление
Научно-методическое обеспечение разработки и реализации Программы здоровьесбережения.
Повышение информационной культуры педагогических работников, обусловленной общими задачами Программы здоровьесбережения.
Мониторинг результативности оздоровительной деятельности ДОУ.
Информационное обеспечение родителей по различным аспектам формирования здорового образа жизни.
Информирование родителей о результатах проделанной работы; обмен мнениями об эффективности Программы здоровьесбережения.
Распространение опыта оздоровительной работы.
6. Диагностическое направление
Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения.
Диагностическое обследование и анализ исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических знаний, умений и навыков.
Изучение мотивации детей, педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни.
Анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Выявление групп детей, требующих внимания специалистов.
Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей.
8. Адаптационное направление
Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям ДОУ.
Повышение функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья.
Повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов, нейтрализация негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития.
9. Координационное направление
Обмен опытом работы между дошкольными образовательными учреждениями города.
Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнерами по вопросам укрепления здоровья детей.
Мероприятия по реализации основных направлений в здоровьесберегающей деятельности МБДОУ № 466
Временные рамки и основные этапы.
I этап.– организационный.
Организация деятельности педагогов и родителей МБДОУ № 466 на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
II этап.– основной.
Реализация основных направлений деятельности МБДОУ № 466 по здоровьесбережению.
III этап.–аналитический.
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
План мероприятий по реализации Программы здоровьесбережения
№ п/п
Мероприятия
Срок
Ответственный
Организационное направление
Обновление содержания здоровьесберегающего образования и воспитания, организация здоровьесберегающего пространства.
1.
Разработка целевой программы здоровьесбережения
Сентябрь-Октябрь
Заведующий ДОУ
2.
Корректировка Образовательной программы
Декабрь
Зам. по ВМР, старший воспитатель
3.
Организационно-методическая работа по повышению профессионального мастерства педагогов в реализации вопросов здоровьесбережения
постоянно
Зам. по ВМР, старший воспитатель
4.
Создание кадровых, психолого-педагогических, учебно-материальных, учебно-дидактических, учебно-методических предпосылок для осуществления системы работы по здоровьесбережению:
определение подходов к содержанию методической работы по вопросам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста;
организация повышения квалификации участников здоровьесбережения;
организация работы с родителями по наращиванию материальной базы для работы по здоровьесбережению;
обеспечение ДОУ медицинскими препаратами, витаминами для витаминизации третьего блюда
постоянно
Заведующий ДОУ
5.
Осуществление в практике ДОУ системного подхода к управлению здоровьесбережением:
описание стратегии работы по здоровьесбережению в ДОУ;
разработка структуры управления вопросами здоровьесбережения;
организация взаимодействия всех звеньев здоровьесберегающего процесса;
отработка системы стимулирования участников процесса здоровьесбережения;
контроль системы здоровьесбережения.
В течение года
Администрация МБДОУ
6.
Проведение здоровьесберегающего компонента через все виды деятельности детей (психологический фон ОД, длительность ОД, методы и формы, санитарно-гигиенические условия)
В течение года
Зам. по ВМР, старший воспитатель
7.
Разработка здоровьесберегающих требований для организации
В течение года
Зам. по ВМР, старший воспитатель
8.
Собеседование с педагогами и специалистами об организации охранительного режима в группах
Постоянно
Зам. по ВМР, старший воспитатель
9.
Разработка здоровьесберегающего компонента содержания ОД по физической культуре
В течение года
Инструктор по физ.культуре
10.
Внедрение в практику работы ДОУ тренингов по эмоциональному выгоранию педагогов
В течение года
Педагог-психолог
12.
Пополнение развивающей среды в группах
В течение периода
Воспитатели ДОУ
13.
Разработка серии консультаций для родителей «Мы за здоровый образ жизни»
Ежегодно
Воспитатели, педагоги ДОУ
14.
Разработка целевой комплексной программы повышения квалификации педагогических работников
В течение года
Заведующий ДОУ
15.
Расширение перечня образовательных услуг в соответствии с потребностями родителей и детей
В течение года
Заведующий ДОУ
II. Диагностическое направление
1.
