5. Описание образовательной деятельности…………………... 10
6. Контроль знаний……………………………………………… 12
7. Методическое обеспечение программы…………………….. 14
8. Список используемой литературы…………………………... 15
9. Приложения…………………………………………………… 16
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
По утверждению А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...:
• Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании».
• «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10
• «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Цель: формирование навыка осознанного грамотного чтения.
отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в форме кружка 2 раза в неделю, периодичность занятий – еженедельно. Учебный план рассчитан на 62 часа. В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ (с детьми 5-6 лет – 25 минут, с детьми 6-7 лет – 30 минут).
Детидолжныуметь:
различать гласные и согласные звуки;
дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
определять ударные гласные, слоги;
определять в словах место и последовательность звуков;
определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях
выполнять звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
графически обозначать звуки, слоги и слова;
составлять графическую схему предложения;
В течение года и по итогам работы проводится контроль знаний, осуществляемый в форме специально подобранных тестовых заданий.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Согласовано Утверждено
С Педагогическим советом Заведующим МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка
Протокол № 1 от 30.08.2016 г. ____________________Л.Б. Корольковой
по обучению грамоте « Умники и умницы» на 2016-2017 учебный год
Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 № 1018);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
• Уставом детского сада;
• Дополнительной общеразвивающей программой по обучению чтению « Умники и умницы» МБДОУ ДС № 19 г.Кузнецка
Структура учебного года
Начало учебного года
По мере формирования группы
Продолжительность обучения
1год
Количество занятий в неделю
2 дня (выходные – суббота, воскресенье)
Праздничные дни
31.12.2016 -08.01.2017 (новогодние каникулы)
04.11.2016 - 06.11.2016- День народного единства
31.12.2016 -08.01.2017- Новый год
23.02.2017 - 26.02.2017– День защитника Отечества
08.03.2017– Международный женский день
29.04.2017-01.05.2017 – Праздник весны и труда
07.05.2017 -09.05.2017 –День Победы
10.06.2017 – 12.06.2017 – День России
Структура образовательной деятельности:
1Организованная образовательная деятельность по обучению чтению проводится во второй половине дня с 16.00 до 16.30, продолжительностью 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к обучению в школе группе.
Согласовано Утверждено
С Педагогическим советом Заведующим МБДОУ ДС № 19г. Кузнецка
Протокол № 1 от 30.08.2016 г. _______________Л.Б. Королькова
Приказ № _____от 03. 10.2016г.
Учебныйплан
пореализациииосвоениюдополнительнойобщеразвивающейпрограммыпо обучению грамоте « Умники и умницы»
Учебный план составлен на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным програмам»;
- СанПиНа 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Вгруппеобщеразвивающейнаправленностис 5 до 6 лет.
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей 5-6 лет продолжительность организованной образовательной деятельности составляет не более 25 минут. Организованная образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня.
Вгруппеобщеразвивающейнаправленностис 6 до 7 лет.
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей 6–7 лет продолжительность организованной образовательной деятельности составляет не более 30 минут.
Организованная образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня.
Направление развития
Форма проведения
Возрастные
группы
с 5 до 6 лет
с 6 до 7 лет
Обучение грамоте
фронтальная
2
2
Итого:
2\50 мин.
2\60 мин.
Учебно-тематическийплан
№
тема ООД
Количество
1
Речь (письменная и устная)
1
2
Слово
1
3
Звук. Слово
1
4
Речевые звуки. Гласные и согласные
1
5
Звук и буква У
1
6
Звук , буква
7
Слова, обозначающие предметы. Живые и неживые.
1
8
Звук и буква А
1
9
Слова, обозначающие действие предмета
1
10
Звук и буква И
1
11
Слова, обозначающие признак предмета
1
12
Звуки «П» и «Пь». Буква П
1
13
Заглавные буквы
1
14
Звуки «Т» и «Ть». Буква Т
1
15
Твердые и мягкие согласные звуки.
1
16
Предложения . Точка в конце предлжения.
1
17
Побудительные, вопросительные предложения
1
18
Звук и буква О
1
19
Звук и буква Э
1
20
Звук «к» и «Кь». Буква К
1
21
Звуки М и Мь. Буква М
1
22
Звонкие, глухие согласные звуки.
1
23
Звуки «х» и « хь». Буква Х
1
24
Звук и буква Ы
1
25
Гласные звуки
1
26
Слог . Деление слов на слоги.
1
27
Ударение.
1
28
Звуки «С» и «Сь» БукваС
1
29
Звуки «Н» и «Нь» . Буква Н
1
30
Звук и буква Й
1
31
Буква Я
1
32
Буква Я
1
33
Звуки «З» и «ЗЬ». Буква З
1
34
Буквы С, З
1
35
Звуки «Б» и «БЬ».Буква Б
1
36
Буква П и Б
1
37
Звуки «В» и «ВЬ». Буква В
1
38
Звуки «Д» «ДЬ». Буква Д
1
39
Буквы Т и Д
1
40
Звуки «Л» и «ЛЬ». Буква Л
1
41
Звуки «Г» и «ГЬ». Буква Г
1
42
Буквы К, Г
1
43
Звук и буква Ш
1
44
Буква Е
1
45
Буква Е
1
46
Звук и буква Ж
1
47
Буквы Ш.Ж.
1
48
Буква Ё
1
49
Буква Ё
1
50
Звуки «Р» и «РЬ». Буква Р
1
51
Звуки «Ф» и «ФЬ». Буква Ф
1
52
Буквы В и Ф
1
53
Звук и буква Ч
1
54
Буква Ю
1
55
Буква Ю
1
56
Гласные буквы и звуки
1
57
Звук и буква Ц
1
58
Буквы С, Ч, Ц.
1
59
Звук и буква Щ
1
60
Буквы Ш,Щ,Ч
1
61
Мягкий знак
1
62
Разделительный мягкий знак
1
63
Разделительный твердый знак
1
64
Алфавит
1
Содержаниеобразовательнойдеятельности
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
• Гризик Т.А., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М.: «Просвещение», 2009.
• Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
• Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
• Корнев А.Н., Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2006
• Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
Методическоеобеспечениепрограммы
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, проблемные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трём направлениям:
– аналитико‑синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение.
Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:
1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.
Начиная с 3 этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения. Она включает:
1.Формирование понимания на уровне слова.
Работа на первом этапе направлена на расширение, обогащение, активизацию, актуализацию словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением.
2.Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.
Работа на втором этапе направлена на понимание грамматических и логико – грамматических отношений в предложно - падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. А так же на формирование понимания и анализа пословиц и поговорок, устойчивых выражений и фразеологических оборотов.
3.Формирование понимания на уровне текста.
На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста.
Условия для реализации программы
1. Оборудование, материалы.
Для занятий необходимы: помещение, отвечающее требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (8-10 человек).
2 Кадры
Для реализации данной программы педагог должен иметь высшее образование, курсы повышения квалификации.