1.Введение.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, созда¬ние условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физиче¬ского, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро¬вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев¬ной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровье сбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровье сбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. В качестве основы нашей программы здоровье сбережения мы определили заботу о сохранении здоро¬вья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Здоровье» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Тавричанка Надеждинского района» Приморского края
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №4
П. Тавричанка
С.В. Зубарев
ПРОГРАММА
«Здоровье»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Тавричанка Надеждинского района» Приморского края
на 2014 – 2019 уч.гг
2014 год
1.Введение.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровье сбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровье сбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. В качестве основы нашей программы здоровье сбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
2. Цели программы:
создание в школе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
усиление контроля над медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровье сбережения, их отдыха, досуга;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
3. Задачи программы:
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
развитие социально – психологической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
4.Функции различных категорий работников школы
4.1.Функции медицинской службы (Поликлиника п. Тавричанка) :
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы.
4.2.Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровье сбережения и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе.
4.3.Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, брейн-ринги, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационый (3 года):
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
сбор и анализ результатов выполнения программы;
коррекции деятельности.
4.7.Модель личности ученика.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровье сбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
Модель выпускника первой ступени обучения
Модель выпускника второй ступени обучения
Модель выпускника третьей ступени обучения
знание основ личной гигиены,
выполнение правил гигиены;
владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
знание основ строения и функционирования организма человека;
умение оценивать свое физическое и психическое состояние;
знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
поддержание физической формы;
гигиена умственного труда
стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
знание различных оздоровительных систем;
умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
гигиена умственного труда.
4.8.Ожидаемые конечные результаты программы:
повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.
4.9.Реализация программы направлена на формирование у учащихся
культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
4.10.Методы контроля над реализацией программы:
проведение заседаний педагогического совета школы;
посещение и взаимопосещение уроков;
создание методической копилки опыта;
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
4.11.Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
Использование здоровье сберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
Предупреждение проблем развития ребенка;
Обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
Развитие познавательной и учебной мотивации;
Совершенствование деятельности социально – психологической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
Организация социально – психологической помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
Организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
Широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
Общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
Текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
Режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Здоровье сберегающие технологии административной работы в школе;
Здоровье сберегающие технологии семейного воспитания;
Здоровье формирующие образовательные технологии, (психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности).
4.13.Реализация основных направлений программы:
Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
Обеспечение учащихся питанием в столовой.
Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, классных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений среди школьников.
Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
4.14.Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
Анализ медицинских карт;
Определение группы здоровья;
Учет посещаемости занятий;
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков, проведение уроков физической культуры;
Организация летних оздоровительный пришкольных лагерей с дневным пребыванием.
3. Урочная и внеурочная работа:
Открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности;
Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
4. 15.План деятельности по реализации программы
1.
Медицинское направление.
1.1.
Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
-выявление учащихся медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.
Социальная служба
ежегодно
Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах
1.2.
Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
Социальная служба, педиатр поликлиники, медсестра
ежегодно
План медосмотров
1.3.
Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.
Социальная служба, педиатр поликлиники, медсестра
ежегодно
План медосмотров
1.4.
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
Медсестра
Классные руководители
ежегодно
Классные журналы
1.5.
Анализ случаев травматизма в школе.
Социальная служба, заместитель директора по ВР
ежегодно
Материалы отчетов
1.6.
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
Классные руководители, Заместитенль директора по УВР
ежегодно
Материалы отчетов
1.7.
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка
соцпедагог, учителя
ежедневно в течение года
1.8.
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
заместитель директора
по УВР
ежегодно
Справка по оценке расписания
2.
Просветительское направление
2.1.
Организация просветительской работы с родителями (лекторий).
заместитель директора
по ВР
ежегодно
График проведения лектория
2.2.
Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
администрация школы
ежегодно
План работы
2.3.
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).
заместитель директора по ВР
ежегодно
План работы
2.4.
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
заместитель директора по ВР
ежегодно
План работы
2.5.