Анализ исходного состояния психофизического здоровья детей
Сентябрь
Специалисты ДОУ, медсестра
2.
Мониторинг состояния всех аспектов здоровья детей
В течение всего периода
Специалисты ДОУ, медсестра
3.
Изучение мотивации педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни
Ежегодно
Педагог-психолог
4.
Выявление детей, требующих внимания специалистов.
В течение всего периода
Педагог - психолог
5.
Социальный анализ семей воспитанников ДОУ. Оформление социальных паспортов.
Октябрь,
ежегодно
Педагог-психолог
6.
Психолого-педагогическое обследование детей, поступающих в школу
Апрель,
ежегодно
Специалисты ДОУ
7.
Организация педагогического мониторинга по здоровьесберегающей деятельности:
проведение анкетирования педагогов по проблемам в работе;
анализ профессионального роста педагогов.
Ежегодно
Зам. по ВМР, старший воспитатель
III. Информационно-методическое направление
Научно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения.
Повышение квалификации участников образовательного процесса.
1.
Организация работы по отбору форм и содержания методической работы по освоению педагогами здоровьесберегающих технологий
В течение года
Зам. по ВМР, старший воспитатель
2.
Обеспечение педагогов методической и дидактической литературой для организации здоровьесберегающего образования
В течение года
Зам. по ВМР, старший воспитатель
3.
Апробация критериев оценивания уровня гигиенической, социальной, здоровьесберегающей грамотности детей дошкольного возраста
В течение года
Заведующий, Заместитель заведующего по ВМР
4.
Семинар «Здоровье детей – наше будущее»
В течение года
Зам. по ВМР, старший воспитатель
5.
Медико-педагогическое совещание на тему: «Пути оптимизации здоровья дошкольников»
Ноябрь
Зам. по ВМР, старший воспитатель
6.
Консультация для родителей «Музыкотерапия как способ улучшения психоэмоционального самочувствия»
Консультация для родителей «Предупреждение негативного влияния компьютера на здоровье ребёнка»
Октябрь
Воспитатели ДОУ
9.
Инструктаж для педагогов:
«Охрана жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках»
«Обеспечение психологической безопасности в ДОУ»
1 раз в 3 месяца
Старший воспитатель
10.
Консультация для педагогов «Двигательная деятельность детей на прогулке»
Сентябрь
Инструктор по физ.культуре, старший воспитатель
11.
Консультация «Профилактические подвижные игры»
Февраль
Инструктор по физ.культуре
12.
Оформление картотеки для воспитателей
«Использование игровых двигательных упражнений в группе»
Январь
Старший воспитатель
13.
Рекомендации «Комплекс мер для снятия статического напряжения во время ОД»
Февраль
Инструктор по физ.культуре
14.
Буклет «Безопасные для здоровья ребёнка условия общения с компьютером»
Февраль
Воспитали ДОУ
15.
Рекомендации для родителей по рациональному питанию детей «Разговор о правильном питании»
Февраль
Медсестра
16.
Семинар-практикум «Внедрение методов и приёмов здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс».
Март
Зам. по ВМР, старший воспитатель
17.
Пед.совет «Обеспечение восхождения дошкольника к культуре здоровья через использование эффективных здоровьесберегающих средств»
Март
Зам. по ВМР, старший воспитатель
18.
Выставка методической литературы, пособий, конспектов по работе с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни.
Апрель
Зам. по ВМР, старший воспитатель
19.
Обобщение и распространение опыта создания здоровьесберегающей среды в ДОУ – творческий отчёт
Май
Заведующий ДОУ
IV. Просветительское направление
Взаимодействие с социумом как участниками процесса здоровьесбережения.
1.
Публикация материалов по ЗОЖ в информационных уголках
Ежегодно
Зам. по ВМР, старший воспитатель
2.
Консультация для воспитателей «Художественная литература – средство обогащения нравственного здоровья детей»
Апрель
Зам. по ВМР, старший воспитатель
3.
Школа-практикум для родителей
«Развиваем ребёнка вместе»
Ежегодно
согласно плану
Специалисты ДОУ
4.
Советы инструктора по физкультуре в родительские уголки«Оздоровительные мероприятия для часто болеющих детей»
Сентябрь
Инструктор по физ.культуре
5.
Рекомендации для родителей «Создание здоровой музыкальной среды в домашних условиях»
Октябрь
Муз.руководитель
6.
Консультация для родителей «Подбор обуви для правильного формирования стопы»
Октябрь
Инструктор по физ.культуре
7.
Библиотека-передвижка по пропаганде здорового образа жизни
Ежегодно
Зам. по ВМР, старший воспитатель
8.
Оформление памятки «Психоэмоциональное благополучие ребёнка с ограниченными возможностями»
Ноябрь
Педагог-психолог
9.
Информационные плакаты и бюллетени по профилактике и лечению детских болезней
Ежегодно
Медсестра
10.
Оформление памятки для родителей «Профилактика сколиоза»
Ноябрь
Инструктор по физ.культуре
11.
Консультация «Средства укрепления иммунитета»
Октябрь
Медсестра
12.
Дни открытых дверей для родителей
Ежегодно
согласно плану
Зам. по ВМР, старший воспитатель
13.
Выступления на групповых родительских собраниях «Здоровье с детства», «Вредные привычки»
Сентябрь, май
Воспитатели ДОУ
14.
Фотовыставка
«Мы растём здоровыми!»
В течение года
Старший воспитатель
15.
Проведение Дней пропаганды здорового образа жизни
В течение всего года
Зам. по ВМР, старший воспитатель
16.
Размещение в СМИ печатных материалов по вопросам здоровьесбережения
В течение всего периода
Педагоги ДОУ
17.
Детская конференция «Мы выбираем здоровье!»
Февраль
Специалисты ДОУ
18.
Передвижная акция «Реклама здоровья» для родителей ДОУ
Март
Воспитатели групп
19.
Оформление портфолио выпускника
Май
Педагоги ДОУ
20.
Фотоэкспозиция для родителей выпускников
«Вот и стали мы на год взрослей»
Ежегодно
Педагоги ДОУ
V. Социально-педагогической адаптации
1.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для организации работы с детьми с проблемами в развитии:
для детей со снижением познавательной деятельности;
для работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Ежегодно
Воспитатели,
Педагог-психолог
2.
Психологическая гостиная для воспитателей «Психологическая поддержка детей из проблемных семей»
Декабрь
Педагог-психолог
VI. Координационное
Управление здоровьесбережением в ДОУ, взаимодействие с социальными партнерами
1.
Разработка локальных актов по вопросам здоровьесбережения
Ежегодно
Заведующий ДОУ
2.
Контроль процесса здоровьесбережения в ДОУ:
совещания;
собрания трудового коллектива по вопросам снижения детской заболеваемости;
анализ состояния заболеваемости;
проведение рейдов по санитарно-гигиеническому состоянию помещений ДОУ;
организация персонального предупредительного контроля соблюдения здоровьесберегающих требований к НОД;
организация тематического контроля состояния здоровьесбережения;
анализ тестирования детей по физическому воспитанию,
организация медико-педагогического контроля физкультурной НОД.
1 раз в месяц
1 раз в год
1 раз в полугодие
1 раз в неделю
2 раза в квартал
ежегодно
2 раза в год
ежемесячно
Заведующий ДОУ,
Заместитель заведующего
3.
Консультирование педагогического процесса на принципах здоровьесбережения:
составление расписания ОД в соответствии с требованиями САН ПиН;
разработка режима работы кружков в соответствии с требованиями здоровьесбережения;
экспертиза программ дополнительного образования.
Постоянно
Зам. по ВМР, старший воспитатель
4.
Установление взаимодействия с детской поликлиникой:
выявление детей с патологиями;
консультирование родителей детей;
ведение листов здоровья;
выработка рекомендаций воспитателям по организации двигательного режима.
В течение всего года
Медсестра
5.
Участие в работе городских, районных конференциях, семинарах
Согласно плану
Заведующий ДОУ
6.