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
учителя-предметники
в течение года
Планы уроков
3.
Психолого-педагогическое направление.
3.1.
разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения.
Педагог-психолог, Кл. рук.
ежегодно
Диагностические исследования
3.2.
выявление профессиональных
интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;
Педагог-психолог, Кл. рук.
ежегодно
Диагностические исследования
3.3.
Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся
Педагог-психолог, Кл. рук.
ежегодно
Диагностические исследования
3.4.
Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.
учителя-предметники
ежегодно
Планы уроков
4.
Спортивно-оздоровительное направление.
4.1.
Организацию спортивных мероприятий.
учителя физической культуры
ежегодно
план работы
4.2.
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
заместитель директора по ВР
ежегодно
план работы кружков и секций
4.3.
Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
заместитель директора по ВР
ежегодно
план работы
4.16. Календарный план реализации программы «Здоровье» на 2014-2019 учебный год (может изменяться)
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классам.
Организация работы кружков и секций.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
Организация питания учащихся.
Проведение внутришкольных и участие в районных, краевых спортивно-массовых соревнованиях.
Проведение лекций, бесед, классных часов по формированию здорового образа жизни.
Дни здоровья.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
День бегуна
День массовой зарядки
Туристический слет школьников.
Октябрь
Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка классов к зиме.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районных соревнованиях.
Проведение лекций, бесед, классных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику «День матери».
Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Проведение школьных соревнований.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.
Декабрь
Проведение открытых классных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Фестиваль агитбригад.
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Физкультминутки и динамические паузы.
Проведение школьных спортивных соревнований
Участие в районных соревнованиях.
Февраль
Месячник военно-патриотической работы.(план работы прилагается)
День защитника Отечества.
Школьные соревнования.
Физкультминутки и динамические паузы.
Участие в районных соревнованиях
Март
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья.
Физкультминутки и динамические паузы.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Участие в школьных и районных соревнованиях.
Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Память».
Благоустройство школьной территории.
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Участие в школьных и районных соревнованиях.
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в ВОВ.
«Весёлые старты».
Проведение экскурсий на природу.
Презентация уроков чистоты.
День ГО
Участие в школьных и районных соревнованиях.
Физкультминутки (ежедневно).
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану летних каникул.
5. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА)
Реализация программы предполагается в период 2014 - 2019 гг. в три этапа: I этап. - сентябрь - август 2015г - Подготовительный этап реализация Программы. Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников. II этап. – сентябрь 2014 – 2018 г. – апробационый(основной) этап. Реализация программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе школы и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности, партнерства. III этап – сентябрь 2018 - август 2019 г. – контрольно - обобщающий этап. Анализ результатов внедрения программы «Здоровье».
Ожидаемые результаты реализации программы «ЗДОРОВЬЕ» (предполагаемые результаты достижения)
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в школе, которые позволят обеспечить:
Повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
Формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
Снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
Повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
Усовершенствованную организацию здорового и рационального питания.
Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
Рост спортивных достижений;
Повышение физического уровня школьников.
6. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«ЗДОРОВЬЕ»
Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Инструментарий проведения контроля: - мониторинг результативности выполнения программы; - степень участия учащихся в акциях по пропаганде ЗОЖ - анализ статистических показателей и мониторинговых исследований - опросы учащихся, родителей, педагогов. - общественная оценка качества работы школы
– анкетирование всех участников образовательного процесса; - общественная оценка качества работы школы .
Критерии эффективности реализации программы «Здоровье»:
Для МБОУ СОШ №4 п. Тавричанка:
количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает школа;
доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для учащихся:
количество пропусков учебных занятий учащимися, дней/уч-ся/год;
количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися.
количество учащихся по освобождению, уроков/уч-ся/год;
доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
количество (динамика) несчастных случаев вшколе
Для педагогов:
доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
доля педагогов, владеющих здоровьесберегающими технологиями по отношению к общему их количеству, %.