Разработка мер по уменьшению риска возникновения заболеваний и травм, связанных с социальной жизнью детей:
разработка системы по обучению детей противопожарной безопасности;
разработка занятий по обучению детей правилам дорожного движения;
разработка системы занятий по основам безопасности жизнедеятельности;
создание здоровьесберегающего пространства по всем разделам здоровьесбережения, оформление наглядности для детей и родителей
В течение года
Педагоги ДОУ
VII. Аналитико-экспертное направление
Мониторинг и контроль по здоровьесбережению
1.
Анализ результатов реализации программы здоровьесбережения
Май
Заведующий ДОУ
2.
Совещание
анализ заболеваемости;
мониторинг оздоровительного эффекта деятельности ДОУ;
Ежегодно
Заведующий ДОУ
3.
Контроль деятельности участников здоровьесбережения по организации взаимодействия с семьёй
В течение года
Зам. по ВМР, старший воспитатель
4.
Анализ организационно-методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов в реализации вопросов здоровьесбережения
Май
Заведующий ДОУ
5.
Анализ внедрения в практику работы ДОУ компьютерной тренинговой программы
Май
Заведующий ДОУ
VIII. Правовое направление
1.
Ознакомление с нормативно- правовой базой, регламентирующей деятельность ДОУ по защите здоровья детей
Сентябрь
Заведующий ДОУ
2.
Корректировка локальных актов, регламентирующих здоровьесберегающую деятельность ДОУ.
Сентябрь – октябрь
Заведующий ДОУ
3.
Выработка документационного обеспечения мониторинга здоровьесбережения:
разработка и ведение индивидуальных образовательных маршрутов
Январь
Заведующий ДОУ
Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.
Для измерения эффективности всех действий, заложенных в Программе здоровьесбережения, разработаны объективные критерии оценки результатов по достижению намеченной цели. Диагностические данные будут оформляться в «Паспорт здоровья».
5. Оценка эффективности и
качества реализации Программы здоровьесбережения:
1. Состояние психофизического здоровья детей
1.1. Числовые показатели распределения детей по группам здоровья.
1.2. Среднее количество дней, пропущенных по болезни одним воспитанником за год.
1.3. Уровень физической подготовленности дошкольников.
1.4. Уровень познавательного развития.
1.5. Уровень освоения основной образовательной программы ДОУ.
1.6. Состояние речи дошкольников (отсутствие грубой речевой патологии).
1.7. Процент детей, функционально незрелых к обучению в школе.
1.8. Количество детей «группы особого внимания».
2. Отношение педагогов и родителей к здоровьесберегающей деятельности:
2.1. Уровень компетентности педагогов в вопросах качественного моделирования здоровьесберегающего процесса.
2.2. Доля авторских инновационных здоровьесберегающих разработок в образовательном пространстве ДОУ.
2.3. Степень информационной грамотности родителей по соблюдению преемственности в использовании принципов здоровьесбережения детей в семье.
Физическое развитие:
1.1.Создание развивающих условий для двигательной активности детей
1.2. Режим двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста
1.3.Соблюдение баланса двигательной активности детей (организованная взрослым деятельность детей, самостоятельная деятельность детей, режимные процессы)
Закаливание:
2.1.Общие меры закаливания
Питание.
Оздоровительно - профилактическая работа.
Создание материально-технических и санитарно-профилактических условий для пребывания воспитанников в МБДОУ.
Режим двигательной активности:
1.1.Создание развивающих условий для двигательной активности детей в МБДОУ
Развивающие условия
Оборудование
1.Создание развивающих условий в спортивном зале
(макросреда):
Наличие оборудования и игровых пособий в соответствии:
1.с требованиями образовательной программы МБДОУ № 466
2. с требованиями действующего Сан Пин,
3. с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
1. Для основных движений
(ходьба, упражнения в равновесии, бег, катание, бросание, ловля, метание мяча, ползание, лазание, прыжки, строевых упражнений, для общеразвивающих упражнений, для спортивных игр):
- гимнастическая скамейка длина 300 см
- доска с ребристой поверхностью длиной 150 см
- шнур длиной 75 см
- скакалки разной длины (120 см, 300 см)
- обручи разного диаметра (40 см, 60 см, )
- гимнастические палки (длина 75 см)
- дуги для подлезания (высотой 30 см, 50 см)
- мячи разного диаметра (6-8 см, 10-12 см, 20 25 см)
- набор кеглей
- гантели детские
- «островки» для разметки игрового поля
- кольцеброс
- мешочки с грузом (150 гр., 200 гр., 400 гр.)
- гимнастическая палка длинная (шест) (длиной 300 см)
- гимнастические лестницы
- канат длиной 300 см
- вертикальная и горизонтальная цель для метания
- щит баскетбольный (длина 59 см, ширина 45 см диаметр корзины 45 см, длина сетки 40 см)
1.2.Создание развивающих условий в центрах физического развития детей во всех возрастных группах
(микросреда):
Наличие оборудования и игровых пособий в соответствии :
1.с требованиями образовательной программы МБДОУ № 466
2. с требованиями действующего Сан Пин,
3. с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Во всех возрастных группах имеются:
- шнур длиной 75 см (в младших группах № 3,5, в средних группах № 7,8, в старших группах № 9,10, в подготовительных группах № 11,12)
- вертикальная цель для метания (во всех возрастных группах)
- набор кеглей (во всех возрастных группах)
- скакалки разной длины (120 см, 300 см) (в младших группах № 3,5, в средних группах № 7,8, в старших группах № 9,10, в подготовительных группах № 11,12)
- обручи разного диаметра (40 см, 60 см) (в младших группах № 3,5, в средних группах № 7,8, в старших группах № 9,10, в подготовительных группах № 11,12)
- дуги для подлезания (высотой 50 см) (в старших группах № 9,10, в подготовительных группах № 11,12)
- дуги для подлезания (высотой 40 см) (в средних группах № 7,8)
- дуги для подлезания (высотой 30 см) (в группах раннего возраста № 1,2,4,6
в младших группах № 3,5),
- мячи разного диаметра (6-8 см, 10-12 см, 20 -25 см) (в младших группах № 3,5, в средних группах № 7,8, в старших группах № 9,10, в подготовительных группах № 11,12),
- мешочки с грузом (200 гр., 400 гр.) (в младших группах № 3,5, в средних группах № 7,8, в старших группах № 9,10, в подготовительных группах № 11,12)
- мешочки с грузом (150 гр) ( в группах раннего возраста № 1,2,4,6)
- щадящий режим (в адаптационный период в группах раннего возраста №1,2,4,6)
1.2. Система двигательной активности детей
раннего и дошкольного возраста
№
Мероприятия
Условия и особенности проведения мероприятий
Время проведения
1.
Утренняя гимнастика
В соответствии:
с режимом дня
утвержденным комплексом утренней гимнастики по возрастам,
с учетом групп здоровья детей и состоянием здоровья детей, пришедших после болезни,
эмоциональным состоянием детей
Ежедневно
-Группы раннего возраста - 3-5 минут
-Младшие группы - 3-5 минут
-Средние группы - 5-8 минут
-Старшие группы -8-10 минут
-Подготовительные группы -10-12 минут
2.
Прием детей на улице
В теплое время года
(на участке)
Ежедневно
Все возрастные группы с 6.30 ч. до 8.00 ч.
3.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
В группе и на прогулке
Ежедневно в течение дня
-Группы раннего возраста - 3 часа
-Младшие группы – 3 часа 35 мин.
-Средние группы - 3 часа 25 мин.
-Старшие группы - 4 часа
-Подготовительные группы – 4 ч.10 мин
4.
Физкультурные занятия
1)Для раннего, младшего дошкольного возраста в неделю
( гр. № 1,2,4,6, 3,5)
2 занятия в группе в соответствии с обеспечением баланса двигательной активности детей в течение дня.
2) Для среднего дошкольного возраста (гр. № 7,8) в неделю2 занятия в зале (группе) в соответствии с обеспечением баланса двигательной активности детей в течение дня.
3)Для старшего дошкольного возраста (гр. №9,10,11,12) в неделю 2 занятия в зале и в соответствии с обеспечением баланса двигательной активности детей в течение дня.
В течение
- группы раннего возраста - 8 - 10 минут
- младшие группы - 10 - 15 минут
- средние группы - 15 - 20 минут
- старшие группы - 20 - 25 минут
- подготовительные группы - 25 - 30 минут
5.
Подвижные игры
в течение дня
(в утренние, вечерние часы
- на прогулке,
-в группе,
- в спортивном зале
-в музыкальном зале)
Ежедневно
В соответствии с режимом дня каждой возрастной группы и планом образовательной работы группы
6.
Физкультминутки
Во время занятий с высокой умственной нагрузкой и при длительном статичном положении тела на занятии
Ежедневно
До 3 минут
7.
Прогулка
2 раза в день
(утром и вечером) во всех возрастных группах на участке.
Ежедневно
В соответствии с режимом дня не менее 4 часов в день
8.
Дыхательная гимнастика после дневного сна в постели
в соответствии с режимом дня и комплексом дыхательных упражнений
Ежедневно
-Группы раннего возраста - 5 -8 минут
-Младшие группы - 8 - 10 минут
-Средние группы -10 - 12 минут
-Старшие группы - 12 - 15 минут
-Подготовительные группы -15 -20 минут
9.
"Динамический час"
в конце прогулки с целью создания оптимальных условий для двигательной активности детей в течение дня
с учетом сменяемости темпа бега по нарастанию и переходом на бег в медленном темпе с переходом на ходьбу
с использованием активных физических игровых упражнений на участке,
подвижных игр с высокой активностью без речевых функций со стороны детей
с учетом групп здоровья и состояния здоровья детей ограничивается физическая нагрузка (бег заменяется ходьбой по индивидуальным показателям)
Ежедневно
-Группы раннего возраста - 10 минут
-Младшие группы - 15 минут
-Средние группы - 20 минут
-Старшие группы - 25 минут
-Подготовительные группы - 30 минут
10.
Физкультурные досуги
в соответствии с требованиями программы "Детство" и планом образовательной работы
1 раз в месяц
- группы раннего возраста - 8 - 10 минут
- младшие группы - 10 - 15 минут
- средние группы - 15 - 20 минут
- старшие группы - 20 - 25 минут
- подготовительные группы-25-30 мин.
11.
Физкультурно -спортивные праздники
в соответствии с годовым планом образовательной работы МБДОУ
Цель: создание положительного эмоционального настроя к занятиям с физической нагрузкой и формирования потребности к здоровому образу жизни
В течение года
-Группы раннего возраста - 15 минут
-Младшие группы - 15 минут
-Средние группы - 20 минут
-Старшие группы - 25 минут
-Подготовительные группы - 30 минут
Соблюдение баланса жизнедеятельности детей
( соотношение баланса в течение дня на одного ребенка)
№ п/п
Наименование группы
Организованная взрослыми деятельность детей
Самостоятельная деятельность детей
Режимные процессы
%
время
%
время
%
время
1
Группа раннего возраста № 1
29,1%
3ч.20 мин
26,5%
3ч.
44,4%
5 ч.
2
Группа раннего возраста № 2
29,1%
3ч.20 мин
26,5%
3ч.
44,4%
5 ч.
3
Группа раннего возраста № 4
29,1%
3ч.20 мин
26,5%
3ч.
44,4%
5 ч.
4
Группа раннего возраста № 6
29,1%
3ч.20 мин
26,5%
3ч.
44,4%
5 ч.
5
Младшая группа
№ 3
30,7%
3ч. 40 мин.
29,8%
3 ч. 35 мин.
39,5%
4 ч. 45 мин.
6
Младшая группа
№ 5
30,7%
3ч. 40 мин.
29,8%
3 ч. 35 мин.
39,5%
4 ч. 45 мин.
7
Средняя группа
№ 7
31,3 %
3 ч. 10 мин
32,8%
3ч. 25 мин.
35,8%
3 ч. 55 мин.
8
Средняя группа
№ 8
31,3%
3 ч. 10 мин
29,8%
3 ч. 35 мин.
35,8%
3 ч. 55 мин.
9
Старшая группа
№ 9
33,3%
3 ч. 30 мин
34,8%
3 ч. 45 мин.
31,8%
3 ч. 15 мин.
10
Старшая группа
№ 10
33,3%
4 ч.
34,4%
4 ч. 15 мин.
31,3%
3 ч. 45 мин.
11
Подготовительная группа № 11
34,7%
4ч. 10 мин.
34,7%
4 ч. 10 мин.
30,6%
3 ч. 40 мин.
12
Подготовительная группа № 12
34,7%
4ч. 10 мин.
34,7%
4 ч. 10 мин.
30,6%
3 ч. 45 мин.
2.Система закаливания в МБДОУ
В МБДОУ № 466 разработана своя система закаливающих мероприятий для детей, приемлемая к условиям каждой возрастной группы и учреждения в целом.
Работу по закаливанию детей в течение дня проводят воспитатели всех возрастных групп, которые приучают детей мыть руки водой комнатной температуры, переходя от умывания лица и мытья кистей рук до локтя.
Физкультурные занятия с детьми дошкольных групп № 3,5,7,8, проводятся в зале 2 раза в неделю в спортивном зале (в холодный период), с детьми дошкольных групп №9,10,11,12 проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале (в холодный период), и на улице 1 раз в неделю при температуре до - 10 С.
В теплый период года все физкультурные занятия переносятся на улицу.
2.1.Общие меры закаливания
(воздушное закаливание)
1.1.Обеспечение оптимального воздушного режима в помещениях возрастных групп:
-Сквозное проветривание в помещениях группы в течение 5-7 минут при отсутствии детей (утром перед приходом детей в группу, перед занятием, перед возвращением с прогулки, во время тихого часа по утвержденному графику).
- В теплое время года осуществляется одностороннее проветривание в помещении группы, пребывание детей в помещении при открытых фрамугах по одной стороне комнаты, исключая сквозняки.
1.2.Обеспечение выполнения системы воздушного закаливания:
Ранний, младший и средний дошкольный возраст
(-группы раннего возраста № 1,2,4,6
-младшие группы № 3,5,
-средние группы № 7,8)
Старший дошкольный возраст
(-старшие группы № 9, 10,
-подготовительные группы № 11,12)
1.2. Прогулка
Прогулка в холодное время (с 01.09 - 31.05) не менее 4 часов в день во всех возрастных группах.
на прогулку выходят дети групп раннего и младшего дошкольного возраста в любую погоду до -15 гр. С.
продолжительность прогулки при температуре воздуха ниже - 15гр. С и скорости ветра более 7 метров в сек. сокращается по указанию медицинского персонала.
жизнь детей переносится на улицу в летнее время (с 01.06. по 31.08)
1.2. Прогулка
Прогулка в холодное время (с 01.09 - 31.05) не менее 4 часов в день. Температура воздуха до -20 гр. С.
Длительность прогулки уменьшается при температуре воздуха ниже -20 гр. С при скорости ветра более 7 метров в секунду.
Не проводится прогулка в морозную ветреную погоду при температуре ниже -20 гр. С при скорости ветра более 15 м. в сек.
жизнь детей переносится на улицу в летнее время (с 01.06. по 31.08)
Динамический час
на свежем воздухе ежедневно при температуре не ниже -15 гр. С.
Длительность динамического часа 15-20 минут.
Проводится в конце прогулки перед уходом в группу
1.3. Динамический час
на свежем воздухе ежедневно при температуре не ниже - 18 гр. С
Длительность динамического часа 25-30 минут
Проводится в конце прогулки перед уходом в группу.
1.4 Физкультурные занятия
Группы раннего возраста №1,2,4,6 - 2 занятия в группе
Младшие№3,5 и средние №7,8 дошкольные группы
-2 занятия в спортивном зале, 1 занятие в группе
Физкультурное занятие проводится в облегченной одежде:
в зале - футболка, шорты, носки и спортивная обувь,
на улице: спортивная форма одежды.
Длительность:
группа раннего возраста №1,2,4 - 8 - 10 минут
младшая группа №3,5 - 10 - 15 минут
средняя группа №7,8 - 15 - 20 минут
1.4 Физкультурные занятия
Старшие и подготовительные группы № 9,10,11,12
- 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на свежем воздухе 1 раз в неделю по утвержденному расписанию занятий
Физкультурное занятие проводится в облегченной одежде:
в зале - футболка, шорты, носки и спортивная обувь,
на улице: спортивная форма одежды.
Длительность:
старшая группа № 9,10 – не более 25 минут
подготовительная группа № 11,12 – не более 30 минут
1.5 Физкультурные праздники и досуги
Физкультурные праздникидля раннего, младшего, среднего дошкольного возраста проводятся не менее 2 раз в год (холодный и теплый)
Физкультурный досуг проводится 1 раз в месяц
1.5 Физкультурные праздники и досуги
Физкультурные праздникидля старшего дошкольного возраста проводятся не менее 2 раз в год (холодный и теплый период)
Физкультурный досуг проводится 1 раз в месяц
2.3. ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Ранний, младший и средний дошкольный возраст.
(группы раннего возраста № 1,2,4,6, младшие группы № 3,5,средние группы № 7,8)
Старший дошкольный возраст
(старшие группы № 9,10, подготовительные группы № 11,12)
3.1 Обливание ног из лейки от стоп до колена с 15 секунд до 35 секунд в течение лета. Начальная температура воды +35 гр. С до + 24 гр. С.
В конце лета обливают водой подогретой в емкости на солнце в течение дня (младшие № 3,5и средние группы № 7,8)
3.1 Обливание ног из лейки от стоп от колена и концу лета до бедра. Температура воды +24 гр. С, длительность процедур 35 сек (старшие №9,10 и подготовительные группы № 11,12)
3.2 Солнечные ванны между 10-12 часами 1 раз в день, начиная с 2 минут (дети раннего и младшего дошкольного возраста), а для детей среднего дошкольного возраста 2 раза в день с последующим прибавлением на 1 минуту (в трусах без маек, в панамках)
3.2 Упражнения после сна с элементами дыхательной гимнастики на улице, при температуре воздуха не ниже +20 гр С.
Солнечные ванны между 10 -12 часами 2 раза в день, начиная с 3 минут с последующим прибавлением на минуту (в трусах без маек, в панамках)
3.3 Игры с водой, подогретой на солнце в течение дня (в т.ч. детские надувные бассейны)
3.3 Игры с водой, подогретой на солнце в течение дня (в т.ч. детские надувные бассейны)
3.Организация питания
Важной частью оздоровительной работы в МБДОУ является питание. Ежедневно в меню включаются овощи (в т.ч. блюда из тушеных овощей), фрукты, соки, напитки из шиповника или клюквы, кефир, молоко. Введение в рацион питания овощей и фруктов обеспечено в соответствии с установленными нормами на 1 ребенка в день.
Сбалансированное трехразовое питание строится по 10 дневному меню в соответствии:
- с Уставом МБДОУ,
- с утвержденными технологическими картами приготовления блюд для детей раннего и дошкольного возраста,
-с утвержденным меню - раскладкой на день,
- с учетом режима дня и графиком раздачи пищи на пищеблоке.
Работа по питанию построена с учетом списков детей, имеющих ограничения в питании (списки детей имеются на каждой возрастной группе).
В МБДОУ осуществляется дополнительное введение в рацион питания детей дошкольных групп № 3,5,7,8,9,10,11,12 чеснока и лука в осеннее - зимний период для профилактики простудных заболеваний (ОРЗ и ОРВИ гриппа и других) в обеденное время.
В целях обеспечения водного баланса в организме ребенка с учетом его двигательной активности в течение дня организована работа по соблюдению питьевого режима в группах.
4.Оздоровительно - профилактическая работа
В МБДОУ осуществляется медицинское обслуживание ребенка:
профилактические мероприятия в соответствии с утвержденными планами работы в «МБДОУ» и детской поликлиники № 48 Советского района города Нижнего Новгорода на год (осмотр врачом-педиатром 2 раза в год, плановая вакцинация, текущий осмотр врачом и медицинской сестрой по состоянию здоровья);
санитарно-гигиенические мероприятия в помещениях «МБДОУ»;
гигиеническое воспитание ребенка во время умывания, приема пищи, одевания на прогулку и прочих режимных процессов.